Эссе (Теннис и Дюркгейм). Общность у Ф. Тенниса и сегментарное общество у Э. Дюркгейма сравнительный анализ Понятие общность
Скачать 142.17 Kb.
|
«Общность» у Ф. Тенниса и «сегментарное» общество у Э. Дюркгейма: сравнительный анализ Понятие «общность» имеет довольно широкое употребление не только в научной литературе, но и также употребляется обыденной жизни, политический системах, бизнес-структурах. Изучение общностей различных типов позволяет выявить механизмы объединения людей, указывая на наличие общих черт, помогая сгладить структурные различи. Тем самым подсказывает наиболее эффективный способ деятельности в возникающих социальных ситуациях [1, с. 114]. На протяжении всей истории социологии ведутся активно дискуссии об эвристической ценности такого концепта, как общность. На сегодняшний день понятие общности рассматривается в социологической науке на переднем плане. На концептуализацию понятия «общность» и его соотношение с понятием «общество» было сосредоточено внимание классических теоретиков социологии. Более подробное теоретическое объяснение путем анализа выявили Фердинанд Теннис и Эмиль Дюркгейм в своих научных трудах. Благодаря их теоретическому изучению понятия «общность» и «общество» стали рассматриваться в поле практической социологии. Важно отметить, что наиболее продуктивным для изучения общесоциальной структуры общества может стать исследование гражданского общества с позиции формальной социологии. Одним из основоположников формальной социологии считается Фердинанд Теннис, который впервые стал рассматривать общество и составляющих его субъектов как форму и содержание в своей работе «Общность и общество: основные понятия чистой социологии». Именно эта работа оказала значительное влияние на последующие разработки. Фердинанд Теннис в своих исследованиях сравнивал организацию города с точки зрения социальных процессов и явлений. В своей терминологии Фердинанд Теннис называется общество «Gemeinschaft», которое пришло на смену традиционной общности. Эти понятия стали для него инструментом анализа и средством для критики явлений современной жизни. При этом подчеркивалось, что данные отношения, «общность» и «общество», не зависят от индивидов, их составляющих, то есть от содержания или «материи» [3, с. 170]. В своих работах Фердинанд Теннис показал основные различия между «общностью» (общиной) и «обществом» (ассоциацией) и, что даже более важно, перевел эти два концепта в плоскость дихотомий. То есть было показано, что «общность» и «общество» - это различные типы социальной организации, под которой понимается характер и качество социальных связей между людьми. Эволюция социальной организации происходит от общности к обществу (от общины к ассоциации). В процессе выделяются два типа социальных отношений: общностные, ориентированные на достижении общего блага и общественные, основанные на подсчете выгод той части людей, которые включены во социальное взаимодействие.[1, с. 115]. Это различие является основополагающим элементом концепции Фердинанда Тенниса для рассуждения о социальном взаимодействии. Как следствие выше сказанного, важно отметить то, что общественным отношениям соответствует органическая воля (естественная, спонтанная), а обществу – рациональная. Общество представляет собой опосредованные связи, основанные на взаимных сделках между людьми, создается ради достижения какой-либо цели. Самоорганизация общности происходит на основе родства, соседства и общности духа. Основанные группы на общностных отношениях могут перестать существовать с достижением поставленных целей, ради которых они были созданы. Также люди состоящие в общности связаны не просто общей деятельностью как в обществе, но и обладают чувством солидарности, групповой идентичности. Важным свойством общности является то, что она сохраняет свои связи даже в случае автономии элементов. По мнению Фердинанда Тенниса, даже когда люди разъединены, они все равно связаны общностью. Общностные отношения в социуме сохраняются благодаря традициям, эмоциональным взаимоотношениям и общности языка. Для общности больше значение имеет укорененность традиции и социальных связей. В качестве примера общности могут быть любые формы, начиная с семьи и заканчивая с нацией и государством. Эти отношения основаны на общей культуре, которую разделяют все члены общества. Общественные отношения рациональны, строятся на отношениях обмена и договора, то есть могут связывать людей с противоположными ценностями, что отличает от общностных отношениях. Субъектами общностных отношений выступают индивиды, а общественных – группы, сообщества, государства и др. Показывая эволюцию от общности к обществу, Фердинанд Теннис отрицает то, что общность перестает существовать. Он утверждает, что общество переходит на другие уровни, например, в условиях города, в рамках профессиональной группе. Прогресс приводит к утрате культурных ценностей в обществе, традиционных взаимоотношениях и связях, на смену придет рациональность действий. В работах другого классика Эмиля Дюркгейма можно обнаружить схожие идеи по поводу понятия «общество». Ключевым моментом в работах Эмиля Дюркгейма выступает солидарность. Он описывал разные типы социальной солидарности: механическая и органическая. Механическая солидарность существует в архаических («сегментарных») обществах и основана на территориальной целостности, общих чувствах, традициях. Органическая солидарность проявляется в развитых социальных организмах, например, для развитых промышленных стран, и основывается на индивидуальности, функциональной взаимозависимости и взаимообмене По мнению Дюркгейма, «эволюция развертывается от механической солидарности к органической, и обеспечивает этот переход разделение труда» [1, с. 117]. Разделение труда рассматривается не как экономическое явление, а с точки зрения социального, как фактор, обуславливающий переход от первого типа обществ ко второму. Эмиль Дюркгейм показывает, что развитие крупного промышленного производства отрывает рабочего от семьи, противопоставляет его работодателю, порождая социальное отчуждение, разрывая традиционные связи между людьми, приводя к специализации выполняемых людьми социальных функций. Возникающее в ходе этого процесса классовое деление затрудняет формирование общественной солидарности, поскольку соответствующее ему разделение труда имеет принудительный характер и не отвечает естественному распределению способностей людей [4, с. 130]. Эмиль Дюркгейм в своих работах поднял ряд важных вопросов, связанных с концепцией «общности», включая вопросы социального порядка, проблемы поддержания социальной стабильности и взаимодействия. Особенность работ Эмиля Дюркгейма состоит в том, что они создавались в период растущей индустриализации и модернизации в Европе. Вместе с развитием капитализма происходил активный рост городов. Как следствие этого, Эмиль Дюркгейм связывал перемены в морали общества с социальными процессами и явлениями: концентрация населения, миграция и мобильность, урбанизация. Эти факторы влияют на процесс разделения труда, который ведет к развитию органической солидарности в обществе. Но в отличие от Эмиля Дюргейма, Фердинанд Теннис не слишком позитивно относится в процессу урбанизации и модернизации. Эмиль Дюркгейм в переходе от механической солидарности к органической видел больше свободы выбора, указывая на то, что индивидуализация станет критичной и люди постепенно потеряют готовность к кооперации и взаимодействию, то есть для поддержания солидарности, станут действовать эгоистично. Это в свою очередь приведет к аномии в обществе, то есть социальные нормы потеряют свою силу воздействия на индивидов, перестает регулировать поведение. В обществе наступает ценностно-нормативный кризис. Общее в работах Тенниса и Дюркгейма то, что теоретические разработки исходят из самого общества. Эмиль Дюркгейм констатировал объективность социальных явлений. Таким образом, что сделать вывод, что классические теории носили универсальный, абстрактный характер, то есть описывали идеальные типы тех или иных явлений социальной жизни. Работы Тенниса и Дюркгейма позволяют ограничить архаичные формы социальных отношений (общности) от более поздних (ассоциаций). Как единое целое общность основываются на традициях, имеют тенденцию сохранять целостность. Ассоциация строится на взаимозависимости достижении целей. Таким образом, люди предрасположены естественным образом к общности, а объединяться в ассоциации вынуждены. С развитием ассоциаций отношения общностного типа не исчезают. Фердинанд Теннис полагал, что «общность выражается в трех типах отношений: родстве, соседстве, дружбе. Иными словами, можно говорить о развертывании идеи общности от семьи к соседству, а затем к наиболее абстрактной форме единства, не зависящего ни от места, ни от крови – дружбе. Следовательно, с увеличением численности людей в группе и изменениями социальных условий на смену родственным связям приходит религия, носящая отвлеченный характер и связывающая людей более крепко. По мнению Фердинанда Тенниса, религия – это семейная жизнь, которая, с одной стороны имеет человеческий характер, выраженный в пожертвовании, а, с другой стороны, это взаимоотношения детей и отца, основанные на защите и помощи. Религия составляет часть традиции, а традиция является основой для общности. Чем многообразней становится городская жизнь, тем в большей мере люди нуждаются в религии. Тем самым родство и соседство утрачивают способность быть основой для дружественных чувств, ограничивая эту способность более узким кругом [5]. Религиозная община виделась для Фердинанда Тенниса наивысшим выражением идеи общности. Общность с религией напрямую связывал и Эмиль Дюркгейм. Община была одним из элементов структуры религии. По его мнению, «религия связана с социальной жизнью и является основой для развития. Эмиль Дюркгейм в своей работе «Элементарные формы религии», анализируя структура архаических верований австралийских верований, пытался выявить общую структура для всех религий. В ходе анализа он показывает, что религия является верой в социально значимое, а объектом поклонения выступает само общество. Важно отметить, что религия выполняет функцию социальной интеграции, то есть обеспечивает сплоченность в группе. Противоречие состоит в том, что Фердинанд Теннис в религии видел «вторую жизнь» общности и область социальных практик, в которой общность существует и в современно мире, а Эмиль Дюркгейм полагал, что религиозная община – это фундамент социальной общности. Общее для двух классиков было то, что религия – это источник стабильности, поддержания солидарности и целостности общества. Таким образом, одной из центральных тем для классиков социологии было соотношение понятий «общность» и «общество». Общество или ассоциация по своей сути функционально, создается для достижения определенных целей. Общность состоит из группы людей, разделяющих ценности, стиль жизни, образ мыслей. Подчеркнем еще раз, что представление классических социологов об общностях имеет сугубо теоретический характер, основанный на истории того времени. Список использованной литературы Белая Е.А. Концептуализация понятия "общность" в классической социологии / Социологический альманах. 2010. № 1. С. 114-121. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. Емельянов Р.В. Возможность исследования гражданского общества с позиций формальной социологии / Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 152. С. 169-174. Кавецкий С.Т. Э. Дюркгейм о социальной солидарности и аномии / Социологические исследования. 2013. № 5 (349). С. 129-13 Теннис, Ф. Общность и общество: основные понятия социологии / Ф. Теннис. – СПб., 2002. – 451с. |