Главная страница

Программа. Образовательная программа танец модерн в коллективах бального танца


Скачать 31.68 Kb.
НазваниеОбразовательная программа танец модерн в коллективах бального танца
Дата25.11.2021
Размер31.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПрограмма.docx
ТипОбразовательная программа
#281976

Приложение 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Центр бальной хореографии «Фиеста ТГУ»
«УТВЕРЖДАЮ»

Директор центра бальной хореографии

«Фиеста ТГУ»

_____________ Шанкина С.В.

«__» ____ 2020 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ТАНЕЦ МОДЕРН В КОЛЛЕКТИВАХ БАЛЬНОГО ТАНЦА»

(для возрастной категории детей 10-11 лет, срок реализации 1 год)

Автор программы:

Лысогорский А.А.

Тамбов 20 20

Пояснительная записка
Образовательная программа «Танец модерн в коллективах бального танца», призвана способствовать развитию пластики и свободы владения телом исполнителей в коллективах бального танца, их творческих способностей и эмоциональности. Знакомство в исполнительской деятельности с миром современной хореографии и целенаправленное педагогическое руководство помогает учащимся войти в мир искусства современного танца, приобщиться к духовным ценностям современной культуры и искусства, даёт им возможность почувствовать себя способным выступить в роли творца современного танца. Занятия по танцу модерн направлены на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения детей к произведениям искусства в сфере современной хореографии, также формируют необходимые умения и навыки, необходимые для исполнителей contemporary dance.

Танец модерн позволяет наиболее эффективно воспитать тело танцора, что очень важно в повседневной практической работе над техникой исполнения. Кроме того, немаловажным аспектом является попытка исполнителя выстроить связь между техникой танца и своим внутренним состоянием, что позволяет говорить о возможности воспитания глубокого внутреннего духовного содержания детей.

Танец модерн имеет свою специфическую лексику, законы, принципы, стилистику, технику исполнения. Чётко выстроенный урок современного танца позволяют выработать качества, необходимые для хорошего исполнителя: координацию, чувство ритма, свободу тела, ориентацию в сценическом пространстве. Эти качества вырабатываются целостной системой комплексов упражнений, разработанных для наиболее эффективного и продуктивного урока.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель программы

Способствовать всестороннему формированию личности исполнителя, его физического и духовного развития путем освоения им разнообразных форм и техник модерн танца. Расширение лексического арсенала, творческого диапазона, умений и навыков обучающихся для дальнейшего их использования ими в сценической практике, а также в конкурсно-соревновательной практике исполнителей бального танца.

2. Задачи программы:

1. Обучающие:

- расширение практических и теоретических знаний в области хореографии;

- обучить базовым элементам модерн танца;

- обучить техникам модерн танца;

- приучить детей к формам ансамблевой и самостоятельной работы;

- создать основу для творческого мышления детей;

2. Развивающие:

- сформировать у детей навыки и умения в области танца модерн;

- выработать у детей музыкальность и ритмичность;

- выработать выносливость и способность работать на уроке модерн танца;

- развить эмоциональную выразительность средствами модерн танца;

- развить навыки владения своим телом, координации движений в хореографической композиции;

- развитие индивидуальных способностей;

3. Воспитательные:

- создать дружественную среду в коллективе;

- формировать коммуникативные навыки, активность и самостоятельность общения;

- сформировать интерес к модерн танцу;

- создавать условия для формирования общей культуры и культуры движения учащихся.

- формировать навыки коллективной творческой деятельности;

- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, ответственность перед партнером, уважение к педагогу и другим танцорам, культуру поведения;

- оказывать информационную поддержку в процессе обучения – посещение соревнований, конкурсов, мастер-классов, организация просмотра видеоматериалов;

- воспитать культуру и уважение к искусству.

3. Основные формы работы:

Теоретическая работа: наряду с практическими навыками детям преподаются и теоретические знания в области современной хореографии.

Практическая работа: занятия по танцу модерн выстроены с учетом возрастных, физических и психологических особенностей детей.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения

Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 11 лет. В коллектив принимаются все дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. В процессе набора детей происходит формирование групп в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей каждого ребёнка.

Формы и режим занятий:

Класс делится на 2 группы.

Занятия в каждой группе проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа.

Форма обучения – групповая с индивидуальным подходом. Структура программы позволяет осуществить постепенное расширение и существенное углубление знаний детей в сфере современного танца, развить умения и навыки, необходимые для исполнения с учётом возрастных особенностей.

Общим для каждого месяца обучения является принцип движения от простого к сложному. На каждом последующем месяце обучения происходит увеличение физической нагрузки, объем изучаемого материала; усложнение рисунка танца; совершенствование техники исполнения; совершенствование эмоциональности исполнителей; разнообразие творческих заданий.

Для первых шести месяцев обучения основное внимание уделяется упражнениям в партере и на середине зала. Основные понятия при изучении: «вытянутые стопы», «прямая спина», простые хореографические комбинации танца модерн.

Для последних шести месяцев обучения характерно развитие индивидуальных способностей исполнителей, усложнение лексического материала, развитие эмоциональности, способности к запоминанию более сложной танцевальной лексики, формирование выносливости, приучение детей к самостоятельной работе над развитием хореографических данных. Ставится задача максимального развития и совершенствования накопленного материала, развитие актёрского мастерства, знакомство с драматургией хореографических композиций, участие в работе над репертуаром хореографического коллектива, развитие способностей к импровизации и точности передачи внутреннего состояния в танце.

Таким образом, в полной мере овладев лексическим материалом, дети смогут использовать его для передачи внутреннего состояния в танце модерн.

4. Требования к усвоению программы

В результате усвоения курса «Танец модерн в коллективах бального танца» исполнители должны знать:

- основы техники исполнения танца модерн;

- способы передачи внутреннего состояния в современном танце;

- музыкально – ритмическую основу танца модерн;

Уметь:

- использовать знания особенностей технических элементов танца модерн в хореографической постановке;

- слушать музыкальный материал в танце модерн;

- передавать хореографический образ в танце.

Владеть:

- методикой исполнения технических элементов танца модерн;

- слуховой и мышечной памятью;

- способностью быстро реагировать на замечания руководителя.
5. Распределение часов курса по темам и видам работы


№пп

Наименование тем и разделов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельные занятия

1

Введение

-

-

-

-


Раздел 1. Основные принципы исполнения базовых элементов современного танца


2

1

Основные технические элементы танца модерн

5

1

2

2

3

Позиции и положения рук, ног и корпуса в танце модерн

4

-

2

2

4

3

Изучение изоляции различных частей тела в танце модерн

5

1

2

2

5
4

Изучение упражнений на расслабление ( release)

4

-

2

2

6

5

Изучение сжатия (contraction)

5

1

2

2

7
6

Изучение прыжков и вращений в танце модерн

4

-

2

2

8
7

Работа над устойчивостью и переносом веса тела

5

1

2

2

9
8

Работа над дуэтными формами в танце модерн

4

-

2

2


Раздел 2.Стретчинг в танце модерн


1

9

Изучение упражнений над развитием гибкости

5

1

2

2

110

Изучение упражнений на развитие пресса и силы мышц

4

-

2

2

111

Изучение упражнений на развитие растяжки

5

1

2

2

112

Изучение упражнений в партере на формирование навыков бесшумных и лёгких перекатов в чистом виде и комбинациях танца модерн

4

-

2

2


Раздел 3 Танцевальная импровизация в танце модерн и contemporarydance


113

Особенности современного направления contemporary dance

5

1

2

2

114

Изучение основных правил контактной импровизации в contemporary dance

4

-

2

2


Раздел 4. Сценический образ в танце модерн



115

Специфические признаки сценического танца модерн

5

1

2

2

1
16

Анализ концертного выступления и работа над ошибками в исполнении

4

-

2

2




ВСЕГО:

72

8

32

32



6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Разделы курса

Раздел 1.Основные принципы исполнения базовых элементов современного танца.

Раздел 2. Стретчинг в танце модерн.

Раздел 3. Танцевальная импровизация в танце модерн и contemporary dance.

Раздел 4. Сценический образ в танце модерн

Темы и краткое содержание

Введение. Цели и задачи изучения курса «Танец модерн в коллективах бального танца».

Предмет, цели и задачи изучения курса «Танец модерн в коллективах бального танца». Структура курса. Краткая характеристика разделов курса. Особенности обучения танцу модерн. Требования к уровню освоения курса. Краткий аннотированный список литературы.

Раздел 1. Основные принципы исполнения базовых элементов современного танца

Тема 1. Основные технические элементы танца модерн

Характерные признаки танца модерн: образность, импровизация, мягкость, расслабление – напряжение, сброс, свобода и координация.

Понятие «изоляция» (технический прием, с помощью которого происходит освобождение различных частей тела исполнителя танца модерн).

Понятие «contraction» -сжатие и «release» - расслабление.

Понятие « координация»

Понятие « сброс», «освобождение».

Тема 2. Позиции и положения рук, ног и корпуса в танце модерн.

Отличие танца модерн от классического танца.

Практические занятия:

1.Изучение основных положений корпуса в танце модерн. Изучение позы коллапса. Изучение сбросов и падений корпуса, свингов головы, рук и ног.

2.Изучение положений ног, параллельные и выворотные позиции.

3. Изучение позиций рук, округлость, вытянутость, фиксация, свинг, сброс.

Тема 3. Изучение изоляции различных частей тела в танце модерн.

Изолируемые центра: голова, плечи, руки, бедра, ноги, стопы. Первоначальное изучение изоляции происходит в чистом виде.

Практические занятия:

Изучение изоляции в партере (в положении сидя, на полуприседи, лежа, в позе коллапса).

Изучение изоляции рук, движения свингового характера, сбросы, падения.

Изучение изоляции ног (маховые упражнения на изоляцию, свинговые упражнения)

Изучение изоляции бедер.

-медленные;

-быстрые;

-полукруг;

-круг;

Тема 4. Изучение упражнений на расслабление (release)

Практические занятия:

1.Изучение упражнение в партере;

2.Упражнения на расслабление различных частей тела;

3. Изучение сбросов и падений расслабленных частей тела;

4. Изучение перекатов и простых прыжков с падением расслабленного корпуса на пол.

5. Изучение партерных элементов на взаимодействие с полом.

Тема 5. Изучение cжатия (сontraction)

Методика исполнения сжатия заключается в том, чтобы правильно определить его центр и изолировать его при самом contraction.

Практические занятия:

1.Изучение сжатия в партере на вдохе – выдохе;

2.Сжатие грудной клетки;

3.Изучение сжатия пелвиса;

4. Изучение бокового сжатия;

5. Сжатие различных частей тела.

Тема 6. Изучение прыжков и вращений в танце модерн

Практические занятия:

1.Изучение простых прыжков с небольшим отрывом от пола;

2.Изучение более сложных прыжков с амплитудой и перемещением;

3 Изучение прыжков с падениями и перекатами;

4.Изучение техники вращения на середине площадки;

5. Изучение техники вращения с продвижением по площадке;

6. Изучение вращений с изменением уровней.

7. Изучение комбинаций прыжков и вращений.

Тема 7. Работа над устойчивостью и переносом веса тела

Практические занятия:

1.Статические упражнения на середине площадки на распределение веса тела;

2.Статические упражнения на полупальцах;

3.Статические упражнения на одной ноге;

4.Упражнения в партере на развитие силы рук;

5.Изучение силовых акробатических элементов с переносом веса тела.

Тема 8 . Работа над дуэтными формами в танце модерн

Практические занятия:

1.Изучение простых видов дуэтного танца;

2.Изучение контактных элементов в партере;

3. Формирование навыков чувствования и понимания партнера в танце модерн;

4. Освоение простых поддержек и переносов партнеров;

5 Упражнения на развития синхронности в парах;

6. Упражнения на изучение контактной импровизации.

Раздел 2. Стретчинг в танце модерн

Тема 9.Изучение упражнений на развитие гибкости

Практические занятия:

1.Изущение основных видов упражнений для спины, чередование округлости и натяжения в различных уровнях;

2.Боковые и круговые наклоны торса;

3. Использование изученных упражнений в комбинациях и в более быстром темпе.

4. Чередование упражнений для спины в партере, лежа на животе и на спине.

Тема 10. Изучение упражнений на развитие пресса и силы мышц

Практические занятия:

1.Изучение различного вида упражнений на формирование пресса;

2. Упражнения в партере, развивающие силу ног (медленные и быстрые подъёмы, броски, круговые махи ногами;

3. Маленькие и глубокие приседания по всем позициям на разных уровнях и в комбинациях.

Тема 11. Изучение упражнений на развитие растяжки.

Упражнения стретч-характера в танце модерн, способствует более качественному и безопасному исполнению технических элементов в современной хореографии.

Практические занятия:

1.Изучение упражнений в партере на растяжку подколенных и бедренных мышц;

2. Изучение упражнений на растяжку косых мышц бедра;

3.Выполнение силовых упражнений на растяжку в партере;

4. Изучение упражнений на развитие поперечного шпагата;

5. Упражнения на растяжку в паре, способствующие более эффективному результату;

6. Изучение комплекса упражнений на растяжку у станка.

Тема 12. Изучение упражнений в партере на формирование навыков бесшумных и легких перекатов в чистом виде и в комбинациях танца модерн.

Практические занятия:

1.Работа над формированием подъема стопы;

2.Изучение распределения веса тела при перекатах и опускании на подъём стопы;

3. Изучение перекатов с прыжка и мягкого опускания на пол;

4. Изучение способности группировать тело при падениях и перекатах.

Раздел 3 Танцевальная импровизация в танце модерн и contemporarydance

Тема 13.Особенности современного направления contemporary dance.

Лондонский театр современного танца. Знакомство с творчеством Роберта Коэна. Значение и смысл contemporary dance. Передача внутреннего состояния в contemporary dance. Знакомство с творчеством современных мастеров contemporary dance. Просмотр хореографических постановок contemporary dance.

Практические занятия:

1.Изучение комбинаций с элементами contemporary dance;

2.Изучение способов выражения эмоций в contemporary dance;

3.Психологические игры в contemporary dance.

Тема 14. Изучение основных правил контактной импровизации в contemporary dance.

Практические занятия:

1.Обучение правилам импровизации с предметом;

2.Дуэтная импровизация;

3.Массовая импровизация в contemporary dance;

4.Игровые задания на развитие образа в contemporary dance;

5.Творческое задание сочинить простую комбинацию или этюд в contemporary dance;

6. Творческое задание «Угадай, кто я».

Раздел 4. Сценический образ в танце модерн

Тема 15. Специфические признаки сценического танца модерн

Форма и содержание. Выразительные средства танца. Музыкальный материал и его особенности. Сценическая площадка. Граница возможного и дозволенного. Постановки мастеров современной хореографии. Рисунок танца. Выразительные средства спектакля на основе танца модерн.

Практические занятия:

1.Изучение сценической площадки;

2. Формирование навыков ориентации по сценической площадке;

3.Преодоление комплекса «без зеркала»;

4.Развитие умение чувствовать партнёра и зрителя.

Тема 16. Анализ концертного выступления и работа над ошибками в исполнении

Практические занятия:

1.Развитие умения понимать значение концертного выступления;

2.Развитие умения анализировать себя и других исполнителей;

3.Формирование умения осознавать совершенные ошибки в исполнении и работать над ними.

7. Рекомендуемая литература:


  1. Еремина М. Ю. Роман с танцем / М.Ю. Еремина. – СПб.: Созвездие, 1998. – 252 с.

  2. Жак-Далькроз Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М.: Классика XXI, 2002. – 125 с.

  3. Ивлева Л. Д. Методика обучения хореографии в старшей возрастной группе / Л.Д. Ивлева. ‑ Челябинск: Новое слово, 1997. ‑ 136с.

  4. Касаткина Т.С. Айседора / Т.С.Касаткина. ‑ М.: Искусство, 2003. – 200с.

  5. Костровицкая В. Школа классического танца / В. Костровицкая. – М.: Искусство, 2004. – 189 с.

  6. Кох И. Э. Основы сценического движения /И.Э. Кох. – М.: Просвещение, 2002. – 54 с.

  7. Мессерер А. Танец. Мысль. Время / А. Мессерер. – М.: Искусство, 1990. ‑ 265 с.

  8. Никитин В. Ю. Модерн – джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника / В.Ю. Никитин. – М.: ИД Один из лучших, 2006. – 414 с.

  9. Панфёров В. И. Балетмейстер в драматическом спектакле / В.И. Панферов. – Челябинск: Новое слово, 1996. – 234 с.

  10. Панфёров В. И. Пластика современного танца / В.И. Панферов. – Челябинск: Новое слово, 1996. – 154 с.

  11. Сироткина И.А. Свободное движение и пластический танец в России / И. А. Сироткина. – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 328 с.

  12. Смирнов И.Н. Искусство балетмейстера / И.Н. Смирнов. ‑ М.: Искусство, 2002. ‑ 216с.

  13. Чурко Ю. М. Линия, уходящая в бесконечность / Ю.М. Чурко. – Л.: Полымя, 1999. ‑ 342с.

  14. Шнейдер И. Танец будущего. Моя жизнь. Встречи с Есениным / И. Шнейдер. ‑ Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. ‑ 448 с.


написать администратору сайта