Исследовательская работа. Исследовательская работа Атлашовой Влады. Образ кота в литературе
Скачать 26.71 Kb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза В.В. Субботина пос. Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области Старо-Якушкинский филиал Исследовательская работа на тему: «Образ кота в литературе» Автор работы: Атлашова Владислава, ученица 5 класса ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск Старо-Якушкинский филиал Руководитель: Атлашова Марина Михайловна учитель русского языка и литературы с. Старое Якушкино,2022г Содержание Введение................................................................................................................ 3 Глава I. Образ кота в сказках русского народа.................................................. 4 Глава II. Образ кота в пословицах и поговорках............................................... 6 Заключение............................................................................................................ 11 Список использованной литературы.................................................................. 12 Введение У русского народа кот является любимейшим и наиболее распространенным домашним животным, поэтому он стал героем многих русских сказок, пословиц и поговорок, где отражаются записанные народом особенности этого животного. В сказках животные говорят и поступают, как люди. Они рассуждают, обманывают, ссорятся, дружат, тем самым характеризуют себя. Тема исследования «Образ кота в русских народных сказках и других жанрах фольклора». Она выбрана потому, что сказка - мой любимый жанр литературного творчества. При изучении русских народных сказок, я обратила внимание, что кошка во многих литературных произведениях является главным героем. Мне захотелось узнать, как описывают кота в русском народном творчестве? Какими качествами характера он обладает? Цель работы – найти и показать образа кота в произведениях русского фольклора. Задачи исследования: - изучить научную литературу по теме исследования; - изучить произведения русского фольклора, содержащие образ кота; - посмотреть особенности изображения образа кота русским народом. Изучение данной темы я считаю актуальной, потому что кошка –любимое животное у взрослых и детей. Объектом данного исследования являются произведения устного народного творчества. Предметом исследования – особенности изображения кота в произведениях русского фольклора. Методы исследования: изучение источников в сети Интернет, чтение и анализ произведений. Гипотеза: предположила, что кошка является неотъемлемой частью жизни человека, поэтому ее образ широко распространен в литературе. Глава I. ОБРАЗ КОТА В СКАЗКАХ РУССКОГО НАРОДА Свое исследование я решила разбить на две части: в одной проанализировать образ кота в русских народных сказках, а в другой – в других жанрах фольклора. Первый пример - сказка «Репка», там встречается образ кошки Мурки, которая помогает своим друзьям. Перечитав русские народные сказки, я заметила, что кот бывает разным, чаще всего, в образе выделяется какая-то одна черта характера. Во многих русских сказках кот отважный и храбрый. Он любит погреться на печке и полакомиться сметанкой или свежей мышкой. Коты очень любят играть с разными вещами, они всегда найдут, чем заняться. Но из-за игр кот может и сильно навредить. Не стоит забывать о его обязанности ловить мышей. В одних сказках – это хороший, добрый кот – помощник человека, в других – хитрый, ленивый зверь – ворюга, в третьих – злобное маленькое существо, часто связанное с нечистой силой. КОТ -РАЗБОЙНИК. Часто в сказках объединяют кота с лисой, наверно, потому что оба очень хитрые и ловкие. Например, в сказке «Кот и лиса». За его шкодливость хозяин отнёс его в лес. Но кот не только выжил, он даже сумел вместе с лисой заставить всех зверей в лесу приносить им подарки. Плутовские свойства кота сближают его с лисой. Он даже женится на лисе, что делает эту пару очень сильной среди других животных. А в сказке «Кот и баран» хитрый кот, ворующий у хозяев сметану, за что его хотели убить, обманом созвал бежать с собой барана. А затем сумел обмануть стаю волков, медведя и лису. В сказке «Кот — серый лоб, козел да баран» - кот, хитрый плутишка -воришка. «Он такой вор и разбойник, каждый час на промысле, и где что плохо лежит, так у него брюхо болит». Аналогичный сюжет и в сказке «Напуганные медведь и волки». В этих сказках кот, узнав, что замышляет хозяйка, решает бежать. Но не просто удрать, а прихватив с собой других домашних животных – козла и барана. Попав в лес, они увидели у костра волков. Хитростью кот их прогнал, съел их добычу. Волки побоялись вернуться обратно. В этих сюжетах схож образ кота- разбойника, способного напугать таких лютых зверей, как медведь и волки. КОТ - ПЛУТИШКА В сказке "О Ваське - Муське" кот очень хитрый. Жил помещик, у которого был кот. Звали его Васька - Муська. Когда кот состарился, хозяин его выгнал. Васька притворился мертвым, а когда мыши его решили похоронить, он всех мышей переловил. Жил после этого он еще лучше, чем у помещика. КОТ – ПОМОЩНИК ЧЕЛОВЕКА Именно такая роль чаще всего отводится коту в сказках. Он помогает хозяину и своим друзьям избежать неприятности и невзгоды. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку «Мудрая жена». В сказке хозяин продаёт кошку на корабль, отправляющуюся в далёкую страну, где кошки не водятся. Там она помогает «корабельщику», убив угрожающих ему крыс, только из чувства преданности, не руководствуясь корыстными соображениями. В сказке «Репка» кошка Мурка помогает деду и бабке вытащить репку. КОТ - СПАСИТЕЛЬ В русской народной сказке "Кот, петух и лиса" - кот выступает как положительный герой. Кот жил вместе с петушком. Уходя из дома, наказывал петушку: « Если лиса в гости придёт, не высовывай ей головку, а то унесет тебя». Да только петушок не послушался, и коту приходилось спасать его от лисы. Кот выступает бравым защитником. Причем у кота прекрасный слух, он умен и заботлив. КОТ - БАЮН Кот-Баюн — персонаж русских народных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Его голос был слышен за 7 вёрст. Он сидит на железном столбе, заговаривает, усыпляет своими сказками подошедших путников и безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай». Глава II. ОБРАЗ КОТА В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ Пословицы и поговорки – малые фольклорные формы русского языка, при помощи которых используются слова и выражения, которые отражают не прямой их смысл, а иносказательный. Пословицы и поговорки часто несут в себе иронию, шутку, а так же ценностный смысл, отношение к жизни, к традициям, к социальным установкам общества. Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл. Коты считаются хранителями домашнего очага и уюта, поэтому на новоселье принято первого впускать в дом кота. Наблюдения за котами дает нам богатую пищу для размышлений. Немало пословиц и поговорок, связанных с котами. Ни один народ столько не говорит о них, как русский. Ведь кот всегда жил рядом с человеком, и народ мог наблюдать за ним, замечать свойственные только этому животному особенности поведения. Вот некоторые из них: Кот умывается лапкой (нужно ждать гостей) Живуч как кот (пословица говорит о том человеке, кто может приспособиться к лишениям, выжить в любых условиях) Ночью все коты серы (употребляется в том случае, если надо указать на какое-либо дело, в котором трудно разобраться или нельзя распознать намерения какого-либо человека). Драный кот (говорится о худом, болезненном человеке). Знает кот, чьё мясо съел (пословица о виноватом человеке, по поведению которого видно, что он знает свою вину). Как кошка с собакой живут (говорится о тех людях, кто постоянно ссорятся, враждуют). Как кот с мышью играет (говорится о том человеке, кто, скрывая своё истинное лицо, то мягок, то жесток с тем, кто от него зависит, кто будет его жертвой). Коту под хвост (используется в переносном значении о чём-нибудь, что истрачено зря, бесполезно или пропало, о напрасных усилиях). Заключение Подводя итог вышесказанному, можно сделать выводы: в ходе исследовательской работы мною были проанализированы русские народные сказки, приметы, пословицы, поговорки, авторские литературные произведения, в которых встречается образ кошки. Исследовав долгий путь кошки в литературе от поверий, легенд – к сказкам – пословицам и поговоркам – авторским произведениям разных жанров, я пришла к выводу, что она «научилась играть» разные роли: «кот-помощник», «кот-защитник», «кот-обманщик», «кот-философ», «кот-баюн». В художественных произведениях кошка становится не просто объектом изображения, она, наравне с человеком – одно из главных действующих лиц. Я увидела, что образы кошек в литературе наполнены многообразным смыслом. Этот образ постоянно меняется, так как практически всегда кошка ведёт двойную жизнь. Именно поэтому невозможно раз и навсегда запечатлеть неизменный, устоявшийся образ этого животного. Кошка всегда разная, как человек и весь постоянно изменяющийся мир. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что кошки, вдохновили людей на создание множества произведений в литературе и фольклоре за время долгой совместной жизни с ними. Потому, что кошка – не только самое любимое, самое близкое для них животное, но и самое загадочное. Кот и народ – явления испокон веков неразделимые, поэтому народное творчество не может не содержать в себе образ кота, в чем мы и убедились в данной работе. Причины частого упоминания кота в русском народном фольклоре уходят своими корнями в древние века. Исторические особенности взаимоотношений кошки с человеком положили основу к дальнейшему почитанию кошки, как символа уюта и целостности русской избы, как главного предсказателя грядущих событий, как любимого персонажа детского и взрослого фольклора. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Братья Гримм. Сказки. – Ташкент: Юлдузча, 1987. 2. Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. – М.: Детская литература, 1973. 3. Зубарева Е. Е. Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение, 1988. 4. Пушкин А. С. Собрание сочинений. Т. 2. – М.: Правда, 1963. 5. Русские народные сказки. – М.: Содействие, 1994. 6.Русские народные сказки в обработке Л. Н. Толстого. – М.: Петрушка, 1993. 7.Федосов И. В. Фразеологический словарь русского языка. – Липецк: Юнвес, 2004. |