Главная страница
Навигация по странице:

  • Русская философия

  • Общая характеристика русской философии Русская философия


    Скачать 17.77 Kb.
    НазваниеОбщая характеристика русской философии Русская философия
    Дата19.01.2022
    Размер17.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла32_Obschaya_kharakteristika_russkoy_filosofii.docx
    ТипДокументы
    #335842

    Общая характеристика русской философии

    Русская философия — собирательное название философских концепций русских мыслителей. Её зарождение относят к X веку

    Общее понятие и характерные черты русской философии.

    Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

    Характерными чертами русской философии являются:

    1. сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

    2. специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);

    3. целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

    4. большая роль проблем морали и нравственности;

    5. конкретность;

    6. широкое распространение в массах, понятность простому народу.

    7. Основы предмета русской философии составляли:

    8. проблема человека;

    9. космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

    10. проблемы морали и нравственности;

    11. проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

    12. проблема власти;

    13. проблема государства;

    14. проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);

    15. проблема будущего.

    16. Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

    17. период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;

    18. философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

    19. философия XVIII в.;

    20. философия XIX в.;

    21. русская и советская философия XХ в.

    2. Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства).

    Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

    Основными темами ранней русской философии были:

    • моральные и нравственные ценности;

    • объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

    • государство;

    • право;

    • природа.

    Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

    Иларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

    Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

    Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания);

    Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

    3. Русская философия XII – XVII вв.

    Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и философии приходится на XIII – XVII вв.

    Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:

    1. сохранение русской духовности;

    2. христианство;

    3. борьба за освобождение;

    4. устройство государства;

    5. познание.

    Среди видных философов данного периода:

    Сергий Радонежский (XIV в. – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

    Философий (XVI в.) – также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Константинополь – Москва;

    Максимилиана Грек (1475 – 1556) – отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;

    Андрей Курбский (1528 – 1583) – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

    Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» - сторонников сохранения прежних церковных устоев);

    Аввакум и Никон – также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Авакум – за сохранение старых обрядов;

    Юрий Крижанич (XVII в.) – выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

    4. Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).

    Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:

    1. философию эпохи петровских реформ;

    2. материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

    К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

    Основной направленностью их философии была социально-политическая:

    1. вопросы устройства монархии;

    2. императорской власти, ее божественности и нерушимости;

    3. прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);

    4. войны и мира.

    Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и др.

    Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

    М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.

    Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («копрускул», то есть атомов) – материальных монад.

    Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

    В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

    На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749-1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

    5. Основные направления русской философии XIX в.

    Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

    • декабристское;

    • монархическое;

    • западническое и славянофильское;

    • революционно-демократическое;

    • атеистическое;

    • теологическое;

    • философию космизма.

    Более подробно данные направления рассматриваются в вопросе 29.

    6. Основные направления русской философии ХХ в.

    Русская (и советская) философия ХХ в. представлена, главным образом:

    • философией марксизма-ленинизма;

    • философией космизма;

    • естественно-научной философией;

    • философией «русского зарубежья».


    написать администратору сайта