Практическое задание №4. Общеуниверситетский курс Наименование дисциплины Русский язык и культура речи Автор Панченко С. В. Модуль 4 риторика продуктивное учебное задание 4 Риторика Цель
Скачать 59.5 Kb.
|
Общеуниверситетский курс Наименование дисциплины: Русский язык и культура речи Автор: Панченко С. В. МОДУЛЬ 4: РИТОРИКА Продуктивное учебное задание № 4 «Риторика» Цель – знание, понимание, нахождение в публичной речи языковых средств выразительности: риторических тропов и фигур. Метод – анализ текста – устного публичного выступления. Проанализируйте следующий текст, а именно: выделите языковые средства риторики:
Устное выступление протоирея о. Артемия Владимирова на Кирилло-Мефодиевских чтениях в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина в мае 2005 г. Вы знаете, дорогие друзья, что один из талантливых литературных критиков конца XIX – начала ХХ столетия Дмитрий Сергеевич Мережковский, большой путаник в плане философии, но человек весьма даровитый, дал, как многие считают, гениальную формулу пошлости. Он как-то написал перед лицом своих друзей на доске: «Пóшло то, что пошлó». Пошлó, то есть осело, распространилось, возгнездилось в умах и сердцах обывателей, став стереотипом, общим местом, какой-то словесной матрицей. И не нужно доказывать, что наше время в отношении языка и родной речи претерпевает сейчас достаточно печальную участь. Редко-редко мы с вами услышим, разве что в ученых аудиториях, или в общении со старинными добрыми людьми, или общаясь с эмигрантами (дай им Бог здоровья за бережное отношение к слову!), образчик настоящей русской речи. Но есть такая среда, есть такой вертоград заключенный, т.е. огражденный со всех сторон, языковой Эдем, рай сладости – это Alma mater, Соборная Апостольская Святая Греко-Российская Православная Церковь. И не нужно быть ученым-филологом, изучать язык на сегментном или суперсегментном уровне, чтобы, войдя в эту среду, влившись в нее, как в тихую гавань вплывает лодочка, мало-помалу, не без удивления, наблюдать, как твоя собственная речь очищается, и мало-помалу язык возвращается к тем истокам, к тому корени, о котором сегодня мы говорим и которому посвящается наше собрание, – трудам Кирилла и Мефодия. Почему так? Почему православная культура в широком смысле слова и культура языковая теснейшим образом связаны с даром словесности, а главное, очищением этого дара от пошлого, наносного, привходящего, случайного? Почему эта культура действительно формирует трибунов, ораторов, витий, проповедников, благовестников, тех, кто дерзает обращаться к современникам со словом простым, ясным и прекрасным? Думаю, вот почему. Прежде всего, человек, входящий не извне с логарифмической линейкой, штангенциркулем, но изнутри в лоно матери церкви, обретает целостность миросозерцания. Он приемлет после эклектического, лоскутного одеяла того мировоззрения, что сформировалось у него стихийным образом, богооткровенные понятия о Боге, о мире, о человеке, о словесной природе человека и о месте человека в мире. В соответствии с этими тремя осями мышления: Бог, который над нами; ближний, созданный по образу и подобию Божию, я сам, моя бессмертная, разумная, различающая добро и зло, стремящаяся к нравственному совершенству, самосознающая душа – в соответствии с этими тремя осями и развивается мое слово, приобретая ту особенную окраску, те стилистические, внешние особенности, которые наполняются изнутри Духом Божиим. И прежде всего: cognoste te ipsium, познай себя самого. Человек православный есть, прежде всего, человек внимательный. Исконная нравственная добродетель христианина – внимание ума к собственному сердцу. Православная культура прежде всего предупреждает против рассеянности, против любопытства, против поверхностного многознайства, желания знать все и вся вокруг себя, но не желания вникать в глубины собственного сердца. И когда заквашивается этот таинственный процесс, и ученый книжник опускается умом в тигель собственного сердца, тогда начинают происходить в нем некие таинственные изменения. Он, подобно беременной женщине, зачинает, вынашивает и рождает слово. Не наспех, не абы как, не для галочки, но с определенной разумной целью… [Аннушкин В. И. Риторика. Экспресс-курс: учеб. пособие. М., 2007. С. 133–134] Образец анализа: Митрополит Иоанн Сычев. Путь к спасению. Русский узел Совесть – вот первое осязательное проявление духовной жизни. Ответьте мне, материалисты и рационалисты, скептики и прагматики, – кто вложил вам в душу властную потребность следовать в своей деятельности нормам морали и нравственности даже тогда, когда это грозит неудобствами и бедами? Кто определил сами нормы? Кто изобразил в душе вашей идеал жертвенности, чистоты и целомудрия, а проще сказать – святости, который влечет вас неодолимой силой Истины и Любви? Кто всеял в сердце ваше жажду праведности и добра, отвращения к лицемерию, лжи и подлости? Бог, всемилостивый и всемогущий, праведный, человеколюбивый и истинный! [Аннушкин В. И. Риторика. Экспресс-курс: учеб. пособие. М., 2007. С. 135–136]
1) «неодолимой силой», «Бог, всемилостивый и всемогущий, праведный, человеколюбивый и истинный!» – эпитеты; 2) «Кто всеял в сердце ваше жажду…» – метафора. 2. Риторические фигуры: 1) «материалисты и рационалисты, скептики и прагматики» – риторическое обращение; 2) «неудобствами и бедами», «чистоты и целомудрия» – синонимический повтор; 3) «Кто…? Кто… ? Кто…?» – анафора (единоначатие). Для выполнения задания рекомендуется использовать источники: 1. Панченко С. В. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Модуль 4. Лекции 21–25. 2. Учебный словарь дисциплины // Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» / Разраб. С. В. Панченко. Екатеринбург, 2008. 3. Трофимова Г. К. Русский язык и культура речи. М., 2005. Раздел 5. 4. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д, 2003 (или другие издания). Гл. 4, 5. Практикум. 5. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. М., 2003. Гл. ХI. 6. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи: учеб. / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М., 2006. Гл. 7, 8. 7. Интернет-ресурсы. Данное задание оценивается: половина от максимальных баллов – за нахождение риторических тропов, еще половина от максимальных баллов – за нахождение риторических фигур. Критерии оценки: 1) Правильность определения риторических тропов и фигур. 2) Полнота анализа: нахождение всех языковых средств выразительности в публичном выступлении. 3) Аккуратность оформления заданий. |