Шпоры по социологии2. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе общественных наук
Скачать 381.5 Kb.
|
Социальные институты. Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам: экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг; политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью; институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи; институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др; институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций. Все социальные институты обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур. Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев - к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и проч. Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Функции социальных институтов:
Условия успешного функционирования социальных институтов: 1) четкое определение цели и круга выполняемых действий, 2) рациональное разделение труда и его рациональная организация, 3) деперсонализация действий, 4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов. Дисфункция социального института – нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой (общество). Дисфункции:
|
Наиболее крупным социальным институтом является государство. Государство возникает из определенных социальных потребностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление социальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социального института. В государстве уже четко разделяется управляющая и управляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества ) принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат — это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти. Главная функция государства состоит в формировании такой социальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собственников. Другой не менее важной функцией государства является подавление сопротивления угнетенных классов, установление отношений господства и подчинения. Господство — это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осуществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства. Государству присуще все признаки и функции соц. институтов. Функции Государства:
Структура Г.У.: - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА - НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ПОДСИСТЕМА - КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОКАДРОВАЯ ПОДСИСТЕМА - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОДСИСТЕМА - НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА | |||
Семья — самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с точки зрения разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются:
Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций. Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость. |
Социальные институты – это сложившаяся устойчивая форма связей, отношений и организаций, совместной деятельности людей в данном обществе, в которых реализуются различные общественные отношения. Социальный институт – совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию. – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование интересов. – это приспособительные устройства общества, созданные для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемые сводом соц-ых норм. Основные функции образования: передача знаний и навыков из поколения в поколение. Группы и организации в образовании: школы, колледжи, университеты, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей и тп.. Ценности образования: академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость. Роли в системе образования: преподаватель, студент, декан, профессор, директор, тренер. Нормы образования: выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей. |
|
Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные, принудительные или тоталитарные и утилитарные. В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с государственными, правительственными структурами, они образуются для преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и проч. Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия, монастыри и проч. В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы. В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций, как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов. По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности выделяют традиционные и рациональные организации. Цели организации являются ее основополагающим элементом. Цель - это желаемый результат или условия, которых стремятся достичь члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Выделяют три основных вида целей: 1) цели задания: планы, поручения, задаваемые извне организацией более высокого ранга, 2) цели ориентации: общие интересы участников, реализуемые через организацию, 3) цели системы: стремление сохранить равновесие, стабильность, организации как самостоятельного целого. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей заданий и целей ориентаций. Цели системы должны вписываться в цели задания и цели ориентации. Каждая организация должна адаптироваться к влиянию окружающей внешней среды. На деятельность социальной организации влияют: - государство и политическая система, - конкуренты и рынок труда, экономика, - социальные и культурные факторы. |
В социологии сложилось несколько подходов к трактовке социологии культуры. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Культура – это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества. Предметом соц-го изучения культуры может быть: 1)вся система культуры как единое целое или любой из ее видов, взятый во взаимодействии с другими общественными системами; 2)каждый из элементов культуры, взятый в соотношении с другими элементами или другими системами общества; Основные принципы изучения культуры: 1)Культура - качество духовной жизни общества, т.е. соотношение понятий общество и культура надо рассматривать не как соотношение целого и части, а как соотношение целого и его качества; 2)Культура связана с творческой деятельностью и является неотъемлемой характеристикой человеческого разума, свидетельствует о его преобразующей силе; 3)Культуру важно рассматривать как совокупность материальных и духовных ценностей; 4)эстетический компонент культуры - специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сфере деятельности людей; |
Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей. Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура). Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы. Культурные универсалии и многообразие культурных форм Культурные универсалии (Дж. Мердок) - общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят: совместный труд; спорт; образование; наличие ритуалов; системы родства; правила взаимодействия полов; язык; и т.д. Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Этноцентризм и релятивизм - крайние т.з. в исследовании многообразия культурных форм. Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм. Этноцентризм: "Моя культура - лучшая, а остальные - так себе". Элитарная культура Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию. Народная культура Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни. Массовая культура (феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Субкультуры Части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия. |
Исследуя культуру, социология исходит из того, что назначение ее многообразно. Поэтому социологией культуры рассматриваются также и каналы, удовлетворяющие потребности людей в приобщении к эстетическим ценностям, оценивается, как формируются вкусы, предпочтения, как осуществляется эстетическое восприятие окружающей действительности. Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с т.з. их места в целостной культурной системе. Система культуры - характеристика социальной системы. "Нормальное" состояние соц. систем - самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с т.з. этого "нормального" состояния и оценивается функциональность элементов культуры. Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.) Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей. | |