Практическая работа № 4.. Образ Петербурга в творчестве А. Блока. Общие цели урока
Скачать 48.17 Kb.
|
Образ Петербурга в творчестве А.Блока. Общие цели урока: 1.Выявить, каким изобразил Петербург А.Блок, какой мир царит в этом городе? 2.Выяснить, что роднит его в изображении Петербурга с великими предшественниками и что отличает от них? 3.Проанализировать блоковские образы-символы в изображении Петербурга. 4.Проанализировать, как сказалось новое лирическое «я» поэта во 2-ой и 3-ей книгах? 5. Проследить логику творческого пути А. Блока. От «Стихов о Прекрасной Даме» - к «зову жизни», навстречу «великой грозе». Диагностические цели урока. Ученики смогут: 1.создать словесный образ Петербурга, нарисованный поэтом; 2.назвать схожие и отличительные черты в создании образа Петербурга в творчестве А.Блока и его предшественников; 3.освоить и применить на практике средства художественной выразительности, используемые поэтом при создании образа Петербурга; назвать основные приемы создания образа Петербурга; 4.проследить мироощущение лирического героя, автора в 2, 3 книгах стихотворений; 5.ощутить дух времени, атмосферу города начала XX века в России. II этап. Подготовка учеников к восприятию произведения, или этап создания установки на чтение и восприятия произведения. 1.Подготовка учеников к восприятию произведения. Главная цель этапа - создать мотивацию на чтение произведения, то есть вызвать интерес к тому, о чем по сути он ничего не знает. Между этим этапом и всеми последующими должен существовать временной промежуток, необходимый для прочтения текста: от двух-трех минут на чтение стихотворения до нескольких дней или даже недель на чтение романа. В методике есть несколько традиционных способов создания установки на чтение. Многие программы для основной школы построены по тематическому принципу. Поэтому в начале изучения новой темы учитель может представить ученикам все входящие в нее произведения, активизируя личный жизненный опыт учеников, связанный с тематикой раздела. Если в основу программы положен жанровый принцип, то нужно искать другой способ установки на чтение. В программах А.Г.Кутузова и М.Б.Ладыгина в 5-ом классе целью знакомства ребят с литературной сказкой становится обнаружение сказочных традиций в русской литературе и осознание их роли в литературных произведениях. В такой ситуации учитель представляет ученикам жанр как некое литературное явление, как своеобразного героя, существующего во множестве форм, но сохраняющего свое единство. В данном случае активизируется не столько чувства учеников, сколько их познавательный интерес. Уроки литературного мастерства, открытие законов жанра и присущих ему средств выразительности – тоже может быть увлекательным занятием. Например, установка на чтение лирических произведений может создаваться с помощью произведений других видов искусств. Еще один способ создания установки на чтение - пробуждение интереса учеников к личности писателя. Это прежде всего встреча с яркой личностью, человеком, наделенным необычными качествами, со своей жизненной позицией. Портреты писателей включаются в урок не «для красоты», а для того, чтобы, чтобы ученики учились всматриваться в лица, по выражению лица открывать внутренний мир другого человека. Заочная экскурсия, возможности которой значительно расширились с появлением средств мультимедиа, является эффективным и эффектным приемом создания установки на чтение произведения. История создания произведения тоже может побудить учеников прочитать его. Грамотная, целенаправленная, умная работа учителя в среднем звене (5-8 классы) сама по себе становится способом создания установки – вообще на чтение, на общение с книгой. Поэтому если в средней школе дети полюбили читать, то в старшей проблемы не будет. В старших классах проблемно-тематический или жанровый принцип изучения литературы сменяется историко-систематическим и монографическим. Покажем на примере урока по изучению рассказов о природе М.Пришвина в 5-ом классе, как можно подготовить учеников к восприятию произведения. Подготовка учеников к восприятию пейзажной лирики М.Пришвина. Вступительное слово учителя. -Здравствуйте! Что особенного тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же не капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? Это стихотворение - приветствие написал известный поэт В. Солоухин. Доброе слово приятно не только нам, людям, но и живой природе, солнышку на небе, белой ромашке на лугу… Давайте, ребята, каждый из вас сейчас напишет свое приветствие солнцу, ветру, облакам. Постарайтесь в приветствии показать свое отношение к природе, к своему любимому цветку. Например, К.И. Чуковский интересно написал в своих воспоминаниях об А.П. Чехове, который очень любил цветы, сам их сажал и выращивал в своем саду. Чуковский пишет, что А.П. Чехов в каждом цветке чувствовал личность, характер. Иные цветы были ему особенно милы, а к иным он питал враждебные чувства. Он не любил георгин. «На что вам этот холодный, не вдохновляющий цветок? У этого цветка наружность аристократическая, баронская, но содержания никакого. Так и хочется сбить тростью его надменную, но скучную головку», - писал Чехов в одном из своих писем. Видите, ребята, георгин напоминал Чехову какого-то человека, мало ему симпатичного. Вероятно, не у всех георгины вызывают такое отношение. Ведь каждый видит и чувствует по-своему. Пишите о том, что вы сами чувствуете, думаете… Я предлагаю несколько приветствий, вы можете изменить их, написать свое приветствие. Приветствую тебя, Светлое Солнце. Ты несешь нам радость и тепло, потому я всегда рада встречать тебя каждое утро. Привет! Быстрый и озорной Ветерок! Возьми и меня в свои странствия! Ребята пишут, а затем выразительно зачитывают свои приветствия. Самое яркое, оригинальное приветствие записывают на доске. Знаете ли вы, ребята, что был писатель, не похожий ни на одного писателя в мире. Это человек, который знал, о чем думают деревья в лесу, мог рассказать о рождении травинки, о самых загадочных явлениях в природе. И звали этого писателя М.П.Пришвин 2.Этап выявления восприятия. Восприятие выявляется не только для уточнения уровня понимания прочитанного текста, но и для создания проблемной ситуации, мотивирующей изучение произведения. Беседа о прочитанном позволяет прояснить многое: впечатления и оценки, проблемы и суждения – все, что волнует читателя, только что закрывшего книгу. Но учителю нужно помнить, что существует зона риска: во-первых, можно получить массовое «не понравилось»; во-вторых, что не лучше, формальное «да, понравилось»; в-третьих, еще хуже, зловещую тишину. И хотя восприятие начинается с эмоциональных реакций, выявлять его «безопаснее, начиная со сферы осмысления, постепенно подключая вопросы об эмоциях. Вопросы на этом этапе должны затрагивать разные сферы восприятия произведения (эмоциональную, сферы воображения и осмысления содержания и художественной формы), иначе учитель не получит достоверной картины тех сложностей, которые испытывают ученики. Формы выявления восприятия: вопросы, беседа, анкета, рисование, мини-сочинение. Рассмотрим проектирование этапа выявления восприятия на примере урока в 7-ом классе «Япония в миниатюре». На данном уроке гармонично, на наш взгляд, соединились два этапа урока: подготовка к восприятию японского трехстишья (хокку) и выявление восприятия другого «малого» жанра в Японии, как икэбана. Рассказывая об искусстве расстановки цветов, показывая слайды с изображением икэбаны, предлагая самим создать такие композиции, учитель уже выявляет понимание, чувствование малых жанров в искусстве Японии (нэцкэ, оригами, хокку). Учитель: Искусство расстановки цветов в вазах – икэбана ("Жизнь цветов") – восходит к древнему обычаю возложения цветов на алтарь божества, который распространился в Японии вместе с буддизмом в VI в. Чаще всего композиция в стиле того времени – рикка ("поставленные цветы") – состояла из веток сосны или кипариса и лотосов, роз, нарциссов, установленных в старинных бронзовых сосудах. С развитием светской культуры в X-XII в.в. композиции из цветов устанавливали во дворцах и жилых покоях аристократов. Во второй половине XV в. появилось новое направление в искусстве икэбаны, основателем которого был мастер Икэбоно Сэнъэй. Произведения школы Икэбоно отличались особой красотой и изысканностью, их устанавливали у домашних алтарей, преподносили в качестве подарков. В XVII-XIX в.в. искусство икэбаны получило широкое распространение. Возник обычай обязательного обучения девушек искусству составления букетов. Ассистент: В композиции икэбаны присутствуют, как правило" три обязательных элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цветком, веткой и травой. Их соотношение друг с другом и дополнительными элементами создает разные по стилю и содержанию произведения. Задача художника состоит не только в том, чтобы создать красивую композицию, но и наиболее полно передать в ней собственные раздумья о жизни человека и его месте в мире. Произведения выдающихся мастеров икэбаны могут выражать надежду и грусть, душевную гармонию и печаль. По традиции в икэбане обязательно воспроизводится время года, а сочетание растений образуют общеизвестные в Японии символические благопожелания: сосна и роза – долголетие; хризантема и орхидея – радость; магнолия – духовная чистота и др. Демонстрация слайдов. Выявление восприятия. Работа по икэбанам. Человеку какого возраста может быть предназначена эта икэбана? На какое торжество может быть составлена такая икэбана? Какую икэбану вы бы подарили сестре, маме, бабушке? Какие чувства вызывают у вас эти икэбаны? После сообщений о малых жанрах искусства в Японии (оригами, нэцкэ, икэбана) ученики уже подготовлены к более глубокому анализу хокку. III этап. Анализ художественного произведения. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»… Но пророческая мысль поэта имеет продолжение: «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Как сохранить эти понятия в жизни детей нашего сложного времени? Как научить сопричастности, сопереживанию, состраданию, соразмышлению? C учетом ведущей тенденции современного урока (диалогизации) мы выстраиваем диалог учеников с художественным произведением и его автором. Сегодня становится крайне необходимым соотношение между словом учителя и его молчанием – между словом-серебром и молчанием-золотом, обязательный рефлексивный подход в анализе художественного произведения. Легко ли уяснить смысл художественного текста? Один и тот же текст может по-разному трансформироваться в читательском сознании, порождая различные интерпретации. А.А. Потебня был убежден в том, что идею произведения выявляет не автор, а читатель. М.М. Бахтин убедительно показал, что глубокое понимание текста невозможно без диалога между автором и читателем: «активность познающего сочетается с активностью открывающего (диалогичность); умение познать с умением выразить себя». Герменевтика (наука о понимании и истолковании смысла текста, учение о принципах его интерпретации) учит рассматривать произведение с двух сторон: с точки зрения авторского замысла и с позиции читателя, воспринимающего произведение. Автор выступает в литературоведении в двух значениях: как писатель, реальная личность, в другом случае имеют в виду художественное воплощение автора, что дает основание говорить об образе автора, авторской позиции и средствах ее выражения. Анализ художественного произведения - это нерв урока. Форма урока, пути и приемы изучения произведения зависят от многих причин: лирические, эпические, драматические жанры предполагают различные формы, методы, технологии анализа произведения. Организация анализа текста зависит от особенностей изучаемого произведения. Желание учителя показать очередь, уводит от осмысления текста как единого целого. Учитель всегда стоит перед выбором ученикам все, что есть в произведении, зачастую приводит к дроблению текста, а это, в свою материала для анализа и осуществляет его, руководствуясь дидактическими принципами целесообразности, доступности и перспективности для ученика. Это означает, что литературный текст должен рассматриваться на уроке как единое целое, как система, все элементы которой (язык, композиция, содержание) взаимосвязаны. Отбирая материал для анализа, мы должны помнить о том, что наша цель – освоение произведения, которая растворена в художественной форме и содержании. Авторский замысел определяет выбор как событий, характеров персонажей, так и лексики и синтаксиса для их воплощения; архитектонику произведения, способов выражения авторского отношения к персонажам и событиям. Один и тот же урок (по одной и той же программе) у разных учителей может получиться совершенно разным. Можно предложить план анализа произведения, который предполагает и освоение необходимых теоретических и культурологических понятий, указанных в программе. План носит условный характер, он лишь указывает на определенные аспекты анализа, ракурс рассмотрения произведения. Логику анализа определяет исследователь текста. План анализа идейно-художественного своеобразия произведения. Сведения о писателе, помогающие глубже понять художественное произведение (мировоззрение, взгляды на вопросы эстетики, особенности творческого метода, связь с литературными направлениями и течениями эпохи, важные биографические подробности, отношение писателя к анализируемому произведению и др.). Особенности сюжета, характер отбора жизненных явлений, положенных в его основу. Композиционные особенности. Тематика и проблематика произведения. Комплекс идей, заложенных в произведении. Особенности пафоса. Жанровое своеобразие. Авторская позиция. Система персонажей. Образы главных и второстепенных героев. Композиционные особенности. Проблематика и комплекс, заложенных в нем идей. Своеобразие художественного времени и пространства. Художественная деталь. Язык. Стилистическая окрашенность. Изобразительно-выразительные средства воплощения замысла художника. Смысл названия. Место произведения в творчестве писателя. Порядок разбора лирического стихотворения. Предложенная последовательность разбора стихотворения условна, хотя и обладает определенной логикой. Исследование стихотворения можно начинать с любого пункта плана: подсказку искать в самом стихотворении. Дата написания. Реально-биографический и фактический комментарий. Место стихотворения в творчестве поэта. Жанровое своеобразие. Идейное содержание. Ведущая тема. Основная мысль. Лирический сюжет. Проблемы. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него. Эмоциональная окраска чувств. Композиция. Структура стихотворения. Основные образы стихотворения. Основные средства изобразительности: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, сарказм, олицетворение и т.д. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и другие. Стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Рифма (мужская, женская, точная, неточная ). Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая). Звукопись (аллитерация, ассонанс, звукоподражание). Строфика ( двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа). Разумное соотношение формы и содержания урока является важным моментом в проектировании уроков литературы. Поиски новых образовательных технологий являются своего рода педагогическим знаменем нашего времени. Едва ли не правилом стало требовать от учителя собственной оригинальной технологии. Наше стремительное и информационно насыщенное время требует от учителя, наставника молодежи, идти в ногу со временем. Мастерство учителя приобретает особое значение в условиях обострившихся социальных проблем. Современные педагоги связывают определение преподавания со словом «как». Как учить наших детей? Какие методы, технологии принесут долгожданный успех учителю? Рассмотрим инновационные образовательные технологии, помогающие активизировать творческую деятельность учащихся на уроках литературы. Модельный метод направлен, прежде всего, на личностно ориентированное обучение. С модельным методом обучения связан завтрашний день школы, поскольку именно этот метод представляет ученикам наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска в индивидуальной, так и в совместной деятельности при организационной и экспертной помощи учителя. Уроки – консультации проходят обычно перед экзаменами, зачетными уроками. На этих уроках ученики задают учителю вопросы по пройденным темам – активная работа учителя и пассивное «созерцание» учеников. Каких результатов можно ждать на таком уроке? При модельном обучении учитель совершенно по-другому организует урок. Настоящий учитель рано или поздно приходит к необходимости теоретических обобщений и практических следствий. На урок – консультацию учитель делит класс на 5-6 групп. В течение 10-15 минут ученики готовят по 20-30 вопросов на отдельном листе по пройденным темам. Важно научить учеников правильно сформулировать вопрос: от этого зависит и скорость информационного поиска в Интернете. Следует провести урок, обучающий технологии конструирования вопроса. В каждой команде выбирается спикер, ответы на вопросы происходят по схеме: первая команда задает вопросы второй команде, вторая – третьей, третья – четвертой и т. д. Содействованы все ученики в классе. Из пассивных слушателей они приведены в активное состояние. Учитель корректирует, добавляет, обобщает ответы. Можно предложить как одну из форм модельного обучения урок – пресс – конференцию, на котором почти каждый ученик получает свою роль. На уроке в 7-ом классе по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни» ученики участвуют в «деловой игре» со следующими ролями: эксперты-специалисты по обсуждаемому вопросу; журналисты молодежного радио; представители движения «зеленых»; политический канал телевидения; научно-популярные альманахи; неформальная молодежная организация «Экстрим» и т.д. Даже обычные уроки-семинары можно проводить в форме «деловой игры»: назначить докладчиков – содокладчиков – оппонентов – провокаторов – ассистентов - экспертов. В пользу уроков в форме «деловой игры», когда ученики сами становятся активными участниками урока, говорят такие факты. Ученики удерживают в памяти: 10% - того, что читают; 20% - того, что слышат; 30% - того, что видят; 50% - того, что видят и слышат; 70% - того, что обсуждают с другими; 80% - того, что основано на личном опыте; 90% - того, что проговаривают в то время, когда делают; 95% - того, чему сами обучают. Занимательная история в подтверждение всему сказанному выше. Если человек, знающий семь романов, узнает еще семь романов, он «гуманитарнее» не станет. Не зря в дворянских семьях так популярны были буриме. Дворяне развлекались сочинением стишков под готовые рифмы. Пусть ученики проявляют свою фантазию, способности и умения в собственном сочинительстве. Первый ряд сочиняет стихи в стиле Байрона, второй – Пушкина, третий - Маяковского. При проектировании уроков литературы используются также следующие инновационные технологии, применяемые в системе: - проблемное обучение; - нейролингвистическое программирование; - эйдетизм (образное мышление); -интерактивные технологии; -модельное обучение; - развитие критического мышления; -компетентностный подход к преподаванию русского языка и литературы. IV. Проектирование этапов обобщения и постановки домашнего задания. Этап обобщения завершает изучение произведения и учебной темы. В младших классах занимает минут пять (если речь идет о произведении), в среднем звене рассчитан на четверть или половину урока, а в старших классах может потребовать от одного до нескольких уроков. Занятие, завершающее изучение темы, может длиться целый урок и в младшем звене. Этап обобщения (или, как его называют заключительное занятие) – это прежде всего подведение итогов работы, которую проделали ученики под руководством учителя; это момент осознания того, что им удалось сделать, что они узнали и чему научились. Особенно важна такая рефлексия для учеников 5-6 классов, которые только овладевают приемами работы с текстом, учатся вести диалог с учителем, автором и одноклассниками. Поэтому в 5-6 классах каждый урок, независимо от того, входит он в систему или нет, завершается обобщением. Для более старших учеников этап обобщения - это другой вид рефлексии, проверка собственных сил в творческой деятельности, создание собственной интерпретации текста. Их рефлексия будет проявляться не в воссоздании того, что они делали на уроках, а в самостоятельном общении с произведением, которое, оказывается, далеко не исчерпано на уроках. Уроки в системе, конечно, завершаются выводами, но собственно обобщение происходит после изучения текста как целого. Рефлексия и творчество требуют не повторения в сжатой форме того, что происходило на уроке, а переноса полученных знаний, сделанных открытий в новую ситуацию. Эту ситуацию и должен создать на уроке учитель. Рассмотрим, как создается этап обобщения на уроке литературы по роману Е.Замятина «Один» или «один из…» - мучительный путь к самом себе». Проблемные вопросы для вывода. Герой Е.Замятина через любовь обрел свою индивидуальность, нашел себя, свое звучание. Но предательство любимой, отказ от всего, ради чего он страдал, – такой финал, кажется, обескураживает читателя. Неестественно преломление «я» в «мы», и если человек поддается воздействию тоталитарной системы, то он перестает быть человеком. Но это своего рода традиционный русский финал в поисках самого себя. Предлагаем вам лингвистические и литературные «ребусы» на эту тему. X. Сообщение ассистента. В русском языке принято говорить не «я хочу», а «мне хочется», не «мое имя такое-то», а «меня зовут». По-русски очень коряво и хвастливо звучит «я и мой приятель», скорее скажем «мы с приятелем». По-английски это выглядит, если буквально перевести, нелепо. Правильно по-английски надо сказать именно «приятель и я». А по-русски не очень-то прилично «якать». В русском языке нет точного аналога английского понятия «self-sufficiency», что означает, во-первых, самодостаточность, а во-вторых, большую уверенность в своем достоинстве. Таких личностных акцентов в западных языках немало. Сообщение учителя. Самые интересные факты можно найти в русской литературе. «Маленький человек», которого открыл Пушкин, «ни толстый, ни тонкий – ни то, ни се» у Гоголя, Ионыч Чехова, который так и «не выдавил из себя раба», обломовы и много других нереализованных «я». Интересен в этом плане роман Т.Толстой «Кысь»: русский человек думает, что он стал личностью, свободен, ан – нет, не стал, «нутряной нык-мык» - вот результат поисков в себе личности, по мнению писательницы. Современная молодежь может возразить: креативные, харизматичные личности как никогда востребованы нашим временем. Русская версия гамлетовского вопроса: «Бояться или не бояться быть личностью» уже неактуальна? В наше время у многих «я» преобладает над «мы»? Но стало ли наше «я» личностью, или это очередной наш «нутряной нык-мык»?.. Выводы по уроку: Не давайте рукоятки для топора – и никто не пострадает. Одно из самых существенных бед революций, общественных катаклизмов – разрушение совести. Одна из самых древних и фундаментальных элементов человеческой культуры, совесть является главным стержнем нравственности. Животный эгоизм, право сильной личности не все, выжить любой ценой - знакомые лозунги. Стремление реализовать себя как личность грозит другой крайностью - перешагнуть через «маленького человека» - « не будь овцой, и волк не съест». История России страшна последовательным уничтожением не только творческих, нравственных личностей, но и незаметной на поверхности тиранией человека обычного, маленького... Отличительная черта русской литературы в генетически заложенной в нас программе соучастия, гуманного отношения ко всем сирым, блаженным, «униженным и оскорбленным». Так все же – «я» или «мы»? V. Проектирование этапа постановки домашнего задания. Домашнее задание – первый шаг в разрешении проблемной ситуации будущего урока; значит, проблемную ситуацию необходимо создавать в конце урока, а обострять и разрешать на следующем. Чем четче сформулировано задание, обстоятельно мотивировано и подробно прокомментировано, тем больше вероятность того, что оно будет выполнено. Домашнее задание носит как обобщающий (проверить, как усвоен материал урока), так и подготовительный, опережающий характер (готовит к новому уроку); это сочетание функций всегда необходимо сохранять. Завершает изучение произведения итоговое домашнее задание, которое проверяется на этапе обобщения, а значит, так или иначе предлагает ученикам интерпретационную деятельность. Большинство домашних заданий письменные, так как в классе нет времени на письменную работу. Письменная работа позволяет проверить всех учеников, хотя, естественно, отнимает больше времени. Для учеников 5-6 классов требуется алгоритмизация процесса подготовки: им нужно указать последовательность операций, которые они будут совершать. Поэтому важно, чтобы на уроке ученики уже встречались с подобными заданиями, тогда ученику легче будет понять, что он должен сделать. Рассмотрим на примерах, как организуется этот этап в среднем и старшем звеньях средней школы. Домашнее задание на следующий урок. Урок №4. Урок одного стихотворения. Стихотворение А. Блока “Незнакомка”. 1.Подготовить выразительное чтение стихотворения «Незнакомка». 2.Какие средства выразительности применяет поэт для создания образа Петербурга в стихотворении? Какие чувства они выражают? Свое мнение обоснуйте примерами из текста. (Задание выполняется группой). 3.Какие основные чувства и мысли преобладают в «Незнакомке»? 4.К какому миру - миру пошлости или миру Незнакомки - принадлежит лирический герой? Как вы понимаете выражение « внутреннее родство»? 5. Мир лирического героя и Незнакомки. К кому ближе сам автор? (Задание выполняется группой). 6.Незнакомка – это Прекрасная Дама или иной символический образ? 7.Что отличает и объединяет петербургские картины в «Незнакомке» с образом Петербурга в повести «Невский проспект» Н.В.Гоголя, в «Идиоте» Ф.М.Достоевского. (Задание выполняется группой). 8. Как сталкиваются мечта и реальность в «Незнакомке»? 9. Почему, по-вашему, «Незнакомку» называют самым блоковским стихотворением? 10. Подобрать иллюстративное и музыкальное сопровождение к стихотворению А.Блока «Незнакомка». (Задание выполняется группой). (Проверить, как полученные на предыдущем уроке сведения применяются при анализе другого произведения, насколько успешно ученики могут выполнять проблемные и творческие задания, делать рефлексию). Домашнее задание в 6-ом классе по рассказу М.Пришвина «Неведомому другу». Все ваши мысли и чувства, которые возникли сегодня на уроке, вы напишете в мини-сочинении. Темы сочинений: «От имени воды», «Глазами Земли», «О чем шепчутся деревья». Постарайтесь в этих сочинениях показать, что вы чувствуете так же тонко, глубоко нашу природу, можете подобрать к своему рассказу музыку, картины или нарисуйте сами. VII. Заключение. Мыслители разных эпох формулировали общие критерии оценки художественных произведений: полнота и неизбыточность, красота и целостность, уникальность и оригинальность. Но любые критерии будут бесполезны, если читатель лишен эстетического вкуса, не умеет определять меры художественного. Открыть в себе способность воспринимать искусство – непростая задача. Английский поэт Уильям Блейк так определил назначение поэтов: поэты помогают человеку открывать очи, направленные внутрь. Очевидно, речь идет о саморазвитии, о восхождении к тому, что называют духовностью, культурой. Эти преобразования необходимы для того, чтобы отыскать истину, найти смысл своего бытия. Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоению учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладению знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающей мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни нацелены на решение разнообразных жизненных задач. Литература, являясь базовой учебной дисциплиной, формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом. От уроков литературы зависит, сохранит ли наша школа русскую культуру, ее традиции, опыт, память, оставаясь современной, устремленной в будущее. Литература. 1.Активные формы преподавания литературы: Лекции, семинары на уроках в старших классах. Сост. Р.И.Альбеткова. М.: Просвещение, 1991. 2.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика,1989. 3.БражеТ.Г.Целостный анализ литературного произведения. М., Просвещение,1998. 4..Вербцкий А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. Жуковский.: МИМ ЛИНК, 2000. 5.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Академия, 2001. 6. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.,1977. 7.Маранцман В.Г. Эволюция читателя-школьника // Проблемы методики преподавания литературы: Учебное пособие. Л.:ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1976. 8.Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей / Под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана: В 2-х ч.М.:Просвещение.Владос. 1995. 9.Открытый урок по литературе. Русская классическая литература. Пособие для учителя. Изд.2, Московский Лицей. М., 2001. 10. Рыжова Т.В. Проектирование уроков литературы. М., Педагогический университет «Первое сентября». 2008. Приложение №1. Конспект урока по литературе. Образ Петербурга в творчестве А.Блока. (11 класс. 2 урока в системе). Проект урока сделан на основе программы по литературе для 11 класса под ред. В.В.Агеносова, А.Н.Архангельского. На уроке №1 учащиеся знакомились с жизнью и творчеством поэта. Урок №2 –« Романтический мир раннего Блока». (Книга первая. «Стихи о Прекрасной Даме»). Урок №3 – «Образ Петербурга в творчестве А.Блока». (Лирика 2-го и 3-го томов – разделы «Город» (1904-1908), «Страшный мир» (1909-1916), «Возмездие» (1908-1913). Урок 3. Образ Петербурга в творчестве А.Блока. Общие цели урока: 1.Выявить, каким изобразил Петербург А.Блок, какой мир царит в этом городе? 2.Выяснить, что роднит его в изображении Петербурга с великими предшественниками и что отличает от них? 3.Проанализировать блоковские образы-символы в изображении Петербурга. 4.Проанализировать, как сказалось новое лирическое «я» поэта во 2-ой и 3-ей книгах? 5. Проследить логику творческого пути А. Блока. От «Стихов о Прекрасной Даме» - к «зову жизни», навстречу «великой грозе». Диагностические цели урока. Ученики смогут: 1.создать словесный образ Петербурга, нарисованный поэтом; 2.назвать схожие и отличительные черты в создании образа Петербурга в творчестве А.Блока и его предшественников; 3.освоить и применить на практике средства художественной выразительности, используемые поэтом при создании образа Петербурга; назвать основные приемы создания образа Петербурга; 4.проследить мироощущение лирического героя, автора в 2, 3 книгах стихотворений; 5.ощутить дух времени, атмосферу города начала XX века в России. Ход урока. Подготовка к восприятию. Виртуальная экскурсия по Петербургу «Строгий, стройный вид...». Презентация учащихся в Power Point и сообщения заранее подготовленных учащихся об одном из красивейших городов мира. Выразительное чтение стихотворения о Петербурге заранее подготовленным учеником. (Заинтересовать темой урока, показать величие, красоту и особое место Петербурга в истории России, искусстве и литературе). Беседа с учениками: В творчестве каких поэтов и писателей мы встречались с образом Петербурга? Какие ассоциации вызывает у вас Петербург Пушкина, Гоголя, Некрасова и Достоевского? (Подвести учащихся к мысли, что Петербург – это не только город, но художественный образ, открывающий нам мир писателя, атмосферу города и времени). 3.Выявление восприятия. Беседа с учащимися: Какие ассоциации остались у вас после знакомства со «Стихами о Прекрасной Даме»? Возможные ответы: это романтический период в творчестве Блока, рыцарское служение Вечной Женственности, отрешенность от внешнего мира и сосредоточенность на Любви, Служении, Ожидании преображения и т.д. Здесь – царит Прекрасная Дама. Отличаются ли по настроению стихотворения в 2, 3 книгах? Возможные ответы: поэт отходит от юношеского романтизма, переходит к реальной земной жизни, появляются образы «страшного мира». (Выяснить, насколько глубоко учащиеся поняли Мир, воссозданный поэтом в 1-ой книге, помочь почувствовать логику творческого пути поэта). 4.Анализ стихотворений о Петербурге (2, 3 книга стихотворений. Цикл «Город»): «Город в красные пределы...», «Улица, улица...», «Митинг», «Вися над городом всемирным...», «Сытые», «Клеопатра», «Петр» и т.д. 5. Работа по тексту. На доске записываем ключевые слова, создающие образ Петербурга в творчестве А.Блока: «мистики обоего пола», черный человечек, плачущий на дворе, оратор «митинга», «груда рюмок, дам, старух», Медный всадник, разночинец-самоубийца в «чердачном цикле», фантасмагорическая толпа «в кабаках, в переулках, в извивах, в электрическом сне наяву», «нищие на мосту зимой», «мольбы о хлебе и красный смех чужих знамен», «черный, тихий, как сова, мотор» - вот город Блока. Вопрос учащимся: Какая новая тональность появляется в стихотворениях о Петербурге по сравнению со «Стихами о Прекрасной Даме»? Отметить самые яркие, выразительные художественные тропы и стилистические фигуры, воссоздающие образ Петербурга. Здесь нет места Царевне из 1-го тома. И здесь, «средь этой пошлости таинственной», является Незнакомка. Этот Петербург типографически точен: современники-мемуаристы будут охотно указывать адреса аптеки, паноптикума, булочной из «Незнакомки». ( Научить учеников воспринимать слово как художественный образ, научить воспроизводить по ключевым словам чувства, мысли автора, вспомнить и закрепить на практике художественные средства выразительности, строить монологическую речь, приводить аргументацию, определять авторскую позицию) 6. Сравнительная характеристика. Вопрос учащимся: Каким вы помните Петербург, показанный предшественниками Блока? Называем схожие и отличительные черты в изображении Петербурга у Блока и его предшественников. Традиция изображения Петербурга в русской классической литературе: уже Пушкин населил столицу Российской империи призраками («Медный всадник», «Пиковая дама»). Фантасмагоричны «петербургские повести» Гоголя («Невский проспект», «Шинель», «Нос»). Герои «городских стихов» Н.А.Некрасова, обитатели углов в романах Достоевского, даже оставаясь живыми людьми, напоминают петербургских призраков. Но ни у Некрасова, ни у Гоголя, ни у Достоевского Петербург не был так гибельно, предсмертно, поразительно красив, как у Блока. Блок наследует и развивает традиции Гоголя – Некрасова - Достоевского не только в изображении города-призрака, но Петербург для Блока - вместилище беды, боли, гибели, падения и грядущего возмездия. И город для него - обвинительный акт, предъявленный общественному устройству: На непроглядный образ жизни Открой скорей, открой глаза, Пока великая гроза Все не смела в твоей отчизне... Вопрос учащимся: А каким предстоит образ Петербурга в творчестве современников Блока? Антиурбанизм в творчестве Э.Верхарна, Ш.Бодлера, В.Брюсова: современный большой город – будь то Париж Бодлера, Брюссель и Лондон Верхарна, Москва Брюсова - всегда несет черты Вавилона и Содома. Блок разделяет со своими современниками - мыслителями предубеждение против «машинной цивилизации». В городской лирике зловещи образы «мотора», «аэроплана», «электрического сна». (Научить применять полученные знания в новой ситуации, сравнивать и сопоставлять, видеть традиционные и новые течения в русской литературе). 7.Цикл «Город» в творчестве Блока. Чувство пути – важнейшие постулаты творческой философии Блока. Вопрос учащимся: Какое место занимает цикл стихов «Город» в творчестве Блока? Возможные ответы: поэт отходит от юношеского романтизма и следует «зову жизни». Земная жизнь с ее болью, страданиями, реальными образами занимает главное место в лирике блока. (Подвести учащихся к выводу о том, что каждая книга стихотворений открывает отдельный период в творчестве поэта, вся поэзия представляет целый мир, образно рисующий как мир самого поэта, так и реальный мир. Научить по типичным художественным образам чувствовать логику творческого пути, переломы в сознании поэта). 8. Авторская позиция. Вопрос учащимся: Как сам автор относится к Петербургу, к миру, который царит в этом городе? По мнению Блока, не менее страшно, не менее гибельно - забвение «классических», «домашних» ценностей, которые разрушаются городской цивилизацией. («На островах», «Май жестокий с белыми ночами...»). Страшна героиня - «кометы», страшно холодное отчаяние героя, страшен флер роскоши над всем этим - «декадентской», гибельной... «Серебряным веком» «сожжено и раздвинуто» все, чем жила, чем прочна Россия XIX века: Блок понимает и чувствует это чрезвычайно остро. В городе Блока - нет Дома. Это трагедия не только Блока, но и всего поколения: рухнут вековые традиции. «Чистые нравы, спокойные улыбки, тихие вечера – все заткано паутиной, и самое время остановилось... Времени больше нет. Двери открыты на вьюжную площадь». («Безвременье», 1906). (Научить определять авторскую позицию, аргументировать ответы материалами из текста). 9.Вывод по уроку. «В России поэт - больше, чем поэт». Вопрос учащимся: Свидетелем каких общественных событий стали герои стихотворений в цикле «Город»? Какое настроение преобладает у них? В чем заключается пророческое предчувствие Блока трагической судьбы России? Возможные ответы: мировой экономический кризис, первая буржуазно-демократическая революция в 1905г., Русско-японская война 1904-1905-гг., начало катастрофы - Февральская революция в 1917 году. (Научить учащихся от частного переходить к общим выводам, в словесных образах видеть внутренний мир, душу поэта, отражение реального мира, его проблем). 10. Домашнее задание на следующий урок. Урок №4. Урок одного стихотворения. Стихотворение А. Блока “Незнакомка”. 1.Подготовить выразительное чтение стихотворения «Незнакомка». 2.Какие средства выразительности применяет поэт для создания образа Петербурга в стихотворении? Какие чувства они выражают? Свое мнение обоснуйте примерами из текста. (Задание выполняется группой). 3.Какие основные чувства и мысли преобладают в «Незнакомке»? 4.К какому миру - миру пошлости или миру Незнакомки - принадлежит лирический герой? Как вы понимаете выражение внутреннее родство? 5. Мир лирического героя и Незнакомки. К кому ближе сам автор? (Задание выполняется группой). 6.Незнакомка – это Прекрасная Дама или иной символический образ? 7.Что отличает и объединяет петербургские картины в «Незнакомке» с образом Петербурга в повести «Невский проспект » Н.В.Гоголя, в «Идиоте» Ф.М.Достоевского. (Задание выполняется группой). 8. Как сталкиваются мечта и реальность в «Незнакомке»? 9. Почему, по-вашему, «Незнакомку» называют самым блоковским стихотворением? 10. Подобрать иллюстративное и музыкальное сопровождение к стихотворению А.Блока «Незнакомка». (Задание выполняется группой). (Проверить, как полученные на предыдущем уроке сведения применяются при анализе другого произведения, насколько успешно ученики могут выполнять проблемные и творческие задания, делать рефлексию). Использованная литература: 1.Блок А.А. Избранное. - М.: Олимп; Издательство АСТ, 1997. – (Школа классики). Составление, комментарии, справочно-методические материалы Е.А.Дьяковой 2.Глинка Н. «Строгий, стройный вид...» Москва, «Детская литература», 1992. 3.Энциклопедия для детей. Русская литература. Ч.2. XX век / ред. коллегия: М.Аксенова, Д.Володихин, Л.Поликовская и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2006. |