Главная страница

Государь, конспект. О тех, кто приобретает власть злодеяниями


Скачать 54.28 Kb.
НазваниеО тех, кто приобретает власть злодеяниями
Дата24.05.2023
Размер54.28 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаГосударь, конспект.pdf
ТипДокументы
#1155259

О ТЕХ, КТО ПРИОБРЕТАЕТ ВЛАСТЬ ЗЛОДЕЯНИЯМИ
Два способа сделаться государем — не сводимые ни к милости судьбы, ни к доблести - случаи, когда частный человек достигает верховной власти путем преступлений либо в силу благоволения к нему сограждан.
Жестокость жестокости рознь. Жестокость применена хорошо в тех случаях — если позволительно дурное называть хоро шим, — когда ее проявляют сразу и по соображени ям безопасности, не упорствуют в ней и по воз можности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже.
Тот, кто овладевает государством, должен предусмотреть все обиды, чтобы покон чить с ними разом, а не возобновлять изо дня в день; тогда люди понемногу успокоятся, и государь сможет, делая им добро, постепенно завоевать их расположение.
Обиды нужно наносить разом: чем меньше их попробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше. Самое же главное для государя — вести себя с подданными так, чтобы никакое событие — ни дурное, ни хорошее
— не заставляло его изменить своего обращения с ними, так как, случись тяжелое время, зло делать поздно, а добро бесполезно, ибо его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью.
О ГРАЖДАНСКОМ ЕДИНОВЛАСТИИ
Единовластие учреждается либо знатью, либо наро дом, в зависимости от того, кому первому предста вится удобный случай. Знать, видя, что она не может противостоять народу, возвышает кого-нибудь из своих и провозглашает его государем, чтобы за его спиной утолить свои вожделения. Так же и народ, видя, что не может сопротивляться знати,
возвышает кого- либо одного, чтобы в его власти обрести для себя защиту.
Тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть,
чем тому, кого привел к власти народ так как если государь окружен знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тогда как тот, кого привел к власти народ, правит один и вокруг него нет никого или почти никого, кто не желал бы ему повиноваться.
Государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать или подвергать опале.

С людьми знатными надлежит поступать так, как поступают они. С их же стороны возможны два образа действий: либо они показывают, что готовы разделить судьбу государя, либо нет.
Если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсем не трудно, ибо народ требует только,
чтобы его не угнетали. Но если государя привела к власти знать наперекор народу, то первый его долг — заручиться дружбой народа, что опять-таки нетрудно сделать, если взять народ под свою защиту.
Мудрому государю надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в государе и в государстве, — только тогда он сможет поло житься на их верность.
О ТОМ,
ЗА ЧТО ЛЮДЕЙ, В ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРЕЙ, ВОСХВАЛЯЮТ
ИЛИ ПОРИЦАЮТ
Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.
О ЩЕДРОСТИ И БЕРЕЖЛИВОСТИ
Раз государь не может без ущерба для се бя проявлять щедрость так, чтобы ее признали, то не будет ли для него благоразумнее примириться со славой скупого правителя? Ибо со временем, когда люди увидят, что благодаря бережливости он удовлетворяется своими доходами и ведет военные кампании, не обременяя народ дополнительными налогами, за ним утвердится слава щедрого правителя.
ибо ты достиг власти, либо ты еще на пути к ней. В первом случае щед рость вредна, во втором — необходима.
больше мудрости в том, чтобы, слывя скупым, стяжать худую славу без ненависти, чем в том, чтобы, желая прослыть щедрым и оттого поневоле разоряя других, стяжать худую славу и ненависть разом.
О ЖЕСТОКОСТИ И МИЛОСЕРДИИ
И О ТОМ, ЧТО ЛУЧШЕ: ВНУШАТЬ ЛЮБОВЬ ИЛИ СТРАХ
Каждый государь желал бы прослыть ми лосердным, а не жестоким,
однако следует остере гаться злоупотребить милосердием.
Лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее
выбрать страх. Ибо о людях в целом можно ска зать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману
Худо придется тому государю, который, доверясь их посулам, не примет никаких мер на слу чай опасности. Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать
Государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушать страх без ненависти. Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их жен щин.
любят государей по собственному усмотрению, а боятся — по усмотрению государей.
О ТОМ, КАК ГОСУДАРИ ДОЛЖНЫ ДЕРЖАТЬ СЛОВО
Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе.
разумный пра витель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины,
побудившие его дать обещание.
государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями,
но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.
государь должен бдительно следить за тем, чтобы с языка его не сорвалось слова, не испол ненного пяти названных добродетелей.
О ТОМ, КАКИМ ОБРАЗОМ ИЗБЕГАТЬ НЕНАВИСТИ И ПРЕЗРЕНИЯ
Из всех способов предотвра тить заговор самый верный — не быть ненавистным народу. Государь может не опасаться заговоров, если пользуется благоволением народа, и наоборот, должен бояться всех и каждого, если народ питает к нему вражду и ненависть
О СОВЕТНИКАХ ГОСУДАРЕЙ
Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает
государь со своей сторо ны должен стараться удержать преданность своего ми нистра, воздавая ему по заслугам, умножая его со стояние, привязывая его к себе узами благодарности, разделяя с ним обязанности и почести
КАК ИЗБЕЖАТЬ ЛЬСТЕЦОВ
Когда государь пытается искоренить лесть, он рискует навлечь на себя презрение. Ибо нет другого способа оградить себя от лести, как внушив людям, что, если они выскажут тебе всю правду, ты не будешь на них в обиде отличив нескольких мудрых людей, им одним предоставить право высказывать все, что они думают, но только о том, что ты сам спра шиваешь, и ни о чем больше; однако спрашивать надо обо всем и выслушивать ответы, решение же прини мать самому и по своему усмотрению.
добрые советы, кто бы их ни давал, родятся из мудрости государей, а не муд рость государей родится из добрых советов.


написать администратору сайта