Главная страница
Навигация по странице:

  • Авторы проекта

  • Цель исследования: Рассмотрение обрядов в качестве исторического источника по изучению географии и исторической памяти Республики Алтай.Задачи

  • Методы исследования: - анкетирование;- теоретический анализ литературы;- составление отчета о работе.Основополагающий вопрос

  • Значение слова Обряд по Ожегову

  • Обряд в Энциклопедическом словаре

  • Обряд посещения целебных источников - Аржан суу.

  • Поклонение перевалам, священным деревьям

  • обряды. Обряды почитания духов природы алтайского народа


    Скачать 40 Kb.
    НазваниеОбряды почитания духов природы алтайского народа
    Анкоробряды
    Дата03.12.2022
    Размер40 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файлаобряды.odt
    ТипДокументы
    #825850


    МБОУ «Балыктуюльская СОШ»

    Обряды почитания духов природы алтайского народа

    Информационно-исследовательский проект

    Руководитель проекта:

    Сабулова Солунай Александровна


    Авторы проекта: обучающиеся 7б класса

    Кудрявцев Иван

    Сухоруков Кирилл

    С Балыктуюль, 2022 год
    Оглавление
    стр.
    I. Введение 3

    1. Актуальность 3

    2. Цель и задачи исследования 4

    II.Основная часть 5

    1. Что такое обряд

    2. Виды обрядов почитания духов природы алтайского народа

    3.  Jалама (кыйра)

    III. Заключение 11

    IV. Список литературы 12

    I.Введение

    Горный Алтай, как заповедный уголок, удаленный от остального мира и отличающийся достаточно суровыми условиями жизни, в совокупности с труднодоступностью некоторых районов, позволил алтайцам сохранить многие древнейшие традиции и обычаи до настоящего времени практически без изменений. Несмотря на то, что на протяжении многих веков происходило взаимодействие алтайского народа с другими тюркскими народами, жителями Китая и России, жители Алтая всегда сохраняли свою особую самобытность и осознанность, выраженную в принятии себя как части уникального древнего этноса. Причиной этого, на наш взгляд, является структура мировоззрения и некоторой жизненной философии смирения и почитания окружающего мира, которая закладывается алтайцам с самого рождения и затем подкрепляется сказаниями, преданиями, обрядами и прочим. В отличие от других народов, на Алтае многие обычаи и обряды носят не только праздничный, но и повседневный характер, что ведет к определенной стабильности в формировании личности алтайцев.  

    Обожествление алтайцами природы основаны не на слепой вере, а на знаниях. Поклонение природе – образ жизни, который алтайцы унаследовали от предков.

    Мне очень понравилась книга, «АЛТАЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ - АЛТАЙЦЫ» В.Г. Иванченко, которую я прочитал в начале октября. Читая эту книгу, я узнал какие символы и обряды есть у алтайцев.

    А знают ли ученики нашей школы обряды алтайцев?

    В ходе анкетирования (Приложение 1) среди обучающихся 5, 6, 7 классов, мы выяснили, что большинство учеников нашей школы не знают обряды алтайского народа. 13% опрошенных знают названия обрядов, но с чем связаны эти обряды не знают. (Приложение 2)

    Результаты анкетирования еще раз подтвердили, что мы выбрали ту тему о которой большинство учеников нашей школы ничего не знают.

    А так как мы живем в живописном регионе, в который ежегодно приезжают сотни туристов, мы решили перевести благопожелания на русский язык, чтобы всем гостям нашего региона были понятны и доступны символы обряда почитания духов алтайцев.
    Актуальность:

    В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры народа Республики Алтай, изучение прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны.

    Цель исследования:

    Рассмотрение обрядов в качестве исторического источника по изучению географии и исторической памяти Республики Алтай.
    Задачи:

    Провести анкетирование.

    Собрать информацию.

    Сделать авторский перевод некоторых благопожеланий.

    Создать проект.

    Защитить проект.
    Предмет исследования: Обряды почитания духов природы.
    Участники проекта: ученики 5- 7 классов
    Методы исследования:

    - анкетирование;

    - теоретический анализ литературы;

    - составление отчета о работе.

    Основополагающий вопрос

    Обряды - это нечто давно забытое или нет?

    Проблемные вопросы

    Почему люди проводят обряды?

    Можем ли мы рассказать туристам и гостям Горного Алтая обряды почитания духов природы алтайского народа?


    II.Основная часть

    1.Что такое обряд

    В библиотеке мы нашли определение, что такое обряд.

    Прежде всего, обряд отражает историю развития народа, его веру, мировоззрение, жизненный уклад и отношения людей.
    Изучая терминологию по теме, мы выделили следующие определения понятия «обряд»:

    Обряд – церемония, чин, по которому совершается что-л. 

    Значение слова Обряд по Ожегову:
    Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции 

    Обряд в Энциклопедическом словаре:
    Обряд – традиционные действия сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива.

    Определение, данное словарем Ожегова, нам показалось более точным.

    Согласно академическому изданию «Большая российская энциклопедия» слова об­ряд и ритуал являются синонимами.

    Обряды, связанные с рождением, инициациейсвадьбойсмертью, называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды — календарными.

    Церковный обря́д, рассматриваемый с религиозной точки зрения, — «внешнее выражение верований человека» в Бога; неспособность человека представлять себе Бога и устанавливать с Ним связь «без какого-либо видимого посредства» обусловливает возникновение обряда, который позволяет такую связь установить.

    Фиксируемое словарями толкование термина обря́д существенно менялось с течением времени.

    Обряд — это народная пьеса, полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

    • Статья «Обряды» «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» отсылала читателя к статьям «Ритуал» и «Фольклор». В свою очередь, ритуал отождествлялся с церковным обрядом, а народный обряд составлял часть фольклорных традиций. Церковный обря́д трактовался как «внешнее выражение верований человека», предмет которых, Бог, «в высшей степени духовен и бесконечно возвышен над природою видимою»; в качестве причины появления обряда мыслилась неспособность человека представлять себе Бога и устанавливать с Ним связь «без какого-либо видимого посредства»[7]. Таким «посредством» (инструментом, орудием) и призван служить обряд.

    • Согласно 3-му изданию Большой советской энциклопедии, обря́д — «ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности», который не следует смешивать с обычаем, «означающим не только символические, но и всякие вообще повторяющиеся и установленные традицией действия». Это определение делает упор на том, что обряду присущи 1) традиционность, 2) отсутствие практической целесообразности и 3) символическое значение, причем подразумевается (в силу нецелесообразности) нежелательность обряда.

    • Изданный в 1986 году «Атеистический словарь» подчеркивал наличие, наряду с религиозными, гражданских обрядов.

    • «Словарь по культурологии» (1996 год) дает иное определение: обря́д — «традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива». Такое определение (основанное лишь на существовании традиции) приближает обряд к обычаю.

    • Несколько иное определение дают социологи: обря́д — «совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства».

    • Церковный обряд ныне определяют как «внешнее выражение внутреннего содержания богослужения, священнодействие, совершаемое по определенному чину, т. е. порядку, возглавляемое священнослужителем и имеющее видимое и духовно-символическое содержание». Церковные обряды (по крайней мере, некоторая их часть) внешне выражают совершение церковных таинств и необходимы постольку, поскольку «человеческая природа нуждается в видимых символических действиях, помогающих почувствовать действие Божественной благодати».

    Связь обряда с мифом давно отмечена исследователями. Обряд можно назвать инсценировкой мифа, а миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого обряда. Такая связь «миф — обряд» особенно отчётливо проявляется в так называемых культовых мифах. Но о том, что первично, а что вторично — существуют различные точки зрения. Представители мифологической и эволюционистской школ признавали примат мифа (или верования) над обрядом. Но в 1880-х гг. появилась и скоро стала преобладающей обратная точка зрения.

    Дж. Фрейзер собрал из фрагментов и реконструировал (в «Золотой ветви») целостную ткань древней аграрной мифологии. Несмотря на большое разнообразие поверий, запретов, церемоний, обычаев, он показал единую картину древней аграрной религии. Она включает в себя магические акты воздействия на землю, приносящую урожай, моления к божествам — покровителям земледелия и весьма обильные и разнообразные мифологические повествования об этих божествах.


    2. Виды обрядов почитания духов природы алтайского народа.

    В ходе работы над темой мы встретили разные виды обрядов.

    Древние наши предки освоили мир на уровне своего мифа поэтического мышления. По их представлению окружающий мир существует в гармонии с человеком, об этом свидетельствуют обычаи, традиции, ритуалы, сохранившиеся до сегодняшнего дня: поклонение небу, почитание объектов природы - гор, рек, озёр, деревьев. Согласно миропониманию древних тюрков окружающий мир понимается как единое целое, а человек в нём лишь частица вселенной. Вся природа Алтая остаётся святым храмом, о чём свидетельствуют ритуалы, обычаи, совершаемые на перевалах, привязывание ленты на деревья, окропление Алтая молоком, угощение едой духов Алтая. По мировидению алтайца всё окружающее имело своего хозяина. В стихотворении С.Суразакова «Хозяин гор» говорится:
    «На вершинах гор не говори, не кричи

    Будь молчалив как камень,

    Не серди хозяина горы...»
    Дух Алтая вечен, всемогущ, свят и требует особого почтенного отношения к себе. Хочет или не хочет, человек должен согласовывать действия с ним.
    Все мы молимся нынче

    Великому духу Алтая,

    Чтоб кедровник шумел,

    Чтобы реки остались чисты.

    Там на скалах архары,

    Мне хочется слышать их топот,

    Пусть и ирбис,

    Не будет испуган,

    И загнан людьми...
    Так сказано в стихотворении П.Самыка «Молитва духу Алтая».
    Обряд посещения целебных источников - Аржан суу.
    Если вы отдыхаете у аржан-суу или у реки, то может приползти змея. Её по алтайскому поверью нельзя убивать, прогонять потому, что именно она и есть дух воды. Ведь недаром во всех легендах, мифах, сказках древние сокровища охраняют змеи.

    К поездке на аржан готовятся заранее. В канун поездки припасают пищу: пекут из пресного теста в сметане лепёшки (теертпек), готовят свежий талкан и специальные молочные продукты: быштак, курут, capjy.

    Поездки на аржан совершаются только в новолуние и определенные часы дня. Самым благоприятным считается время с 12 до 2 часов дня. К поездке обязательно готовят (Jалама) ленточки (белого, жёлтого, голубого цветов). От ткани не берут край, его обязательно обрывают и сжигают в доме на очаге. Ленты не должны превышать ширину в один палец руки человека, отрывают их от куска ткани только вручную. ДляJалама нельзя использовать платки, шёлк, шерстяные ткани. По дороге к источнику едут тихо, спокойно. На пути нельзя ничего ломать, убивать, охотиться, рыбачить. За всякими нарушениями по дороге следит якобы хозяин (ээзи) аржана.

    По приезду со стороны востока устанавливается очаг. Привязывают Jалама к деревцам возле очага с восточной стороны, сопровождая благопожеланиями.

    После этого можно идти к аржану, вымыть руки, взять воды для варки чая. Воду берут не от истока, а подальше, если так не сделаешь, то хозяин аржана скажет, что воду берут из его рта. Вскипятив чай, раскладывают пищу на чистых подстилках. Чай, мясо на аржанах варят без соли, она считается ядом для хозяина аржана.

    Чай кипятят с добавлением талкана. Свежевскипячённым чаем главы семей угощают огонь. Затем в чашки наливается молоко, и ложкой кропят 3 раза в сторону аржана и вокруг очага. Все собравшиеся поворачиваются лицом к источнику и кланяются. Оставшееся молоко пробуют все члены семьи. После этого все размещаются возле очага, делается угощение аржану. Поев, идут к аржану, трижды пьют из него воду. После этого пьют чай, едят. Перед отъездом кладут в аржан пуговицы, монетки (медные не разрешается). У огня остаются один или два человека, ожидая, когда он совсем потухнет. Поднося монетку, пуговицы обязательно кланяются.

    Так народ почитает один из природных объектов - аржан.
    Поклонение перевалам, священным деревьям
    Таким же образом почитаются перевалы, горы. Считается что у гор, перевалов есть свои хозяева (ээзи), и они следят, как человек относится к природе.

    Священное дерево у алтайцев имеет сакральное значение. Ленточка одна выше, другая ниже, это значит, не должно быть как негатива, так и позитива, не впадать в крайности, выбираем середину и привязываем. Это значит, связь неба, земли и космоса. Мы едины и нет разницы, что в верху, то и внизу. Почему ленточка священна? Перед тем как привязывать её - мы молимся, т.е. концентрируем своё внимание на добрых мыслях, и как бы благословляем не только свою жизнь, мы благословляем весь окружающий мир, заботимся о человечестве и мы оставляем свои мысли, мыслеформы, а мысль -энергия, она материальна. И вот оставив свои благопожелания, мысли, и импульсы распространяются во Вселенной и возвращаются обратно к нам в виде удачи, здоровья, благоденствия народа.

    У алтайцев есть пословица: если тебе плохо, если тебе трудно, то надо перейти большую реку, перевалить большой перевал. О чём это говорит? Вот мы поднялись на перевал, здесь стоит дерево, на нём веточки с ленточками: белые, голубые, жёлтые. Белый цвет — это светлые мысли, благопожелания, жёлтый – с землёй связано, а голубой - символ неба. Но нельзя привязывать на деревьях пёструю с полосками ленту, особенно запрещается привязывать чёрную ленту, т.к. чёрный цвет -символ зла Эрлика.

    Духу Алтая на перевалах кропление делают молоком, чтобы этот путь проехать без происшествия. Водкой и вином кропление делают чёрным духам, чтобы они получили это «угощение» и «отвалили», не мешали путнику, т.к. чёрные вещества параллельного с нами мира совершают человеку зло в пути. При закате солнца, особенно ночью в старолуние, кропление не делают, т.к. в это время чёрные вещества, вещества зла, увеличиваются в небе, буйствуют.
    Поклонение огню
    Об огне. Как живой он, с ним ведут разговор как с членами рода и семьи.

    Мать огонь освещает не только жилище, она освещает хребты Алтая. Она ездит на бело-жёлтойлошади. В алкышах (благопожеланиях) огонь ассоциируется в образе женщины. От-Эне (Огонь - Мать), материнский культ женского олицетворения очага. У всех алтайских племён и народов существовал культ огня, и связанные с ним обряды их существенной частью были алкышы.
    Тысячеголовая мать — огонь,

    Высеченная отцом великая пламя,

    Да будет крепким

    Матерью вкопанный каменный очаг,

    Выше его три тагана,

    Выше его три жерди,

    Зола подобная талкану.

    Соберётся стогом Слава,

    Находящемуся на небе богу Ульгеню.
    Для каждого алтайца Алтай является храмом -местом не только проживания, но и местом духовной и физической чистоты и очищения, правила поведения внутри которого по важности, целесообразности и обязательности ничем не уступает правилам других мировых религиозных течений. Единственное отличие от других заключается в нерукотворности этого храма.

    3. Jалама (кыйра)

    В книгах, рассматриваемых нашу тему исследования, нам хотелось посмотреть, есть ли там благопожелания, которые говорят алтайцы при завязывании ленточек (кыйра). Оказалось, что есть. Мы собрали материал, перевели понравившиеся благопожелания на русский и предлагаем послушать их.
    Албаты Jонго тузалу

    Аржан суулу Алтайым,

    Амыр бисти чыдаткан

    Адам ошкош Алтайым.

    Элге-jонго тузалу

    Эмду тусту Алтайым,

    Эмди бисти jыргаткан

    Энем ошкош Алтайым.
    Полезны всем, всему народу

    Твои аржаны, мой Алтай

    Растивший в мире и в покое

    Отец как будто – мой Алтай.

    Дары твои полезны людям

    С лечебной силой ты – Алтай

    И ныне мы живем в достатке

    Как мать мне ты – Алтай.
    Ак туманы jайылган

    Алтын-колдин jаражын!

    Албатызын азыраган

    Онын балыгы татузын!

    Туйук кара jыш буткен

    Тууларынын бийигин

    Турган jурттын азыраган

    Турлу анынын семизин.
    Окутанный белым туманом

    Как же красив Алтын-кел!

    Своей рыбою, сладкой и вкусной

    Насытивший народ Алтын-кел!

    Непроходимы чащи с сотворенья

    Там, на высотах и в горах

    И насытивший все селенье

    Стоят олени в стойбищах своих.


    III.Заключение

    Жизнь человека коротка, а обрядовый, нравственный свод для того и создавался веками, отшлифовывался поколениями предков, чтобы помочь нам, нынешним, жить правильно в этом современном мире.

    В ходе исследования познакомились с теми произведениями устного народного творчества, которые пришли к нам из далекого прошлого, из них мы узнали о важнейших исторических событиях на Алтае, о роли обрядов в жизни людей и духовных ценностях родного края.

    Мы думаем, что мы достигли цели своей работы и выполнили все поставленные задачи.

    Собранный материал может широко использоваться в образовательных и воспитательных целях в школе.

    IV. Список литературы

      1. Гришаев В.Ф. Сыны Алтая и Отечества.-Барнаул: Алт.кн.изд.-во, 1989. – 112 с.

      2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. – Спб., 1866, т.3, стр.238

      3. Ермаков В.А. Легенды, сказания Горного Алтая. – Бийск: Издательский Дом «Бия», 2014г. – 176 с.

      4. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов.- М.: Эксмо, 2008. – 944 с.

      5. Толковый словарь русского языка, под ред. Ушакова Д.Н., в 4 т., - М.:1940, т.3, стр.147

      6. Хохолков В.Ф. Легенды и мифы Седого Алтая. Сборник. Горно-Алтайск: 2006 – 116 с.


    Интернет – ресурсы:

    http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg

    http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg

    • infodwn.ru

    • ohota-v-sibiri.ru

    • wwf.phowlen.ru

    • altapress.ru

    • rabota.biwork.ru
      putevoditel-altai.ru

    • flowerf.ru

    • tonpix.ru

    • 333v.ru
      infodwn.ru

    • spec-by.ucoz.ru

    • fashiontravel.ru

    • infodwn.ru

    • lady.mail.ru

    • redmall.ru

    • rostur.ru

    • mkrf.ru

    • tonpix.ru




    Приложение 1
    Анкета


    1. Знаете ли Вы обряды почитания духов природы алтайского народа?

    да нет

    1. Если «да», то какие?

    ________________________________________________________________


    Приложение 2


    написать администратору сайта