Главная страница

психология детства задание № 1. Психология детства 1 копия. Область изучения


Скачать 120.51 Kb.
НазваниеОбласть изучения
Анкорпсихология детства задание № 1
Дата14.03.2023
Размер120.51 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПсихология детства 1 копия.docx
ТипДокументы
#988894
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6

Заполнить таблицу «Психология детства в исследованиях отечественных ученых».

Ученый

Область изучения

Владимир Михайлович Бехтерев


Владимир Михайлович проводил реформацию психологии и разработал собственное учение, которое изначально называл объективной психологией, затем — психорефлексологией, но в итоге остановился на рефлексологии. Ученый всегда ориентировался на совместное изучение проблем мозга и человека, уделял особое внимание разработке рефлексологии как комплексной науки, описывающей одновременно и человека, и общество, и пытался заменить ею психологию.

В. М. Бехтерев смог побороть неоднозначное и скорее враждебное отношение к гипнозу как методу лечения

В. М. Бехтерев смог побороть неоднозначное и скорее враждебное отношение к гипнозу как методу лечения. Именно благодаря его работе в этом направлении и положительным результатам лечения неврозов и алкоголизма удалось официально закрепить эту методику как способ лечения различных недугов

Профессор Бехтерев первым в России читал лекции о лечении психических расстройств гипнозом, хотя к воздействию внушением в то время в России относились с подозрением.

Бытовало мнение, что состояние гипноза — ненормальное, нездоровое и даже опасное для мозга. Поэтому Бехтерев сильно рисковал, уже только пропагандируя его. Однако уверенность в собственной правоте, неустанная работа, чтение лекций на эту тему и примеры удачно вылеченных пациентов помогли гипнозу официально получить статус обыкновенного метода лечения различных недугов.

Коллективную психотерапию алкоголиков под гипнозом в России ввел именно Бехтерев.

Бехтерев кардинально изменил ситуацию, создав русскую школу психиатрии, кузницу русских врачей-психиатров. На фото — портрет работы И. Репина

До В. М. Бехтерева в России в психиатрии практически не было русских врачей. Истории болезней писались на немецком языке. Бехтерев кардинально изменил ситуацию, создав русскую школу психиатрии, кузницу русских врачей-психиатров. На фото — портрет работы И. Репина

Конечно, со временем разработанная им методика претерпела некоторые изменения, но до сих пор применяется повсеместно. Чтобы более полно описать состояние психиатрии в России, следует упомянуть тот факт, что в то время среди врачей-психиатров почти не было русских, а истории болезней писались по-немецки.

Работая в Казани, Бехтерев много сил отдал организации и строительству клиники для лечения нервных заболеваний. Врачи со всей России приезжали туда учиться. А больные первого в мире нейрохирургического отделения занимались трудотерапией, например, работали на огородах, шили, что полностью исключало любые формы насилия над пациентами. В Казани Бехтерев читал лекции по психиатрии, которые были столь увлекательны, что их посещали не только студенты. Среди постоянных слушателей был и Максим Горький.

Метод сравнения последовательных срезов замороженного мозга, предложенный В. М. Бехтеревым, позволил более подробно узнать о строении главного органа человека

Метод сравнения последовательных срезов замороженного мозга, предложенный В. М. Бехтеревым, позволил более подробно узнать о строении главного органа человека. Мозг до сих пор исследуют по тому же принципу — только изображения его слоев получают при помощи метода магнитной томографии

В те времена единственным способом исследования человеческого мозга был следующий метод — мозг помещали в этиловый спирт и отделяли волокна. Бехтерев предложил более эффективный, но трудоемкий вариант — метод сравнения последовательных срезов одного направления. Суть его заключается в том, что после замораживания мозг резали на тонкие пластины. Затем срез укрепляли на стеклышке и помещали под микроскоп для последующей зарисовки. И так — каждый слой. С помощью этих зарисовок удавалось проследить пути нервных волокон. Данные наблюдения Бехтерев собрал в книгу «Проводящие пути спинного и головного мозга», которую перевели на несколько языков.

Иван Михайлович Сеченов


Во многом определил развитие отечественной психологии, подходя к ней как к материалистической и естественной науке. Опубликовал свою самую известную работу «Рефлексы головного мозга», посвященную психологическим проблемам. В ней он доказывал, что психические процессы являются рефлексами разной степени сложности. При этом категория рефлекса была преобразована и создана его неклассическая модель, важнейшим блоком которой выступило открытое Сеченовым центральное торможение («задерживающее» влияние одного из центров головного мозга на двигательную активность организма). Выдвинул идею образа – сигнала, не только «запускающего» рефлекс, но и регулирующего его течение. Кроме торможения (аналога волевой регуляции) он ввел понятие о центрах хранения информации, предуведомления и усиления сигнала, объясняющее сложное поведение. В своих работах предвосхищал понятие об обратной связи как факторе саморегуляции поведения и системной организации нервно – психической деятельности.

Центральное торможение объясняло также способность человека во имя высших нравственных принципов противостоять внешним влияниям, а не механически не них реагировать. Выдвинул продуктивную гипотезу о том, что благодаря задержке двигательного ответа действие, не получившее внешнего выражения, не исчезает, а сохраняется в центральной нервной системе в скрытой форме. Это предположение использовалось Сеченовым также с целью объяснить социальный генезис человеческого «Я».

Он отвечал на главные вопросы – что такое человек, как объясняется формирование его нравственности с позиций естественной науки, которая доказывала несомненную практическую пользу психологии, делала ее реальным инструментом, помогающим воспитывать и обучать человека.

В 70 – 90 – е годы 19 в. появились новые работы ученого, в том числе посвященные этическим проблемам.

Разбирая теории о свободе и несвободе воли, он отмечал, что между ними действительно существует теоретическая разница в подходах и в понимании закономерностей, определяющих человеческое поведение. Он поставил важный вопрос о влиянии самой идеи о несвободе воли на человеческое сознание, доказывая, что если человека воспитывали с детства честным и нравственным, то ничто не может его развратить и сделать безнравственным и, наоборот, воспитанному безнравственным человеку не нужны теоретические обоснования для оправдания своего поведения. Сеченов подчеркивал, что его учение не отрицает свободы человека, оно просто показывает, что желания и интересы воспитываются и развиваются в зависимости от той среды, в которой человек растет.

Развивая и обосновывая свою «теорию несвободы воли», Сеченов доказывал и возможность построения на ее основе методов воспитания нравственной личности. Он отмечал, что его задачей является объяснить поступки человека с сильной волей, действующего во имя высоких нравственных принципов и отдающего отчет в каждом своем поступке.

Он существенно преобразовал представления о функциях органов чувств и мышечной системы, выдвинув принцип «согласования движения с чувствованием». Он признал за чувствованием функцию сигнала, позволяющего различать свойства объектов внешней среды и тем самым обеспечить адекватную реакцию на нее. Мышечное ощущение, в свою очередь, трактовалось как система сигналов, несущих информацию о внешней реальности, ее пространственно – временных параметрах.

Главной же его идеей было предположение о том, что мышечная система является и органом познания. Она производит операции анализа и синтеза, которые служат основанием для всех уровней умственной деятельности, от элементарных до самых сложных, включая математическое и философское мышление. На основании этих положений он отстаивал познаваемость мира, обосновывая это физиолого-психологическими данными.

Александр Федорович Лазурский


создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров. Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Это было объяснение свойств личности нейродинамикой корковых процессов. Научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов. Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В. М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте. По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.) . Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека. Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А. Ф. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными. Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение. Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А. Ф. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психических уровня. Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, люди выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества. Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний – приспособившихся, а высший – приспособляющихся. На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них, по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

Петр Федорович Каптерев


Основы современной теории общего образования, как считается, были сформированы в начале XX в., и, в частности, в трудах русского педагога П. Ф. Каптерева. Его “Дидактические очерки” обобщили теоретический и практический опыт развития школьного образования в России и Западной Европе. Многие из важнейших основных проблем современной дидактики были сформулированы в его очерках. Под его редакцией была создана первая в России «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Общим основанием педагогики Каптерев считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Он обосновывал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциацию учебных курсов и всей структуры учебного процесса. В педагогику им введено понятие «педагогический процесс».

У Каптерева педагогический процесс обозначен как процесс саморазвития личности. Он видел главную цель обучения в развитии активности и самодеятельности школьника, движущими силами учебного процесса считал саморазвитие и самосовершенствование. «В школах главное внимание обращается на обучение, а в обучении на успехи, на результаты. Учатся хорошо, дурно или посредственно - вот главный преобладающий интерес школы; имеет хорошие способности, слабые или средние - это другой, уже дальнейший интерес школы. Но школа мало интересуется самим процессом приобретения сведений учащимися, той степенью напряжения, энергии и настойчивости, которую обнаруживает учащийся при занятиях» Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М. , 1982.. И даже не то важно, что не само обучение приоритетно для Каптерева, и не то даже, что интересуют его проявления характера в процессе обучения, а то, что эти проявления осознаются как процесс внутренних преобразований. Школа «весьма мало интересуется тем внутренним процессом, которым учащиеся достигают знания». Но главное - «что совершается в душе учащегося, что он переживает внутри себя, работает он над своим усовершенствованием или нет, развивается его способность самоуправления или не развирается». Каптерев призывает ориентироваться не на «исполнительность и послушание», а на «развитие способности самоуправления и разумной мотивировки своих действий».

Заслуги Каптерева в развитии педагогической мыслив в том, что он целостно охватил педагогическое знание, включая физиологический, психологический, философский, исторический и собственно педагогические аспекты.

Пётр Фёдорович ввел понятие "педагогический процесс" под которым понимал единство биологического и социального в процессе развития ребёнка. Создал стройную педагогическую теорию, которую изложил в работах: "Основные начала семенного воспитания", "Педагогический процесс", "Пед. психология" и др.

Каптерев разработал проблемы трудового воспитания и обучения в средней школе. Он считал, что трудовое начало в школе должно способствовать всестороннему развитию прежде всего мыслительных способностей учащегося, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим и школе, потому что развивает физические силы, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различный материал, учит преодолевать трудности.

Каптерев был убежденным поборником всестороннего развития личности ребёнка, идеи единства семейного, школьного и общественного воспитания построенного на гуманистических началах. Свои цели воспитание должно формулировать исходя из возможностей развивающего организма.

Огромен вклад в разработку основ педагогической психологии самого П. Ф. Каптерева - одного из основателей педагогической психологии. Его стремлением было провести в жизнь завет Песталоцци - психологизировать педагогику. Само понятие «педагогическая психология», по свидетельству исследователей, вошло в научный оборот с появлением в 1877 г. книги Каптерева «Педагогическая психология». Действительно, книга Э. Торндайка с аналогичным названием была опубликована только четверть века спустя (в 1903 г.). Более того, именно П. Ф. Каптерев ввел в научный обиход современное научное понятие «образование» как совокупности обучения и воспитания, связи деятельности педагога и учеников. Там же были рассмотрены педагогические проблемы учительского труда и подготовки учителя, проблемы эстетического развития и воспитания и многие другие. Существенно, что сам образовательный процесс рассматривался П. Ф. Каптеревым с психологической позиции, о чем непосредственно свидетельствует название второй части книги «Дидактические очерки. Теория образования» - «Образовательный процесс - его психология». Образовательный процесс, по мнению автора, представляет собой «выражение внутренней самодеятельности человеческого организма», развитие способностей и др. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. -- 2-е изд. -- Пг., 1915.

Видное место в творчестве Каптерева занимает вопросы семейного и общественного дошкольного воспитания. Первые три-четыре года жизни ребенка, считал Каптерев, составляют самое важное время своего воспитательного процесса. Именно в эти годы закладываются основы всего дальнейшего развития и образования. Поэтому существенным условием первоначального воспитания являются изучение психических процессов в первые дни, недели, годы ребенка. Это позволяет улучшить постановку первоначального воспитания, сделать его рациональным.

Развития дошкольного общественного воспитания требовала и, по мнению Каптерева, собственно педагогическая необходимость, потребность детей в широком общении со своими сверстниками. Ребёнок, растущий без товарищей, ”лишается одного из весьма важных, существенных условий правильного развития”. Каптерев П.Ф. "Энциклопедия семейного воспитания и обучения" , 1898, вып. VII.Товарищество - важнейшее условие детских игр. В общем, развитию ребёнка играми принадлежит выдающаяся роль. Каптерев видел в них одну из основ общественного и семейного дошкольного воспитания. Игры доставляют детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли наряду с укреплением их физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонности, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развитию самостоятельность, обеспечивают связь физического воспитания с духовным развитием и воспитанием, так как захватывает детскую точность, целиком, в отличии от некоторых физ. упражнений, направленных на развитие отдельных сторон личности. Игра, особенно “общественная” (со сверстниками), - это “серьёзная школа для развивающегося мышления детей” и “условия правильного всестороннего развития детской личности.

Школьное воспитание и обучение

Также большое внимание Каптерев уделял вопросам школьного воспитания и обучения. По его мнению, становление характера и мировоззрения невозможно без развития умственной самодеятельности, приучение к умственному труду и воспитания к нему интереса. Такая задача может быть решена не любыми средствами обучения, а только эвристическими, побуждающими учащихся самим находить ответы, размышлять над наблюдаемым, самим делать простые обобщения и выводы.

Под воспитанием Каптерев понимал “намеренное и систематическое воздействие взрослых на детей”. Воспитание влияет на разные натуры в неодинаковой степени. По его наблюдениям, наиболее, широко действует воспитание на детей со средними способностями, у которых многое следует “подправить, развить, укрепить, нечто ослабить, сократить, умерить, а иному дать другое направление”.

Для правильной постановки воспитания и обучения необходимы знания детской психологии. В период детства вырисовывается вся природа, всё существо человека. Черта, преобладающего с детства над другими, развивается в последующие возрасты, “определяя собой всю духовную физиономию человека”. Каждый ребёнок представляет собой своеобразную личность. Поэтому принцип индивидуализации воспитания и обучения Каптерев относил к существенным принципам педагогики. Отсюда и возможность типизации психических свойств юношества, возможность создания типов умов и поведения. Особо он выделял “душевные типы”, позволяющие приблизить к воспитываемым, понять их личную “мыслительность, чувствования и волю”. Рассматривая состав общеобразовательного школьного курса, Каптерев проводит чёткую грань между общим и специальным образованием. Основная система такого курса -общее образование сопровождается самообразованием и переходит в него.

Каптерев видит сущность общеобразовательного школьного курса в ознакомление с элементами различных наук, а не языков. Элементы наук должны быть “ связаны и объединены, чтобы составить основы стройного мировоззрения”. Групповые, факультативные занятия самыми разнообразными предметами по личному желанию учащихся составляют существенную часть учебного курса. Школа должна воздействовать на развитие всех сторон личности всего человека, не подавлять его умственных склонностей, чтобы не “сделать психическую деятельность однообразной, скудной…”. Каптерев П.Ф. "Педагогический процесс", 1905

Развитие и воспитание харатера воли

Одной из центральных проблем всей педагогики Каптерев считал проблему развития и воспитания характера воли. Присматриваясь к русской общественной жизни, он находил, что людей с сильной волей, с характером у нас мало. Но твёрдый характер может и должен соединяться с нравственными принципами. Характер принадлежит к области воли. Все эти качества могут вырабатываться в процессе обучения. Каптерев подчёркивает, что не только процесс приобретения знаний имеет значение для развития характера, что не обширность самих знаний, а принципы науки, её методы, её логические особенности- главное в обучении.

Мысль о самодеятельности и её роли в развитии личности -одна из основных во всём педагогическом наследии Каптерева. Наиболее ярко она выражена в его статье “О саморазвитии и самовоспитании”. Каптерев П.Ф. "Педагогика", 1999, № 7., ст. "О саморазвитии и самовоспитании" Фактически каждый организм заключает в себе самом источник деятельности. Внешнее впечатление-возбудители, повод для обнаружения собственной деятельности. Исходя из того что организм и окружающая его среда взаимодействуют друг с другом, Каптерев приходит к выводу, что человек сам себя воспитывает. Признание Каптеревым самодеятельности в качестве основного свойства человеческого организма привело его к мысли об определяющей роли саморазвития в процессе образования и воспитания.

Каждый возраст, отмечает Каптерев, имеет свои характерные свойства, свои главенствующие интересы и стремления, свои преобладающие радости и печали. Но взрослые порой не только не подозревают о талантах детей, но и не понимают их эмоциональное состояние.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта