Образы – символы в поэзии С.А. Есенина. Сергей Есенин. Образы символы в поэзии С. А. Есенина
Скачать 30.65 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана «Средняя общеобразовательная школа №1» Образы – символы в поэзии С.А. Есенина Работу выполнила: ученица 9 «Д» класса Стародубцева Варвара Научный руководитель: Линсцер М.В. Абакан-2020 Содержание 1.Введение…………………………………………………………………………..стр.32.Основная часть………………………………………………………………...стр.32.1. Глава 1 С.А.Есенин - великий русский лирик………………стр.32.2. Глава 2 Образы-символы в художественных произведениях…………………………………………………………………….стр.52.3. Глава 3 Образы-символы в поэзии Есенина: березка, черемухи, клена, метели, окна……………………………………………………….стр.6-стр.103Вывод……………………………………………………………………………стр.104.Списки литературы…………………………………………………….стр.11Введение Традиционная символика народной песни издавна привлекала внимание исследователей. Поэзия Есенина вообще глубоко народна, она по всей своей тональности созвучна народному духу. Несмотря на изученность поэтических образов Есенина всегда можно бросить свежий взгляд на его творчество, выявляя новые грани его таланта. Все это требует системного, последовательного, целостного анализа его произведений, имеющих фольклорную основу. Немало работ посвящено символике растительного царства в народном творчестве, изучению истоков фольклорных поэтических образов и мотивов. Начало этому направлению в российской науке, вероятно, было по положено Н.И.Костомаровым. В книге «Об историческом значении русской народной поэзии» (1843) на материале русских и украинских народных песен выделены символы, характерные для этих традиций. Автор полагает, что в основе символизации растений лежат «впечатления, производимые на человека растениями, и особенно цветом их» Глава 1 С.А. Есенин - великий русский лирик Сергей Есенин- великий русский-лирик. Большая часть его трудов — это новокрестьянская поэзия, лирика. Творчество Сергея Есенина — это безграничная любовь к родному краю, его полям и лугам, цветам и деревьям. Природа для Есенина неотделима от понятия родины. Для меня Есенин выступает как чистый поэт России и ассоциируется с чем-то родным. Семья Есениных была бедная крестьянская. Глава семейства Александр Никитич, будучи ещё ребёнком, пел в хоре при церкви. А в зрелом возрасте служил в московской мясной лавке, поэтому дома бывал наездами на выходные. Такая отцовская служба в Москве послужила поводом для разлада в семье, мать Татьяна Фёдоровна стала работать в Рязани, где сошлась с другим мужчиной Иваном Разгуляевым, от которого потом родила сына Александра. Поэтому Серёжу было решено отправить на воспитание к зажиточному старообрядцу-деду. Так и получилось, что самое раннее детство Сергея прошло в деревне у бабушки с дедушкой по материнской линии. У деда с бабкой проживали ещё трое их сыновей, были они не женаты, с ними и прошли беззаботные детские годы поэта. Чего-чего, а отчаяния и озорства этим дядькам было не занимать, поэтому уже в три с половиной года они усадили маленького племянника на лошадь без седла и галопом пустили в поле. А потом было обучение плаванию, когда один из дядек сажал с собою маленького Серёжу в лодку, отплывал подальше от берега, снимал с него одежду и, как собачонку, бросал в реку. В 1904 году, когда мальчику было 9 лет, его отдали в Константиновское земское училище. Обучение было четырёхклассное, но Есенин учился 5 лет. Несмотря на отличную успеваемость и постоянное чтение книжек, поведение у него было неудовлетворительное, за что и был оставлен на второй год. А выпускные экзамены всё-таки сдал на сплошные «пятёрки». К этому времени родители Есенина снова сошлись, и у него родилась сестра Катя. Мама с папой хотели, чтобы Сергей стал учителем, поэтому после земского училища повезли его поступать в церковно-учительскую школу в село Спас-Клепики. В этот период он написал свои первые стихи: «Воспоминания», «Звёзды», «Моя жизнь». Чуть позже он составил два рукописных сборника стихов, его раннее творчество отличалось духовной направленностью. На каникулы Сергей приезжал к родителям в Константиново. Здесь он часто посещал дом местного священника, у которого была отличная церковная библиотека, Серёжа пользовался ею, возможно, это и сыграло роль в направлении его первых произведений. В 1911 году у Сергея родилась вторая сестрёнка Александра. Впервые стихотворения Сергея Есенина были опубликованы в 1914 году. В Петрограде свои стихи Есенин читает Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получил широкую известность. В лирике Есенин психологически подходит к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии Есенина является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях. Начиная с 1914 года Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей (стихотворения «Сиротка»,1914 г., «Побирушка»,1915 г., повесть «Яр»,1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…»,1925 г.). В это время к Есенину приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи. Максим Горький писал: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники». В 1918–1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924). Глава 2 Образы-символы в художественных произведениях Символы представляют собой одни из наиболее устойчивых элементов культурного континуума. Являясь важным механизмом памяти культуры, символы переносят тексты, сюжетные схемы и другие семиотические преобразования из одного пласта в другой. Единство основного набора доминирующих символов и длительность их культурной жизни в значительной мере определяют национальные и ареальные границы культур. Исторически наиболее активные символы характеризуются известной неопределенностью в отношении между текстом - выражением и текстом - содержанием. Последний всегда принадлежит более многомерному смысловому пространству. Поэтому выражение не полностью покрывает содержание, а лишь как бы намекает на него. Глава 3 Образы-символы в поэзии Есенина: березка, черемухи, клена, метели, окна Главным символом в поэзии С.Есенина является березка. Во-первых, потому что для многих поэтов березка является главным символом Родины. Во-вторых, березка очень тонкая, изящная, как девушка-невеста. Именно для Есенина олицетворение березы ассоциируется с девушкой в платке ограненным белой каймой. В-третьих, березка выступает как сиво уходящей жизни. Можно лицезреть в отрывке: Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. Есенин в этом отрывке очень хорошо передает всю красоту и изящность, на первый взгляд обычной березы. Словно невеста, она надела на себя снежные покровы серебристых платков. Следом за березкой у Есенина идет черемуха. Не менее весомый символ в его поэзии. Черемуха у него ассоциировалась с весной, первым приходом тепла, чем-то близким и родным. Эта атмосфера прекрасно передается в отрывке стихотворения «Черемуха»: Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. Из этого стихотворения можно прочувствовать всю «есенинскую» атмосферу дома, даже находясь вдали от него. Тепло так и плещет из строчек. Становится очень хорошо и спокойно на душе читая стихотворение. Клен- в поэзии Есенина встречается тогда, когда он хочет показать душевнобольного или сбившегося с пути человека, который не в ладу с собой и своим духовным миром. Это можно наблюдать в стихотворении «клен мой опавший»: Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу. Ах, и сам я нынче что-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым. Там, где капустные грядки Красной зарей поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. В данном стихотворении клен символизирует уже зрелого человека, подвыпившего сторожа, на долю которого выпало немало жизненных трудностей. Он как будто потерян и опустошен. Но на этом Есенин не заканчивает раскрытие схожести человека и природы. Так же тут показан клен -как маленький и еще не зрелый ребенок. Совсем зеленый, только расцветший и не поведавший жизни. Метель у Есенина- это очень мрачное и нерадивое, очень чужое, связанное со смертью и мраком чтиво. Рассмотрим отрывок из «метели»: Прядите, дни, свою былую пряжу, Живой души не перестроить ввек. Нет! Никогда с собой я не полажу, Себе, любимому, Чужой я человек. Хочу читать, а книга выпадает, Долит зевота, Так и клонит в сон… А за окном Протяжный ветер рыдает, Как будто чуя Близость похорон. Тут показано, что человек сонный и полностью опустошенный, будто бы усыпленный тягостью округа. Похоронная атмосфера так и щиплет тело мурашками, когда читаешь эти строки. Сергей Есенине считается певцом родной природы и земли. «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к родине»-так говорил чудотворец о своем творчестве. Любовь ко всему живому была заложено у Есенина в натуре. Он любил этот мир, природу, людей, а особенно Россию. Он творил для России. Отношение Есенина к миру настолько теплое, трепетное и внимательное, что можно на себе почувствовать всю любовь его к миру. Сергей Есенин родился и вырос в деревне. И именно поэтому он с такой точностью передает красоту родной природы. Все в ней для него живое. К деревьям, цветам, временам года он обращается как к людям, делится с ними своими радостями и печалями, выражает им свое восхищение. Читая его стихи, замечаешь, с какой нежностью он обращается к описываемым явлениям. Интересен образ слова "окно". Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Здесь слово "окно" — только художественная деталь. А далее в стихотворении это слово наполняется новым смыслом, расширяя свое значение. Повторяясь в соединении с эпитетом "мерзлый", оно превращается в поэтический образ: И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. Образность слова "окно" усиливается также за счет ее связи со словом "ставни" — "атрибутом" окна: А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. Интересно, что в стихотворении сквозной образ окна превращается для автора в своего рода пункт наблюдения. Из окна он видит лес, облака, двор, метелицу во дворе и воробышков. И в стихотворении "Подражанье песне" лирический герой наблюдает за происходящими событиями из окна: Я смотрел из окошка на синий платок... В пряже солнечных дней время выткало нить... Мимо окон тебя понесли хоронить. Такую позицию лирического героя как стороннего наблюдателя (из окна) мы встречаемся во многих произведениях раннего Есенина. Таким образом, окно — важная деталь в поэтическом мире Есенина. А окна — это глаза избы, с которой поэт очень многое связывал. Весь есенинский мир как бы разведен на две части: изба и все остальное пространство. Это скорее даже два мира, разделенные стеклом: окно — граница этих миров. Русская изба для поэта — действительно целый мир. Это мир крестьянской избы, медленное течение сонной жизни за ее толстыми бревенчатыми стенами. "Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины" ("О красном вечере задумалась дорога...") Образ богатого дома, "больших хором", "палат" и сытого мира вообще в сопоставлении с крестьянскими "избами", "хатами" и миром голодных возникает и в стихотворении "Село": Цветут сады, белеют хаты, А на горе стоят палаты, И перед крашеным окном В шелковых листьях тополя. Есенинскую избу окружает двор со всеми его атрибутами: "Под красным вязом крыльцо и двор". Избы, окруженные двором и огороженные плетнями, "связанные" друг с другом дорогой — это и есть один из ликов есенинской дореволюционной Руси: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа. ("Гой ты, Русь, моя родная...") В том краю, где желтая крапива И сухой плетень, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень. Вывод Сергей Есенин очень яркая личность в русской литературе. Мне было интересно работать с его творчеством, читать информацию о нем и его произведения в соответствии. Я считаю, что Есенин не умрет никогда, ведь его литература вечна. Любовь к Есенину не пройдет никогда, потому что он авторитет не только у взрослых людей, но и у нашего поколения «гаджетов». В поэзии Есенина все взаимосвязано, и почти каждая художественная деталь, каждое слово является важной частицей целого — есенинского поэтического мира. Уникальность этого мира ощущали не только современники, но и потомки. Утонченность, образность, изящество стихов Есенина позволили Горькому сказать: "Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения". Я разговаривала на эту тему, тему «ваши любимые поэты». Чаще всего, буквально в 85% я слышала фамилию «Есенин». Сергей Есенин - неумолимо жив и остается любимцем каждого поколения. Список литературы https://obrazovaka.ru/alpha/e/esenin-sergej-aleksandrovich-esenin-sergey-alexandrovich https://znanija.com/ https://www.litmir.me/ booksread.ru Сборник стихов Сергея Есенина |