Главная страница
Навигация по странице:

  • План анализа хорового произведения I . Историко-стилистический анализ

  • Заключение I . Историко-стилистический анализ 1. Сведения о композиторе.

  • 2.Сведения об авторе литературного текста. Константи́н Я́ковлевич Ванше́нкин

  • 3.Анализ литературного текста.

  • IV

  • При разучивании хорового произведения могут возникнуть трудности

  • Колмановский Алеша. Огобу впо смоленский государственный институт искусств


    Скачать 51.98 Kb.
    НазваниеОгобу впо смоленский государственный институт искусств
    Дата31.01.2020
    Размер51.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКолмановский Алеша.docx
    ТипАнализ
    #106625

    ОГОБУ ВПО

    «Смоленский государственный институт искусств»

    Кафедра хорового, сольного пения и музыкальных теоретических дисциплин

    Анализ хорового произведения
    «Алеша»

    Слова К.Вашенкина Музыка Э.Колмановского
    Класс старшего преподавателя

    Гинзбург В. Г.

    Студент

    Сазоненкова Е.С.

    Группа 1-16
    Смоленск

    2016

    План анализа хорового произведения

    I. Историко-стилистический анализ

    1.Сведения о композиторе: стр-4

    • характеристика общественно-исторических условий жизненного и творческого пути, эстетических взглядов, принадлежность тому или иному направлению;

    • более подробная характеристика хорового творчества;

    • перечень произведений.

    2.Сведения об авторе литературного текста: стр-8

    • характеристика общественно-исторических условий жизненного и творческого пути, эстетических взглядов, принадлежность тому или иному направлению;

    • перечень основных произведений.

    3.Анализ литературного текста стр-9

    • характеристика всего произведения (тема, идея, сюжет, круг образов);

    • определить замысел композитора, характер произведения, а также взаимосвязь музыки и литературного текста.

    II. Музыкально-теоретический анализ стр-10

    • Жанровые особенности (лирика, гимн, марш, танец, колыбельная, баркарола и др.).

    • Музыкальная форма. Особенности её трактовки (структура, соотношение частей, количество предложений, фраз). Принципы музыкального развития: (повторность, контрастное сопоставление, варьирование).

    • Анализ мелодии (тематического материала): её характер, интонации, метроритмические и ладовые особенности. Распределение музыкально-тематического материала между хоровыми партиями, а также между солирующими партиями и инструментальным сопровождением.

    • Ладотональные особенности: определение основной тональности, отклонения, модуляции, использование народных диатонических ладов, ладовой переменности, характерных ладовых оборотов.

    • Гармонический анализ, его особенность и сложность.

    • Метроритмические особенности.

    • Особенности фактуры и склада изложения.

    • Роль инструментального сопровождения (в произведениях с сопровождением).

    III. Исполнительский план анализа стр-11

    В соответствии с общим характером произведения и его частей необходимо установить:

    • Темповый план: точный перевод, указания метронома и объяснение всех темповых обозначений и характера исполнения. Агогика.

    • Динамический план, нюансировка, фразировка, исполнение кульминаций (общей и частных, динамических и смысловых).

    • Характер дирижёрского жеста в соответствии с характером звуковедения, артикуляции, штриха.

    • Певческое дыхание.

    • Качество звука, тембра в соответствии с характером произведения.

    IV. Вокально-хоровой анализ стр-12

    • Тип хора (однородный, смешанный, неполный смешанный).

    • Вид хора (количество голосов-партий).

    • Состав хора (малый, средний, большой).

    • Квалификация хора ( профессиональный, самодеятельный, учебный).

    • Диапазон и тесситура хоровых голосов, тесситурное и динамическое соотношение хоровых голосов.

    • Трудности в работе над строем и ансамблем и пути их преодоления:

    • хоровой строй (горизонтальный и вертикальный), интонационные трудности;

    • метроритмический ансамбль, его трудности;

    • дикционный ансамбль, его трудности;

    • вокально-хоровые трудности в ансамблевом исполнении.

    • Дирижёрско-исполнительские трудности:

    • показ вступления, дыхания, снятия в соответствии с характером певческого дыхания, атаки звука.

    Заключение

    I. Историко-стилистический анализ

    1. Сведения о композиторе.

     Эдуард Савельевич Колмановский родился 9 января 1923 года в Могилеве. 
         В 1936-1941 гг. учился в музыкальной школе и музыкальном училище имени Гнесиных в Москве у О.Ф.Гнесиной и С.Дементьевой (фортепиано), Е.О.Месснера и Ф.Е.Витачека (композиция). 
          С 1941 по 1945 гг. обучение продолжилось в Московской консерватории по классу композиции В.Я.Шебалина. В студенческие годы Колмановский написал несколько романсов на стихи А.Пушкина, Р.Бернса, которые исполнялись З.Долухановой и А.Доливо. 
          С 1945 по 1955 гг. молодой композитор работал в музыкальной редакции Радиокомитета СССР, сочинял камерные и симфонические произведения, пьесы для эстрадного оркестра, романсы на стихи А.С.Пушкина. В это время родились и первые песни Колмановского 1951 «Песня матери» (стихи М.Матусовского), «Зачем, почему?..», «Мы увидимся с тобой» (В.Бахнов и Я.Костюковский), «Марианна» (Т.Сикорская), «В вечерней тишине» (В.Типота)... 
         Первый большой успех пришёл к Э.Колмановскому в 1955 г. благодаря музыке к спектаклю МХАТ «Двенадцатая ночь» по пьесе В.Шекспира. Жизнь песен на стихи П.Антокольского этой постановки вышла за пределы театра, особенно «Песня Шута», зазвучавшая на концертных площадках и в радиоэфире в исполнении В.Трошина, подарившая и ему широкое признание в качестве эстрадного певца. Так, через год им были исполнены сразу ставшими популярными песни Колмановского «Перекрёсток» (В.Орлов) и «Товарищ мой» (Е.Долматовский). 
         В 1958 г. были написаны песни, получившие всенародную известность, «Тишина» на стихи В.Орлова и «Я люблю тебя, жизнь» на стихи К.Ваншенкина. Проявилось удивительное умение Колмановского поведать о самом возвышенном с видимой простотой, без вычурности и излишней патетики, как бы размышляя вслух. Чёткий ритм песен гармонично сочетался с мягким мелодическим рисунком, полным сердечной теплоты. 
         
         Много и плодотворно Э.Колмановский работал для ведущих театров страны - МХАТа, им. Вахтангова, «Современника», Театра сатиры. 
          В 1961 г. была написана ещё одна из главных песен Колмановского «Хотят ли русские войны» на стихи Е.Евтушенко — песня-манифест, призыв к миру, но без ораторского пафоса. Искренность, проникновенность стихов подчеркивается строгой, приближенной к естественной речи мелодией, суровым ритмом. Вслед за первым исполнителем и автором идеи этой песни Марком Бернесом песню записали многие. Она зазвучала на английском, французском, немецком, испанском языках в исполнении солистов и хоров. В 1962 г. победитель Международного конкурса им. П.И.Чайковского Джон Огдон импровизацией на тему этой песни завершил свой сольный концерт.
        В том же 1961 году родилась песня «В нашем городе дождь» (стихи Е.Евтушенко), ставшая одной из вершин советской песенной лирики. Как и «Тишина» эта песня подвергалась критике со стороны официальных структур, видимо, озабоченных тем, что столь высокое мастерство досталось вовсе не любимым властями произведениям гражданской тематики, но на любовь к песням Колмановского в народе эта критика влияния не имела.
         И в дальнейшем песенном творчестве композитора присутствовала естественность выразительных средств, характерная для лучших народных мелодий, совершенствовавшихся веками. Традиции народной музыки органично дополнялись чертами камерно-романсового стиля, что позволяло создавать как бы простые и в тоже время неповторимые произведения. Важнейшим фактором всенародной любви к песням Колмановского было и то, что все они без исключения написаны на прекрасные стихи Е.Евтушенко, К.Ваншенкина, Л.Ошанина, В.Орлова, Л.Дербенева, М.Танича, И.Шаферана, И.Гофф, Р.Гамзатова, Н.Доризо, Е.Долматовского, Г.Поженяна, К.Кулиева и др. 
          Исполнение песен Колмановского стало честью для мастеров эстрады и вокала, именно с его произведениями связаны самые крупные удачи М.Бернеса, В.Трошина, К.Шульженко, Г.Отса, А.Эйзена, Г.Великановой, М.Кристалинской, И.Кобзона, Л.Зыкиной, Э.Хиля, М.Пахоменко, Л.Лещенко, В.Толкуновой, Л.Серебренникова и многих других. 
         1950-60-е годы жизни страны были наполнены песнями гражданского звучания и создавали их выдающиеся композиторы. Но именно Колмановский сумел придать таким песням очень личностные, человечные эмоциональные краски, что делало эти песни популярными не только в торжественной обстановке праздничных залов, но и в застольном исполнении простых людей. Такими стали «Я вернусь к тебе, Россия» (1963), «Мы вас подождем» (1963), «Алёша» (1966), «Всё ещё впереди» (1966) и другие. 
         Особая выразительность и чистота стиля присущи лирическим песням Колмановского: «Бирюсинка» (1963), «Вальс о вальсе» (1963), «Я работаю волшебником» (1964), «Журавлёнок» (1964), «Я улыбаюсь тебе» (1965). Последняя, как и многие другие, посвящалась прекраснейшему человеку и верному спутнику жизни композитора супруге Тамаре. В 1968 г. Эдуарда Савельевича постигла страшная трагедия – гибель Тамары в автомобильной аварии. 
         Последующее творчество композитора притерпело развитие в сторону философского осмысления жизни – «Наши мамы», «Моя тайна» и «Мужчины» (1973), «Поговорим с тобою, сын» (1974), «Лишь одна» (1975), «Ребят позабыть не могу» (1975),«Чета белеющих берез» и «Где ты раньше был?» (1976), «Картофельное поле» (1977), «Диалог у Новогодней ёлки» (1978), «Женщине, которую люблю» (1979), цикл песен на стихи П.-Ж. Беранже (1981), в которых можно найти выражение всех чувств и переживаний человека. 
         Помимо сочинения более чем 200 песен, Колмановский – автор инструментальных пьес, оркестровых произведений, музыкальных комедий («Женский монастырь», «Ох, уж этот Вронский», «Про Ивана-невеликана»), оперы для детей «Белоснежка», музыки к драматическим спектаклям,
         кинофильмам («Весна на Одере», «Вас вызывает «Таймыр», «По семейным обстоятельствам», «Три дня в Москве», «Большая перемена»), мультфильмам («Гадкий утенок», «Али-Баба и сорок разбойников», «В одной столовой», «Почему ушел котенок»...), радиопостановкам. 
         Заслуги Э.С. Колмановского отмечены званиями Заслуженный деятель искусств России (1974), Народный артист СССР (1991) и Государственной премией СССР.

    Произведения: Муз. комедии  Женский монастырь (1963), Ох уж этот Вронский (1976); муз. сказка Белоснежка (1966);Сюита из музыки к комедии "Двенадцатая ночь" В. Шекспира; для симф. орк. —сюиты: Лирическая (1945), Славянская (1953); для альта и симф. орк. — Концерт (1945); песни, в т. ч.Песня матери (1951), Песня о гудке (1972; обе на сл. М. Матусовского), Зачем, почему (сл. В. Бахнова и Я.Костюковского, 1952), Марианна (сл. Т. Сикорской и С. Болотина, 1953), Бабье лето, Песенка про сына, Летитгудок над станцией (1956; все на сл. В. Драгунского), Приморский вальс (сл. Л. Давидович, 1957), Тихий дождь,Перекресток (1957), Тишина (1958; все на сл. В. Орлова), Добровольцы (сл. А. Маркова, 1957), Капитанымежпланетных кораблей (сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова, 1958), Я люблю тебя, жизнь (1958), Другу(1961), Вы служите мы вас подождем (1963), За окошком свету мало (1963), У ручья (1966), Проходит улицаширокая (1966), Алеша (1966), Рыцари без страха и упрека (1967), Человек рождается на свете (1968), Я тебяникогда не забуду (1968), Монолог (1971), Утренний свет (1972), Весна на Одере (героическая баллада, 1973),Ребят позабыть не смогу (драматич. баллада, 1976; все на сл. К. Ваншенкина), Товарищ мой (1958), Приходина танцы без подружки (1958), Я жду гостей (1959), Коммунизм шагает по планете (1975), Наше дело семейное(1976), Где ты раньше был (1976), Седеет пепел нашего огня (1977), Картофельное поле (1978; все на сл. Е.Долматовского), Бежит река (1960), Хотят ли русские войны (1961), В нашем городе дождь (1961), Вальс овальсе (1963), Убийцы ходят по земле (1965), Коммунары не будут рабами (1967), Ленин поможет тебе (1970),Старинное танго (1973), Родина моя (1974), Гимн Родине (1974), Рано или поздно (1974), Любимой (1974),Героическая мазурка (1976), Метаморфозы (1976), Долгие проводы (1977; все на сл. Е. Евтушенко), Мысдадим последние экзамены (1960), Нас юность торопит в дорогу (1960; обе на сл. З. Петровой), Я вернусь ктебе, Россия (1963), Я работаю волшебником (1964), Люди в белых халатах (1967), Бирюсинка (1973),Таежный вальс (1974; все на сл. Л. Ошанина), Наш московский бульвар (сл. С. Богомазова, 1963), ПаниВаршава (1964), Беларусь, Беларусь (1965; обе на сл. Я. Хелемского), Когда на улице темно (сл. Г. Поженяна,1964), Журавленок (1965), Наши мамы (1973), Поговорим с тобою, сын (1974), Ваня (1975), Край отцовский(1977; все на сл. И. Шаферана), Я улыбаюсь тебе (1966), Как знать (1966), Когда разлюбишь ты (1967), Сны(1972; все на сл. И. Гофф), Все еще впереди (сл. К. Кулиева в пер. Н. Гребнева, 1966), Нефтяные короли(1966), Пойми (1969; обе на сл. М. Пляцковского), Прости меня (сл. М. Пляцковского и И. Шаферана, 1969),Дали вековые (сл. А. Прокофьева, 1969), Меня зовут рабочий класс (1972), Черное и белое (1972; обе на сл.М. Танича), Мужчины (1973), Чета белеющих берез (1977; обе на сл. В. Солоухина), Московская серенада(1974), Ты говоришь мне о любви (1974; обе на сл. Л. Дербенева и И. Шаферана), Все, что было (сл. И.Грицковой, 1975), Лишь одна (1975), Посвящение (1977; обе на сл. Р. Гамзатова в пер. Я. Козловского), Словаиз песни колыбельной (1977), Совесть (1977; обе на сл. А. Кешокова в пер. Я. Козловского), Я верю (1977),Дочка (1978; обе на сл. Н. Доризо), Возьми мое сердце (сл. В. Татаринова, 1977); музыка к драм. спектаклям, вт. ч. "Двенадцатая ночь" В. Шекспира (1955), "Голый король" Е. Шварца (1960), "Романьола" Скуарцино (1963), "Будьте готовы, ваше высочество" Л. Кассиля и П. Хомского (1966), "Братская ГЭС" Е. Евтушенко (1967), "Старые друзья" Л. Малюгина (1968), "Том Кенти" С. Михалкова (1969), "Завтра в семь" К. Симонова (1972), "Сталевары" Г. Бокарева (1972),"Кот в сапогах" Каллау (1976); музыка к фильмам, в т. ч. к худож. фильму"Весна на Одере" (1967), худож. телефильмам "Денискины рассказы" (1970), "Вас вызывает Таймыр" (1970), "Я П-17" (1971), "Большая перемена" (1973), "Три дня в Москве" (1975), "По семейным обстоятельствам" (1978), мультфильмам "Ореховый прутик" (1954), "Гадкий утенок" (1955), "Мальчик из Неаполя" (1958), "Муравьишка-хвастунишка" (1961), "Али-Баба и сорок разбойников" (1969), документ. фильмам "Над намиодно небо" (1957), "Волшебное зеркало" (1958); музыка к радиопостановкам, в т. ч. "Клуб знаменитыхкапитанов" (19701972).

    2.Сведения об авторе литературного текста.

    Константи́н Я́ковлевич Ванше́нкин (17 декабря 1925, Москва — 15 декабря 2012, там же) — советский и российский поэт, автор слов популярных песен «Я люблю тебя, жизнь», «Алёша» и других. Лауреат Государственной премии СССР (1985) и Государственной премии Российской Федерации (2001).

    Родился 17 декабря 1925 года в Москве в семье инженера-химика Якова Борисовича (1892—1948) и учительницы немецкого языка Фаины Давыдовны (урождённой Шварц; 1902—1980). Выпускник политехнического института вЧехословакии (1913), Яков Борисович Вайншенкер преподавал химию в фабрично-заводском училище при бердичевскомсахаропесочном и сахарорафинадном заводе. Соответственно, ряд источников указывает, что первоначальная фамилия поэта — Вайншенкер. Как на косвенное подтверждение этой версии ссылаются также на воспоминанияБенендкта Сарнова о шутке С. Я. Маршака по этому поводу. Данная версия оспаривается дочерью поэта Галиной Константиновной Ваншенкиной, утверждающей, что фамилия семьи происходит от голландского предка Михеля Ван Шенка, приехавшего в Россию в середине XIX века и служившего лесничим на Полтавщине.

    В семье любили поэзию и часто читали стихи. В 1942 году Константин Ваншенкин ушёл на фронт. После войны поступил в геологоразведочный институт, но, страстно увлечённый поэзией, перешёл в Литературный институт имени А. М. Горького, который окончил в 1953 году. В этом же году вступил в КПСС (вышел в 1989).

    Первое стихотворение Ваншенкина, посвящённое освобождению Венгрии от фашистских захватчиков, было напечатано сразу после Великой Отечественной войны. А уже в 1951 году А. Т. Твардовский назвал его одним из лучших молодых поэтов, и в дальнейшем следил за его поэтической судьбой.

    С начала 1960-х годов Ваншенкин писал прозу, преимущественно автобиографическую. Автор повестей «Армейская юность» (1960), «Авдюшин и Егорычев» (1962), «Большие пожары» (1964), «Графин с петухом» (1968), рассказов и др. Большинство прозаических произведений были опубликованы в возглавляемом Твардовским журнале «Новый мир».

    Широкому кругу людей он известен как автор многих популярных песен, авторами музыки большинства которых были Э. С. Колмановский и Я. А. Френкель. Эпизодически работал с Е. Э. Жарковским, В. С. Левашовым, А. И. Островским. Наиболее прославили Ваншенкина песни «Я люблю тебя, жизнь» («организованная» Марком Бернесом, она стала визитной карточкой и поэта, и певца), «Алёша», «Вальс расставания», «Женька», «За окошком свету мало», «Как провожают пароходы», «Я спешу, извините меня», «Тополя», «Нелётная погода».

    Женой Ваншенкина стала сокурсница по Литинституту Инна Гофф — писательница, автор текста знаменитой песни «Русское поле». В браке, длившемся более 40 лет, они вырастили дочь Галину, ныне известную художницу. Их внучка Екатерина публикует в СМИ статьи в жанре литературной критики.

    С 1995 года Константин Ваншенкин получал пенсию президента РФ.

    Скончался 15 декабря 2012 года в Москве, не дожив 2 дня до 87-летия.

    Книги: Песня о часовых(1951), Надпись на книге(1960), Окна (1962), Армейская юность( 1964), Другу (1965), Соловьиный коридор (1967), Избранное (1969), Прикосновение (1972), Характер(1973), Наброски к роману. Статьи (1973), Избранные произведения в 2 т.(1975),Лица и голоса( 1978), Повести и рассказы (1976), Дорожный знак (1977), Десятилетье (1980), Поздние яблоки,(1980 ), Ветка (1981), Рассказ о потерянном фотоальбоме (1982), Жизнь человека( 1983), Собрание сочинений в 3 т., (1983-84), Графин с петухом ( 1985), Далёкий свет (1985), Поиски себя: Воспоминания, заметки, записи(1985), Зимняя дорога(1986), Жизнь человек( 1988 ), Любовь по переписке( 1988), Писательский клуб(1998 ), Женщина за стеной (2003), Шёпот. Интимная лирика( 2008).

    3.Анализ литературного текста.

    Песня - наиболее распространенный жанр, вокальное произведение для одного или нескольких голосов. Она представляет собой основной вид народного творчества и является основой всего музыкального искусства.

    По жанру произведение является патриотической песней. Она написана в память о солдате.

    В тексте ярко выражены чувства грусти, обиды за тех, кто погиб, сражаясь за освобождение болгарского народа:

    А сердцу по-прежнему горько,

    Что после свинцовой пурги

    Из камня его гимнастёрка,

    Его гимнастёрка,

    Из камня его гимнастёрка,

    Из камня его сапоги.

    Герой этого стихотворения - простой русский солдат, который не задумывается над вопросом: «Чья эта земля?» Он просто выполняет свой долг перед Отечеством, перед народом, человек, способный на любой поступок ради победы над врагом. Ваншенкин в своём стихотворении выражает чувство горечи, утраты, потеряны жизни многих солдат:

    Немало под страшною ношей

    Легло безымянных парней.

    Но то, что вот этот - Алёша,

    Алёша, Алёша,

    Но то, что вот этот - Алёша,

    Известно Болгарии всей.

    Но автор говорит о том, что подвиг, совершённый героем не забыт, его чтят, помнят, им гордятся и приносят цветы, проходят годы, и стоит над горою Алёша - Болгарии русский солдат.

    II Музыкально-теоретический анализ

    Данное произведение написано в жанре – патриотической песни.

    Песня - наиболее распространенный жанр, вокальное произведение для одного или нескольких голосов. Она представляет собой основной вид народного творчества и является основой всего музыкального искусства.

    Музыкальная форма произведения - куплетная(6).

    Куплет представляет собой одночастную форму - период, который состоит из 2 предложений : A+ В

    А:1 затакт, 8 тактов

    В: 1 затакт, 7 тактов

    Мелодия песни проходит в партии Сопрано

    Метр -3-хдольный, Размер – 6/8 – сложный, состоит из 3/8+3/8, дирижируется по 3-х дольной схеме.

    Ритм- равномерный

    Основная тональность произведения – D-moll, натуральный

    Фактура - компактная ,легкая, исполняется c сопровождением.

    Склад- гомофонно-гармонический

    III.Исполнительский анализ

    Основной темп произведения Sostenuto =69-72, который точно отображает душевное состояние. 

    Особенности дыхания в произведении – цепное, спокойное, глубокое

    Тембр- насыщенный, светлый

    IV Вокально-хоровой анализ

    Тип хора - однородный женский, детский.

    Диапазон хора - от ля первой октавы до соль второй октавы.

    Тесситурные условия удобные.

    При разучивании хорового произведения могут возникнуть трудности:

    Интонационные :длительное пение на одном звуке;

    Частный ансамбль, горизонтальный строй: Необходимо добиваться частоты интонирования в пении, следить за тем, чтобы каждая партия точно и чисто интонировала голос. Так же необходимо следить за правильным дыханием и звукообразованием, петь в высокой певческой позиции, на опоре.

    Метроритмический ансамбль: одновременное вступление, снятие, дыхание; исполнение пауз, фермат;

    Дирижёрско-исполнительские трудности: дирижирование в сложных размерах; показ контрастной динамики; показ пауз;

    Заключение

    Слушая произведение  «Алёша», я чувствую, как изменяется моё настроение и отношение к подвигу лирического героя, у меня возникает чувство гордости и восхищения, что наш солдат, сражаясь на болгарской земле, снискал славу любовь этого народа.

    Литература

      1. www.belcanto.ru, ru.wikipedia.org

      2. В.Г.Гинзбург «Анализ хоровых произведений»

      3. Мазель Ю. Н. Вопросы анализа музыки. – М., 1978.


    написать администратору сайта