Главная страница
Навигация по странице:

  • СТИХИ О ВОЙНЕ (разработка сценария мероприятия , посвященного 72-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне) Оформление и оборудование

  • Место проведения

  • Ое общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия 40 имени Ю. А. Гагарина Проект Стихи о войне Автор проекта


    Скачать 103 Kb.
    НазваниеОе общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия 40 имени Ю. А. Гагарина Проект Стихи о войне Автор проекта
    Дата13.05.2023
    Размер103 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаproekt.doc
    ТипРеферат
    #1126341


    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия № 40 имени Ю.А.Гагарина

    Проект
    Стихи о войне

    Автор проекта:

    ученик 8Б класса

    Шаповал Александр
    Руководитель проекта:

    учитель русского языка и литературы

    Исматова Елена Юрьевна
    Калининград

    2017
    Содержание

    Введение …………………………………………………………………..........................3

    1. Поэзия военного времени

    1.1. Константин Михайлович Симонов………………………………………………....4

    1.2. Александр Трифонович Твардовский………………………………………………5

    1.3. Муса Джалиль………………………………………………………………………..6

    2. У войны не женское лицо

    2.1. Юлия Владимировна Друнина…………………………………………………....7

    3. Мы дети военных лет

    3.1. Владимир Семёнович Высоцкий……………………………………………...….8

    Заключение……………………………………………………………………………….10

    Список использованной литературы…………………………………………………...11

    Приложение 1. Разработка сценария мероприятия, посвященного 72-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Стихи о войне»…………………………..12

    Приложение 2. Презентация

    ВВЕДЕНИЕ.

    Прошла война, прошла страда,

    Но боль взывает к людям:

    Давайте, люди, никогда

    Об этом не забудем!

    А.Т.Твардовский.


    Каждый год в мае приходит День Победы. И оживают грозные годы, великие битвы, героические подвиги.

    В эти дни стихи о войне звучат и на официальных празднествах, и в школах, и по телевидению. Вспоминают погибших поэтов и тех, чьи стихи публиковались во фронтовых газетах.

    Но литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.

    Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет.

    Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

    В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

    Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше 400-х сот не вернулись назад.

    Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”. Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду.

    Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

    Имена поэтов не должно перечеркнуть даже наше забывчивое время. Поэтому надо проводить уроки мужества, мероприятия, на которых должны звучать стихи о войне.

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

    1. Познакомиться с поэзией периода Великой Отечественной войны.

    2. Показать значение поэзии в служении Отечеству.

    3. Подчеркнуть значимость героического прошлого народа.

    ЗАДАЧИ:

    1.Ознакомиться с биографией поэтов, их судьбой в годы войны.

    2. Изучить творчество поэтов-фронтовиков.

    3. Изучить мотивы военной лирики.

    4. Подготовить сценарий мероприятия.


    1. ПОЭЗИЯ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.


      1. КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ (1915 – 1979)

    Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. Первые его стихи появились в 1931 году, а через два года он поступил учиться в Вечерний рабочий литературный университет. Закончив его, Симонов поступил учиться в аспирантуру, а в 1939 году уехал военным корреспондентом в Монголию, на Халкин-Гол, уехал, прервав учёбу в аспирантуре, куда больше не вернётся. Когда началась война, Симонову было 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом.

    Начало войны потрясло Симонова и наложило отпечаток на всё его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт и в течение всей войны работал в качестве корреспондента газеты «Красная звезда». Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт, от Чёрного до Баренцева моря. Всё опубликованное в годы войны в газетах составило позже четыре книги: «От Чёрного до Баренцева моря», книги «Югославская тетрадь», «Письма из Чехословакии». В годы войны Симоновым написаны пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов – «С тобой и без тебя» и «Война». О войне Константин Михайлович писал всю жизнь. Он видел её собственными глазами, бывал в окопах вместе с солдатами, дружил с офицерами, очень хорошо знал людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции. В послевоенные годы поэт продолжал много писать, работать. В 50-е годы появилась его трилогия «Живые и мёртвые», в которой он рассказывает о трагических военных событиях.

    Умер Симонов 21 августа 1979 года. Перед смертью он попросил исполнить его последнюю волю. Он навсегда хотел остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, поэтому его прах был развеян на поле неподалёку от Бобруйска.

    Наиболее ярким и сильным является стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»(1941).

    Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

    Как шли бесконечные, злые дожди,

    Как кринки несли нам усталые женщины,

    Прижав, как детей, от дождя их к груди,
    Как слезы они вытирали украдкою,

    Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —

    И снова себя называли солдатками,

    Как встарь повелось на великой Руси.

    По признаниям участников войны, оно было самым первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло душу воинов. Это стихотворение поэт посвятил своему старшему товарищу Алексею Суркову. Оно никого не может оставить равнодушным: в нём с огромной поэтической силой поэт передал горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать.

    В стихотворениях «Смерть друга»(1942), «Если дорог тебе твой дом»(1942), «Жди меня» - великий урок братства, человеческого достоинства, верности.

    Самым популярным стихотворением в первый год войны стало стихотворение «Жди меня» - это гимн любви, верности, такой настоящей любви ничего не страшно. Такая любимая, которая умеет ждать, «как никто другой», нужна была каждому, кто воевал, чтобы жить и побеждать.

    Жди меня, и я вернусь,
    Всем смертям назло.
    Кто не ждал меня, тот пусть


    Скажет: — Повезло.
    Не понять, не ждавшим им,
    Как среди огня
    Ожиданием своим
    Ты спасла меня.
    Как я выжил, будем знать
    Только мы с тобой, —
    Просто ты умела ждать,
    Как никто другой.




      1. АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ.(1910 – 1971)

    Александр Трифонович Твардовский родился 8 июня (21 н.с.) 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьём доме книга не была редкостью. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. В 14 лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны.

    В 1939 году был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.

    Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье, в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дня он был в Москве, а сутки спустя – направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия». Трифонов вспоминает: «В 1941 году под Киевом едва вышел из окружения. Редакция газеты Юго-Западного фронта, в которой работал, размещалась в Киеве. Приказано было не покидать город до последнего часа. Армейские части уже отошли за Днепр, а редакция всё ещё работала. Твардовский спасся чудом: его взял к себе в машину полковой комиссар, и они едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения».

    Весной 1942 года он вторично попал в окружение, но на этот раз под Каневом, из которого опять-таки вышел «чудом». В середине 1942 года был перемещён на Западный фронт, и теперь до самого конца войны его родным домом стала газета «Красноармейская правда». Правда она стала родным домом и легендарного Тёркина.

    Во время Великой Отечественной войны была создана поэма «Василий Тёркин» (1941-45) – яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. По признанию Твардовского, « «Тёркин» был…моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».

    Почти одновременно с «Тёркиным» и стихами «Фронтовой хроники» поэт начал законченную уже после войны поэму «Дом у дороги» (1946).

    Многие годы Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию.

    18 декабря 1971 года Твардовский скончался после тяжёлой болезни.

    1.3. МУСА ДЖАЛИЛЬ (1906-1944)

    Муса Мустафович Джалилов (Муса Джалиль) родился в 1906 году в деревне Мустафа, Оренбургской губернии. Начальное образование получил в деревенской школе, затем учился в медресе "Хусаиния" в Оренбурге, позднее в Казани на рабфаке, а в 1931 году окончил Московский государственный университет.
    Муса Джалиль работал в татаро-башкирском бюро ЦК комсомола, редактировал детские журналы, принимал активное участие в создании Татарского государственного театра оперы и балета. Опубликовал несколько поэтических сборников. Накануне Великой Отечественной войны Муса Джалиль возглавлял Союз писателей Татарии.

    В первый же день войны Муса Джалиль ушел в ряды действующей армии и в июне 1942 года на Волховском фронте, тяжело раненный, был взят в плен. В концлагере он вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистский застенок — тюрьму Моабит. В тюрьме Муса Джалиль создал цикл стихотворений, слава о котором вышла далеко за пределы нашей Родины.
    В 1944 году 25 августа моабитские палачи казнили поэта на гильотине.
    Друзья по застенку сохранили его записные книжки. Одну из них передал советским представителям в Брюсселе бельгийский антифашист Андре Тиммерманс, товарищ Джалиля по моабитскому застенку. Позднее Союз писателей Татарии получил и вторую записную книжку поэта.
    Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза(1956г).

    Более ста стихотворных произведений — свидетели борьбы, страданий и мужества поэта. За цикл стихов «Моабитская тетрадь» Джалиль посмертно присуждена Ленинская премия (1957). В 1968 о Джалиль был создан фильм «Моабитская тетрадь».

    Если кровь твоя за Родину лилась,
    Ты в народе не умрешь, джигит.
    Кровь предателя струится в грязь,
    Кровь отважного в сердцах горит.


    Умирая, не умрет герой —
    Мужество останется в веках.
    Имя прославляй свое борьбой,
    Чтоб оно не молкло на устах!



    2. У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО.
    2.1. ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ДРУНИНА. (1924 – 1991)
    Юлия Владимировна Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве в учительской семье. Детство прошло в Москве, училась в школе, где работал её отец.

    В 11 лет начала писать стихи. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором.

    Когда началась Отечественная война, в 16-ти летнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину, при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работала санитаркой в глазном госпитале. Участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбёжку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была тяжело ранена – осколок едва не перерезал сонную артерию прошёл в 2-х миллиметрах от неё.

    После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС ), после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке – Батальонным Санинструктором. Всеми силами рвётся на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда и едет на Запад. В Гомеле получает направление в 218-ую стрелковую дивизию. Снова была ранена. После выздоровления пыталась поступить в Литературный институт, но её постигла неудача. Возвращается в самоходный артполк. Звание – старшина медслужбы. Воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 22 ноября 1944 года получает документ «…негоден к несению военной службы».

    Нет, это не заслуга, а удача

    Стать девушке солдатом на войне.

    Когда б сложилась жизнь моя иначе,

    Как в День Победы стыдно было б мне!
    С восторгом нас, девчонок, не встречали:

    Нас гнал домой охрипший военком.

    Так было в сорок первом. А медали

    И прочие регалии потом...
    Смотрю назад, в продымленные дали:

    Нет, не заслугой в тот зловещий год,

    А высшей честью школьницы считали

    Возможность умереть за свой народ.
    Печатается как поэт с 1940 года. В начале 1945 года в журнале «Знамя» была напечатана подборка стихов Друниной.

    Я только раз видала рукопашный,

    Раз - наяву. И сотни раз - во сне...

    Кто говорит, что на войне не страшно,

    Тот ничего не знает о войне.
    1943
    В марте 1947 года участвует в 1-ом Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало её материально и дало возможность продолжить свою творческую деятельность.

    В 1948 году напечатан сборник стихов «В солдатской шинели». После этого сборника выпущена книга стихов под названием «Стихи» (1952).

    Закончила в 1952 году Литературный институт, несколько лет учёбы пропустила из-за замужества и рождения дочери. Стихов не писала.

    Юлия Друнина скончалась в 1920г.

    Крымские астрономы Юлия и Николай Черных 8 октября 1969 года назвали одну из далёких планет Галактики (под № 3804) именем Юлии Друниной. И это стало лучшим подарком памяти Ю.Друниной: свет далёкой звезды, свет, пронзающий время и расстояния, негасимый свет… Вечная ей память.

    Лишь любовь

    Давала людям силы

    Посреди ревущего огня.

    Если б я

    Не верила в Россию,

    То она

    Не верила б в меня.
    3. МЫ ДЕТИ ВОЕННЫХ ЛЕТ.
    3.1. ВЛАДИМИР СЕМЁНОВИЧ ВЫСОЦКИЙ. (1938 – 1980)
    Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в семье военного, поэтому они много переезжали, но свою юность он провёл в Москве, на Большом Каретном, где и начал писать.

    Высоцкий не сразу определил, что хочет стать актёром. После окончания школы поступает в московский инженерно-строительный институт, но проучившись в нём полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год.

    Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Высоцкий считал своим учителем. Первое своё стихотворение он написал в 1961 году. Высоцкий начал писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании, поэтому первые песни были уличные и даже немного хулиганские.

    Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский. Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил всё то, о чём писал в песнях. Люди, слушавшие его песни с «криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шофёры-дальнобойщики – все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.

    Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: «Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать, это такая великая беда, которая за 4 года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой0то степени владеет пером… Мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоёвываем» в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вам отдаю дань вот этому времени своими песнями. Это почётная задача – писать о людях, которые воевали».

    Много песен о войне Высоцкий писал и для кино. Он сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактёра у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыгранных ролей – эпизодические. В фильме «Служили два товарища» роль поручика Брусенцова, работу над которой Высоцкий вспоминал с особой теплотой, была задумана, как главная, но в конечном варианте она второстепенна. Так нередко получалось с фильмами и с песнями для них. По-настоящему, хозяином он был только на концертах, На концертах он всегда работал в полную силу.

    25 июля 1980 года у Владимира Семёновича остановилось сердце «на фоне инфаркта». Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

    «Кому сказать Спасибо, что – живой!» - писал Высоцкий в своём известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями…

    На братских могилах не ставят крестов,

    И вдовы на них не рыдают,

    К ним кто-то приносит букеты цветов,

    И Вечный огонь зажигают.
    Здесь раньше вставала земля на дыбы,

    А нынче – гранитные плиты.

    Здесь нет ни одной персональной судьбы –

    Все судьбы в единую слиты.
    А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

    Горящие русские хаты,

    Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

    Горящее сердце солдата.

    У братских могил нет заплаканных вдов –

    Сюда ходят люди покрепче.

    На братских могилах не ставят крестов,

    Но разве от этого легче?

    1964г.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    Поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи: О. Бергольц, Б.Окуджава, В.Высоцкого, М.Джалиля, Э.Асадова, Р.Гамзатова.

    По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не вернулся.

    Муса Джалиль в 1941 году казнён фашистами в концлагере.

    Алексей Лебедев погиб в 1941 году при выполнении боевого задания.

    Юрий Инге погиб в 1942 году на корабле, торпедированном фашистами.

    Борис Котов погиб в 1943 году при форсировании Днепра.

    После войны, оставив большой след в поэзии о ВОВ, ушли от нас поэты:

    Юлия Друнина, Николай Старшинов, Эдуард Асадов, Александр Твардовский, Расул Гамзатов, Владимир Высоцкий и др. 

    Помните –

    через века,
    через года.
    Помните о тех,
    Кто уже не придёт никогда,
    Пожалуйста,
    Помните…

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
    1. Симонов Константин, Стихотворения и поэмы. Л., 1982 г.

    2. Твардовский А.Т. Сборник произведений, Детгиз, 1978 г.

    3. Стихи советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной Войны, 1941–1945. Москва, "Прогресс", 1978 г.

    4. Юлия Друнина «Метель» - М, «Советский писатель», 1988г.

    5. Муса Джалиль. Избранное.- М,«Художественная литература»,1966 г.

    6. В.Высоцкий «Стихи о войне», изд. «Эксмо», 2010г.

    7. https://godliteratury.ru/public-post/poyeziya-voyny Арсений Замостьянов, статья «Поэзия войны».

    8. http://www.metod-kopilka.ru/iskusstvo_v_gody_voyny.htm Разработка классного часа.

    9. http://literature.do.am Патриотическая поэзия.

    Приложение 1

    СТИХИ О ВОЙНЕ

    (разработка сценария мероприятия, посвященного 72-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне)
    Оформление и оборудование:

    -выставка книг и сборников стихотворений о Великой Отечественной войне;

    -записи песен о войне;

    - презентация из фотографий поэтов;

    - мультимедийный проектор.

    -видеосопровождение

    Место проведения: класс или зал.
    Ход мероприятия:

    В центре класса или зала несколько учащихся , которые будут рассказывать о судьбе писателей.
    Заставка видеозаписи из цикла фильмов «Великая Война»( Сталинград)

    ЭПИГРАФ (на экране):

    Прошла война, прошла страда,

    Но боль взывает к людям:

    Давайте, люди, никогда

    Об этом не забудем!

    А.Т.Твардовский.

    Тихо звучит песня на слова В.Лебедева-Кумача «Священная война», затем громче. После припева музыка смолкает. Говорит ведущий.
    Ведущий: с каждым днем все дальше от нас становятся героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Время неуловимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей собой торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.

    Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен.

    Сегодня мы хотим отдать дань уважения поэтам, защищавшим родную землю пером и автоматом, поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни.

    Стихи А.Твардовского, К.Симонова, Ю.Друниной, М.Джалиль и их товарищей были рождены войной, потрясшей до основания жизнь народа, заставившей каждого задуматься о себе, о Родине, о прошлом, настоящем и будущем её.
    Учащиеся рассказывают о поэтах, читают наизусть стихи:

    - произведения К.Симонова «Жди меня», «Ты помнишь, Алёша дороги Смоленщины…»

    - отрывки из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин»,

    - стихи Ю. Друниной «Убивали молодость мою…», «Я только раз видала рукопашный…» и др.

    -стихотворения М.Джалиля: «Прости, Родина!», «Варварство»

    - стихи В. Высоцкого «Он не вернулся из боя» , « На братских могилах» .
    Заставка видеозаписи из цикла фильмов «Великая Война»( Битва за Берлин).
    Ведущий: отечественная культура, деятели литературы и искусства внесли весомый вклад в дело Победы. Они и с оружием в руках сражались на фронте, и своим творчеством, как могли, поднимали моральных дух воинов и тружеников тыла, вселяли уверенность в грядущую победу, развивали чувство национальной гордости и патриотизма, благодаря которому и стала возможна наша Победа.






    написать администратору сайта