Главная страница

Разработка урока по теме «Обычаи. Семейно-бытовые обычаи и традиции».. урок «Обычаи. Семейно-бытовые обычаи и традиции».. Обычаи. Семейнобытовые обычаи и традиции


Скачать 53.64 Kb.
НазваниеОбычаи. Семейнобытовые обычаи и традиции
АнкорРазработка урока по теме «Обычаи. Семейно-бытовые обычаи и традиции»
Дата02.04.2023
Размер53.64 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаурок «Обычаи. Семейно-бытовые обычаи и традиции»..docx
ТипУрок
#1032421
страница2 из 3
1   2   3
(В доме, семейный климат)

8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?

(Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.)

5. Итог занятия.

Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Я думаю, у каждого из вас есть желание жить в крепкой, дружной и благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

6. Домашнее задание. Я предлагаю сделать ромашку из ваших семейных традиций и обычаев.

СЕГОДНЯ ЛЮБОЙ АГРЕССОР, КОТОРЫЙ ХОЧЕТ ЗАХВАТИТЬ ДРУГУЮ СТРАНУ, НАЧИНАЕТ С АТАКИ НА ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, УСТОИ ТОЙ СТРАНЫ, С КОТОРОЙ СОБИРАЕТСЯ ВОЕВАТЬ.

Посмотрите как упорно пытается запад насаждать в России свои псевдо культурные ценности. Это и однополые браки, и пропаганда лгбт сообществ, и легализация наркотиков. А что они хотят развалить? Прежде всего институт семьи. Наше отношение к религии. Нашу культуру запад пытается заметить псевдо культурой. Агрессивным кинематограф ом, вычурными произведения и западных художников и писателей. Наконец, наши враги просто стараются подорвать здоровье народа, стремясь превратить нас в наркоманов не способных защищать свою родину. Но это ведь не всё.

 В начале 20 века русский фотограф изобретатель С.М. Проскудин-Горский изобрёл технику цветного фотографирования. Сделал он это автономно в одно время с французами, братьями Огюстом и Луи Люмьер, которые и считаются официальными изобретателями цветного фото.  Проскудин-Горский запечатлел на своих снимках именно людей в национальных одеждах, считая, что эту традицию нужно запомнить документально. Благодаря ему мы имеем представление о национальных одеждах народов России начала 20 века.


Традиция №1

У всех народов традиционно была высока ценность слова человека. Были времена, когда даже письменности не было. Поэтому слово сказанное человеком не просто ценилось. Слову придавалось мистическое значение. Считалось, как, впрочем, и сейчас, что сказанное вслух пожелание, утверждение, обязательство, или даже проклятье, всегда имеют своё следствие и обязательно осуществляются. Причём это происходит независимо от того, хочет этого человек, который высказался, или нет. Пожелание здоровья и счастья у древних людей всегда воспринималось, как нечто вещественное.  Случалось, что люди просили вернуть им их слова и пожелания, если оказывалось, что эти пожелания были высказаны не тому, кто этого заслуживал. Бывали случаи, когда от людей высказавших неправду требовали забрать назад свои слова.
Оттуда и берёт своё начало выражение "взять назад свои слова". Некоторые люди и сегодня считают, что слова материальны и стараются не разбрасываться ими. Другие не придают этому значения и их слова в глазах других людей не стоят ничего. И сегодня никто всерьёз не воспринимает слова болтунов и хвастунов, но слова людей достойных ценятся высоко. К ним прислушиваются. На них ссылаются.

Ценность слова была тем выше, чем крупнее был род человека, дающего слово. Не сдержать слово, это всё равно, что опозорить свой род в целом. Например у чеченцев существует такое понятие, которое определяет однозначно высокую цену слова мужчины. У них это называется "ДОШ". То есть, если мужчина заявил ДОШ, то за это отвечает не только он, но и весь его род. У чеченцев это понятие существует по сей день, поскольку у них сохранились родовые тейпы-кланы, каждый из которых объединяет множество людей. Я считаю, что такие понятия, как "ДОШ" существовали и у других народов, но называлось это по разному. А с момента распада родовых отношений у людей уменьшалась доля родовой ответственности и верность слову осталась на уровне личной честности  каждого человека в отдельности, а не целого рода. А там уж кто во что горазд. Кто и умереть готов за своё слово, а кто и соврёт, недорого возьмёт. Уровень личной ответственности неизмеримо ниже уровня ответственности целого рода, но ведь и родовая ответственность строится на личной ответственности каждого родственника. Другое дело, что однажды опозорившийся родственник лишается права сказать кому-либо "ДОШ".

Безоговорочная ценность слова сегодня принимается обществом, разве что от президента страны, когда он клянётся на Конституции страны при вступлении в должность. Однако, к сожалению, нередки случаи, когда президент той, или иной страны изменяет своему слову.  В обществе не так много авторитетных людей, кто был верен своим словам всегда и такие люди становятся известными. На них и их труды ссылаются другие люди. Это и видные писатели и политические деятели и даже простые люди, которые прославились своей честностью.

Если человек что-либо утверждает, он должен это доказать тем, кто его слушает. Ведь он заинтересован в том, чтобы слушающие его ему поверили. Тогда в доказательство правдивости своих слов, он начинает приводить в пример слова авторитетных, достойных людей. Те слова и утверждения, которые проверены временем и в доказательствах честности уже не нуждаются. Если эти аргументы соответствуют словам говорящего, то люди ему начинают верить. Они убеждаются в том, что человек не лицемерит и не лжёт.

Очень интересны воспоминания знаменитого учёного естествоиспытателя Альфреда Брема, в которых он рассказывает о своей беседе у костра с вождём маленького африканского племени. Вождь спросил у него:
- "А правда ли, что в Европе идёт война?"
Шла первая мировая война и А. Брем кивнул в ответ. Вождь спросил вновь:
- А много ли погибло воинов?
А. Брем вновь кивнул головой. Вождь попытался уточнить:
- Больше десяти?
А. Брем снова кивнул, на что вождь покачал головой и сказал:
- За это пришлось бы отдать весь скот племени.
Вспоминая этот разговор, Альфред Брем недоумевал, как можно объяснить человеку, который приучен оплачивать гибель каждого воина из соседнего племени в межплеменной стычке, что только за один день в бою под Верденом немцы положили больше 10 тысяч своих солдат во время наступления. Как в понимании вождя дикарей смогут уложиться бессмысленность и масштабность жертв цивилизованной войны. Вождя, который не смотря на свою дикость, знает о существовании определённых обязательств за гибель воина. Обязательств, которые были определены между племенами и скреплены не бумажным документом, а словом вождей.
 
Впрочем, есть ещё одна традиция, которая появилась сравнительно недавно и тоже относится к ценности сказанного слова. Эту традицию придумал Гитлер и такие же лжецы как он. Он утверждал: если вам хочется, чтобы вашей лжи поверили, не нужно говорить одну ложь. Нужно ложь смешивать с правдой и тогда вам все поверят.

Это лживая традиция, но и в ней есть определённая ценность. Стремление обмануть слушающих людей лишний раз подчёркивает, как важна ценность правдивого человеческого слова для всех без исключения. И для честных людей, и для лжецов. Так что, хотим мы того, или нет, но наша традиция ценить слово,живёт с нами и по сей день. Даже и мошенники пытаются пользоваться этой традицией.

Традиция №2

Буквально у всех народов мира существует традиция гостеприимства. Вы скажете: "А что такого?" И будете по своему правы, но здесь не всё так просто. В древние времена, когда не было никаких коммуникаций связи и не было транспорта, люди были очень гостеприимными даже в отношении случайных людей. Простых путников оставляли в своих домах, бывало что и на несколько дней. Было интересно узнать, откуда пришёл человек и что он там видел. Еды всем хватало, а развлечений нет. Поэтому принимали всех проходящих людей, тем более, что им всё равно нужно было где-то хоть заночевать. Но какое же гостеприимство без застолья. Принято было угощать гостя всем самым лучшим. Понятно, что к дорогому гостю, которого ожидали, относились более внимательно, но и простых путников старались не обижать.

Еда была показателем не только хорошего отношения к гостю. Каждый человек, который ел за столом гостеприимных хозяев считался доброжелателем этого дома. Напротив, человек, который считает себя врагом людей которые его угощают, не должен был брать пищи с их стола. Съесть пищу за их столом, это было равносильно тому, чтобы отказаться от своих обид. И не важно, сколько еды на столе. Это может быть и бедный стол и богатый. Выразивший своё отношение к этому столу, показывал своё отношение к хозяевам дома. Откровенность считалась делом обязательным. Лицемерить, с тем, чтобы потом обмануть, за столом считалось делом позорным. Всё то же относилось и к тостам, но культуру ведения стола можно считать отдельной традицией.

Такая традиция и сейчас сохраняется практически у любого народа. Не смотря на многие изменения в нашей жизни, еда остаётся очень важным индикатором хороших отношений между людьми. Да, не везде, но у очень многих людей. Например, зачастую, чтобы показать своё уважение к собеседнику, человек предлагает угостить его за свой счёт и даже не дома, а в кафе, или в любом другом месте. Этот поступок, как правило, подталкивает того, кто был угощён, к ответному поступку и в другой раз он угощает товарища, так же за свой счёт. Совместная еда людей сближает.  Есть русская народная поговорка. В ней говорится: "Да мы вместе пуд соли съели". В одном пуде 16 килограмм. Понятно, что никто не станет есть просто соль в таких количествах. Здесь речь идёт о таком количестве съеденной еды, для посолки которой понадобился бы пуд соли. То есть, люди жили  вместе как минимум несколько лет и они не просто знали друг друга, но и делили пищу.

Сегодня очень многие собираясь в одну компанию, предпочитают сбрасываться, чтобы заплатить за еду от себя. Делается это из разных соображений. Из скупости, не желания обременять инициатора застолья. В США считается, что если мужчина платит в ресторане за женщину, то он таким образом пытается её домогаться. Поэтому там женщины платят за себя сами. Ну, а если не платят, значит желают этих домогательств.

Традиция №3

Традициями любого народа всегда были песни и танцы. Люди так проводили время и это было естественно. Телевидения и звукозаписи не было. Музыкальные инструменты были примитивными, но было интересно. Любые народные танцы зажигательны и интересны каждый по своему. Зачастую у каждого танца, или песни были свои истории или легенды. Танц народов живущих недалеко друг от друга часто были похожими, иногда соседние народы брали себе танец у соседа. Знаменитую лезгинку считают своим танцем не только все кавказские народы, но даже казаки. А ведь, судя по названию, танец придуман лезгинами.

Иногда народ забывает свои танцы и это обязательно делает такой народ бедным духовно. Русские народные танцы ни по темпераменту, ни по сложности, ни по красоте, ни по каким бы то ни было другим показателям не уступают танцам других народов. Однако их русские люди почти не танцуют. Просто не умеют. Только специалисты знают их особенности, а ведь было время, когда русские танцы перенимали и на Кавказе, и в Европе. Сегодня люди танцуют, как правило. даже не танцы, а какие-то ритмические рисунки, которые очень похожи друг на друга.
Может быть это делается специально, чтобы лишить людей культуры. Культуры пения, культуры танца. Если ещё лишить народ языковой культуры, то народ заменит это всё чем то другим и станет другим народом. И такое возможно.

Характерным признаком для народного танца в России и на Кавказе, а так же у многих других народов было правило, согласно которому танцующие парень и девушка не должны были касаться друг друга руками. Были танцы, когда можно было взяться за руки, но не более того. Например хороводы, или такие танцы, как кочари у армян, шихане у ассирийцев и многие другие. Обнимать партнёршу было нельзя. У наших предков всё было строго. Обнимать можно было только свою жену. Вот и танцевали друг перед другом показывая свою удаль всем присутствующим. И ведь учились танцевать, чтобы не ударить в грязь лицом.

Народные песни, как традиция  не менее интересны, чем танцы. Песни передавались из уст в уста от взрослых к детям. Причём среди сельчан не было профессиональных музыкантов. Репертуар передавался так походя, но обязательно со всеми  голосами. В один голос песни не пелись. Они шлифовались каждым поколением и с каждым годом могли изменяться в сторону улучшения. На сельских свадьбах, как правило, присутствовали гости из двух сёл. Это было правило. Парней на своих девушках не женили. Чтобы избежать кровосмешения. Свадьба превращалась в своего рода фестиваль. Одно село пело свои песни, другое свои, но были и песни. которые знали все. Сегодня люди так не живут, но традиция такая была.

Традиция №4

Кроме ценности слова существует ещё и ценность человеческого поступка. Поступки бывают разными. Значительными и не очень. Но все они бывают положительными, или отрицательными. Всё человечество трудится для обеспечения потребностей людей. Очень многие люди каждый день трудятся на своих должностях и совершают те поступки, которые должны совершать. Эти поступки не считаются необычными, но именно они позволяют обеспечить общество всем необходимым. Это положительные поступки. Однако отдельные люди совершают и отрицательные поступки. Это преступления. Для того, чтобы обезопасить себя от преступлений, общество придумывает законы защищающие честных и порядочных людей. Но в истории человечества были времена, когда законы не защищали людей. Тогда люди защищали себя сами. На любое преступление против друзей, или родственников они отвечали местью. Месть, это один поступок, или серия поступков логически связанных между собой. Месть врагам считалась делом обязательным. Отказ от мести должен был иметь веские обоснования, иначе он становился позором.

В одном из своих рассказов писатель пишущий под псевдонимом "cont", бывший воин афганец, описывает случай, который произошёл в одном из афганских селений. Рядом с ним  был размещён блок пост советской армии. Это была маленькая крепость, ощетинившаяся пулемётами и автоматами. Бойцы постоянно ждали нападений моджахедов откуда угодно, только не со стороны селения. Чтобы не навлекать беды на жителей, моджахеды в селение не входили и на этот счёт существовал негласный договор с советскими бойцами. Однажды ночью произошло невероятное. Блок пост был атакован откуда не ждали. Со стороны посёлка. Атака была встречена кинжальным огнём блокпоста. Когда расцвело, бойцы  увидели, что на земле лежали убитые старики, жители селения вооружённые кто чем. Лишь у нескольких из них были старые, бесполезные в бою, охотничьи ружья. Рядом с остальными лежали сабли, кинжалы, топоры. Расследование показало, что какой-то боец блокпоста ночью проник в один из домов и сначала изнасиловал, а потом зарезал 13 летнюю девочку. Его увидели, но он успел скрыться. Ни у кого из стариков селения не возникло сомнений относительно того, что их слишком мало и они все в преклонном возрасте. Они не видели для себя никакого другого развития событий, кроме мести. Не дожидаясь утра, они ринулись в  последнюю в своей жизни атаку. Возможности для мести у них были ничтожными.  Отомстить они бы  не смогли, но упрекнуть их в том, что они не отомстили никто уже не сможет.  Как говорил русский  князь Святослав: "Мёртвые сраму не имут". Только не думали старики о том, что кто-то о них что-то скажет. Они шли мстить, потому что так были воспитаны.

В средние и более поздние века в Европе было принято драться на дуэли. Это самый благородный вид мести, если она вообще может быть благородной. Дуэль лишала соперников возможности отомстить тайно. Нападением со спины. или тайным убийством. В дуэли важна была публичность. Иногда дуэль происходила при большом количестве свидетелей, но в принципе, достаточно было и нескольких человек. Как правило, это были секунданты с обеих сторон. которые договаривались об условиях дуэли (выборе оружия, дистанции, итд)Могли брать с собой доктора для оказания медицинской помощи. Иногда дуэлянты договаривались драться до первой крови, а иногда до смерти. Не всегда оскорблённый человек побеждал, но он в любом случае оставался достойным и не опозоренным человеком.

Законы появились в каждой стране, но месть всё равно осталась среди людей. Законы не всегда работают. Мести всегда боялись больше, чем закона. Это очень древний обычай.Каждый народ имел свои особенности проявления мести, но все они отличались жестокостью. Жестокость никого не делает лучше. Одна жестокость порождает другую жестокость и тогда злу не видно конца. В древнегреческой Спарте месть должна была быть ожесточена  убийством всех родственников виновного. Чтобы мучался он от каждого известия о гибели очередного родственника. Виновного убивали в последнюю очередь.  Понятно, что последнему не оставалось ничего другого, как начать войну против своих мстителей и постараться её выиграть с помощью всё той же жестокости.

Очень интересен тот факт, что в древней Иудее были учреждены несколько городов, в которых запрещалось мстить и преследовать виновных. Чтобы людям невиновным было где спрятаться от своих мстителей. Ветхозаветное "око за око, зуб за зуб" говорит не столько о необходимости мстить, сколько об обоснованности и соразмерности мести. Иными словами:если у человека выбили глаз, то это значит, что в отместку он должен выбить у обидчика один глаз, но не два.

Когда Иисус Христос пришёл учить людей, он призвал всех прощать друг друга. Именно он сказал, что если тебя ударят по правой  щеке, подставь левую. Так Спаситель положил начало обычаю всепрощенья. Для многих этот обычай непонятен, поскольку противоречит обычаю мести к которому люди привыкли. Но ведь месть не останавливает зла, а продолжает его. Убийства же бывают и случайными. У древних евреев, например были выделены несколько городов, в которых убийца мог скрыться от мести и преследовать его в этих городах запрещалось.
1   2   3


написать администратору сайта