Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественно-экономическая формация

  • Способ производства

  • Производственные отношения

  • Структуру

  • Надстройка

  • Ограниченность

  • Цивилизационный подход

  • (интеграционная)

  • общество. Общественноэкономическая формация


    Скачать 18.17 Kb.
    НазваниеОбщественноэкономическая формация
    Дата21.10.2019
    Размер18.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаобщество.docx
    ТипДокументы
    #91220

    Формационный подход, предложенный К. Марксом, рассматривает типы общества как сменяющие друг друга ступени — общественно-экономические формации. Он исходит из прогрессивного, восходящего характера общественного развития, проходящего пять таких формаций:

    — первобытнообщинную;

    — рабовладельческую;

    — феодальную;

    — капиталистическую;

    — коммунистическую.

    Общественно-экономическая формация как термин марксистской философии обозначает определённую ступень в развитии общества, сущность которой составляет способ производства материальной жизни.

    Таким образом, общественно-экономическая формация — это исторически конкретный тип общества, соответствующий определённому способу производства и обозначающий особую ступень в прогрессивном развитии человечества.

    Способ производства материальных благ можно описать как взаимосвязь производительных сил и производственных отношений. Производительные силы — это прежде всего человек с его знаниями, умениями и навыками, он и является главным фактором производства, без него производства бы не было. Человек использует орудия труда — от простейших инструментов до сложных технических устройств. С их помощью он действует на предмет труда и получает необходимый продукт. Человек использует и средства труда — это не только орудия, но и здания, транспорт, связь. Таким образом, производительные силы — это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве. Производственные отношения — это отношения между людьми в процессе производства, в процессе движения продукта от производителя к потребителю. Для того чтобы производственный процесс начался и протекал, необходимо, чтобы производитель соединился со средствами и орудиями труда. А они ведь могут принадлежать обществу, или группе людей, или отдельному лицу. В зависимости от отношений собственности формируются и отношения обмена, распределения и потребления произведенных материальных благ.

    В основе смены общественно-экономических формаций, по Марксу, лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Уровень развития производительных сил определяет характер производственных отношений. Производственные отношения в свою очередь влияют на производительные силы, способствуя или препятствуя их росту.

    Взаимосвязь производительных сил и производственных отношений, таким образом, выражается в законе соответствия производственных отношении характеру и уровню развития производительных сил.

    Это означает, что с течением времени отставание производственных отношений от роста производительных сил приводит к конфликту между ними. Разрешение этого конфликта приводит к смене одного способа производства другим, следовательно, и одной формации — другой. Переход от одной общественно-экономической формации к другой совершается через социальную революцию.

    Структуру общественно-экономической формации составляют базис и надстройка. Базис — это экономический строй общества, совокупность его производственных отношений. Надстройка — это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, политических и культурных отношений и соответствующих им общественных институтов и организаций. Базис является определяющим в структуре формации. Но и роль надстройки не является пассивной (когда идеи овладевают массами, они становятся материальной силой, способной изменять экономические отношения).

    Понятие общественно-экономической формации в марксизме характеризует исторический прогресс общества, его закономерное приближение к коммунизму. Схема развития и смены общественно-экономических формаций — это схема развития любого конкретного общества. Таким образом, всемирная история в представлении марксистов является совокупностью историй множества обществ, каждое из которых должно было пройти все (или большинство) общественно-экономических формаций.

    Достоинства формационного подхода:

    1) выявляется закономерность общественной жизни, объясняется, как на смену одной формации приходит другая, независимо от чьих-то желаний, то есть объективно;

    2) объясняется смена формаций как естественноисторический процесс: историю делают люди, исходя из собственных, субъективных целей и желаний, а результат их деятельности не совпадает с представлениями каждого конкретного человека. Этот процесс — равнодействующая всех индивидуальных устремлений, он объективен, естественен.

    Ограниченность формационного подхода:

    1) главная роль в общественном развитии приписывается экономическим факторам, в то время как не во всех исторических ситуациях он оказывается определяющим (например, в СССР идеологические догмы держали в жёстких тисках и экономику, и политику; католическая церковь в средневековой Европе контролировала все сферы общественной жизни);

    2) не ко всем общественным образованиям применим формационный подход, он неприменим, например, к азиатским странам;

    3) марксистские понятия «способ производства», «формация», «класс» не всегда позволяют точно представить общественные взаимодействия, учесть традиции, ценности, нормы поведения в русле межличностных связей индивидов;

    4) формационный подход оставляет мало места для человеческой свободы, выбора пути развития.

    С точки зрения формационного подхода к истории человечества на первый план выдвигается то общее, что присуще разным странам и регионам. Это позволяет изучить общие закономерности их развития. Но уже К. Маркс и Ф. Энгельс заметили некоторые противоречия формационного подхода. Например, в схеме развития и смены общественно-экономических формаций нет места странам Древнего Востока. Кроме того, в рамках этой теории трудно объяснить связи между сосуществующими обществами. Все эти противоречия выявляются в ходе сравнения формационного подхода с альтернативным ему «цивилизационным».

    Во 2-й половине XIX в. происходит всплеск научного интереса к истории цивилизаций. Назрела необходимость в новом понимании исторического процесса. Формационный подход к его объяснению оставлял в стороне многое, что могло помочь в поисках смысла истории. Формируется цивилизационная концепция исторического процесса. В её основе лежит идея уникальности каждого общества (цивилизации), своеобразия пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения исторический процесс есть смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и существующих в настоящее время. Таким образом, цивилизационный подход предполагает учёт и изучение в первую очередь того своеобразного и самобытного, что есть в истории народа или целого региона.

    Цивилизационный подход основывается на следующих идеях.

    1. Существует многообразие форм общественной организации, каждая из которых является результатом свободного выбора людей.

    2. Каждая цивилизация образуется вокруг системы ценностей, определяющей всю общественную жизнь, в том числе и социально- экономическую.

    3. Многое определяется волей людей, модель поведения которых строится с учетом особенностей психологии, культуры.

    Особая (интеграционная) версия исторического развития разработана К. Ясперсом. Реальность мировой истории, по мнению этого немецкого философа, обусловлена прежде всего духовным единством человечества. Начало всемирной истории он называет «осевым временем» (с 800 по 200 г. до н.э.), когда в великих культурах древности, в сфере их влияния, начинает формироваться универсальная духовная основа всего человечества.

    В истории человечества Ясперс выделяет четыре узловых момента.

    1. «Доисторический период», когда происходило становление человека, выражающееся в использовании огня, орудий труда, появлении речи, образовании групп и сообществ, организации жизни посредством мифов.

    2. «Великие исторические культуры древности» (локальные культуры), появление которых в трёх областях мира означало начало человеческой истории: шумеро-вавилонская и египетская культуры, а также Эгейский мир; доарийская культура долины Инда; архаический мир Китая.

    3. «Осевая эпоха» — начало всемирной эпохи, когда независимо друг от друга и в разных местах — в Индии, Китае, Персии, Палестине, Элладе — возникают духовные движения, сформировавшие тип современного человека. Это время рождения мировых религий и философии, начала общей истории человечества.

    4. «Эпоха техники», ознаменовавшая переход к единой мировой истории. Проявившись благодаря европейским географическим открытиям, достижениям науки и техники в XVII—XVIII вв., обретя всеохватывающий характер к концу XIV в., она получила особенно быстрое развитие в XX в. Именно тогда проявились интеграционные тенденции в развитии мировой истории, возникли признаки наступления духовного единства человечества, ставшие началом перехода к единой мировой истории.

    Происходит полное преобразование истории, земной шар стал единым, обнаруживая новые опасности и возможности, все существующие проблемы стали носить глобальный характер.


    написать администратору сайта