Главная страница

Эссе по работе Жан-Жака Руссо. Эссе Руссо. Об общественном договоре


Скачать 16.34 Kb.
НазваниеОб общественном договоре
АнкорЭссе по работе Жан-Жака Руссо
Дата13.03.2023
Размер16.34 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе Руссо.docx
ТипЗакон
#985718

Эссе по книге Ж.Ж. Руссо «Об общественном договоре»

В трактате “Об общественном договоре” Ж.-Ж. Руссо размышляет об образовывании государства, выступает против социального неравенства и деспотизма королевской власти, рассуждает о законах и народах, о праве жизни и смерти и о гражданском состоянии. Также описывает естественное состояние, которое впоследствии разрушилось введением частной собственности.

Ж.-Ж. Руссо начинает трактат с описания догосударственного состояния общества – «естественного состояния». Как первоначальное общество Руссо выводит семью. Изначально, никем не организованный человек жил в гармонии с природой, руководствуясь правилами и принципами, вытекающими из самой природы человека. Все люди были равны, а частной собственности не существовало. Единственное неравенство, которое присутствовало в естественном состоянии, являлось только физическое неравенство, данное природой. Впоследствии, как пишет Руссо, появляется частная собственность, когда кто-то первый, отгородив участок земли, сказал: "Это – мое", – и все в это поверили. Появление частной собственности приводит к социальному неравенству, а затем к борьбе между богатыми и бедными. По мнению Руссо, это противоестественно и ведёт к появлению права сильного. Захваты богатых чередуются с разбоями бедных.

Выход из догосударственного состояния, по мнению Руссо, был предложен богатыми. «Общественный договор» предусматривал полное отчуждение каждого члена со всеми своими правами в пользу всей общины. Появляется новый тип состояния общества – государственный. По данному «договору» люди отдают часть своих прав государству, которое должно было защищать естественные и неотчуждаемые права человека с помощью законов, которым будут подчиняться все – как богатые, так и бедные. Однако, впоследствии, только богатые и имущие получили выгоду от этого соглашения. Возникновение государства и законов, как писал Руссо, «наложили новые путы на слабого и придали силы богатому», т. е. после заключения «общественного договора» усиливается не только экономическое неравенство, но и появляется неравенство политическое. Таким образом, «общественный договор», который должен был установить между гражданами такое равенство, в силу которого все они, принимая на себя обязательства, подчинены одинаковым условиям, был нарушен и искажён именно богатыми.

Также Ж.-Ж. Руссо описывает такие понятия, как «общая воля» и «суверенитет». Общая воля не является лишь волеизъявлением большинства, она всегда отражает интересы всего общества. Обществом нужно править, руководясь общим интересом, значит суверенитет, который осуществляет общую воли, неотчуждаем. По той же причине он неделим, ведь воля либо является общею, либо ею не является. Таким образом, по мнению автора, общая воля стремится всегда к пользе общества, однако люди не всегда видят, в чём состоит их благо.

Далее мыслитель рассуждает о границах верховной власти суверена. Общественное соглашение даёт суверену неограниченную власть над всеми его членами, и эта власть, направляемая общею волею, называется суверенитетом. Но Руссо замечает, что верховная власть, какой бы неограниченной и неприкосновенной она не была, не может переступать границ общих соглашений.

Таким образом, в трактате “Об общественном договоре”, Ж.-Ж. Руссо описывает идеальное государство, в котором люди, отдав свои силы, свободу и имущество во имя общества, получат взамен гражданскую свободу, равноправие, законодательную власть и защиту. Я думаю, что Руссо также можно характеризовать как сторонника мелкобуржуазного радикализма, потому что мыслитель выступал не против частной собственности вообще, а был противником сосредоточения крупной собственности в руках одного человека. Подтвердить данный вывод можно также тем, что мыслитель являлся сторонником гражданского общества, при котором человек получает гражданскую свободу и право собственности на все, чем он владеет, т. е. под собственностью Руссо понимает не только какие-то материальные богатства, но и жизнь, личную свободу и свободу совести.


написать администратору сайта