ОГЮСТ КОНТ (1798-1857) Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, основоположник социологии как науки. В своих трудах он провозгласил позитивизм как новое направление научного мышления, обосновал место социологии в системе позитивных наук, представил ее методологию, предложил статистический и динамический аспекты анализа общества, рассмотрел стадии общественного прогресса, а также соответствующие им политические и духовные процессы. Социологические воззрения О. Конта формировались под влиянием работ французских философов и историков Р. Декарта, Д. Дидро, Ш. Монтескье, А. Тюрго, Ж. Кондорсе и Ж. Местра, непосредственного общения с К. Сен-Симоном. К числу своих "духовных наставников" О. Конт причислял английских философов Ф. Бэкона и Д. Юма, итальянского ученого Г. Галилея, немецкого философа Г. Лейбница. - Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, основоположник социологии как науки. В своих трудах он провозгласил позитивизм как новое направление научного мышления, обосновал место социологии в системе позитивных наук, представил ее методологию, предложил статистический и динамический аспекты анализа общества, рассмотрел стадии общественного прогресса, а также соответствующие им политические и духовные процессы. Социологические воззрения О. Конта формировались под влиянием работ французских философов и историков Р. Декарта, Д. Дидро, Ш. Монтескье, А. Тюрго, Ж. Кондорсе и Ж. Местра, непосредственного общения с К. Сен-Симоном. К числу своих "духовных наставников" О. Конт причислял английских философов Ф. Бэкона и Д. Юма, итальянского ученого Г. Галилея, немецкого философа Г. Лейбница.
- Из произведений А. Тюрго и Ж. Кондорсе он заимствовал идеи о том, что прогресс разума человека есть причина изменения общества и о грех стадиях прогресса. Главный лозунг социологического учения Конта о социальной статике и социальной динамике: "Порядок и прогресс" восходит к идее порядка у Ж. Местра. Первенство употребления терминов "позитивная философия" и "социальная физиология" принадлежало К. Сен-Симону, также как и идея о необходимости подходить к изучению социальных явлений, используя методологию наук естественных. Как писал Ф. Энгельс: "Конт все свои гениальные идеи заимствовал у Сен-Симона".
- Он считал, что общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его элементов: личность, организации, группы и т.д. Личность не является абсолютно свободной в своих действиях и не может независимо от общества развиваться, т.к. ее жизнь происходит в пределах общества и контролируется общепризнанными нормами, правилами и законами. Конт ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об обществе. Социология включает в себя социальную статику и социальную динамику. Первая изучает общество в состоянии покоя и ориентируется на его структуру. Вторая изучает общество в развитии и раскрывает механизм его функционирования.
Общественное сознание, согласно Конту прошло три стадии развития: - - на позитивной стадии человеческое сознание полностью опирается на научные наблюдения.
- Конт называл социологию позитивной наукой, т.к. она основывается не на догадках и воображении, а на данных науки. В историю он вошел как основатель позитивизма.
- - на метафизической стадии человеческое сознание использует не воображение, а понятия, отражающие реальные процессы внешнего мира. Однако из-за слабого развития науки эти понятия абстрактны. Она длится, по мнению Конта, с 1300 по 1800 год рассматривается как переходная от теологической эпохи к позитивной, как кризисная и негативная.
- - на теологической стадии человеческий ум за каждым явлением жизни и природы усматривал сверхъестественные силы и все объяснял с помощью религиозной мифологии. Эта стадия где господствует религиозное мировоззрение, охватывает длительный период истории человечества: от первобытного общества до 1300 г.
- В качестве главного закона социократии французский мыслитель провозгласил: "Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель". В социократическом государстве будут установлены такие порядки, при которых каждый имеет обязанности по отношению ко всем, но никто не имеет никакого права кроме права исполнять свой долг. Высшим органом светской власти должен стать триумвират - власть трех диктаторов, выдвинутых из состава богатых землевладельцев, промышленников и представителей торгово-байкового капитала. Высшим органом духовной власти станут "жрецы" - выдающиеся философы, ученые, представители искусства и религии. Возглавлять высшие органы политической власти будет "Великий пастырь", на месте которого О. Конт видел самого себя.
Итог. - Социологические воззрения О. Конта первоначально оказались незамеченными, однако, в конце XIX - начале XX в. его взгляды стали популярными среди обществоведов как на Западе, так и в России. Некоторые идеи О. Конта получили развитие в современной неопозитивистской социологии. Позитивизм О. Копта был признан в качестве официальной идеологии Бразилии, а на ее государственном флаге запечатлена его знаменитая формула: "ПОРЯДОК И ПРОГРЕСС".
|