Урок литературы в 5 классе. Тема «Образ весны в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета»
Предмет: литература.
Класс: 5.
Учебник: УМК под редакцией В.Я. Коровиной
Тема: «Образ весны в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета»
Планируемые образовательные результаты Предметные: владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения: определять тему и главную мысль произведения. Выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; сопоставлять с помощью учителя произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства ; выразительно читать, передавая личное отношение к произведению; участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного; создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом; владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы; осознавать важность чтения и изучения художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития. Метапредметные:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
- формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
- формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; внимательно слушать и слышать других.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. Словарь урока:
Закличка — «зазывание», стихотворное обращение к силам природы
Весна — общеслав. Производное от той же основы, что и весёлый. Буквально — «время, когда живется хорошо, весело»
Рефрен — повтор строки в стихотворении. Ресурсы урока:
рабочие листы для учащихся;
средства мультимедиа;
репродукции картин;
фонограммы музыкальных произведений.
Этапы
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Время
| 1.Оргмомент
| Привлечение внимания учеников к происходящему за окном.
- Посмотрите, какой сегодня солнечный, тёплый день! Какое радостное настроение он создает! Пусть и наша сегодняшняя работа принесет только радость и поддержит весеннее настроение.
| - ученики наблюдают природу за окном.
| 1 мин
| 2. Мотивация
3. Актуализация знаний
| Звучит «Веснянка».
- Когда мы читали текст Гоголя «Ночь перед Рождеством», мы слушали обрядовую песню. Как она называется? А что вы сейчас услышали?
Это тоже жанр обрядовой весенней песни — закличка. Такой вид заклички именуется «Веснянка».
Слайд 1. Закличка — «зазывание», стихотворное обращение к силам природы.
Каким настроением проникнута веснянка?
Какие ассоциации вызывает у вас слово «весна»?
Слайд 2. Весна — общеслав. Производное от той же основы, что и весёлый. Буквально — «время, когда живется хорошо, весело».
- Во всех дохристианских культурах новый год начинался с весны. Почему?
Задание для групп. На слайде 3 представлены пословицы весне. Выберите из пословиц одну, наиболее яркую и точно отражающую суть весны как времени года. Обоснуйте свой выбор.
Слайд 3.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Весенний день год кормит.
Весна днем красна.
Весною часом отстанешь – неделей не догонишь.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Матушка весна всем красна.
Зима весну пугает, да сама тает.
| - ученики слушают «Веснянку», сопоставляют её с «колядками», знакомятся с понятием «закличка» и записывают понятие в тетрадь, объясняют настроение, выстраивают ассоциативные цепочки к слову «весна», знакомятся с этимологией слова.
- отвечают на проблемный вопрос.
- групповая работа по подбору пословиц (понимание, выдвижение гипотезы, аргументация)
| 10 минут
| 4. Целеполагание
| Традиция воссоздавать образ весны перешла от фольклора к художественной литературе. И сегодня мы познакомимся со стихотворениями Ф. И. Тютчева и А. А. Фета о весне, понаблюдаем, какой предстает весна в их произведениях.
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Предложите свои варианты темы.
Слайд 4. «Образ весны в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета»
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
А.С. Пушкин
- Выстроите в логическом порядке и степени значимости задачи нашего урока, указанные на слайде 5.
Слайд 5.
Сравнить образ весны, созданный поэтами, художниками и музыкантами.
Подготовиться к выразительному чтению стихотворений.
Найти средства художественной выразительности, позволяющие создать образ весны.
Определить настроение, которым проникнуты стихотворения о весне.
Прочитать и проанализировать стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета о весне.
- А теперь сверьте наш вариант с образцом на слайде 6.
Слайд 6.
1. Прочитать и проанализировать стихотворения Ф.И. Тютчева и А.А. Фета о весне.
2. Определить настроение, которым проникнуты стихотворения о весне.
3. Найти средства художественной выразительности, позволяющие создать образ весны.
4. Подготовиться к выразительному чтению стихотворений.
5. Сравнить образ весны, созданный поэтами, художниками и музыкантами.
- На ваших столах лежат бумажные цветы. В ходе урока постарайтесь выбрать и записать из стихотворений один самый яркий и поразивший вас эпитет к слову «весна».
| - формулируют тему урока, сверяют с образцом; - выстраивают цели урока и сверяют с образцом;
- корректируют тему и цели урока;
- настраиваются на пролонгированное задание на уроке.
| 6 минут
| 5. «Открытие» нового знания
| Слайд 7. А.К. Саврасов «Ранняя весна»
- Посмотрите на репродукцию картины А.К. Саврасова «Ранняя весна». Почему она так называется? Что на ней изображено?
- Выберите из названий месяцев в древнерусском календаре слова, означающие март (кто быстрее?) (слайд 8):
Слайд 8. Травник, протальник, цветень, снегогон, ручейник, грачевник, капельник, зимобор.
Март — первый весенний месяц, начало земледельческого года. Назван в честь бога войны и охраны.
Чтение учителем стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится».
- Какая из предложенных ранее пословиц созвучна этому стихотворению?
- Обратите внимание на слова и выражения в стихотворении, которые требуют комментария.
Слайд 9.
Засуетилось – забеспокоилось, задвигалось.
Нудит – гонит, заставляет.
Трезвон – 1. Церковный звон во все колокола. 2. Шум, переполох.
Хлопочет – волнуется, беспокоится.
Ворчит – выражает недовольство.
Пуще – сильнее.
Горя мало – не принимать во внимание.
- Какими поэт изображает Весну и Зиму? Почему в представлении поэта Зима – «ведьма злая», а Весна – «прекрасное дитя»? Зачем слова Зима и Весна поэт пишет с большой буквы?
- Найдите звуки (1 группа), краски (2 группа) и действия (3 группа) весны в этом стихотворении.
- Обозначьте в стихотворении глаголы, связанные с образами Зимы и Весны, - и +. Чего больше?
- Почему так много глаголов?
- Какие размышления о жизни вызывает победа Весны над Зимой?
- Обратимся к рисункам, которые подготовили группы — по 1 рисунку. Проанализируем рисунки товарищей.
Апрель (лат. открывающий, согреваемый солнцем)
- Выберите среди древнерусских названий слова, обозначающие апрель.
Слайд 10. Чтение Г. Тараторкиным стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды»
- Обсудите чтение актера в парах. Что вам понравилось?
Прав ли поэт, показывающий характерным признаком весны половодье? Почему слово «вода» дано во множественном числе?
Слайд 11. И. И. Левитан «Весна. Большая вода»
Посмотрите на репродукцию картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода». Чем она созвучна стихотворению Тютчева? Что её отличает?
- Какое настроение придают стихотворению слова брег, гласят, гонцы?
- Почему изменяются бурные, стремительные картины к третьей части стихотворения?
- Какие строки повторяются в стихотворении? Как это помогает нам почувствовать авторское настроение?
Слайд 12. Рефрен — повтор строки в стихотворении.
Слайд 13. Кантата С.В. Рахманинова «Весенние воды»
- Послушайте кантату «Весенние воды» С. Рахманинова в исполнении М. Магомаева. Удалось ли композитору и исполнителю передать настроение текста? Как?
Способен ли поэтический текст Ф.И. Тютчева «Весенние воды»
придать музыке новое звучание? (он обогащает ее смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров).
Как в стихотворении описывается пробуждение природы от зимнего сна?
-Воплощена ли в музыкальной кантате картина русской весны?
- Заметили ли вы в музыкальном произведении яркие тональные контрасты? Почему они необходимы?
- Как звучит музыка при фразе «Весна идёт!»?
(приобретает мечтательный, сдержанный характер: звучность спадает, темп замедляется?
- Окончания почти всех фраз – восходящие. Позволяет ли этот прием сделать интонацию ещё более ликующей, восклицательной, чем в стихотворении?
- Создается ли ощущение грандиозного торжества, неизбывной радости и ликования?
- Удачен ли выбор музыкального инструмента (фортепьяно)? Позволяет ли он создать ощущение движения бурлящей воды, охватывающей огромное пространство, ломающего все преграды на своём пути и испытать яркое, восторженное чувство, которое охватывает и природу, и людей, и весь окружающий мир?
- Можем ли мы утверждать, что имеет место полное художественное соответствие музыкального и поэтического образов, достигнутое единство слова и музыки?
Слайд 14. Звук дождя Чтение стихотворения «Весенний дождь» А.А. Фета ученицей.
- Удалось ли ученице выразительно прочитать стихотворение? (правильно ли выбрана интонация -спокойная, позволяющая чувствовать умиротворение, и взволнованность при чтении второй части стихотворения-приближение грозы, было ли заметно логическое выделение слов, чтобы показать смену образов в стихотворении, при помощи голоса передать то, что происходит в стихотворении?)? Все ли удалось и над чем надо бы еще поработать?
-Какие чувства хотелось выразить автору в тексте стихотворения?
-– Какой образный ряд возник в вашем воображении при прослушивании стиха?
(окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно).
– Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (глаголы)
– Прочитаем две первые строчки 2 четверостишья. Как вы понимаете слово завеса?
– Подберите слова-синонимы. (Занавеска)
Прочитаем и запомним значение этого слова.
-Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор в стихотворении? (метафоры, сравнения, вспоминаем определения)
– Прочитайте выразительно стихотворение про себя.
Остановимся на последних двух строчках стихотворения.
– Что подошло к саду? (дождь)
- Фет оживил дождь, именно поэтому он подошел к саду, барабанит как настоящий музыкант.
- А какой он, этот дождь?
- В виде кого вы его себе представляете?
– Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя.
(Олицетворение, вспоминаем определение).
Сложно за каплями дождя разглядеть, что же подошло к саду
– В каком образе можно представить это таинственное существо?
– Рассмотрим, как художники увидели это таинственное существо в виде женщины.
(показать 2 картины художников, изобразивших дождь)
– Слова “вода”, “капля” женского рода – дождь из воды, следовательно, дождь может быть изображён в картине в виде женщины. У каждой из женщин– дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает её таинственной, не всегда видимыми и поэтому “ что – то к саду подошло”.
Картины разные.
– Как вы думаете,чем они отличаются друг от друга и чем похожи?
– Какую из этих картин мы могли бы назвать “Девушка Летний дождь”, “Женщина дождя Поздней Осени”?
– А какие ассоциации у вас возникают со словом ребёнок?
(Ручки, ножки, младенец, кулачок, напевает, хлопает в ладоши, весело смеётся, ребёнок играет)
– А теперь представим дождь в виде ребёнка.
– Ваша задача составить 2-3 словосочетания или предложения, где дождь представлен в виде младенца.
Ответы детей.
– Посмотрим, что получилось у меня (можно показать на слайде)
– А вот какое стихотворение написал С.Я. Маршак.
Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей работы?
Работа в парах:
Составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.
Озаглавьте текст. Как и поэт А.А. Фет, постарайтесь передать в своем тексте цвет
, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.
Можно включить музыкальную композицию «Дождь»
Читают 2–3 ученика свою работу.
Слайд 15. Н.П. Крымов «После весеннего дождя»
| - анализируют и дают эстетическую оценку произведению живописи;
- выбирают материал на основе лингвистической «догадки», знакомятся с этимологией слова;
- учатся на слух воспринимать литературное произведение и адекватно его воспринимать;
- овладевают новыми словами;
- аналитическая деятельность, смысловое чтение текста, лингвистический анализ произведения;
- сравнительный анализ рисунков;
- учатся рецензировать работы своих товарищей
- учатся рецензировать профессиональное чтение;
- осуществляют работу по проблемному анализу текста, работают в парах;
- развивают речевые навыки, позволяющие выразить аксиологическую оценку произведения искусства;
- осваивают новое теоретическое понятие через наблюдение над явлением;
- развивают навыки сравнения интерпретации и исходного произведения;
- осваивают навыки релаксации;
-обучаются рецензированию выразительного чтения товарищей;
- развивают умения отвечать на проблемный вопрос, подбирать аргументацию;
- учатся сопоставлять произведения искусства
| 22-23 минуты
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Включение нового знания в систему знаний
| Слайд 16. Отрывок из «Времен года» П.И. Чайковского «Подснежник»
- Итак, мы прочитали с вами только три стихотворения из великой книги «Весна в русской поэзии».
- Какой же видят ее художники слова? Подберите определения. Прочитайте эпитеты, которые вы выписали.
- Какое настроение преобладает в стихотворениях о весне и почему?
| - подводят итоги работы на уроке, обобщают результаты анализа
| 3 минуты
| 7. Рефлексия и оценивание
| - Давайте посмотрим на букеты, которые у вас получились. Чей самый большой? Связано ли это с активностью групп? Оцените работу групп. Кто в группах работал лучше всех?
| - учатся анализировать индивидуальную деятельность и групповую работу
| 2 минуты
| 8. Домашнее задание
| Слайд 17. Домашнее задание:
выучить одно из стихотворений (обязательное задание); предложить другое стихотворение о весне: а) подготовить его выразительное чтение (базовый уровень; б) найти и определить средства выразительности (повышенный уровень); в) написать мини-сочинение «Как создается образ весны в стихотворении?» (высокий уровень); индивидуальные задания: объяснить эпиграф к уроку;
4) дать устное описание картины И. И. Левитана «Март», с. 275 (по выбору).
|
| 1-2 минуты
|
Рабочий лист
Ф. И.________________________________________________________ Закличка — «зазывание», стихотворное обращение к силам природы.
Весна — общеслав. Производное от той же основы, что и веселый. Буквально — «время, когда живется хорошо, весело».
Пословицы:
Весна красна цветами, а осень снопами.
Весенний день год кормит.
Весна днем красна.
Весною часом отстанешь – неделей не догонишь.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Матушка весна всем красна.
Зима весну пугает, да сама тает.
Эпиграф:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
А. С. Пушкин
Выстроите в логическом порядке и по степени значимости задачи нашего урока.
Сравнить образ весны, созданный поэтами, художниками и музыкантами. Подготовиться к выразительному чтению стихотворений. Найти средства художественной выразительности, позволяющие создать образ весны. Определить настроение, которым проникнуты стихотворения о весне. Прочитать и проанализировать стихотворения Ф.И. Тютчева и А.А. Фета о весне.
А.К. Саврасов «Ранняя весна». 1880-е. Выберите из названий месяцев в древнерусском календаре слова, обозначающие март (апрель, май):
Травник, протальник, цветень, снегогон, ручейник, грачевник, капельник, зимобор. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…».
Засуетилось — забеспокоилось, задвигалось.
Нудит — гонит, заставляет.
Трезвон — 1. Церковный звон во все колокола. 2. Шум, переполох.
Хлопочет — волнуется, беспокоится.
Ворчит — выражает недовольство.
Пуще — сильнее.
Горя мало — не принимать во внимание. Анализ рисунка к стихотворению Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…»:
Что изображено? Какие цвета использованы? Какое настроение передано?
Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
И.И. Левитан «Весна. Большая вода». 1897. Рефрен — повтор строка в стихотворении А. А. Фет «Весенний дождь»
Н.П. Крымов «После весеннего дождя». 1908.
Критерии для оценивания работы группы:
№
| Правильность изложения материала
| Логика изложения материала, чёткость
| Культура изложения материала
| Дополнения других групп
| Поведение в группе, умение сотрудничать
| 1
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
| |