Образование Золотой Орды. Образование Золотой Орды Образование государства Золотая Орда
Скачать 21.34 Kb.
|
Образование Золотой Орды Образование государства Золотая Орда. По завещанию Чингисхана Монгольская империя была разделена на отдельные части – улусы – и роздана в подчинение его детям и внукам. Все улусы объединялись под властью великого хана, которым после смерти Чингисхана стал его третий сын Угэдэй. Старшему сыну Джучи достался во владение западный улус, перешедший после его смерти сыну Бату (Батыю). Он организовал и возглавил военный поход на запад, и в период с 1236 по 1242 г.г. присоединил к своему улусу обширные новые территории. Его завоевания были прерваны известием о кончине великого хана Угэдэя и необходимостью присутствия в Каракуруме (тогдашней столице Монгольской империи) на курултае (совете, собрании) по выборам нового великого хана. Батый решил не участвовать в борьбе за титул великого хана и основал на территории западного улуса новое государство – Золотую Орду. Официальной датой образования считается 1243 год. Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья. Оно включало территории Западной Сибири, Северного Хорезма, Волжской Булгарии, Северного Кавказа, Крыма, степи от Иртыша до Дуная. Центром нового государства стало Нижнее Поволжье. Столицей Батый сделал город Сарай-Бату («сарай» в переводе с тюркского – «дворец»), который был расположен у современного села Селѝтренное Астраханской области. Золотая Орда делилась на частично самостоятельные области – улусы, признававшие власть хана. Власть принадлежала семье Батыя и местной аристократии, входившей в правящий совет – «диван». В первые десятилетия государственной религией было язычество, в 20-х годах XIV века хан Узбек ввел ислам. Краткая история Орды. После смерти Батыя в 1256 году правителем стал его брат Берке, который сумел значительно усилить государство. После смерти Берке правителем стал его племянник Мену-Тимур, при котором в 1266 году Орда стала полностью независимой от монгольской империи. Расцветом Золотой Орды стало правление хана Узбека (1313-1341) и его сына Джанибека (1342-1357). Хан Узбек отличался жестокостью. При нем, согласно летописям, в Орде было казнено 20 русских великих и удельных князей. Развивалось градостроительство и торговля. Образование Золотой Орды почти не изменило традиционный экономический уклад народов, вошедших в это государство. Населяющие степь кочевники занимались скотоводством. Основу их благосостояния составляли стада лошадей и овец. Народы Западной Сибири занимались охотой, рыболовством и собирательством. Дань Орде они платили пушниной — шкурами животных, из которых делали меховую одежду. Северные, западные и среднеазиатские владения Золотой Орды населяли земледельческие народы. Здесь располагались крупные города, которые были важными центрами ремесла и торговли. Таких городов в Орде было более 70. Разнообразие хозяйственных укладов Золотой Орды стало благоприятным обстоятельством для активной внутренней торговли, что вело к активному культурному обмену между народами как внутри Орды, так и за её пределами. Важные торговые пути пролегали по Каспийскому и Чёрному морям. На дорогах Золотой Орды с интервалами в 30–40 км встречались караван-сараи — специальные места для отдыха и стоянок торговых караванов и путешественников. Золотая Орда, находясь в центре Евразии, стала одним из главнейших участников торговых и культурных связей на континенте. Во второй половине XIV века Орда переживала период смуты, за два десятилетия на престоле побывало 25 ханов. После разгрома Мамая в Куликовской битве (1380 г.) московским князем Дмитрием Донским на престол сел хан Тохтамыш, которому удалось после успешного похода на Москву в 1382 году на время прекратить смуту. Золотая Орда была многонациональным государством. Здесь жили как кочевые, так и земледельческие народы, говорящие на разных языках и исповедующие разные религии. Монголы изначально составляли правящую знать государства. Однако они были немногочисленны и вскоре смешались с другими жившими на территории Золотой Орды кочевыми народами, например, булгарами и половцами. С XIV в. ордынцев на Руси стали именовать татарами. Конец ордынского государства. Однако поражение в войне с эмиром Тамерланом ускорило процесс распада Золотой Орды на отдельные ханства. К середине XV от нее осталось только центральная часть, называемая Большой Ордой. Номинально она продолжала считаться главой над остальными ханствами и русскими княжествами. Осенью 1480 году на реке Угре войска Ивана III встретились с войском хана Ахмата. «Стояние на Угре», закончившееся уходом ханских войск считается окончанием татаро-монгольского ига на Руси. В начале XV века Орда прекратила свое существование. Ордынское владычество на Руси В 1242 г. хан Батый велел правителям наиболее крупных русских княжеств явиться к нему, чтобы получить разрешение править своими землями. Отказаться от поездки в Орду князья не могли, так как это могло навлечь большую беду: у Руси не было сил для отражения нового нашествия. Так установился особый порядок зависимости русских земель от Золотой Орды — ордынское иго (владычество). Однако зависимость Руси от Орды была непостоянной. Русь не вошла в состав Золотой Орды, сохранила свои внутренние порядки, традиционные княжеские династии и формы государственности. Зависимость Руси от Орды выражалась в нескольких формах: • Экономическая зависимость Руси выражалась выплатой различных видов очень обременительной дани (ордынского выхода, который до начала XIV в. собирали специальные уполномоченные хана – баскаки и откупщики из мусульманских купцов, а позже – сами русские князья) и чрезвычайных поборов. От налогов освобождалось только духовенство, а также ученые, врачи и нищие. Монголы провели перепись русского населения – число, чтобы иметь возможность учитывать подворную дань. Помимо дани-выхода русские земли несли дополнительные повинности в пользу Орды. Во время ордынских войн возникали непредвиденные расходы. Тогда на Русь приезжали ордынские чиновники, чтобы собрать с населения внеочередные налоги. Каждый раз расходы на содержание этих чиновников ложились на плечи местного населения. Ещё одной потерей для Руси было то, что в Орду уводили наиболее востребованных ремесленников: кузнецов, оружейников, ювелиров, чтобы работать на нужды хана. • Политическая и военная зависимость проявлялась в том, что право (ярлык) на Великое княжение Владимирское, да и на другие владения русские князья получали из рук хана Золотой Орды. Сам хан становился для русских князей верховным сюзереном – «царем» (от греческого – цезарь) по терминологии того времени. Кроме того, русские несли воинскую повинность и по приказу хана вынуждены были участвовать в военных действиях на стороне монголов, зачастую далеко за пределами Руси. Лишь Александру Невскому удалось добиться от хана уступки, освобождающей от этой повинности «кровью». В политике русских князей по отношению к Золотой Орде прослеживается два направления: часть русских князей ориентировалась на союз с монголо-татарами, другая часть на путь открытого вооруженного сопротивление им. Разность позиций объясняется тем, что Русь в этот период оказалась «между двух огней». С одной стороны монголо-татары, с другой католическая Европа. Перед русскими князьями встала проблема выбора: с кем бороться в первую очередь, в чьем лице искать союзников? Эти две возможные линии в политики нашли свое воплощение в деятельности двух князей – Александра Невского и Даниила Галицкого. Историки считают, что князь Александр одним из первых оценил всю сложность и противоречивость обстановки, так как лучше других знал, какая опасность надвигается с Запада. Видя, что крестоносцы являются для Руси не меньшими разрушителями, чем монголо-татары, он сделал выбор в пользу союза с Ордой. С 1252 по 1266 гг. являясь владимиро-суздальским князем, он взял курс на подчинение. Его политику поддержала церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды. Позиция князя Александра Ярославича, выступавшего за мир с ордынцами, далеко не у всех вызывала симпатии. Низшие сословия единодушно выступали против Орды, князья и бояре разошлись во мнениях. Выражением народных настроений стали многочисленные волнения, бунты против численников, баскаков, непомерной ордынской дани. Сторонники союзнических отношений с Ордой жестоко расправлялись с попытками населения и ряда князей оказать сопротивление татарам. Например, Александр Невский в 1257 г. подавил восстание новгородцев, возглавляемое его сыном Василием. В 1327 г. московский князь Иван Калита совершил карательную экспедицию против восставших жителей Твери, за что получил право самостоятельного сбора дани в пользу Орды. Во второй половине XIV веке внук Ивана Калиты Дмитрий, воспользовавшись внутренними усобицами в Орде, предпринял попытку свержения золотоордынского ига. Он отказался выплачивать дань и в 1378 г. нанес поражение татарским войскам на р. Воже. В 1380 г. Дмитрий собрал силы почти всей Северо-Восточной Руси и смело выступил навстречу войскам Мамая, захватившего власть в Орде. Решающая битва произошла на Куликовом поле между реками Непрядвой и Доном. Силы сторон, оцениваемые историками от 50 тыс. до 100-120тыс. человек, были примерно равны. Однако благодаря выбору русскими войсками места сражения, сковавшего действия татарской конницы, удачному расположению засадного полка, мужеству и упорству русских воинов, сплоченных обшей верой и единым руководством, была одержана блестящая победа над врагом. Однако победа в Куликовской битве не принесла освобождения от ига Золотой Орды. В 1382 г. хан Тохтамыш сжег Москву и она возобновила уплату дани Орде. Освободиться от монгольского владычества Русь смогла только через сто лет, в 1480 г. Золотоордынское иго тяжело отразилось на социально-экономическом, политическом и культурном развитии русских земель. Были разрушены города и села, погибло множество населения, уведены в плен ремесленники. Сбор дани замедлял товаро-денежные отношения, консервировал натуральное хозяйство. Социально-политические отношения в Орде с ее деспотической властью хана были восприняты русской политической элитой и населением. На долгое время Русь оказалась отрезанной от Запада, впитала в себя черты образа жизни, мировосприятия, характерные для азиатской цивилизации |