Главная страница
Навигация по странице:

  • Идентификатор

  • Переменные и константы Константы

  • ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПЕРЕМЕННЫХ И КОНСТАНТ

  • Пример

  • Примеры Пояснение

  • Пример 1: var a, b: integer;H: real;s1, s2: stringПример 2

  • конспект Урок 23 ИНФОРМАТИКА 8 класс ФГОС Тема Общие сведения о языке программирования Паскаль. конспект Урок 23 ИНФОРМАТИКА 8 класс ФГОС Тема Общие сведения о. Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных


    Скачать 25.37 Kb.
    НазваниеОбщие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных
    Анкорконспект Урок 23 ИНФОРМАТИКА 8 класс ФГОС Тема Общие сведения о языке программирования Паскаль
    Дата14.04.2022
    Размер25.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконспект Урок 23 ИНФОРМАТИКА 8 класс ФГОС Тема Общие сведения о .docx
    ТипПрограмма
    #473103


    Тема: Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных

    Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.

    Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

    Язык Паскаль – универсальный язык программирования. Никлаус Вирт (1934 года рождения) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.

    Минимальная единица языка, имеющая самостоятельный смысл, называется лексемой.

    Для написания лексемы применяется алфавит. Каждый язык программирования использует свой алфавит.

    Алфавит Pascal:

    • Прописные и строчные буквы латинского алфавита (A...Z, a...z).

    • Цифры 0-9.

    • Специальные символы: знаки арифметических операций, знаки препинания, скобки и т. п.

    • Неотображаемые символы: пробел, табуляция, переход на новую строку.

    • Комбинации специальных символов, которые нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций: «:=», «..», «<>», «<=», «>=», «{}».

    Служебные слова — это идентификаторы, зарезервированные в языке для специального использования: обозначения начала и конца алгоритма, применения ветвлений и т. д. Они являются ключевыми словами языка, которые используются для организации некоторого процесса, дающего программе возможность корректно работать, либо обозначают действия, которые определены заранее.

    Программа всегда расценивает служебные слова как призыв к действию, поэтому нельзя использовать их в имени программы, переменной или константы. Каждый язык использует свой набор служебных слов.

    and — логическое И

    mod — остаток от деления

    array — массив

    not — логическое НЕ

    begin — начало блока

    or — логическое ИЛИ

    case — вариант

    of — из

    const — константа

    object — объект

    div — деление нацело

    procedure — процедура

    go to — переход на…

    program — программа

    do — выполнять

    repeat — повторять

    string — строка

    else — иначе

    then — то

    end — конец блока

    file — файл

    type — тип

    for — для

    until — до

    function — функция

    if — если

    var — переменная

    interrupt — прерывание

    while — пока

    with — с

    Разделители — специальные символы, которые используются в служебных целях от организации текста программы до определения указаний компилятору языка.

    Пробел — разделяет слова;

    . точка — обозначение конца программы;

    ; точка с запятой — разделяет описание и операторы;

    табуляция — позволяет оформить структуру программы;

    , запятая — разделение величин в строке, перечисление элементов;

    : двоеточие — используется в спецсимволах (например, оператор присваивания);

    () скобки — используются для ввода параметров команды;

    перевод строки (enter) — переводит на новую строку.

    Структура программы — искусственно выделенные программистом взаимодействующие части программы.

    program <имя программы>;

    const <список постоянных значений>;

    var <описание используемых переменных>;

    begin

    <оператор 1>;

    <оператор 2>;



    <оператор N>

    end.

    {…} или (*…*) — комментарии

    Посредством идентификаторов обозначают имена переменных, констант, процедур и функций. Идентификатор представляет собой последовательность букв, цифр и символов подчёркивания. Выбирая идентификатор для имени, следует учитывать два условия. Во-первых, имя должно быть содержательным, т. е. отражать назначение идентификатора, что делает программу более читабельной. Во-вторых, каждый язык программирования накладывает на имена ряд ограничений.

    Имена (констант, переменных, программ и других объектов) - любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.

    Можно использовать:

    • латинские буквы, заглавные и строчные буквы не различаются;

    • символ подчеркивания;

    • цифры, но не в начале имени.

    Нельзя использовать:

    • русские буквы, пробелы, скобки, знаки +, –, ?
      и др.;

    • служебные слова.

    Переменные и константы

    Константы — данные, не изменяющиеся в процессе решения задачи.

    Переменные — величины, имеющие имя, тип и значение. Значение переменной может меняться во время работы программы.

    ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПЕРЕМЕННЫХ И КОНСТАНТ

    Числовые переменные и константы записываются в виде конкретного числа, они бывают двух типов: целые и вещественные.

    Целый тип — положительные и отрицательные целые числа.

    Пример: –5897, +39, 20.

    Вещественный тип — числа, имеющие целую и дробную части. Существует две формы записи вещественных констант: основная и экспоненциальная.

    К основной форме относятся записи вида: 1.02, -7.149.

    Экспоненциальная форма записи: mE ± p, где m — мантисса (число в основной форме), Е — основание 10, р — порядок числа.

    Пример: 2.8Е-05, -6.9Е+07.

    Чтобы перейти от экспоненциальной формы к основной, нужно m умножить на 10 в степени р (порядок).

    Пример: 2.4Е–6 = 2.4·10–6 = 0.0000024, –2,9Е + 07 = 2.9·107 = 29000000.

    Строковый тип — набор любых символов длиной, не превышающей 255 символов.

    Строковая константа в языках программирования заключается в кавычки (двойные или одинарные в зависимости от языка).

    Пример: "Решений нет", "котики", "cat_2".

    Символьный тип — один символ. Заключается в кавычки.

    Дата/время — тип записи даты или времени.

    Пример: 12.12.2020.

    Логический тип предполагает вывод значения «истина» или «ложь» в разных интерпретациях (0 или 1, true или false).

    Тип переменных и констант

    Примеры

    Пояснение

    integer — целые (–32768…32767)

    longint — большое целое

    real — вещественный

    char — символьный, 1 символ

    string — строковый

    boolean — логический


    Пример 1:

    var a, b: integer;

    H: real;

    s1, s2: string

    Пример 2:

    a2=45;

    ret='Даша';

    n=True;


    В программу внесены несколько переменных. Первая строка: объявление целочисленных переменных а и b; вторая строка: объявление вещественной переменной H; третья строка: объявление строковых переменных s1, s2.

    Переменным присвоены их значения соответствующего типа: переменной а2 - значение целого типа, переменной ret — значение строкового типа, переменной n — значение логического типа




    написать администратору сайта