Главная страница
Навигация по странице:

  • 09.02.03 Программирование в компьютерных системах Квалификация выпускника – Техник-программист Форма обучения – Очная 2016 г Содержание

  • 1.1 Технологии программирования в историческом аспекте 3 1.2 Основные понятия и определения 11 1.3 Классификация программного обеспечения 13

  • Контрольные вопросы 23 2 Технология разработки программного обеспечения. Основные определения 242.1 Особенности создания программного продукта 24

  • 2.2 Управление требованиями 26

  • 2.3 Жизненный цикл программы 35

  • 3.1 Основные понятия и определения. Классы, интерфейсы, наследование, объекты 40 3.2 Подходы к проектированию программ в целом 44

  • 4.2 Автоматизация .тестирования 57 Модульное тестирование 57Интеграционное тестирование 60Системное тестирование 624.3 Отладка программ 68

  • Контрольные вопросы 70 5 Коллективная разработка программного обеспечения 715.1 Система контроля версий Microsoft Visual SourceSafe 71

  • 1.1 Технологии программирования в историческом аспекте

  • Первый этап - «стихийное» программирование

  • Второй этап - структурный подход к программированию (60-70-е годы XX в.).

  • Третий этап - объектный подход к программированию (с середины 80-х до конца 90-х годов XX в.).

  • лекция. Очная 2016 г Содержание


    Скачать 1.01 Mb.
    НазваниеОчная 2016 г Содержание
    Анкорлекция
    Дата14.10.2022
    Размер1.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkurs_lekciy_trpo.doc
    ТипКонтрольные вопросы
    #733209
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8


    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

    междисциплинарного курса

    МДК.03.01 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    Специальность 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
    Квалификация выпускника – Техник-программист
    Форма обучения – Очная

    2016 г

    Содержание


    1 Программное обеспечение 3

    1.1 Технологии программирования в историческом аспекте 3

    1.2 Основные понятия и определения 11

    1.3 Классификация программного обеспечения 13

    Системное программное обеспечение 14

    Инструментарий технологии программирования 17

    Пакеты прикладных программ 20

    Программные средства мультимедиа 23

    Системы искусственного интеллекта: 23

    Контрольные вопросы 23

    2 Технология разработки программного обеспечения. Основные определения 24

    2.1 Особенности создания программного продукта 24

    2.2 Управление требованиями 26

    Последовательность работы с требованиями. Анализ проблемы 26

    Оценка качества процессов создания программного обеспечения 35

    2.3 Жизненный цикл программы 35

    Понятие технологии разработки программы 35

    Основа разработки программного обеспечения 37

    2.4 Обзор средств проектирования программных продуктов 38

    Контрольные вопросы 39

    3 Проектирование программного обеспечения при объектном подходе 40

    3.1 Основные понятия и определения. Классы, интерфейсы, наследование, объекты 40

    3.2 Подходы к проектированию программ в целом 44

    3.3 Экстремальное программирование и рефакторинг 47

    Контрольные вопросы 52

    4 Тестирование и отладка программ 53

    4.1 Термины и определения 53

    Тестирование «белого ящика» и «черного ящика» 56

    Порядок разработки тестов 56

    4.2 Автоматизация .тестирования 57

    Модульное тестирование 57

    Интеграционное тестирование 60

    Системное тестирование 62

    4.3 Отладка программ 68

    Контрольные вопросы 70

    5 Коллективная разработка программного обеспечения 71

    5.1 Система контроля версий Microsoft Visual SourceSafe 71

    5.2 Система контроля версий Subversion 71

    Контрольные вопросы 73


    1 Программное обеспечение

    Программирование — сравнительно молодая и быстро развивающаяся отрасль науки и техники. Опыт ведения реальных разработок и совершенствования имеющихся программных и технических средств постоянно переосмысливается, в результате чего появляются новые методы, методологии и технологии, которые, в свою очередь, служат основой более современных средств разработки программного обеспечения. Исследовать процессы создания новых технологий и определять их основные тенденции целесообразно, сопоставляя эти технологии с уровнем развития программирования и особенностями имеющихся в распоряжении программистов программных и аппаратных средств.
    1.1 Технологии программирования в историческом аспекте

    Технологией программирования называют совокупность методов и средств, используемых в процессе разработки программного обеспечения. Как любая другая технология, технология программирования представляет собой набор технологических инструкций, включающих:

    • указание последовательности выполнения технологических операций;

    • перечисление условий, при которых выполняется та или иная операция;

    • описания самих операций, где для каждой операции определены исходные данные, результаты, а также инструкции, нормативы, стандарты, критерии и методы оценки и т. п. (рисунок 1.1).

    Кроме набора операций и их последовательности, технология также определяет способ описания проектируемой системы, точнее модели, используемой на конкретном этапе разработки.

    Различают технологии, используемые на конкретных этапах разработки или для решения отдельных задач этих этапов, и технологии, охватывающие несколько этапов или весь процесс разработки. В основе первых, как правило, лежит ограниченно применимый метод, позволяющий решить конкретную задачу. В основе вторых обычно лежит базовый метод или подход,



    Рисунок 1.1 – Структура описания технологической операции

    определяющий совокупность методов, используемых на разных этапах разработки, или методологию.

    Чтобы разобраться в существующих технологиях программирования и определить основные тенденции их развития, целесообразно рассматривать эти технологии в историческом контексте, выделяя основные этапы развития программирования, как науки.

    Первый этап - «стихийное» программирование. Этот этап охватывает период от момента

    появления первых вычислительных машин до середины 60-х годов XX в. В этот период практически отсутствовали сформулированные технологии, и программирование фактически было искусством. Первые программы имели простейшую структуру. Они состояли из собственно программы на машинном языке и обрабатываемых ею данных (рисунок 1.2). Сложность программ в машинных кодах ограничивалась способностью программиста одновременно мысленно отслеживать последовательность выполняемых операций и местонахождение данных при программировании.

    Появление ассемблеров позволило вместо двоичных или 16-ричных кодов использовать символические имена данных и мнемоники кодов операций. В результате программы стали более «читаемыми».

    Создание языков программирования высокого уровня, таких, как FORTRAN и ALGOL, существенно упростило программирование вычислений, снизив уровень детализации операций. Это, в свою очередь, позволило увеличить сложность программ.

    Революционным было появление в языках средств, позволяющих оперировать подпрограммами.



    Рисунок 1.2 – Структура первых программ

    (Идея написания подпрограмм появилась гораздо раньше, но отсутствие средств поддержки в первых языковых средствах существенно снижало эффективность их применения.) Подпрограммы можно было сохранять и использовать в других программах. В результате были созданы огромные библиотеки расчетных и служебных подпрограмм, которые по мере надобности вызывались из разрабатываемой программы.

    Типичная программа того времени состояла из основной программы, области глобальных данных и набора подпрограмм (в основном библиотечных), выполняющих обработку всех данных или их части (рисунок 1.3).


    Рисунок 1.3 – Архитектура программы с глобальной областью данных
    Слабым местом такой архитектуры было то, что при увеличении количества подпрограмм возрастала вероятность искажения части глобальных данных какой-либо подпрограммой. Например, подпрограмма поиска корней уравнения на заданном интервале по методу деления отрезка пополам меняет величину интервала. Если при выходе из подпрограммы не предусмотреть восстановления первоначального интервала, то в глобальной области окажется неверное значение интервала. Чтобы сократить количество таких ошибок, было предложено в подпрограммах размещать локальные данные (рисунок 1.4).



    Рисунок 1.4 – Архитектура программы, использующей подпрограммы с локальными данными

    Сложность разрабатываемого программного обеспечения при использовании подпрограмм с локальными данными по-прежнему ограничивалась возможностью программиста отслеживать процессы обработки данных, но уже на новом уровне. Однако появление средств поддержки подпрограмм позволило осуществлять разработку программного обеспечения нескольким программистам параллельно.

    В начале 60-х годов XX в. разразился «кризис программирования». Он выражался в том, что фирмы, взявшиеся за разработку сложного программного обеспечения, такого, как операционные системы, срывали все сроки завершения проектов. Проект устаревал раньше, чем был готов к внедрению, увеличивалась его стоимость, и в результате многие проекты так никогда и не были завершены.

    Объективно все это было вызвано несовершенством технологии программирования. Прежде всего стихийно использовалась разработка «снизу-вверх» - подход, при котором вначале проектировали и реализовывали сравнительно простые подпрограммы, из которых затем пытались построить сложную программу. В отсутствии четких моделей описания подпрограмм и методов их проектирования создание каждой подпрограммы превращалось в непростую задачу, интерфейсы подпрограмм получались сложными, и при сборке программного продукта выявлялось большое количество ошибок согласования. Исправление таких ошибок, как правило, требовало серьезного изменения уже разработанных подпрограмм, что еще более осложняло ситуацию, так как при этом в программу часто вносились новые ошибки, которые также необходимо было исправлять... В конечном итоге процесс тестирования и отладки программ занимал более 80 % времени разработки, если вообще когда-нибудь заканчивался. На повестке дня самым серьезным образом стоял вопрос разработки технологии создания сложных программных продуктов, снижающей вероятность ошибок проектирования.

    Анализ причин возникновения большинства ошибок позволил сформулировать новый подход к программированию, который был назван «структурным».
    Второй этап - структурный подход к программированию (60-70-е годы XX в.).

    Структурный подход к программированию представляет собой совокупность рекомендуемых технологических приемов, охватывающих выполнение всех этапов разработки программного обеспечения. В основе структурного подхода лежит декомпозиция (разбиение на части) сложных систем с целью последующей реализации в виде отдельных небольших (до 40 - 50 операторов) подпрограмм. С появлением других принципов декомпозиции (объектного, логического и т. д.) данный способ получил название процедурной декомпозиции.

    В отличие от используемого ранее процедурного подхода к декомпозиции, структурный подход требовал представления задачи в виде иерархии подзадач простейшей структуры. Проектирование, таким образом, осуществлялось «сверху вниз» и подразумевало реализацию общей идеи, обеспечивая проработку интерфейсов подпрограмм. Одновременно вводились ограничения на конструкции алгоритмов, рекомендовались формальные модели их описания, а также специальный метод проектирования алгоритмов - метод пошаговой детализации.

    Поддержка принципов структурного программирования была заложена в основу так называемых процедурных языков программирования. Как правило, они включали основные «структурные» операторы передачи управления, поддерживали вложение подпрограмм, локализацию и ограничение области «видимости» данных. Среди наиболее известных языков этой группы стоит назвать PL/1, ALGOL-68, Pascal, С.

    Одновременно со структурным программированием появилось огромное количество языков, базирующихся на других концепциях, но большинство из них не выдержало конкуренции. Какие-то языки были просто забыты, идеи других были в дальнейшем использованы в следующих версиях развиваемых языков.

    Дальнейший рост сложности и размеров разрабатываемого программного обеспечения потребовал развития структурирования данных. Как следствие этого в языках появляется возможность определения пользовательских типов данных. Одновременно усилилось стремление разграничить доступ к глобальным данным программы, чтобы уменьшить количество ошибок, возникающих при работе с глобальными данными. В результате появилась и начала развиваться технология модульного программирования.



    Рисунок 1.5 – Архитектура программы, состоящей из модулей

    Модульное программирование предполагает выделение групп подпрограмм, использующих одни и те же глобальные данные в отдельно компилируемые модули (библиотеки подпрограмм), например, модуль графических ресурсов, модуль подпрограмм вывода на принтер (рисунок 1.5). Связи между модулями при использовании данной технологии осуществляются через специальный интерфейс, в то время как доступ к реализации модуля (телам подпрограмм и некоторым «внутренним» переменным) запрещен. Эту технологию поддерживают современные версии языков Pascal и С (C++), языки Ада и Modula.

    Использование модульного программирования существенно упростило разработку программного обеспечения несколькими программистами. Теперь каждый из них мог разрабатывать свои модули независимо, обеспечивая взаимодействие модулей через специально оговоренные межмодульные интерфейсы. Кроме того, модули в дальнейшем без изменений можно было использовать в других разработках, что повысило производительность труда программистов.

    Практика показала, что структурный подход в сочетании с модульным программированием позволяет получать достаточно надежные программы, размер которых не превышает 100 000 операторов. Узким местом модульного программирования является то, что ошибка в интерфейсе при вызове подпрограммы выявляется только при выполнении программы (из-за раздельной компиляции модулей обнаружить эти ошибки раньше невозможно). При увеличении размера программы обычно возрастает сложность межмодульных интерфейсов, и с некоторого момента предусмотреть взаимовлияние отдельных частей программы становится практически невозможно. Для разработки программного обеспечения большого объема было предложено использовать объектный подход.

    Третий этап - объектный подход к программированию (с середины 80-х до конца 90-х годов XX в.). Объектно-ориентированное программирование определяется как технология создания сложного программного обеспечения, основанная на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определенного типа (класса), а классы образуют иерархию с наследованием свойств. Взаимодействие программных объектов в такой системе осуществляется путем передачи сообщений (рисунок 1.6).

    Объектная структура программы впервые была использована в языке имитационного моделирования сложных систем Simula, появившемся еще в 60-х годах XX в. Естественный для языков моделирования способ представления программы получил развитие в другом специализированном языке моделирования - языке Smalltalk (70-е годы XX в.), а затем был использован в новых версиях универсальных языков программирования, таких, как Pascal, C++, Modula, Java.

    Основным достоинством объектно-ориентированного программирования по сравнению с модульным программированием является «более естественная» декомпозиция программного обеспечения, которая существенно облегчает его разработку. Это приводит к более полной локализации данных и интегрированию их с подпрограммами обработки, что позволяет вести практически независимую разработку отдельных частей (объектов) программы. Кроме этого, объектный подход предлагает новые способы организации программ, основанные на механизмах наследования, полиморфизма, композиции, наполнения. Эти механизмы позволяют конструировать сложные объекты из сравнительно простых. В результате существенно увеличивается показатель повторного использования кодов и появляется возможность создания библиотек классов для различных применений.

    Бурное развитие технологий программирования, основанных на объектном подходе, позволило решить многие проблемы. Так были созданы среды, поддерживающие визуальное программирование, например, Delphi, C++ Builder, Visual C++, Visual C# и т. д. При использовании визуальной среды у программиста появляется возможность проектировать некоторую часть, например, интерфейсы будущего продукта, с применением визуальных средств добавления и настройки специальных библиотечных компонентов. Результатом визуального проектирования является заготовка будущей программы, в которую уже внесены соответствующие коды.

    Использование объектного подхода имеет много преимуществ, однако его конкретная реализация в объектно-ориентированных языках программирования, таких, как Pascal и C++, имеет существенные недостатки:

    • фактически отсутствуют стандарты компоновки двоичных результатов компиляции объектов в единое целое даже в пределах одного языка программирования: компоновка объектов, полученных разными компиляторами C++ в лучшем случае проблематична, что приводит к необходимости разработки программного обеспечения с использованием средств и возможностей одного языка программирования высокого уровня и одного компилятора, а значит, требует одного языка программирования высокого уровня и одного компилятора, а значит, требует наличия исходных кодов используемых библиотек классов;

    • изменение реализации одного из программных объектов, как минимум, связано с перекомпиляцией соответствующего модуля и перекомпоновкой всего программного обеспечения, использующего данный объект.

    Таким образом, при использовании этих языков программирования сохраняется зависимость модулей программного обеспечения от адресов экспортируемых полей и методов, а также структур и форматов данных. Эта зависимость объективна, так как модули должны взаимодействовать между собой, обращаясь к ресурсам друг друга. Связи модулей нельзя разорвать, но можно попробовать стандартизировать их взаимодействие, на чем и основан компонентный подход к программированию.

    Р
    исунок 1.6 – Архитектура программы при объектно-ориентированном подходе
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта