Главная страница

Образы персонажей в отношении к романному герою Тристану. Образы персонажей в отношении к романному герою Тристану (король Марк и Изольда.)


Скачать 20.12 Kb.
НазваниеОбразы персонажей в отношении к романному герою Тристану (король Марк и Изольда.)
АнкорОбразы персонажей в отношении к романному герою Тристану
Дата10.11.2021
Размер20.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОбразы персонажей в отношении к романному герою Тристану.docx
ТипДокументы
#268201

Образы персонажей в отношении к романному герою Тристану (король Марк и Изольда.)

Легенда о Тристане - это история взаимоотношений героя с целым рядом персонажей. Но во взаимоотношениях лишь с двумя персонажами раскрывается характер Тристана и, собственно, реализуется легенда. Это король Марк и Изольда Белокурая.

Король Марк – дядя Тристана и муж Изольды Белокурой, правитель Корнуэльса. Однажды к берегам королевства, где правит Марк, пристает корабль норвежских купцов. Они высаживают на берег юношу, который оказывается племянником М. Тристаном, сыном его пропавшей сестры. М. полюбил Тристана как родного сына, что вызывает постоянное недовольство баронов. Образ М. дядя Тристана. Но не этим определяются их отношения. Тристан называет Марка чаще не «дядей», а «отцом», и король относится к племяннику не как к обычному родственнику, скорее как к сыну. Частое обращение «сын мой», "Откуда у меня эта внезапная нежность?" - спрашивал король свое сердце, а понять не мог. То была его собственная кровь, добрые люди: она-то заходила и заговорила в нем.», «И в продолжение трех лет взаимная любовь возрастала в их сердцах.»

Марк – слабый король. Он не снаряжает военных отрядов, не бьется с воинственными соседями, он безропотно готов платить тяжелую и унизительную дань ирландцам. Он позволяет своим баронам спорить с ним и угрожать ему смутой. «Они убедили в этом большинство баронов: ведь многие не знают, что вещи, совершаемые силою волшебства, может совершить и сердце силой любви и доблести. Поэтому бароны стали требовать от короля Марка, чтобы он взял себе в жены какую-нибудь принцессу, которая дала бы ему наследников; они грозили, что если он станет отказываться, они удалятся в свои крепкие замки, чтобы вести с ним воину.», «- Чтобы угодить вам, сеньоры, я возьму себе жену, если только вы разыщете ту, которую я избрал.».

Тристан для Марка - готовый наследник. Его не надо воспитывать, направлять, подталкивать. И он родственник, что снимает споры о законности передачи ему престола. Но, кроме того, лично Марку Тристан очень симпатичен: не только многочисленными знаниями и умениями. Симпатичен своей добротой, отзывчивостью, бескорыстием. Марк, конечно, очень одинок. У него нет ни одного друга. Только враги и завистники.

Марк испытывает к нему отцовские чувства, но всего дороже ему покой и стабильность. Поэтому, принимая в свой дом жену после трех лет отсутствия, веря в ее невиновность, он все-таки удаляет Тристана. Эта разлука последовала после сцены в лесу. «- Боже! - сказал он. - Что я вижу? Могу ли я убить их? Они так долго жили в этом лесу, и если бы любили друг друга грешной любовью, разве положили бы этот меч между собой? И разве не знает каждый, что обнаженное лезвие, разделяющее два тела, служит порукой и охраной целомудрия? Если бы они любили друг друга грешной любовью, почивали ли бы они так непорочно? Нет, я их не убью: это было бы большим грехом; и если бы я разбудил этого спящего и один из нас был убит, об этом долго стали бы говорить, и к нашему стыду. Но я устрою так, что, проснувшись, они узнают, что я застал их спящими и не пожелал их смерти и что Бог сжалился над ними.» (12 стр)

Данная сцена – вершина в развитии характера короля Марка. Здесь он совсем не смешон, каким мог бы показаться из-за своей наивной доверчивости, отрицающей всякую логику и здравый смысл. Он дарует любовникам, тяжко его оскорбившим, жизнь, хотя мог отнять ее. И он оставляет свой меч, свой перстень и свою перчатку, напоминая о своих правах мужа, сюзерена (высокий феодальный властитель) и короля. Типично феодальный жест. В этой сцене весь Марк: для него главное – покой, он убеждает себя, что отношения любовников безгрешны; он великодушен, добр, широк душевно. Эти высокие моральные качества Марка и лежат во многом в основе конфликта.

Дочь ирландского короля - Изольда Белокурая, или Изольда Златовласая - характер более цельный и сильный, чем Тристан или Марк. Она - человек одного порыва, одной страсти, яростной и целеустремленной. Она совсем не похожа на череду героинь куртуазной литературы, рыцарских романов эпохи. В ней много языческого, варварского. По народным представлениям - она колдунья, т.е. знахарка, сведущая в таинственных свойствах трав, в сокровенных приметах и заговорах, в вещих снах и знамениях. «Тогда королева, окружив его заботливым уходом, принялась варить для него сильнодействующие настои. На следующий день белокурая Изольда приготовила ему купанье и нежно растерла его тело мазью, приготовленной матерью.», «На третью ночь Изольде приснилось, будто она держит на коленях голову большого кабана, которая пятнает кровью ее платье, и она поняла, что уже не увидит своего милого живым.»

Как натура импульсивная, Изольда легко переходит от яростного гнева к не менее пылким ласкам: ни тени колебания не замечаем мы у корнуэльской королевы, когда она, заметив одного из враждебных ей баронов, просит возлюбленного лучше натянуть свой лук и точнее направить стрелу. Изольда не знает сомнений. «Это хорошо, господин мой, но натяни-ка лук, прошу тебя: хочется мне узнать, хорошо ли он натягивается. Тристан натянул лук, удивленный, недоумевая. Взяв одну из двух стрел, Изольда вправила ее в тетиву, посмотрела, крепка ли она, и сказала скорым шепотом:- Я вижу нечто, что мне не нравится. Целься получше, Тристан.»

Полюбив Тристана, она всецело отдается этой любви. Она, конечно, не любит Марка, и до сцены с напитком мечется от бешенства: она не может простить молодому человеку, что, завоевав ее в поединке, он пренебрег ею и предназначает ее другому. Важным моментом является то, что герои полюбили друг друга раньше эпизода с приворотным зельем. Любовный напиток лишь обострил чувства обоих. И не случайно, что напиток этот - плод ирландской земли, то есть, он тоже от Изольды. Изольда любит не слепо или самозабвенно. Человек одной страсти и одной цели, она отдается любви без колебаний. В ее душе нет конфликта. Ее не смущает ни вынужденное лукавство, ни прямой обман, ни несправедливость. Препятствия ее не пугают. Она преодолевает их, и движется к своей цели.


написать администратору сайта