Главная страница
Навигация по странице:

  • Бакланов Григорий Яковлевич

  • ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

  • «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения Это синтаксис»

  • Какими должны быть жизненные ценности

  • «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано»

  • «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе» .9.3 Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

  • «Какие жизненные ценности важны для человека»

  • Токарева Виктория Самойловна

  • «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается»

  • «Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни»

  • Шахназаров Карен Георгиевич

  • ОГЭ. Огэ 2023 Задания 1, 2, 3 из обз фипи


    Скачать 397.3 Kb.
    НазваниеОгэ 2023 Задания 1, 2, 3 из обз фипи
    Дата17.11.2022
    Размер397.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла9-oge-ru.docx
    ТипДокументы
    #793686
    страница8 из 18
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18

    12. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

    Текст 12.1

    (1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, по-южному сложенного из плоского дикого камня. (3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.

    (4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись.

    (6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.

    – (8)Заходите, товарищ лейтенант.

    (9)Хорошо вот так ночью вернуться с плацдарма домой. (10)Об этом не думаешь там. (11) Это здесь со всей силой чувствуешь. (12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.

    (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Он возвращался соскучившийся – мы возвращаемся живые...

    (17)Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. (18)А в углу стоит широкая деревенская кровать. (19)Белая наволочка, набитая сеном, белая простыня. (20)Многого не понимали и не ценили до войны люди. (21)Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни? (22)3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, но тогда они не радовали.

    (23)Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух. (24)Глаза слипаются, но едва задрёмываю, как, вздрогнув, просыпаюсь опять. (25)Я просыпаюсь от тишины. (26)Даже во сне я привык прислушиваться к разрыву снарядов.

    (27)И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. (28)3ажмурюсь – и опять всё это стоит перед глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами...

    (29)Нет, я, кажется, не усну. (30)Осторожно, чтоб не разбудить ребят, выхожу во двор, аккуратно притворив дверь. (31)Как тихо! (32)Словно и нет войны на земле. (33)Впереди луна садится за глиняную трубу, только краешек её светится над крышей. (34)И что-то такое древнее, бесконечное в этом, которое было до нас и после нас будет.

    (35)Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее двух веков. (36)Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом. (37)Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать лет.

    (38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные?.. (40) Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю.

    (По Г.Я. Бакланову*)

     

    Бакланов Григорий Яковлевич (19232009) – советский писатель-фронтовик. Среди самых известных произведений автора – повесть «Навеки – девятнадцатилетние», посвящённая судьбам молодых парней – вчерашних школьников, попавших на фронт.

    9.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

    9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я воюю уже третий год. Неужто и прежде годы были такие длинные?..»

    9.3 Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности?»

    Текст 12.2

     (1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

    – (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

    (8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин – мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный... (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество, конечно, только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

    (13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (17)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

    – Спасибо за подарок!

    – (18)Положи книгу на место! (19)Не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

    (20)Колька вздрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

    – (23)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что...

    (24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

    (26)А эта книга... (27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали... (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать...

     (По В. Дроганову*)

     

    В. Дроганов – современный российский писатель.

    9.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».

    9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку».

    9.3 Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какими должны быть жизненные ценности?»

    Текст 12.3

    (1)Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища на мокром асфальте, в котором отражается свет больших прямоугольных окон? (2)Идёт невидимый мелкий дождь. (3)А из освещённых праздничных окон музыкального училища доносятся приглушённые звуки разных инструментов, и дом похож на оркестр, который настраивается перед концертом.

    (4)Мальчик шёл из булочной, а хлеб спрятал от дождя под пальто. (5)На улице было скверно. (6)Люди мечтали поскорее добраться до крыши, очутиться в сухом месте. (7)А он разгуливал под окнами музыкального училища.

    (8)Мальчик искал скрипку. (9)И нашёл её. (10)Она звучала в окне второго этажа. (11) Он прислушался. (12)Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле. (13)Все окна как бы умолкли и погасли.

    (14)Светилось только одно. (15)Мальчик стоял под ним, а дождь тёк за воротник. (16) Неожиданно кто-то положил ему руку на плечо. (17)Он вздрогнул и обернулся. (18) На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками. (19) В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.

    – (20)Опять ждёшь Диану? – спокойно спросила девочка.

    (21)Её голос заглушил скрипку. (22)Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:

    – Никого я не жду.

    – (23)Неправда, – не отступала девочка, – чего ради стоять на дожде, если никого не ждёшь.

    – (24)Я ходил за хлебом, – ответил мальчик, – вот видишь… хлеб.

    – (25)Пойдём, – уверенно сказала девочка. – (26)Что мокнуть.

    (27)Ему ничего не оставалось, как пойти рядом с ней. (28)Ярко освещённый дом музыкального училища растворился в дожде.

    – (29)Знаешь что, – предложила она, – пойдём ко мне. (30)Я сыграю тебе ноктюрн. (31) Мы будем пить чай.

    (32)Он ничего не ответил. (33)Он вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы вместо этой круглолицей рядом была Диана. (34)И если бы она сказала: «Я сыграю тебе ноктюрн. (35)Мы будем пить чай».

    – (36)Так пойдём ко мне? – робко повторила девочка.

    – (37)Всё равно, – сказал он.

    – (38)Вот и хорошо!

    (39)Дождь не проходил. (40)Он обволакивал фонари, здания, силуэты деревьев. (41) Все предметы теряли форму, расплываясь. (42)Город обмяк от дождя. (43)А почему он должен гордо стоять под окнами музыкального училища и ждать Диану? (44)Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. (45)Конечно, ей всё равно, стоит он или не стоит. (46)Есть он или его нет. (47)А эта круглолицая, напротив, сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.

    (48)Всё складывалось очень хорошо. (49)Круглолицая уже не казалась ему такой круглолицей и вообще была славная девчонка. (50)Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. (51)Больше он не будет искать окно со скрипкой, а будет прислушиваться к голосу виолончели.

    (52)Вдруг мальчик как бы запнулся. (53)Ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью, что это кто-то другой. (54)И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса. (55)Всё пропало. (56)И его самого уже нет…

    (57)В следующее мгновение он остановился. (58)Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. (59)Потом он крикнул:

    – Пока!

    (60)И побежал.

    – (61)Куда ты?.. (62)А как же ноктюрн? – крикнула ему вслед круглолицая девочка.

    (63)Но он не оглянулся и ничего не ответил. (64)Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе.

    (По Ю.Я. Яковлеву*)

    *Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

    9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Евгении Васильевны Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

    9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете финал данного текста: «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе».

    9.3 Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие жизненные ценности важны для человека?»

    Текст 12.4

     (1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6) Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.

    (11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».

    – (12)Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13)Чего она мне нервы мотает?

    – (14)Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.

    – (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…

    – (19)Что значит «ляпнет»?

    – (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…

    – (24)Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.

    – (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?

    (29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, неизбежны.

    (37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь – как праздник.

    (По В.С. Токаревой*)

     

    Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.) – российская писательница и сценарист.

    9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского писателя Джонатана Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается».

    9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни».

    9.3 Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие жизненные ценности важны?»

    Текст 12.5

     (1)В дверь позвонили. (2)Из прихожей донеслись оживлённые голоса и смех. (3) Появились гости. (4)Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5)Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6)Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям:

    – Вот Иван. (7)Это самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.

    (8)Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. (9) Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора.

    (10)Он хлопнул меня по плечу.

    – (11)Да, молодёжь нынче любопытная. (12)С ней надо говорить, надо общаться!

    (13)Одна интересная дама повернулась ко мне.

    – (14)Вот скажите мне, Ваня. (15)У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. (16)У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (17)Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.

    – (18)Это у них называется «балдеет», – радостно сообщил один из гостей.

    – (19)Дух противоречия, – убеждённо сказал другой.

    – (20)А по-моему, – заявил подтянутый мужчина, – всё дело в избалованности. (21) Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.

    – (22)О-о, это старая песня, – засмеялась дама. – (23)Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (24)Глупо!

    – (25)Наверное, глупо, – согласился подтянутый. (26)Он хотел что-то добавить, но замешкался.

    (27)Семён Петрович решил переменить тему.

    – (28)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт?

    – (29)Это будет прекрасно, – томно сказала пожилая дама.

    (30)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда.

    – (31)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского...

    – (32)Значит, «Соловья»? – спросила Катя.

    (33)Она мягко коснулась пальцами клавиш – нежно зазвучало вступление. (34)Катя запела тоненьким голоском:

    – Соловей мой, соловей,

    Чтоб ты сдох, Бармалей!..

    – (35)Что? – растерянно пробормотала мама.

    (36)Катя перестала играть. (37)Она повернула к нам разгорячённое лицо.

    – (38)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (39)К нам гости – тут я со своим «Соловьём»! (40) Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы!..

    (41)Оторопевшие гости не могли вымолвить ни слова.

     (По К.Г. Шахназарову*)

     

    Шахназаров Карен Георгиевич (род. в 1952 г.) – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.

    9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Ларисы Тимофеевны Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».

    9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста:
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18


    написать администратору сайта