Анализируя популярные гипотезы и теории. Обзор теорий происхождения славян
Скачать 263.8 Kb.
|
Анализируя популярные гипотезы и теории, можно вывести два направления. Одно из них объединяет миграционные теории, другое – автохтонные. Согласно первому, славяне сюда откуда-то пришли, по второму – они жили в Европе всегда, и только расширяли свой ареал при увеличении населения. Разберем все по порядку. Обзор теорий происхождения славян Древнейшим источником, в котором ведется речь о происхождении славян, считается легендарная «Повесть временных лет». Автор – Нестор летописец определяет исторический ареал славян по нижнему течению Дуная. Он указывает, что именно оттуда они рассредоточились на другие территории. Таким образом, автор стал одним приверженцев, а точнее родоначальником миграционной теории. Идея Нестора – самая старая документированная версия, поэтому стоит особняком. Теории историков Дунайская и Дунайско-балканская теории Наиболее распространенной и популярной считается теория о том, что прародители славян возникли на прилегающих к Дунаю землях, а затем рассеялись по Центральной, Южной и Восточной Европе. Она нашла много приверженцев среди российских историков. Веским аргументом в ее пользу считаются указания в Лаврентьевской летописи на то что после разрушения Вавилонского столпа и разделения народов, протославяне расселялись на восток и Европы. Из классиков, эту теорию поддерживал Ключевский. Многие современные историки с ней согласны. Скифо-сарматская теория В этой версии славяне представлены как скифы, сарматы и роксоланы. Теория предполагает, что под такими именами прародители славян вышли из Передней Азии и рассредоточились по южной части Восточной Европы. Она возникла впервые в Баварской хронике и продвигалась историками западной Европы до 18 века. Это мнение поддерживал М.В. Ломоносов. Сегодня эта теория хотя и имеет своих поклонников, но серьезно не воспринимается. Слишком велика разница между археологией кочевников-скифов и славян. Висло-Одерская Эта версия имеет польское происхождение. Ее сторонниками были историки восемнадцатого века, которые предполагали родиной славян междуречье Вислы и Одера. Они считают, что представители лужицкой культуры бронзового или начала железного века и были праславянами. Известный советский археолог В. В. Седов соглашался с этим. Социальный и политический смысл теории заключается в полоноцентризме. Польша – родина славян, а значит имеет преимущества перед соседями. Одерско-Днепровская Поклонники этой теории имели немалые расхождения во мнениях, они считали праславянскими польские археологические культуры: тшинецкую, тшинецко– комаровскую, лужицкую и скифские лесостепные культуры. Предположительно праславянские племена очень быстро заняли большие ареалы от Одера на западе до Днепра на востоке, от Припяти на севере до Карпат и Судет на юге. Именно эту версию поддерживали известные академики Рыбаков и Артамонов, которые считаются классиками в славянском вопросе. Прикарпатская теория Основой этой версии является многообразие старославянских топонимов и гидронимов в районе Карпат. Родоначальником ее является П. Шафарик, словацкий ученый (1837 г.). Его последователем был немецкий исследователь Ю. Удольф. По версии авторов славянские названия сконцентрированы в Галиции, Подолии и на Волыни. Припятско-Полесская Эта теория была популярна в западной Польше и германии. Польский археолог К. Годлевский предположил продвижение славян из Полесья в Висло-Одерское междуречье. Версия базируется на изучении языковой составляющей культуры, была популярна в начале 20 века. Балтийская Теория обязана своим появлением исследователю А. А. Шахматову, определившему родиной прародителей славянских народов побережье Балтийского моря и низовья Западной Двины и Немана. Он считал, что именно оттуда они вышли в другие земли. В подкрепление своей версии автор представляет выявленный пласт древней славянской гидронимии между Неманом и Днепром. Шахматов считал, что славяне широко расселились по всей Европе, но жили среди других народов, поэтому редко упоминаются у древних авторов, или упоминаются, но под иными названиями. Например, иллирийцы, кельты, сарматы, скифы. |