Общая характеристика системы. Предварительная оценка. Напомним, Жак-Далькроз - «создатель системы музыкального воспитания – «Ритмической гимнастики» (М. с.1), - системы «приобщения учащихся к музыке путем передачи ее движения, динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку» (М. с.4). Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики - подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и прежде всего создавать у них непреодолимое желание выразить себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения» (Г.Франио, И.Лифшиц. Методическое пособие по ритмике. М., 1987. с.3. Цитируется по кн. Система эстетического воспитания в детском саду. М., 1962, с.174-175). «Жак-Далькроз (повторим фрагмент статьи Л.С.Мухаринской в Муз.Энц.) создал систему приобщения учеников к музыке путем передачи ее динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку, а также разработал систему тренировок, содействующих выработке абсолютного слуха, способности к музыкальной импровизации. Жак-Далькроз стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма. Согласно его теории, музыкальный ритм должен быть не объяснен, а «телесно пережит, претворен в движении». «Активное переживание музыки как творческого процесса, возможность телесного, пластического отклика не все динамические изменения в музыке, развитие дара пластической импровизации создают у учащихся чувство гармонии, радостного освобождения и обогащения сил человека. Приобщение к музыке посредством ее телесного переживания и двигательного претворения по новому организует и само музыкальное восприятие: ученик, прошедший курс ритмической гимнастики умеет «слушать музыку»: он свободно ориентируется в ее внутреннем движении, динамическом и тональном развитии, в форме произведения. Параллельно развивается и его способность к музыкальной импровизации, столь необходимая педагогу-ритмисту (М. с.8-9) Физиологическая природа эмоции. Система музыкального воспитания Жак-Далькроза, по существу – это решение проблемы гедонистической (насладительной) функции искусства. Мы приблизились к формулированию основной сути метода Жак-Жалькроза. В чем же он? Что в его основе? Идея развить эмоциональность учащихся, добиться эмоционального отклика на музыку, на весь тематический материал произведения требовала поиска путей. Путь этот через пластику, через движение. Но имеют ли эмоции какое-либо отношение к движению? Может быть, это явление чисто психологического порядка и не связано с физиологией человека, т.е. с функционированием его организма, отдельных его частей: дыханием, сердечной деятельностью, мышечной, функционированием клеток организма? Обратимся к авторитетам. «Эмоции и чувства – неделимое единство, имеющее внешнее выражение в виде физиологических реакций и внутренних, субъективных переживаниях», - читаем у Г.Х.Шингарова (Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971, с.3). 8 «Эмоции как функция нервной системы относятся к предмету физиологии, - являются физиологическим фактором» (там же с.74). Еще более конкретно у Н.М.Сеченова («Рефлексия головного мозга»): «Все без исключения качества внешних проявлений мозговой деятельности, которые мы характеризуем, например, словами: одухотворенность, страстность, насмешка, печаль, радость и проч., суть не что иное, как результаты большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц». Эти хрестоматийные сведения сегодняшнего дня убедительно подтверждают правильность выводов Далькроза, верность путей достижения своих задач, поисков. Музыка, ритм, эмоция, движение – вот явления одного корня, общей природы, явления взаимозависящие, как, кстати говоря, и сама жизнь. «Движение – сущность жизни» - повторяет Далькроз крылатую фразу (с. 56), как и положение, утверждаемое Маттиа Люси: «Всякая музыкальная выразительность имеет физическое обоснование» (Ш. с.40). «Ритм в музыке и ритм в пластике соединены между собою теснейшими узами. У них одна общая основа – движение», - Далькроз (с.112). «Пластическая природа динамики звуков есть реальный факт. Если это недостаточно ясно бросается нам в глаза, то лишь потому, что существую формы и движения, коих размеры недоступны нашему глазу. Таковы звуковые колебания» (Д. с.94). Далькроз создал систему «приобщения учащихся к музыке путем передачи ее движения, динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку (М. с.4). «Органическое совпадение музыки и движения» - главная цель упражнений ритмической гимнастики. Потому, одна из первостепенных задач в работе педагогаритмиста (в достижении эмоционального раскрепощения ученика, в воспитании эмоциональной отзывчивости его на музыку) - найти музыкальным эмоциям, музыкальному ритму эквивалент телесно-мышечного, мускульного движения. «Музыкальный ритм (а через его посредство – и характер и само содержание произведения) должен быть не теоретически объяснен и усвоен, а телесно пережит учащимися, претворен в движении» (М, с.5). «Соизмеримая сила звука есть следствие большего или меньшего мышечного напряжения, имеющего место в данный момент», - читаем у Далькроза (с.113). «Ритмическое чувство, выявленное в движении, и музыкальный слух, выраженный голосом – имеют своим источником одно и то же: человеческое тело» -Это у Шторка (87). «Без телесных ощущений ритма, без ритма пластического не может быть воспринят ритм музыкальный», - утверждал Далькроз (с.25). |