проект. Образ учителя в творчестве Людмилы Улицкой (к 80летию со дня рождения)
Скачать 284.25 Kb.
|
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Городецкий Губернский колледж» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Образ учителя в творчестве Людмилы Улицкой (к 80-летию со дня рождения)»
г. Гордец, 2023 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3 1.ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ЛЮДМИЛЫ УЛИЦКОЙ ………………..5 1.1 Биография …………………………………………………………………….5 Особенности прозы Л. Улицкой……………………………………………. 6 Произведения Л. Улицкой, изучаемые в школе …………………………….7 2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………….8 2.1 Образ учителя в творчестве Людмилы Улицкой …………………………..8 Заключение……………………………………………………………………… 21 Список литературы ……………………………………………………………...22 Приложение А………………...………………………………………………….23 ВВЕДЕНИЕ Учитель является одной из центральных фигур образовательного процесса. Его основная задача - научить и воспитать детей. Педагог является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Л. Улицкая — один из ярких представителей современной русской литературы. Она создала особый, во многом уникальный художественный мир. За короткий срок Л.Улицкая получила широкое признание как в России, так и за её пределами. Произведения писательницы переведены на 25 языков мира, пользуются устойчивым интересом среди читателей разных стран. Рассказы многократно были переизданы и стали сегодня «уже почти классическими». Несмотря на полученное Л.Улицкой признание, её творчество, за исключением «Сонечки», «Медеи и её детей» и «Казуса Кукоцкого», которым посвящено немало литературоведческие работ, остаётся недостаточно исследованным с художественной точки зрения. Полемика вокруг произведений Л.Улицкой, сопровождающая писательницу с самых первых публикаций, продолжается до настоящего времени. Противоречивость частных суждений практически всех, кто когда-либо писал о Л.Улицкой, сопровождалась единством мнений в оценке всего её творчества как явления неординарного. Специальных исследовательских работ, посвященных изучению творчества Л. Улицкой на уроках литературы в школе нет. Между тем, это ключевая проблема, сквозь призму которой можно проследить динамику мировосприятия писательницы, увидеть становление и развитие художественного мира Л.Улицкой, особенности её неповторимого авторского стиля. Именно этим определяется актуальность нашего исследования. Связь художественных способов воплощения замысла писательницы с жанром произведения очевидна, поскольку литературное произведение реально лишь в форме определённого жанра. Именно жанр определяет систему композиционно-речевых форм эпического прозаического произведения, способы его членения и сцепления частей, природу художественного времени и так далее. Цель: изучить образ учителя в творчестве Людмилы Улицкой. Задачи: 1.Изучить литературу по данной теме; 2.Рассмотреть образ учителя в романе «Зеленый шатер». ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ЛЮДМИЛЫ УЛИЦКОЙ 1.1 Биография Людмила Улицкая (биография ниже) — русская писательница, переводчик и сценарист. Первая женщина — лауреат премии «Русский Букер». Лауреат премии «Большая книга». Произведения Людмилы Улицкой переведены не менее чем на 25 языков. Общественный деятель, учредитель «Лиги избирателей». Родилась в городе Давлеканово (Башкирия). Окончила биологический факультет МГУ и достаточно долго работала по специальности: занималась генетикой и биохимией. Первые рассказы Людмилы Улицкой появились в журналах в конце 1980‑х годов. Тогда же, на рубеже 80‑х и 90‑х годов, вышли два фильма, снятые по ее сценариям: «Сестрички Либерти» Владимира Грамматикова и «Женщина для всех». Первая книга — «Сонечка» — вошла в список финалистов премии Букер за 1993 год и была отмечена престижной французской премией Медичи и итальянской премией Джузеппе Ацерби. Затем появились романы «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого», повесть «Веселые похороны» и рассказы: «Бедные родственники», «Лялин дом», «Чужие дети», «Народ избранный» и др. Книги Людмилы Улицкой переведены на 17 языков. Роман «Медея и ее дети» был номинирован на Букеровскую премию и вошел в «короткий список» 1997 года. Председатель жюри Ю. В. Давыдов так прокомментировал сделанный выбор: «После тяжёлой и продолжительной борьбы, жесткой дискуссии, временами переходящей почти в рукопашную, жюри пришлось прибегнуть к голосованию. Победила книга, которую читают в России, и автор которой хорошо известен за её пределами». Прозаик, сценарист кино и телевидения, Людмила Евгеньевна Улицкая родилась в 1943 году в городе Давлеканово Башкирской АССР. По образованию биолог-генетик. Три года работала завлитом в Еврейском театре. На рубеже 1980‑х и 1990‑х годов вышли два фильма, снятые по созданным Улицкой сценариям — «Сестрички Либерти» Владимира Грамматикова и «Женщина для всех». Широкую известность писательница приобрела в 1992 году после появления в «Новом мире» ее повести «Сонечка». В 1996 году в том же «Новом мире» был опубликован роман Людмилы Улицкой «Медея и ее дети», который вывел ее в число финалистов Букеровской премии 1997 года. Книги Людмилы Улицкой переведены на 17 языков. 1.2 Особенности прозы Л. Улицкой Людмила Улицкая родилась в 1943 году в Башкирии, в небольшом городе Давлеканово, куда была эвакуирована её семья. После войны Улицкая с родителями вернулась в Москву, где Людмила окончила школу, а потом и биофак МГУ (отметим, что полученная специальность оказала впоследствии большое влияние на ее творчество). По окончании университета два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, была уволена в 1970 году за перепечатку самиздата. С тех пор жизнь Улицкой так или иначе была связана с литературой. Однако настоящей, признанной писательницей Л. Улицкая стала почти в 50 лет, когда начала публиковать свои произведения в журналах. Литературоведы называют прозу Л. Улицкой "прозой нюансов", отмечая, что "тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью". Именно в этом, на наш взгляд, заключается главная особенность её писательской манеры: она не спешит развивать сюжет, не придумывает замысловатых поворотов, останавливая внимание читателя на том, что для неё важнее всего - на человеке, его переживаниях, его проблемах, на первый взгляд кажущихся мелкими и незначительными. Однако из этого мелкого и незначительного в произведениях Улицкой складывается жизни. Произведения Л. Улицкой, изучаемые в школе На школьных уроках литературы рассматривается творчество Л.Улицкой, посвященное проблеме героя, сквозь призму которой прослеживается динамика мировосприятия писательницы, становление и развитие ее художественного мира, особенности её неповторимого авторского стиля. Л. Улицкая — автор наблюдательный и потому так емки и выпуклы образы ее героев. Тем не менее, попробуем проанализировать некоторые ее произведения, изучаемые в школе. Сюжет романа «Медея и ее дети» прост — это хроника одной семьи. Хроника, в которой нет строгой последовательности событий, но в которой все истории членов этой большой семьи переплетаются с жизнью «чистопородной гречанки» Медеи Мендес из рода Синопли, у которой, впрочем, своих детей нет. Ее дети — это многочисленные племянники и племянницы, их жены, мужья и дети, которым Медея давно потеряла счет. Этот неспешно разматывающийся клубок судеб членов одной семьи, как ни странно, заставляет задуматься о том, что есть Судьба, Рок и в нашей жизни, настолько жизнь одного члена семьи связана с жизнью другого. В повести Л. Улицкой «Сонечка» рассказывается история некрасивой женщины, типичной «книгочейки», старой девы, неожиданно, почти на старости лет, приобретшей семейную пристань. Однако счастье Сонечки оказалось недолгим: неуемная натура ее мужа возжаждала телесной женской красоты, и Сонечка снова осталась одна. И бывшего своего мужа она простила. Циклы рассказов Людмилы Улицкой «Бедные родственники» и «Девочки» так же как и ее романы наполнены различными житейскими историями. Произведения Л. Улицкой — это чтение для человека, которому интересно через призму чужих жизненных ситуаций увидеть собственный мир, мир своей родины. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 2.1 Образ учителя в творчестве Людмилы Улицкой В романе «Зеленый шатер» учитель сыграл судьбоносную роль в дальнейшей жизни своих учеников. Шенгели дает ребятам точку опоры в виде «литературной пилюли», благодаря которой они стали «инакомыслящими» для государства, «шестидесятниками». Для создания образа учителя, Л. Улицкая использует имя В. Ю. Шенгели, его портретные характеристики, сведения из биографии, характеристику другими персонажами. Судьба Шенгели нам показана на трех этапах его жизненного пути: 1.Предыстория (до Московской школы); 2.Преподавание в Московской школе. После увольнения из школы Имя - одно из наглядных способов, точно передающих характер персонажа. Писатель не всегда задумывается над его выбором. Бывает, что неосознанно, на уровне интуиции, автор подбирает точное, емкое имя для героя. Фамилия Шенгели может вызвать ассоциацию с Геннадием Аркадьевичем Шенгели, известным русским поэтом, переводчиком, филологом-стиховедом. Аркадий Геннадьевич какое-то время преподавал в литературно-художественном институте. Студенты с любовью вспоминали о своем наставнике. Г.А. Шенгели мог внимательно прочитать стихотворение только начинающего, пробующего свои силы поэта и, внимательно его изучив, найти признаки будущего таланта. Геннадий Аркадьевич был для студентов и прекрасным преподавателем и хорошим другом, как и Виктор Юльевич для своих учеников. Интересным представляется и тот факт, что, когда речь заходит о поэте А. Тарковском, упоминают и его наставника Г.А. Шенгели. Разница в их возрасте около четырнадцати лет, примерно такая же разница и у героя романа с его учениками. Поэтому можно предположить, что Г.А. Шенгели является прототипом литературного Шенгели. Обратимся к этимологии его фамилии. Существует три варианта происхождения фамилии Шенгели, однако мы обратимся к одному из значений. В самом произведении Л. Улицкая дает нам подсказку, к какому языку ближе фамилия персонажа: «Был Виктор Юльевич многокровка, носил грузинскую фамилию, писался русским…». Фамилия Шенгели образована от прозвища «Шенгел», которое ведет свое начало от двух грузинских слов: притяжательного местоимения «sheni» и существительного «gela». Первое из них переводится как «твой», а второе - «комната». «Мой дом - моя крепость» - данная поговорка отражает суть образа героя. Писательница акцентирует внимание читателя, что Виктору Юльевичу не нравится общественная и политическая обстановка в стране, поэтому он искал убежища в книгах, в школе, дома. «Жизнь за пределами книжного пространства была какая-то оскорбительная, зато в книгах билась живая мысль, и чувство, и знание. Разрыв был непереносим, и все более он погружался в литературу». В школе он «погружался» в иной мир: мир детей, школьников, где учитель выполняет роль проводника, наставника, способствует взрослению своих воспитанников. Значит, школа также является некоей комнатой, где Шенгели мог почувствовать себе защищенным, быть свободным от рамок, выставленных государством. Дома от бытовых, «низких» проблем его бережно оберегает мама, Ксения Николаевна. Получается, Виктор Юльевич не принимает пошлую бытовую сторону жизни, создает своеобразный щит (комната, окружение, книги), помогающий существовать ему в современной реальности. Проанализировав этимологию фамилии персонажа, обратимся к имени. Виктор с латинского означает «победитель». Писательница дает имя герою яркое, звучное, характеризующее человека с сильным характером. На наш взгляд, оно точно отражает суть персонажа. Главная победа любого учителя - словесника - вырастить достойное поколение читающих, уважающих родной язык людей. Благодаря Шенгели выросло целое поколение умеющих читать ребят. Даже уход Виктора Юльевича из школы Л. Улицкая изображает не как поражение, а победа над остальными учителями. Наивысшей наградой является признание его как педагога учениками, а не коллегами по работе, администрацией, государством. Благодарные бывшие школьники на выпускной устроили феерию, в которой Л. Улицкая показывает, насколько восхищаются ученики своим учителем. Было очевидно, что ребята прощались не со всей школой, а только с одним-единственным учителем. Однако и отчество у персонажа громкое - Юльевич. Возникает невольная ассоциация с Юлием Цезарем, великим древнеримским полководцем, политическим деятелем. Поэтому, знакомясь с персонажем только на уровне имени, читатель ожидает увидеть в дальнейшем развитии сюжета настоящего победителя, великого человека, завоевателя, поистине сильного духом. Л. Улицкая показывает, что у простого учителя русского языка и литературы есть грандиозная цель: написать книгу об инициации детей, о переходе учеников во взрослую жизнь. Такие амбиции достойны Юлия Цезаря, учитывая время, когда учитель решил написать свою работу. Людмила Улицкая нарекает своего персонажа и противоположным официальному, домашним именем Вика. Создается противоречие между громким, победоносным «Виктором Юльевичем» и нежным именем, обозначающим женское начало. Персонаж, носящий данное имя, обладает следующими качествами: эмоциональность, чувствительность, тонкая душевная организация. С одной стороны, из этого вытекает важное качество для учителя-словесника: чуткость к восприятию литературных произведений, особенно поэтических. «Другие ребята это пристрастие учителю прощали. Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика». С другой стороны, женское начало у мужчины предполагает некоторую мягкость характера, неспособность организовать свою жизнь. Имя «Вика» впервые встречается во второй главе при знакомстве с персонажем. Так называет учителя его мама, Ксения Николаевна. В романе показано отношение матери к сыну: она заботится о нем, ухаживает, можно сказать, что даже излишне опекает его. Повествователь прямо не говорит об этом, но обращает внимание на детали, по которым читатель может так рассуждать. В тексте используются также прозвища, которые глубже раскрывают личность Шенгели и отношение к нему других персонажей. Л. Улицкая показывает градацию отношений (от официально-деловых до дружеских) между Шенгели и его подопечными через имена, которыми его называют ученики. Помимо официального «Виктор Юльевич» ученики между собой называют его по-разному. Первое его прозвище, прозвучавшее в начале второй главы - «Рука». Дано оно было по физическому недостатку учителя - отсутствию правой руки. Однако, кроме данного прозвища, один из учеников, Илья, называет его просто «Юлич». Такое наименование говорит о дружеском, даже панибратском, взаимоотношении учителя и ученика. Кконцу обучения участники кружка «Люрс» стали называть учителя домашним именем «Вика». Л. Улицкая отмечает: «Даже стали звать его Викой - уже не за глаза. И он не возражал…». Перемена именования свидетельствуют о том, что взаимоотношения учителя с его учениками перешли из официальных отношения в дружеские. Портрет в литературном произведении - изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Л. Улицкая дает не слишком подробный портрет Виктора Юльевича, описание героя отрывками разбросано по всему произведению. При первом знакомстве главных героев с новым учителем повествователь выделяет Шенгели из толпы его коллег посредством портретных характеристик. Во-первых, что замечают и ученики и отмечает рассказчик, это отсутствие руки; во-вторых, его уверенная походка; в- третьих, особая красота Шенгели: «Он был скорее молодой, лицо красивое, почти как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами». Своеобразие мимики, казалось бы, говорит об обращенности героя в себя, погруженности в свои мысли. Однако по ходу развития сюжета читатели узнают причину внешних странностей персонажа: это последствия Великой Отечественной войны, которую прошел Виктор Юльевич, - ранение и контузия. На протяжении всего романа не раз указывается, что Виктор Юльевич был красив. Его особая внешность притягивает к себе женщин. Повествователь подчеркивает, что физический изъян был для них неким доказательством, как выяснилось ошибочным, что инвалид «будет принадлежать им полностью и безраздельно». Конечно, романы были, причем автор подчеркивает, что женщин Шенгели выбирал прекрасных, но именно из-за своей беспомощности персонаж решает, что не поставит себя в унизительную зависимость от будущей жены, поэтому в свои тридцать лет он все еще холост. Даже школьницы заворожены личностью учителя: они очарованы его харизмой, поведением, речью. Есть несколько примечательных деталей внешнего вида Шенгели, которые выделяет Л. Улицкая: старорежимный портфель, с которым ходит Виктор Юльевич в школу, старомодные очки в металлической оправе. Можно предположить, что данные предметы - олицетворение связи с прошлой литературной эпохой, XIX веком, о которой рассказывает Шенгели на уроках. Писательница использует в романе одно сравнение, которое подтверждает данное предположение: «Он, как Гулливер в стране лилипутов, каждым своим волосом был привязан к почве русской культуры…». Л. Улицкая обращает внимание читателей на то, что рукав пиджака Шенгели был подколот чуть ниже локтя, - одно из проявлений заботы матери, Ксении Николаевны. Она же помогает сыну в делах, которые сложно делать одной рукой: резать хлеб, намазывать масло, взбивать мыльную пену для бритья. Преподавание в школе становится единственной любовью Шенгели. Писательница подчеркивает, что время преподавания в московской школе для Шенгели было самым счастливым. Сбылись все мечты учителя: ученики преклонялись перед ним, работа о теме взросления писалась, появились юная жена и маленький ребенок. «Улыбался во сне, улыбался, просыпаясь». Л. Улицкая в каждом произведении говорит о «миссии» человека в жизни. В одном из интервью она, рассуждая о предназначении человека, говорит: «Я только знаю, что если он это задание выполнил, - ему хорошо. Он испытывает чувство удовлетворения, находится в мире с жизнью. Потому что если тебе трудно, но ты знаешь, что делаешь то, что должен, - это не вызывает раздражения». В романе «Зеленый шатер» писательница показывает, что предназначение Шенгели - преподавать в школе. Биография является одной из важных характеристик персонажа. О Викторе Юльевиче Шенгели говорится в первых главах (во 2, 4, 5) - благодаря им мы узнаем о фактах биографии, которые повлияли на формирование его личности. Всю предысторию персонажа Л. Улицкая дает нам во второй главе «Новый учитель», в которой читатель знакомится с личностью Виктора Юльевича. Автор сначала вводит Шенгели в сюжет, а после с помощью приема ретроспекции представляет значимые факты из прошлой жизни учителя, благодаря которым раскрывается личность персонажа. Л. Улицкая начинает вести повествование прошлой жизни Шенгели с начала Великой Отечественной войны. Автор обращает внимание читателей, что Шенгели попал в ряды солдат, а точнее, офицеров, когда был еще девятнадцатилетним студентом, не окончившим педагогический институт. Война повлияла на будущего учителя и в физическом (потеря руки, контузия), и в психологическом плане. Повествователь изображает первый бой Шенгели: его впечатления, мысли, произошедшие события. После того, как он остался по «счастливой» случайности в живых, автор показывает, насколько персонаж страдал чувством вины перед павшими: снились сны, в которых к Шенгели приходил «одутловатый солдат», как следствие, Виктор Юльевич постоянно задавался вопросом: почему он остался в живых, а не его По сравнению с описанием впечатлений о войне, о студенческой жизни персонажа рассказывается немного. Виктору Юльевичу предложили поступить в аспирантуру и в качестве темы будущей работы дали тему связей А.С. Пушкина с зарубежной литературой. Писательница показывает сомнения персонажа: он желает преподавать детям («…знал теперь, чему учить»). Можно провести параллель с романом Э. М. Ремарка «Возвращение», где рассказывается также о бывшем солдате, который стал преподавать детям. «Мне хотелось бы, чтобы дети ощутили ветер и вечную тревогу туч. Но об этом в учебном плане ничего не сказано...». Оба героя хотят научить детей чувствовать и любить жизнь, не идти на поводу у государственного строя. С аспирантурой ничего не вышло, так как научного руководителя Шенгели посадили за низкопоклонство перед Западом и космополитизм. А самого Виктора Юльевича отправили по распределению в поселок Калиново Вологодской области. Столкновение с деревенскими учениками заставило о многом задуматься Виктора Юльевича. Назревает основа его будущей исследовательской работы. Л. Улицкая показывает сложность характера персонажа. С одной стороны, можно говорить о его смелости, наблюдательности, гуманности, любви к литературе, стремлении учиться и желании преподавать. А с другой стороны, нам представлен человек с искалеченной душой (все-таки войну сложно вылечить за небольшой промежуток времени). Также Л. Улицкая показывает родословную Виктора Юльевича Шенгели. Это одна из тем, которую писательница рассматривает практически во всех своих произведениях. Персонажа сложно отнести к определенной национальности. По линии отца в его жилах текла кровь деда грузина, бабушки немки, по линии матери - еврейский прадед, вологодская бабка. От каждого из них Виктор Юльевич перенял особые черты. Музыкальность персонаж унаследовал от грузинского деда, от бабушки- немки - рациональный склад ума и хваткую память, от еврейского прадеда - пышные волосы и тонкую кость, а от русской бабушки - светлые глаза. Подробно описано о том, какие черты достались персонажу от предков, однако Виктор Юльевич не относит себя ни к одному народу: «Чего в Викторе Юльевиче категорически не было - гордого чувства принадлежности к какому-либо народу». Национальная тема для Л. Улицкой является особенной: с одной стороны, ей важно показать трудность и бессмысленность самоидентификации с конкретным этносом (кроме Виктора Юльевича данная тема также связана с другими героями романа), а с другой, каждый человек наделен особыми чертами своих предков. Преподавание в московской школе - самое счастливое и плодотворное время в жизни Шенгели. Писательница показывает, что школа в Москве - место, где Шенгели реализовал себя как учитель-практик и как педагог-теоретик. Его окружают простые ребята - мальчишки, которые «баловались на уроках, жадничали, дрались, а потом вдруг замирали и задавали настоящие вопросы». Эти дети, в отличие от своих сверстников из деревни, никогда не сталкивались с такими проблемами, как работа на полях, ответственность за семью, раздумья о завтрашнем дне. Л. Улицкая вводит персонажа, когда ребята переходят в шестой класс. 12 - 13 лет - это начало переходного возраста, времени, когда школьники начинают взрослеть. Именно этот период интересует учителя с точки зрения его исследования. В ходе развития сюжета нам даны части уроков литературы, которые преподает Шенгели, работа кружка «Люрс», подробно расписаны наблюдения учителя за изменениями, происходящими с учениками, и предположения, которые он выдвигает в связи с данной проблемой. Помимо изображения его работы, писательница показывает и частную жизнь учителя. Повествователь показывает отношение Виктора Юльевича к действительности (государственному строю СССР 50-х годов, жизни людей в советское время). «Государство с поврежденным рассудком», - характеризует персонаж политическую ситуацию в стране. Поэтому и окружающая жизнь соответствующая: грязная, пошлая, без наличия романтики, - такой ее представляет Виктор Юльевич. Нет тех идеалов, о которых говорится в литературных произведениях. Неудивительно, что для Шенгели отдушиной являются работа, книги и женщины. «Какой оазис средискучного безобразия!». Они формируют особое пространство, иной, прекрасный мир, куда сбегает учитель от ужасного времени. Но прекрасные женщины требуют брака, который немыслим для Шенгели. Все- таки они связаны с тем бытовым, «пошлым» миром, который он не желает принимать. Поэтому ту самую «прекрасную даму» он находит в Кате Зуевой, своей ученице. Она сравнивается с Наташей Ростовой, героиней романа - эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого, ассоциирующейся с образом идеальной женщины. Является ли любовь между учителем и ученицы ошибкой, или это изображение бунта против системы, сказать сложно. Однако после этого выбора Шенгели увольняют из школы. Виктор Юльевич - человек, для которого смысл жизни заключается в школе. Повествователь говорит об отношении Шенгели к работе: «Но «охомутала» его на самом деле работа. Самым интересным для Виктора оказалось общение с тринадцатилетними мальчишками. Л. Улицкая дает читателю встретиться с бывшим учителем после увольнения из школы только спустя 10 глав, через 15 лет. Глава называется «Дом с рыцарем», она небольшая по объему (всего 4 страницы). Однако предоставленных сведений вполне достаточно, чтобы понять, что произошло с Шенгели и каким он стал. Л. Улицкая описывает происходящее глазами одного из учеников, Ильи (персонажа, который больше знает о жизни и лучше других разбирается в людях). Название главы может пониматься неоднозначно: либо говорится о самом доме со скульптурой рыцаря в нише у парадной двери, либо о доме, в котором живет одинокий «рыцарь» (Шенгели). Недаром Илья сравнивает бывшего учителя с рыцарскими образами: «Был такой блестящий, элегантный, помесь Дон Кихота с Сервантесом». Виктора Юльевича можно сравнить с «рыцарем печального образа», так как оба персонажа мечтали воплотить свои мечты в жизнь, но оба потерпели поражение при ее осуществлении. Оба родились не в свое время: эпоха Дон Кихота - эпоха рыцарских побед, а век Виктора Юльевича - золотой XIX век. Внешние характеристики учителя и Сервантеса отчасти совпадают: отсутствие одной руки. Снова стоит обратиться к имени персонажа. Виктор Юльевич - победитель в квадрате («виктория», «Юлий Цезарь»), однако Цезаря на вершине его славы ждала смерть, поражение. Шенгели на данный период уже сорок шесть лет. А, как известно, мужчина в этом возрасте достигает полного расцвета сил: сложившаяся карьера, семья, личные достижения. Однако писательница показывает нам жизнь бывшего учителя полностью расходящейся с представлениями об успешном человеке. С женой развелся, мама умерла, живет снова на старой квартире. После ухода из школы работал какое-то время смотрителем в Музее Советской армии, теперь, по-видимому, уже нигде не работает. Развивал тему об имаго, даже выдвинул новую теорию, однако книгу так и не дописал. После ухода из школы судьба Шенгели изменилась кардинальным образом. Один из частых вопросов, задаваемых критиками относительно особенностей творчества Л. Улицкой, - вопрос об изображении в ее произведениях большого количества искалеченных по неизвестным причинам судеб. Для писательницы важна проблема, связанная с предназначением человека. В одном из интервью Л. Улицкая говорит: «Я только знаю, что если он это задание выполнил, - ему хорошо. Он испытывает чувство удовлетворения, находится в мире с жизнью. Потому что если тебе трудно, но ты знаешь, что делаешь то, что должен, - это не вызывает раздражения». Писательница показывает в своих произведениях, что происходит с персонажем после того, как он выполнил свою миссию. Человек будто выпадает из жизни, ничем уже не занимается, часто замыкается в своем пространстве, его состояние напоминает своеобразный «анабиоз». Например, в повести «Сонечка» главная героиня после того, как умер ее муж и уехала дочь, живет одна в квартире, практически никуда из нее не выходит, читает книги и спокойно ожидает своей смерти. Если придерживаться данной точки зрения, становится понятно, почему Шенгели изображается в данном состоянии. Его миссия выполнена: он воспитал людей, способных и умеющих читать, передал им свои знания, мысли. Наблюдениями относительно темы имаго он поделился с друзьями и учениками, однако, не может не печалить читателей тот факт, что он не написал книги, чтобы и последующие поколения могли бы ознакомиться с его рассуждениями. А дальше, похоже, ничего не остается, как оставить прошлую деятельность, поэтому он отказывается от нее. Поменялся и портрет бывшего учителя по сравнению с тем, каким он был раньше. Писательница не показывает персонажа в действии: он ничего не пишет, не обдумывает, не работает, даже не читает, он просто спит на кушетке. Как следствие, создается впечатление, что его квартира - некое «сонное царство», где жизнь замирает, не движется. Это и есть изображение того самого «анабиоза», о котором было упомянуто выше. «Некрасиво откинув голову и приоткрыв рот, спит, немного похрапывая». Ключевое слово - «некрасиво», остальные детали являются лишь подтверждением (храпит, рот открыт, небрит, полупьян, отсутствие двух зубов). Рукав вшит, видимо для удобства, а не подколот, как раньше. Если вернуться к предыдущим главам, в описании Виктора Юльевича несколько раз подчеркивалась его красота, некая притягательность. Стремление к идеалу, элегантность, образованность, просвещенность, окружение себя прекрасным - таким изображался учитель. Теперь же он «небритый, пожелтевший, пожилой человек…». Единственное, что остается прекрасным, это рука персонажа, описанию которой автор уделяет больше внимания. Она остается такой же, как и раньше: с длинными бледными пальцами без костяшек, с ровными ногтями. Его аристократическая рука - единственное свидетельство былой красоты персонажа. Если сопоставить первый портрет персонажа и описание его внешности через 15 лет, можно увидеть, что он изменился, прежними остаются только несколько деталей. С помощью изменения в портрете Л. Улицкая показывает, что с потерей работы Виктор Юльевич потерял и смысл жизни, и всякое желание жить. Л. Улицкая обращает внимание читателей на некоторые детали интерьера, которые помогают раскрыть характер и судьбу персонажа. «Темно-красная скатерть откинута с половины стола, на обнаженном пятнистом дереве толстая тетрадь, ручка, стакан темного, как йод, чая. Да, на этой плюшевой скатерти писать нельзя». Толстая тетрадь и ручка олицетворение работы Шенгели о проблеме «имаго», которая, повидимому, так и не будет написана. Чай - напоминание о времени, когда была жива мама, которая всегда заваривала крепкий чай в память об умершем муже. Напиток налит в стакан, отмечает Илья. Не в кружку, не в чашку (как раньше наливали в семье Виктора Юльевича), а в стакан. Кажется, что персонаж не видит разницы, куда уже наливать, так как это не имеет никакого значения: главное, что есть во что, а красиво это или нет, для него уже не важно. Единственное, что еще прекрасно в доме, это рюмки «коньячные, брюхатенькие» (причем использован уменьшительно-ласкательный суффикс еньк-, что подчеркивает отношение Шенгели к алкоголю). Он держит их за ножку, ласково. Похоже, единственное, что интересует персонажа, это хороший алкоголь. Виктор Юльевич давно не выходит из дома, судя по тому, что в доме никакой еды нет. Один, окруженный лучшими русскими книгами, спит бывший учитель. Ему не нужно уже знать, что происходит в мире, книги, которые он хотел прочитать, он прочитал, а написание работы не так и важно, как и все остальное. Жизнь сыграна, а он неизвестно для чего остался. Финал персонажа печален, опустившийся, спивающийся в одиночестве человек без семьи и работы. Виктор Юльевич, с одной стороны, выполнил свою миссию, вырастил людей, умеющих и любящих читать; с другой стороны, не реализовал себя как учитель полностью: всего один выпуск его учеников, книга «Русское детство», которая так и не будет написана, неудачная судьба его любимых учеников. Заключение В данной работе нами был рассмотрен роман «Зеленый шатер». Учитель - одна из самых ценных профессий в мире. Однако отношение к учителю в российском обществе неоднозначно. Даже люди, получившие педагогическое образование, иногда меняют свое решение и не хотят ходить на работу в школу. Учителя несут большую ответственность. От них зависит, какими будут дети, какие моральные ориентиры будут определять их жизнь. Педагогические ошибки не сразу видны, но постепенно, но их последствия могут быть масштабными. Со временем люди меняются, общество меняется, поэтому другие требования в настоящее время возлагаются на учителя. Неудивительно, что с годами внешний вид учителя изменился. Ему нужно соответствовать новым стандартам, приобретать другие навыки, постоянно учиться самому. Художественная литература отражает историческую реальность, в том числе систему образования. В девятнадцатом и двадцатом веках преподавание рассматривается как служение, а учитель - это человек, который является авторитетом, моделью морали и приносит культуру массам. В настоящее время отношения между учителем и учеником обостряются. Он меняет художественный образ. Чувствуется потребность в появлении нового типа учителя: понимание, сочувствие, друг-учитель. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Быков Л. «Сонечка» и другие // Урал. – 2017. – №2-3. – С. 287-288. 2. Желобцона С.Ф. Сюжегообразуюшая функция сна в романах Л. Улицкой и К. Вольф «Размышления о Кристе Т.» // Русское литературоведение в новом тысячелетии. В 2 тт. М., 2018. 3. Золотопосов И. Чувствительность с приставкой «нео» // Московские новости. – 2018. – №6. – С. 5. 4. Ишкина Е.Л. Поэтика рассказов Л.Улицкой // Актуальные проблемы современной филологии. Литературоведение. – Киров. 2018. 5. Казарина Т. Бедные родственники: Людмила Улицкая. Серия «Первая книга». – М., «Слово». 2018. 6. Колядич Т.М. Можно ли считать «женскую прозу» явлением // Проблема эволюции русской литературы XX пека. Вып. IX. М., 2019. 7. Колядич Т. Своеобразие организации циклов рассказов Л.Улицкой // Литературный процесс в зеркале рубежного сознания. Магнитогорск, 2019. 8. Людмила Улицкая расскажет о новом романе в интернет-эфире [Электроный ресурс] // NEWSru.com: электронный журнал. - 2020. - 8 февраля. - Режим доступа: http://www.newsru.com 9. Улицкая, Л. Е. Зеленый шатер / Л. Е. Улицкая. - Москва: АСТ, 2013. 10. Улицкая, Л. Принимаю всё, что дается: интервью / Л. Улицкая // Вопросы литературы. - 2019. - № 1. - С. 215 - 237. Приложение А Рис. 1 Людмила Улицкая – российская писательница, сценарист, переводчик. |