Обратите внимание, какие сведения о шумерской цивилизации содержит эпос как исторический источник. Какие сведения о городе Гильгамеша Уруке, повседневной культуре, обычаях, традиционных занятиях его жителей можно почерпнуть из текста эпической поэмы
Скачать 22.12 Kb.
|
Обратите внимание, какие сведения о шумерской цивилизации содержит эпос как исторический источник. Какие сведения о городе Гильгамеша Уруке, повседневной культуре, обычаях, традиционных занятиях его жителей можно почерпнуть из текста эпической поэмы? Приведите конкретные примеры. Насколько существенно сведения из литературного источника могут дополнить данные археологических находок? Ответ поясните. Произведение представляет нам город Урук как неприступный город с внушительными стенами, защищающими горожан – «Стеною обнес Урук огражденный…». «Осмотри стену, чьи венцы, как по нити, Погляди на вал, что не знает подобья». У города имеется главный храм: «Светлый амбар Эаны священной.» (Эана — храм бога неба Ану и дочери его Иштар, главный храм Урука.) Эана также можно назвать «домом богов», покровителей Урука, в эпосе его называют жилищем Иштар: «И вступи в Эану, жилище Иштар». В городе царит тирания: «Все его товарищи встают по барабану! По спальням страшатся мужи Урука…». В начале эпоса царь Урука – Гильгамеш – предстает перед нами в виде очень сильного и могущественного правителя: «На две трети он бог, на одну — человек он, Образ его тела на вид несравненен, Стену Урука он возносит. Буйный муж, чья глава, как у тура, подъята, Чье оружье в бою не имеет равных…». Но царь не отдает себя служению своему государству, вместо этого он лишь ублажает свои желания – «Отцу Гильгамеш не оставит сына! Днем и ночью буйствует плотью: Гильгамеш ли то, пастырь огражденного Урука, Он ли пастырь сынов Урука, Мощный, славный, все постигший?». Быт жителей Урука раскрывается в строках, где блудница «очеловечивает» Энкиду: «Блудница уста открыла, вещает Энкиду: «Ешь хлеб, Энкиду, —то свойственно жизни Сикеру пей — суждено то миру!» Досыта хлеба ел Энкиду, Сикеры испил он семь кувшинов. Взыграла душа его, разгулялась, Его сердце веселилось, лицо сияло. Он ощупал свое волосатое тело, Умастился елеем, уподобился людям, Одеждой оделся, стал похож на мужа.» В Месопотамии было принято ублажать богов жертвами и дарами: «Я вышел, на четыре стороны принес я жертву, На башне горы совершил воскуренье: Семь и семь поставил курильниц, В их чашки наломал я мирта, тростника и кедра. Боги почуяли запах, Боги почуяли добрый запах, Боги, как мухи, собрались к приносящему жертву.» В тексте рассказывается, что народ Урука занимался следующими промыслами: скотоводством («Пастухи покоились ночью.»), охотой («Охотник уста открыл и молвит…»), в городе были популярны музыканты («Где кимвалов и арф раздаются звуки…»), кузнечное дело («Сели мастера, обсуждают. Секиры отлили большие…»), резьба по камею, ваяние («Едва занялось сияние утра, Гильгамеш по стране созывает кличем Ваятелей, медников, кузнецов, камнерезов.») На пятой табличке описан еще ритуал подношения богу Шамашу: «Возлей перед Шамашем возлиянье, — На берег Евфрата доставим кедры». Как мне кажется подобные сведенья могут помочь археологам определить предназначение некоторых предметов, восстановить некоторые находки основываясь на найденных фрагментах и литературе. Также данные произведения помогают изучить подробнее образ жизни и быт исследуемого народа. Опираясь на текст поэмы, зафиксируйте имена и характеристики основных представителей пантеона шумерских богов, принимая во внимание их иерархию. «Гильгамеш —его любит Шамаш, Ану, Эллиль (бог ветра, воздуха, земли и бурь, верховный бог) и Эа (бог мудрости) его вразумили.» Скорее всего эти боги имели наибольшую почетаемость в Уруке. Ану – бог неба, покровитель царственности, «отец богов». Для города Урука являлся покровительствующим богом: «Давай введу тебя в Урук огражденный, К светлому дому, жилищу Ану…» Иштар - богиня любви «Созвала Иштар любодеиц, блудниц и девок, Корень Быка оплакивать стали.», плодородия «Для скота я сена в Уруке скопила, Для степного зверья травы взрастила.», а также охоты, войны, покровительница культуры и Урука. Шамаш - бог солнца и справедливости. Его жезл —символ судейской власти. Можно предположить, что Шамаш является покровителем для Гильгамеша, на это указывает помощь бога на протяжении сюжета «Гильгамеш —его любит Шамаш…» Аруру – богиня-мать, создающая из глины Энкиду, создательница людей, определившая их судьбы. «Подобье Ану создала в своем сердце Умыла Аруру руки, Отщипнула глины, бросила на землю, Слепила Энкиду, создала героя.» Анту – супруга Ану, мать богини Иштар. «Поднявшись, Иштар пред отцом своим, Ану, плачет, Пред Анту, ее матерью, бегут ее слезы…» Айа-невеста —богиня, подруга Шамаша, бога Солнца. «Пусть, тебя не страшась, тебе Айа-невеста напомнит, Чтобы, ты поручал его стражам ночи В час вечерний, когда на покой ты уходишь!» Ануннаки — боги земли и подземного царства. «Груз в восемь талантов, —снял с его тела, Жилище Ануннаков* тайное открыл он.» Мамет —одна из Ануннаков, божеств земли, богиня, сотворившая людей. «Когда Эллиль благословит их, То сбираются Ануннаки, великие боги, Мамет, создавшая судьбы, судьбу с ними вместе судит…» Эпос о Гильгамеше – поиск ответа на «вечные» вопросы о смысле жизни и предназначении человека. Какое развитие и разрешение находит в поэме философская дихотомия «смерть-бессмертие»? Совершая подвиги, что разгневали богов, Гильгамеш вовсе не задумывался о своей смерти. «Нарублю я кедра, —поросли им горы, — Вечное имя себе создам я!» – но данные строки уже указывают на идею автора эпоса о том, что бессмертным человека делает не долгое существование на земле, а именно его поступки. Хотя только гибель Энкиду напомнила царю Урука о том, что он смертен. Поиски Утнапишти, чтобы узнать секрет бесмертия, были спровоцированы страхом закончить жизнь как его «брат» и друг Энкиду. Но пройдя труднейшие испытания для встречи с Утнапишти Гильгамеш узнает, что тот получил его случайно. Но жена легендарного Утнапишти рассказывает царю Урука о спасительном цветке, дарующем юность. «Уршанаби, цветок тот — цветок знаменитый, Ибо им человек достигает жизни. Принесу его я в Урук огражденный, Накормлю народ мой, цветок испытаю: Если старый от него человек молодеет, Я поем от него —возвратится моя юность». В данных строках также можно проследить взросление нашего главного героя. Теперь Гильгамеш не жестокий тиран, а настоящий вождь, которого волнует не только собственная судьба, но и его народ. Упустив цветок: «Змея цветочный учуяла запах, Из норы поднялась, цветок утащила, Назад возвращаясь, сбросила кожу.» Гильгамеш разбит случившимся: «Между тем Гильгамеш сидит и плачет, По щекам его побежали слезы…» Но пройдя столь длинный путь разрешением дихотомии «смерть-бессмертие» становится идея, что человек бессмертен не телом, а поступками. Выделите возможные «пути» к вечной жизни, обозначенные в тексте. Обратите внимание на лейтмотив памяти как возможное разрешение эпического конфликта. Первый путь – добыча цветка со дна моря: «Если этот цветок твоя рука достанет, — Будешь всегда ты молод». Но этот путь герой упустил, зато благодаря ему он увидел для себя второй путь, когда Гильгамеш осознает в конце эпоса – бессмертным человека делают его действия и память о них – путь духовного бессмертия. Именно память его народа, память о его героических поступках дарует ему бессмертие. «Гильгамеш ему вещает, корабельщику Уршанаби: «Поднимись, Уршанаби, пройди по стенам Урука, Обозри основанье, кирпичи ощупай — Его кирпичи не обожжены ли И заложены стены не семью ль мудрецами?»». Дополнением к уже законченной поэме появляется XII таблица «Энкиду в преисподней». Прочтите ее в одной из интернет-библиотек и запишите заключительный вывод, к которому приходит месопотамская цивилизация в поиске ответа о смысле жизни и предназначении человека. Как мне кажется, люди Месопотамии приходят к выводу, что главной задачей человека на земле является удовлетворение их потребностей, промысел. Но также важным является почитание традиций предков, чтобы блаженствовать в загадочном загробном мире, если человек вырастил многих сыновей, то ему воздастся это после смерти. "Того, у кого семь сыновей, видел?" "Да, видел". "Каково ему там?" "Словно друг богов, сидит в кресле, музыкой танцев наслаждается". Так в царстве мертвых не будут блаженствовать те, кто остался без погребения, кого не чтут и не вспоминают живые. «"Того, кто наследника не имеет, видел?" "Да, видел". "Каково ему там?" "Хлеб, кирпичу разбитому ветром, подобный, он ест"…» «"Духа того, о ком позаботиться некому, видел?" "Да, видел". "Каково ему там?" "Кусками подобранного хлеба, что на улицу брошены, он питается".» «"Того, чье тело брошено в поле, видел?" "Да, видел". "Каково ему там?" "Его дух не спит в подземном мире".» |