вы. Конспект лекции 1. Объект истории жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом исторической науки
Скачать 36 Kb.
|
История – наука, исследующая факты, события и процессы на базе исторических источников (например: летописей), для установления закономерностей исторического развития общества. Объект истории — жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом исторической науки является деятельность людей, или субъективный фактор исторического процесса. История — это сложный процесс развития человечества, а также наука, которая изучает этот процесс. Методы. Функции истории Сравнительно-сопоставительный, хронологический, проблемный, статистический метод, метод периодизации и другие методы позволяют историкам реконструировать прошлое. Профессиональные историки придерживаются принципа научности (объективности), то есть стараются выявить все факты по изучаемому вопросу, а не подбирают факты под готовую схему. Любая проблема рассматривается в конкретно-исторических обстоятельствах определенного времени (принцип историзма), в развитии (принцип диалектики). Понятие «общество». Основные законы развития общества Общество – это динамичная саморазвивающаяся система, отделившаяся от природы, но не порвавшая связь с нею. Главные признаки это системы: Самоорганизация. Саморазвитие. Самодеятельность. Самодостаточность. Общество – это живой организм, который имеет собственную структуру. Мельчайшими элементами этой системы являемся мы с Вами, крупными подструктурами: экономическая, политическая, социальная, духовная сферы жизни общества. Такие системы, как человеческое общество, физики называют открытыми системами, т.к. они обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Общество, как открытая система, развивается нелинейно, т. е. проходит через череду социальных и экологических кризисов (так называемые, точки бифуркации). Каждый кризис – это вызов обществу, ситуация исторического выбора, который ведет либо к повышению структурной организации системы, либо к его гибели. Мы видим, что человечество, также как каждый из нас, проходит через черные и белые полосы, и стремится сохранить жизнь. Пока мы живы…, и следовательно какие-то случайности (а может и не случайные гениальные открытия) до сих пор подталкивали систему на новый путь развития, по которому она шла до новой бифуркации. Социально-экологические кризисы в истории человечества. Кризис – это такая ситуация, когда, как после болезни, организм крепнет и здоровеет, в отличие от катастрофы, когда организм погибает. Несколько раз (пока всего 3 раза), человечество переживало глобальные кризисы, когда оно сталкивалось одновременно и с экологическим, и с социальным кризисом, взаимно обусловившими друг друга. 1. Кризис неолитического периода (9-8 тыс. до н. э.), после которого люди занялись производящим хозяйством. Сформировалось аграрное общество. 2. Кризис Средневековья, связанный с похолоданием и уничтожением запасов древесины. Выходом из него стала промышленная революция и формирование индустриального общества. 3. Кризис Новейшего времени, в который живем мы с Вами, связанный с глобальным потеплением, исчерпанием запасов нефти, и соответственно непрекращающимся переделом сфер влияния различных государств. Поиск выхода из этой ситуации начался в середине ХХ века в ходе научно-технической революции. Именно она дала человечеству энергосберегающие технологии, микроэлектронику, информационные технологии и надежду на будущее. Сейчас идет эпоха формирования постиндустриального (информационного) общества. 5. Основные подходы к истории: формационный,культурологический, цивилизационный Одной, из самых первых была создана археологическая периодизация истории, которая остается актуальной до сих пор при изучении материальной истории человечества. Критерий такой периодизации – материал, из которого изготовлены орудия труда. В соответствии с этим критерием выделяют: Каменный век – св. 2 млн. – 6 тыс. лет назад. Делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Медный век (энеолит) – 6 – 4 тыс. до н. э. (На некоторых территориях 4 – 3 тыс. до н. э.). Бронзовый век – 4 – 1 тыс. до н. э. (На некоторых территориях – 3 – 1 тыс. до н. э.). Железный век – 1 тыс. до н. э. – сер. ХХ в. н. э. Век искусственных материалов и композитов – сер. ХХ в. н. э. – до настоящего времени. В начале ХIХ в. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили еще одну периодизацию, выделив в истории большие этапы качественного развития общества. Эти периоды были названы – формациями. Критериями отличия одной формации от другой выступали – способ производства и формы собственности. Теория К. Маркса была дополнена В. И. Лениным, и в науке утвердилось классическое пятичленное формационное деление истории: Первобытная формация. Рабовладельческая формация. Феодальная формация. Капиталистическая формация. Коммунистическая формация. Первый этап коммунизма – социализм. . Что же такое культура ? Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей. Ценности же – это совокупность значений и смыслов, то есть индивидуального восприятия знаковой системы (системы кодов, принятых обществом). 6. Место России среди других цивилизаций Современные историки различают три типа цивилизаций. Первичные, очаговые, возникшие на «голом месте», их называют древними цивилизациями (древнеегипетская, вавилонская, шумерская, древнекитайская и др.). Многие объединяют их одним названием – Восток, т. к. на базе культур, созданных этими цивилизациями возникли современные восточные цивилизации. Вторичные, возникшие на обломках первичных, территориально со смещением с Востока на Запад (Древний Рим, европейская цивилизация). Обобщающее название – Запад. Периферийные, возникшие на «голом месте», но под влиянием экономических, политических, культурных и иных контактов с развитыми цивилизациями. К этой группе цивилизаций можно отнести и российскую. У каждой цивилизации есть набор идентификационных признаков (мы можем ее узнать и по внешним признакам, и по поведению доминирующего этноса данной цивилизации). Внешние признаки: 1. Временная протяженность, т. е. возраст цивилизации. Россия не более I тыс. лет. 2. Территориальное ядро. Цивилизация может полнеть, худеть после войн. Но костяк тела должен оставаться, иначе цивилизация погибнет. У России – это евроазийское плато. 3. Доминирующий этнос. Лицо цивилизации. У нас – это русский этнос. Хотя внешность изменчива… 4. Русский язык. 5. Вероисповедание. До н. ХХ в. – у нас, доминирующее вероисповедание – православное христианство. Сейчас, говорят о том. Что нашим признаком становится поликонфессиональность. 6. Обычаи и традиции. Внутренние признаки: черты характера, темперамент, из которых складывается менталитет государства – своеобразный, оригинальный способ мышления доминирующего этноса. Мы уже с вами говорили о том, что логика мышления опирается на определенные абстрактные символы, которыми наделяется вся объективная реальность. Часть этих символов (ценностей) формируется у российского общества в настоящее время. Но костяк мышления, базовые ценности передаются нам через гены от предков. Эти ценности, коллективные бессознательные модели поведения, называются – архетипами. Они закрепляются на генетическом уровне. Если только один и тот же алгоритм поведения и обстоятельства ему способствовавшие, повторялись несколько поколений. Чтобы их изжить тоже понадобится не одна жизнь. Ломка характера не у одного поколения. |