Объект и предмет науки и учебной дисциплины
Попытка: 1
Предмет учебной дисциплины
Объект и предмет науки и учебной дисциплины Понятие государства Государство:
- обладающая суверенитетом публичная властная политическая организация общества, охватывающая всех его членов, проживающих на данной территории и распространяющаяся на все сферы его жизнедеятельности;
- организация разделения и кооперации труда и иной деятельности людей на определенной территории.
Право - существующая в рамках любого политически организованного общества система общеобязательных юридических норм.
Лекция Наилучшее состояние политически организованного общества Наилучшая ситуация для каждого индивида в государстве – потребление продуктов труда и других результатов человеческого поведения, являющихся превосходными с точки зрения запросов потребителя.
Такое положение не достигается, даже если одно лицо в политически организованном обществе демонстрирует несовершенные формы собственной активности.
Каждый человек должен иметь возможность получать хорошее воспитание и образование, а также обладать нужными для этого здоровьем и физической подготовкой, но и поддерживать и улучшать приобретенные знания, умения, навыки и физическое состояние в течение своей жизни.
В личных интересах каждого человека в государственной организации: - способствовать приобретению остальными людьми всего необходимого для высококачественной трудовой и иной деятельности; - когда у индивидов есть условия, чтобы эффективно работать и выполнять другие функции, но они не хотят этого, нужно убеждать или, в крайнем случае, принуждать отлынивающих от указанных усилий преодолевать такое нежелание.
Это обусловлено единством коренных долговременных интересов людей в обществе.
Лекция
Критерии оценки политико-юридических доктрин
1. Учёт условий сохранения и развития политически организованного общества:
- трудовая деятельность всех трудоспособных членов общества;
- общение и кооперация труда;
- мир в рамках сферы интенсивного общения людей;
- нормативное регулирование общественных отношений.
2. Определение содержания правовых норм, иерархия целей, преследуемых государством при правовом регулировании.
3. Способствование прогрессу государственной организации с функционирующими в ней правовыми нормами.
Лекция Прогресс Прогресс политически организованного общества:
- совершенствование человеческих индивидов в ходе правового регулирования в государстве в умственном, нравственном, волевом и практическом отношениях
- расширение и углубление господства каждого человека над своей собственной и внешней для него природой
Лекция Попытка: 1 Наилучшее состояние политически организованного общества Наилучшая ситуация для каждого индивида в государстве – потребление продуктов труда и других результатов человеческого поведения, являющихся превосходными с точки зрения запросов потребителя.
Такое положение не достигается, даже если одно лицо в политически организованном обществе демонстрирует несовершенные формы собственной активности.
Каждый человек должен иметь возможность получать хорошее воспитание и образование, а также обладать нужными для этого здоровьем и физической подготовкой, но и поддерживать и улучшать приобретенные знания, умения, навыки и физическое состояние в течение своей жизни.
В личных интересах каждого человека в государственной организации: - способствовать приобретению остальными людьми всего необходимого для высококачественной трудовой и иной деятельности; - когда у индивидов есть условия, чтобы эффективно работать и выполнять другие функции, но они не хотят этого, нужно убеждать или, в крайнем случае, принуждать отлынивающих от указанных усилий преодолевать такое нежелание.
Это обусловлено единством коренных долговременных интересов людей в обществе.
Лекция
Критерии оценки политико-юридических доктрин
1. Учёт условий сохранения и развития политически организованного общества:
- трудовая деятельность всех трудоспособных членов общества;
- общение и кооперация труда;
- мир в рамках сферы интенсивного общения людей;
- нормативное регулирование общественных отношений.
2. Определение содержания правовых норм, иерархия целей, преследуемых государством при правовом регулировании.
3. Способствование прогрессу государственной организации с функционирующими в ней правовыми нормами.
Прогресс Прогресс политически организованного общества:
- совершенствование человеческих индивидов в ходе правового регулирования в государстве в умственном, нравственном, волевом и практическом отношениях
- расширение и углубление господства каждого человека над своей собственной и внешней для него природой
Лекция
Политико-правовое учение Конфуция
•Учение о «благородном муже», то есть истинном политике: забота об общих, а не о партийных интересах, требовательность к себе и снисхождение к другим, стремление к познанию, а не к богатству, искренность и вежливость в общении.
• Народ должен стать богатым и ученым.
• Чего не желаешь себе, не делай другим.
• «Необходимо исправить имена», отстранив от государственных постов лиц, которые не могут должным образом выполнять порученные им работы. Нужно, чтобы каждое дело исполнял человек, способный к этому делу».
• «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится. И хуже всех те правители, которых народ презирает».
Начало формы
Далее
Политические идеи в древнеиндийском трактате Артхашастра
•Концепция преимущественно диктаторского способа управления: Тот, кто рассуждает о высшей добродетели, не станет согласовывать своего мнения с ходячими представлениями; тот, кто добивается великого успеха, не должен советоваться с толпой».
• Запрет гражданам высказывать политические взгляды, противоречащие позиции правительства, и отсутствие легальных каналов политической борьбы.
• Сведения о настроениях народных масс собирают путем применения метода провокации - намеренного разжигания споров и оценки аргументов спорящих, выступавших за и против существующей власти.
• Рекомендации субъектам политических отношений:
-Если руководитель деятелен, то деятельны и его подчиненные.
- Правитель должен в совершенстве овладеть политическими знаниями, чтобы выбирать из массы советов ценные.
- Принадлежащую ему власть правитель «должен применять одинаково как к собственному сыну, так и к своему врагу в соответствии с их поступками».
- Политическому руководителю следует бороться с противниками, привлекая все силы и средства своих подчиненных, а не часть таких ресурсов.
- То, что противник может отнять силой, государю надлежит отдать самому из политических соображений. Правитель «должен заботиться о сохранении своей жизни, но не богатства.
- Советнику политического руководителя следует говорить неприятное своему начальнику обязательно наедине и только если начальник слушает его и соглашается с ним.
- Если правитель имеет порочные пристрастия, то приближенный «должен сообразоваться с его желаниями и хвалить». Находясь вблизи правителя, подчиненный «должен стараться препятствовать его порокам». Также подчиненному следует охранять правителя «от козней, проделок и обманов со стороны других».
- Руководитель государства «пусть не заставляет дожидаться у дверей тех, кто имеет к нему дела, чтобы располагать актуальной информацией и не допускать ошибок в проводимой политике.
Закономерности политической организации общества по учению Софистов
Как считал софист Антифонт, «кто думает, что он может причинить зло своим ближним и при этом сам не испытать зла, тот неразумен».
По мнению неизвестного софиста, автора сохранившейся работы «Двоякие речи», политику «следует... знать все законы. Однако если он не будет знать государственных дел, то он не будет знать и законов.
По мнению Софиста Крития, «когда политическое руководство препятствовало своим подчиненным открыто совершать противоправные действия, но тайно они «продолжали творить их, некий мудрый муж придумал для людей божий страх» чтобы удержать их от тайного совершения указанных действий.
Теоретические представления о государстве и праве в христианском вероучении
•Народу необходимо поставить над собой правителя, избранного Богом, нестяжательного, милостивого, соблюдающего Священное Писание. Правитель не является Божьим избранником, если скажет именем Бога, но это слово не исполнится.
• Политический авторитет приобретается бескорыстным служением и щедростью.
• Пришельцев необходимо уважать так же, как и коренных жителей.
• Правильный образ жизни гражданина выражается в следовании советам:
-«возлюби ближнего твоего, как самого себя», но «отдаляйся от врагов твоих»;
- «отдавай кесарю кесарево, а Божие – Богу… Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси»;
- «не следуй за большинством на зло», а также «не подражай человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его»;
- «бойся... царя, с мятежниками не общайся», ибо люди недостойные «возмущают город, а мудрые утишают мятеж»;
- «открывай уста свои за безгласного и для защиты всех сирот... для правосудия и для дела бедного и нищего»;
- «воздавай каждому по делам его», но «не говори: “Я отплачу за зло”. Предоставь это Богу, и он сохранит тебя»;
- «соверши дела твои вне дома» и лишь потом «устраивай и дом твой»;
- знай, что «нет ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. Следует довольствоваться той жизнью, которая есть.
Царство, разделившееся в себе, опустеет.
Политико-юридические воззрения Фомы Аквинского
•Лучшей является та форма правления, при которой во главе стоит одно лицо, превосходящее всех в добродетели, определенное число выдающихся добродетельных людей имеют управленческие полномочия, а остальные люди имеют право быть избранными и править, правитель избирается всеобщим голосованием.
• Право – некоторый вид плана, направляющего к цели действия людей. Это норма и мера актов, побуждающих действовать или воздерживаться от действий. Всякая норма – промульгированный указ разума для достижения всеобщего блага.
• Право с течением времени нужно изменять, так как развивается человеческий разум и меняются условия жизни людей, которым право должно соответствовать. Однако право следует изменять только тогда, когда польза от модификации превосходит вред от нарушения принципа уважения к его положениям.
• Законодательная форма правотворческой деятельности предпочтительнее, чем судебная, поскольку легче найти немного мудрых людей для создания законов, чем много для осуществления правосудия; проще отличить правильное от неправильного при рассмотрении многих случаев, чем при решении одного дела; в судебной деятельности более вероятно лицеприятие и отклонение от общего блага.
Исламская политическая доктрина
•Народу необходимо повиноваться политическим руководителям, которым власть дана свыше. Нельзя следовать мнению большинства: оно несовершенно.
• Справедливость предполагает преимущество усердствующих «имуществом и душами» перед сидящими со сложенными руками.
• Принципы примерной жизни людей:
-Стараться опередить друг друга в добрых делах;
- честно выполнять договоры друг с другом;
- неэквивалентный обмен материальными благами между бедными и богатыми, дающий большую выгоду бедным;
- не разрушать окружающую природную среду;
- высшей целью должна быть будущая жизнь;
- правители обязаны примирять ссоры в государстве и обеспечивать господство справедливости в отношениях между людьми.
Лекция
Политические идеи в нецивилизованных политически организованных обществах
1.Успех политической организации общества зависит от способности лидера удовлетворять потребности организации наиболее полно.
2.Политический авторитет индивида зависит от его способности отдавать другим больше материальных и духовных благ, чем было от них получено, а также прощать причиненный вред при наличии возможности наказать обидчика.
3. Максимальное влияние на ход правового регулирования в конкретных сферах общественной жизни оказывают люди, которые лучше остальных знают закономерности этих сфер человеческой жизнедеятельности.
4.Политическое влияние личности увеличивается с возрастом и ослабевает к старости.
5.Природные объекты одушевляются и рассматриваются в качестве членов политической организации общества.
6.Политическая организация общества, в которой люди живут, как правило, признается ими лучшей, чем окружающие ее подобные образования.
7.Имеют место простейшие способы осознания единства коренных долговременных интересов всех членов политической организации общества.
8.При прочих равных условиях мужчина обладает большим политическим влиянием, чем женщина.
Лекция
Пути достижения максимального политического авторитета в нецивилизованных политически организованных обществах
1.Достижение зрелого возраста.
2.Получение как можно более высокой квалификации в подлежащих правовому регулированию видах человеческой деятельности.
3.Выработка большего, чем нужно для личного жизнеобеспечения, количества материальных и духовных благ, а также безвозмездная передача окружающим той их части, которая не требуется для собственного существования.
4.Прощение человеком причиненного ему зла в условиях, когда потерпевший способен добиться справедливого наказания вредителя.
Лекция
Идеи для обеспечения сплоченности догосударственного политически организованного общества
Распространение чувства эгоистического интереса индивида на все общество:
- развитие публичных символов (классификационное родство, тотемизм, церемонии)
- идея о политически организованном обществе как о живом организме, подобном человеческому.
- миф происхождения.
Закономерности политической организации общества в произведениях Гомера В поэмах «Илиада» и «Одиссея», приписываемых древнегреческому поэту VIII в. до н. э. Гомеру, сформулирован ряд закономерностей политической организации общества. Их характеристика дана сами ми героями поэм. Особенно выразительны высказывания гомеровских персонажей об основных этих закономерностях.
1. Сосредоточение сил каждого члена политической организации общества на том виде человеческой деятельности, к которому он больше всего способен.
2. Взаимообразный характер отношений между людьми.
3. Те, кто больше получает благ от политической организации общества, должны больше и давать ей.
4. Критерий оценки качества политического руководства — степень удовлетворения потребностей людей в политической организации общества.
Древнегреческий поэт VII в. до н. э. Гесиод о качествах образцового политического руководителя и правилах примерной жизни в государстве
•В поэме «Теогония» Гесиод характеризует наилучшего политического руководителя:
-Во-первых, это хороший оратор.
- Во-вторых, образцовый политический руководитель умеет помирить людей.
- В-третьих, наилучший политический руководитель умен и в состоянии обеспечить законность, справедливость и мир.
Правила примерной жизни в политически организованном обществе изложены Гесиодом в поэме «Труды и дни». Основные из этих норм автор поэмы сформулировал так:
1. «Во всем соблюдай справедливость... Правду блюди в решеньях и думать забудь о кривде. Зло на себя замышляет, кто зло на другого замыслил. Злее всего от дурного совета советчик страдает».
2. «Усердно работай, чтоб голод тебя ненавидел. Боги и люди по праву на тех негодуют, кто праздно жизнь проживает».
3. «Только дающим давай, ничего не давай недающим».
4. «Меру во всем соблюдай».
5. «Для смертных порядок и точность в жизни полезней всего, а вреднее всего беспорядок».
Политические деятели Древней Греции VII—VI вв. до н. э. о закономерностях государственной организации
•Афинский архонт Солон:
-«Народу дал я столько прав, сколько нужно было, чтобы ни лишить его всякого значения, ни наделить его правами чрезмерно. Позаботился я также и о том, чтобы не было обидно знатным и богатым. Таким образом, я не допустил, чтобы одни были отданы на жертву другим».
- «Если бы я захотел угождать всем партиям... наш город лишился бы многих граждан. Нельзя угодить всем.
- «Законы похожи на паутину: она опутывает животных малых и слабых, а большие, разрывая ее, улетают».
- «Заняв государственную должность, не выбирай себе дурных помощников; все, в чем они погрешат, припишется тебе как их начальнику».
• Периандр, властитель Коринфа:
- «Все люди, выступающие из общего уровня, должны быть удалены», чтобы не конкурировать с руководителем.
• Пифагор:
- «Мы нуждаемся в таком руководительстве, восставать против которого ни в каком отношении мы не хотели бы; а таким характером обладает руководительство, исходящее от Бога, ...постоянно взирающего на нас и наблюдающего за образом жизни людей». Поэтому необходима религия.
• Единовластитель линдский Клеобул:
- «забывай вражду»;
- «другу должно делать добро, дабы он был еще больше другом, а врагу — чтобы сделать его другом; тогда мы будем обеспечены против порицания друзей и козней врагов».
• Хилон, первый спартанский эфор:
- «имея власть в своих руках, будь снисходителен, дабы окружающие не столько рабски боялись тебя, сколько почитали»;
- «тиран и у себя дома в опасности: я считаю счастливым того тирана, который умрет в своем доме естественной смертью».
Конец формы
Конец формы |