Главная страница
Навигация по странице:

  • Уральский государственный юридический университет Кафедра международного и европейского права

  • «Охрана авторского права в международном частном праве» Выполнил

  • Руководитель

  • Список литературы: Нормативно-правовые акты

  • Учебная литература

  • Реферат Авторское право МЧП Вахрушев А.П. 402 ИСОП. Охрана авторского права в международном частном праве


    Скачать 131.5 Kb.
    НазваниеОхрана авторского права в международном частном праве
    Дата06.06.2020
    Размер131.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРеферат Авторское право МЧП Вахрушев А.П. 402 ИСОП.doc
    ТипРеферат
    #128378

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

     

    Уральский государственный юридический университет
    Кафедра международного и европейского права

     

     

     

     

     

      

     

     

    Реферат


     по дисциплине международное частное право 

    на тему:

     

    «Охрана авторского права в международном частном праве»

     

     

     

     

     

     

    Выполнил: Вахрушев Артем Павлович

    студент 4 курса

    402 группа ИСОП
    Руководитель: Рыков Владимир Ефимович

    Старший преподаватель кафедры конституционного и гражданского права УрГЮУ
     

     


     


    Екатеринбург, 2020
    Мы живем в век очень быстрого распространения информации по всему миру. Каждый знаком с техническими достижениями в этой области. За последние десятилетия новая технология репродуцирования документов, особенно фотокопирование, открыла огромные возможности для быстрого и простого процесса размножения печатных работ. Новые способы видео- и звукозаписи распространились с фантастической быстротой. В этом столетии мы шагнули от дагерротипа к цветному телевидению, и оно продолжает совершенствоваться и увеличивать свою аудиторию, используя искусственные спутники Земли. С помощью видеомагнитофона можно записывать программы дома непосредственно с телевизора, а потом просматривать их снова. Простые в обращении магнитофоны с компактными кассетами позволяют с легкостью переписать любую грамзапись. Электронно-вычислительная техника открыла новые возможности для информационной науки и связи, для накопления, поиска и извлечения информации.

    Эти достижения открывают невиданные ранее возможности для общения людей, являются способом обучения и развития. В то же время, поскольку все они связаны с использованием авторских произведений, существенно затрагивается и правовая сфера из-за широких возможностей, открывающихся для «интеллектуального пиратства». В случаях неправомерного использования их произведений правообладатели ищут защиты в суде, а также добиваются новых форм правовой охраны. Законы об авторском праве постоянно пересматриваются, чтобы идти в ногу с техническим прогрессом.

    Ясно поэтому, что авторское право играет важную роль в сложном мире современных средств общения. Оно является краеугольным камнем издательской деятельности и устанавливает правовые рамки для повсеместного развития других средств общения. Авторское право охраняет интересы авторов и других создателей произведений интеллектуального труда, иными словами, плоды их творчества. Кроме того, законодательство об авторском праве имеет цель поощрять создание и распространение оригинальных произведений.

    Авторское право всегда было неразрывно связано с техническим прогрессом. И в прошлом новые технические достижения вызывали необходимость изменений в авторском законодательстве. С течением времени, по мере развития техники, постоянно увеличивалось число средств распространения охраняемых произведений, и сегодня они составляют широкий круг: книги и журналы, кинофильмы, радио, телевидение, грампластинки, фотокопии и ЭВМ. Сегодня число охраняемых произведений практически бесконечно, а их стоимость неисчислима. При формировании рынков и промышленных связей технический прогресс заставляет деловой мир внимательно подходить к авторскому праву.

    Авторское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства. Объектами авторского права являются произведения литературы, науки и искусства, компьютерные программы и базы данных. Кроме того, в перечень объектов авторского права включаются так называемые «смежные права» (родственные, аналогичные) – права артистов-исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций. Авторское право, возникшее на территории одного государства в соответствии с его законодательством, отличается строго территориальным характером. Оно действует только в пределах данного государства и не действует за пределами его юрисдикции. В этом с точки зрения МЧП заключается основное отличие авторского права от других видов гражданских прав.

    Если, например, литературное произведение, изданное в одном государстве, переиздается в другом без согласия автора, считается, что автор не вправе заявлять претензии по поводу нарушения своего субъективного права. Переиздание произведения за границей не нарушает субъективных прав автора, поскольку эти права имеют строго территориальные рамки. Для того чтобы субъективные авторские права, возникшие по закону одного государства, получили признание и защиту на территории других государств, необходимо заключение международного соглашения о взаимном признании и защите авторских прав. Только такие соглашения являются основой для признания иностранного авторского права. При этом нужно иметь в виду, что такие соглашения обеспечивают только признание и защиту субъективных авторских прав, возникших на основе иностранного закона, но не их возникновение на территории данного государства. Для того чтобы автор мог претендовать на наличие у него авторского права за границей, его произведение должно быть опубликовано в соответствующем государстве. Субъективные авторские права на территории любого государства возникают только на основе местного законодательства.

    Особенности авторских прав заключаются в их делении на исключительные и неисключительные. С точки зрения МЧП особый интерес представляют исключительные авторские права: право авторства, право на имя, обнародование, отзыв произведения, защиту репутации автора, право доступа, право на перевод, распространение и воспроизведение, переработку, импорт, публичный показ и публичное исполнение, право следования. Исключительные права имеют как личный неимущественный, так и имущественный характер. Субъекты авторского права – это лица, обладающие исключительными правами на произведение, и их наследники. Субъективные авторские права можно разделить также на имущественные и личные неимущественные. Имущественные права, как правило, имеют подчиненное значение. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

    Территориальный характер авторских прав предопределяет национальность произведения, которая не зависит от национальности автора, а определяется местом создания произведения. Принцип национальности произведения является одним из основных в авторском праве. По общему правилу иностранцы в сфере авторского права пользуются национальным режимом. Если произведение автора-иностранца было обнародовано на территории данного государства (и ранее не обнародовалось за границей), то за таким автором обычно признаются все те права, которые вытекают из местного законодательства. Как правило, условия предоставления национального режима авторам-иностранцам содержатся и в национальном законе, и в международных соглашениях. Международные соглашения в основном предусматривают взаимное (на условиях материальной взаимности) предоставление национального режима.

    Коллизионное регулирование авторских прав определяется внутренним законодательством. Право многих государств содержит коллизионные нормы, касающиеся интеллектуальной собственности. Например, Закон о международном частном праве Швейцарии 1987 г. определяет, что к правоотношениям в области интеллектуальной собственности в качестве исходного коллизионного начала применяется право того государства, где испрашивается охрана авторских прав. Данная коллизионная привязка связана с территориальным характером авторского права. Субсидиарно применяются коллизионные привязки обязательственного права (в отношении договоров о нематериальных правах) и закон суда (в соответствии с общей концепцией деликтных обязательств). В швейцарском Законе предусмотрено и применение к данным правоотношениям отсылок обеих степеней.

    Актуальность вопроса защиты авторских прав в наши дни в России сомнений не вызывает. По данным статистики, издатели и авторы, равно как и государственный бюджет, теряют огромные деньги, которые уходят «пиратскому» бизнесу. Обычно нарушителями авторского права выступают как физические, так и юридические лица, незаконно изготавливающие и распространяющие экземпляры, копии произведений и фонограмм на различных материальных носителях (указанные копии именуются контрафактными экземплярами). Вместе с тем к нарушениям авторского права относятся не только «пиратство» и плагиат, но и деятельность, включающая в себя бездоговорное использование объектов авторского права, невыплату вознаграждений и другие нарушения.

    Конституция Российской Федерации, согласно статье 44, гарантирует каждому свободу «литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, интеллектуальная собственность охраняется законом». По Конституции вопросы регулирования интеллектуальной собственности находятся в исключительном ведении Федерации.

    Среди законов, охраняющих интеллектуальную собственность, важное место занимает Закон РФ от 09.07.1993 №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», принятый в 1993 году. Тот факт, что он принят относительно недавно, не означает, что ранее в нашей стране не было защиты авторов и системы авторского права. Авторское право всегда являлось частью Гражданского кодекса, ряд статей которого фиксировал основные положения вопросов защиты результатов интеллектуального труда.

    Под охраной авторских прав следует понимать всю, установленную действующим законодательством совокупность правовых средств воздействия на охраняемые отношения, которые складываются по поводу использования произведений науки, литературы и искусства, защита же авторских прав, выражается в возможности применения управомоченным лицом (автором или иным правообладателем) конкретных средств и способов для защиты и восстановления своих нарушенных интеллектуальных прав.

    Способы охраны и защиты авторских прав принято делить на юрисдикционные и неюрисдикционные.

    Неюрисдикционные. Технические средства защиты авторских прав (ст. 1299 ГК РФ).

    Техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, которые:

    1) контролируют доступ к произведению;

    2) предотвращают осуществление действий, совершение которых в отношении произведения не разрешено его правообладателем;

    3) ограничивают осуществление запрещенных автором или иным правообладателем действий в отношении произведения.

    Под техническими устройствами, являющимися средствами защиты авторских прав, следует понимать функциональные технические элементы или комплекс таких элементов, находящихся между собой в конструктивной взаимосвязи и направленных на предупреждение и не допущение совершения в отношении произведения противоправных действий несанкционированных правообладателем. Среди таких устройств можно назвать различные установки, аппараты, приборы, счетчики, инструменты, коды доступа и т.п. приспособления как механического, так и электронного свойства. В отличие от технологий, технические устройства всегда встроены в оригинал или экземпляр произведения, характеризуются конструктивными признаками и наличествует в пространстве в трех измерениях.

    В качестве технических средств защиты авторских прав могут выступать не только технические устройства целиком, но и отдельные их компоненты

    Технологии, напротив, могут и не быть выражены в каком - либо устройстве, а заключаются в особом способе, техническом решении.

    Так, например, в сети существуют технологии, наделяющие электронный документ возможностью саморазрушения в случае его незаконного использования. Также существует возможность вставки в электронный документ «водяных знаков». «Водяной знак» (watermark) - это встраиваемый в объект интеллектуальной собственности определенный код, который не виден при обычном просмотре, но при обработке объекта специальным программным обеспечением возможно снятие информации, хранящейся в «водяном знаке». Данная информация может включать в себя сведения об авторе, дате создания объекта, месте создания, регистрационные данные и др.

    К числу технологических средств защиты прав авторов и иных правообладателей можно отнести деятельность web-депозитария, благодаря которому автор имеет возможность засвидетельствовать факт и точную дату опубликования своего произведения в сети Интернет. Услуги web-депозитария заключаются в фиксации электронного экземпляра произведения, размещенного на определенном сайте, на электронный материальный носитель - компакт-диск. Последний должен быть не перезаписываемым (CD-R диск). При записи на такой диск непосредственной на самом материальном носителе делается отметка о времени и месте его изготовления.

    Информация об авторском праве (ст. 1300 ГК РФ).

    Такая информация включает сведения, которые идентифицируют произведения, сведения, персонифицирующие автора или иного обладателя исключительных прав, а также предусматривает ведения об условиях использования произведения.

    Информация об авторском праве должна открыто доводиться до сведения широкого круга пользователей произведения, в зависимости от характера произведения и способа его использования, посредством:

    1) указания соответствующей информации непосредственно на оригинале или экземпляре произведения (как правило, таким образом информация содержится в печатных изданиях - книгах, брошюрах, альманахах и иных экземплярах произведений литературы);

    2) приложения к оригиналу или экземплярам произведения (так информация оформляется на специальных вкладышах к упаковке с компакт - диском, видео, аудио-кассетами и другой аудиовизуальной продукцией) ;

    3) демонстрации в связи с сообщением произведения в эфир или по кабелю, либо доведением его до всеобщего сведения (используется, когда произведение не облечено в материальную форму, а выражается устно в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме. Речь идет о хореографических произведениях и пантомиме, драматических произведениях, если они не зафиксированы на материальных носителе. Данные произведения при их показе или исполнении по радио или телевидению сопровождаются путем бегущий строки информацией о нем самом, об авторах демонстрируемого произведения или об условиях его использования. При размещении произведения в сети Интернет, на -web страничке, где оно расположено, обязательно находятся сведения о правообладателях и пределах свободного использования такого произведения).

    Любая информация об авторском праве может быть выражена в общепонятной текстовой форме, либо в виде цифр и кодов. Последнее широко применяется в связи с доведениям до всеобщего сведения цифровых объектов.

    П. 2 статьи 1300 ГК РФ запрещает в отношении произведений удаление или изменение информации об авторском праве без соответствующего разрешения автора или иного правообладателя. Таким образом, не допускается стирание соответствующих надписей, оповещающих о правообладателе и его правах на произведение и содержащихся на этикетках, упаковках, обложках экземпляров произведений и т.п.

    ГК РФ запрещает также использовать произведение, в отношении которого без разрешения его автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве. Законодатель перечисляет способы такого использования: воспроизведение, распространение, импорт (исключительно в целях дальнейшего распространения), публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения. Как видно, за пределами данной нормы остались таким способы использования произведения, как его публичный показ, сдача в прокат, переработка и практическая реализация (в отношении архитектурного проекта). В указанных случаях информирование не имеет смысла.

    Юрисдикционные. Применение данных способов защиты связано с принудительным воздействием государства, путем реализации мер юридической ответственности в отношении нарушителя чужих авторских прав.

    Гражданско-правовая ответственность (вопросы административной и уголовной ответственности за нарушение авторских прав находятся за рамками настоящего пособия и рассматриваются соответственно при изучении курсов административного и уголовного права) за нарушение авторских прав реализуется в судебном порядке, путем предъявления иска к нарушителю.

    Истцом выступает автор произведения или иной правообладатель, а ответчиком соответственно, незаконный пользователь, использующий произведение без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.

    В целях обеспечения иска суд может по требованию истца может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное предусмотренное настоящим Кодексом использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

    Так же суд может наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

    При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение. Речь и дет о мерах обеспечения подобных исков, предусмотренных нормами ст. 12303 ГК РФ.

    Имущественная ответственность нарушителя авторских прав выражается в следующих санкциях.

    Основной из них является возмещение убытков. Понятие убытков включает в себя реальный ущерб и упущенную выгоду. Применительно к нарушениям авторского законодательства реальный ущерб составляют расходы, которые лицо, чье исключительное право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение оригинала или экземпляров произведения. Под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которые лицо, чье исключительное право было нарушено, получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

    Применительно к защите авторских прав эту санкцию порой сложно реализовать, поскольку наличие и размер убытков необходимо доказывать, что не всегда является возможным. Поэтому нормы ст. 12301 ГК РФ предоставляют автору или иному правообладателю возможность требовать денежной компенсации.

    Денежная компенсация в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда.

    В двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

    Для расчета этой компенсации может быть взята либо стоимость экземпляров произведения, либо стоимость прав. Общий подход при расчете такой компенсации таков.

    Например, правообладатель обнаруживает, что принадлежащее ему произведение незаконно издано в виде книги тиражом одна тысяча экземпляров, причем продажная цена экземпляра книги составляет 100 рублей.

    Если он будет рассчитывать компенсации, но исходя из стоимости экземпляров, он может потребовать выплаты ему 100 руб. х 1000 экз. х 2 = 200 000 рублей.

    Но он может заявить, что по лицензионному договору за книжное издание этого произведения ему была бы предложена сумма в 110 тысяч рублей, а потому он требует компенсации в 220 тысяч рублей (110 тыс. руб. х 2).

    Наконец, если нарушение авторских прав повлекло за собой причинение автору морального вреда, то он также подлежит возмещению по правилам ст. 151 ГК РФ.

    Сфера распространения авторских прав иностранцев на территории России регулируется «Об авторском праве и смежных правах». Субъективные авторские права, возникшие на основе иностранного закона, признаются и охраняются на территории РФ при наличии международного соглашения и на условиях взаимности. Специфика и условия охраны авторских прав с иностранным элементом заключаются в том, что они определяются законом того государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основой для возникновения авторского права. Признание авторских прав основано на принципе национальности произведения, но учитывается и национальность автора:

    1) в отношении произведений иностранных авторов, впервые опубликованных на территории РФ, авторские права признаются за авторами-иностранцами;

    2) авторские права российских граждан на произведения, созданные за границей, признаются за этими гражданами;

    3) авторские права иностранцев на произведения, созданные за границей, признаются в Российской Федерации только при наличии международного соглашения.

    В отношении произведений иностранных авторов, впервые изданных за границей, в России действуют два различных режима.

    1. Охраняемые произведения – это произведения, опубликованные после 27 мая 1973 г. (дата вступления Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. в силу для Российской Федерации); произведения, подпадающие под действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г., впервые опубликованные после 13 марта 1995 г. (дата вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации); а также произведения, подпадающие под действие двусторонних договоров РФ о взаимном признании и защите авторских прав (с Австрией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Швецией и др.). Режим таких произведений определяется как нормами российского права, так и положениями международных соглашений. За исключением случаев, когда в международных договорах есть унифицированные материально-правовые нормы, к таким произведениям в силу принципа национального режима применяется российское законодательство об авторском праве.

    2. Неохраняемые произведения – это произведения, не подпадающие под действие Всемирной и Бернской конвенций и двусторонних договоров РФ. Авторы таких произведений не вправе претендовать на уплату вознаграждения за их опубликование в России.

    Двусторонние соглашения РФ о взаимном признании и защите авторских прав предусматривают взаимную охрану права интеллектуальной собственности на основе принципов взаимности и недискриминации. Охрана прав интеллектуальной собственности основана на применении принципа материальной взаимности. Каждая страна признает авторские права своих граждан независимо от места первого опубликования произведения и авторские права граждан третьих стран, выпущенные в свет на территории договаривающихся государств.

    Правовая защита авторских и смежных прав иностранцев в Российской Федерации осуществляется в административном порядке, в порядке гражданского и уголовного судопроизводства. Возможно привлечение нарушителя авторского права к административной ответственности. РАО представляет законные интересы авторов в государственных и иных органах. В УК предусмотрена возможность привлечения к уголовной ответственности за присвоение авторства (плагиат), незаконное воспроизведение произведений (контрафакция), распространение чужого произведения и другие виды незаконного использования объектов авторского и смежных прав.

    Немало важным фактором полноценного осуществления авторских прав является их защита. Территориальный характер авторского права является серьезным препятствием для международного сотрудничества в области обмена результатами творческой деятельности. Необходимость международно-правовой защиты авторских прав и их признание на территории других государств стала очевидной более 100 лет назад. В связи с этим унификация авторского права началась уже в XIX в. В 1886 г. была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (действует в редакции 1971 г.). Государства-участники основали Бернский союз для охраны прав авторов литературных и художественных произведений. Его административные функции выполняет ВОИС. Россия присоединилась к Бернской конвенции в 1995 г.

    Основа Конвенции – материально-правовые нормы об охраняемых произведениях и их авторах. Коллизионное регулирование – применение права страны, где испрашивается охрана авторских прав, или закона суда.

    При определении субъектов охраны в Бернской конвенции используется территориальный принцип охраны. Предпочтение имеет страна происхождения произведения (страна первого опубликования). Решающим признаком является не национальность (гражданство) автора, а национальность произведения, однако в отдельных случаях учитывается и национальность автора. Авторы из стран-членов Союза пользуются в других странах Союза (кроме страны происхождения произведения) в отношении своих произведений правами, которыми в этих странах пользуются их собственные граждане (т. е. национальным режимом), а также правами, специально оговоренными в Конвенции. Такая же охрана предоставляется авторам – гражданам государств, не входящих в Союз, если их произведения опубликованы в одной из стран Союза.

    Охрана неопубликованных произведений предоставляется только гражданам государств – членов Союза. Таким образом, Конвенция определяет различные условия охраны опубликованных и неопубликованных произведений.

    Максимальный срок охраны авторских прав составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Возможно увеличение сроков охраны в соответствии с национальным законодательством. В случае возникновения спора о сроках охраны применяется право государства первой публикации произведения. На переводы, фотографии, кинофильмы и другие объекты сроки охраны снижены.

    Отличительные особенности Бернской конвенции – существенные ограничения свободного использования произведений, наличие ряда формальностей по регистрации произведений, обратная сила действия положений Конвенции (однако каждое государство само определяет применение на своей территории этого начала). Объекты охраны – права автора на все произведения в области литературы, науки и искусства, выраженные любым способом и в любой форме. Конвенция устанавливает примерный (неисчерпывающий) перечень видов таких произведений.

    С точки зрения формальных условий охраны авторских прав на произведение Бернская конвенция придерживается концепции европейского права, выраженной в национальном законодательстве большинства европейских стран. Возникновение охраняемых авторских прав не связано с выполнением каких-либо формальностей. Право собственности на нематериальную вещь возникает от одного лишь факта создания произведения.

    Объем авторских прав определяется законом того государства, где испрашивается охрана. В данном случае автору предоставляются национальный режим и специальные права, предусмотренные в Бернской конвенции. Объем охраняемых прав не зависит от охраны произведения в стране его происхождения. Это относится и к материальным правам, и к судебной защите. Право на судебную защиту основано на принципе национального режима.

    Бернская конвенция представляет собой чрезвычайно высокий международный стандарт охраны авторских прав, поэтому ее положения оказались неприемлемыми для развивающихся государств. Таким государствам экономически невыгодно присоединение к Конвенции, поскольку для них практически недостижим такой высокий уровень охраны авторских прав на перевод и другие способы использования иностранных произведений.

    В 1952 г. по инициативе ЮНЕСКО была принята Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (действующая редакция 1971 г.), имеющая более универсальный характер, чем Бернская. Россия участвует в этой Конвенции с 1973 г. как правопреемник СССР. В преамбуле Конвенции подчеркивается, что ее цель – дополнить уже действующие нормы международного авторского права, но не заменить или нарушить их. Всемирная конвенция содержит большое количество отсылок к национальному законодательству, меньший объем материально-правовых предписаний, чем в Бернской конвенции. Для стран – участниц Всемирной конвенции нет необходимости изменять свои особые национальные системы авторского права.

    Всемирная конвенция устанавливает ряд существенных льгот для развивающихся государств: выдача государством принудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры и образования; право свободного перевода произведения по истечении 10 лет после его опубликования; свобода радио-и телепередач и свободное использование опубликованных произведений в учебных и научных целях. Нормы Конвенции не имеют обратной силы. Срок охраны авторских прав определяется законом государства, в котором испрашивается защита, но не короче продолжительности жизни автора плюс 25 лет после его смерти. Установлен также принцип сравнения сроков.

    Конвенция содержит примерный перечень охраняемых объектов авторского права, полностью совпадающий с перечнем, определенным в Бернской конвенции. Всемирная конвенция вводит понятие «выпуск произведения в свет» как его воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц возможности ознакомления с этим произведением. Введен специальный знак охраны авторских прав (copyright) в виде символа, указания обладателей авторского права, года первого выпуска произведения.

    Всемирная конвенция (как и Бернская) исходит из принципа национального режима. Объем авторских прав определяется национальным законодательством государств-участников. Всемирная конвенция устанавливает единственное специальное право автора – исключительное право автора на перевод и переиздание своего произведения. Для получения права на перевод чужого произведения создана специальная лицензионная система. Всемирная конвенция предусматривает идентичное Бернской коллизионное регулирование – применение права государства, где испрашивается защита авторских прав, или закона суда.

    В 1996 г. Женевская дипломатическая конференция приняла новый универсальный договор – Договор ВОИС по авторскому праву. Этот Договор установил принципиально иной, более высокий уровень охраны объектов авторского права: правовая охрана авторских прав прямо связана со стимулированием литературного и художественного творчества. Впервые в мировой практике указано, что охрана распространяется не только на форму выражения произведения, а на идеи и процессы; объектами охраны объявлены компьютерные программы, компиляции данных или другой информации как результаты интеллектуальной деятельности, «информация об управлении правами», приложенная к произведению. Особо подчеркивается необходимость выработки современных международных правил охраны авторских прав и сохранения баланса прав авторов и интересов общества в области доступа к информации. Договор ВОИС является своеобразным дополнением Бернской конвенции. В соответствии с Договором созданы специальная Ассамблея и Международное бюро ВОИС.

    Особое место среди универсальных международных договоров занимает Мадридская конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения 1979 г., которая предусматривает запрет двойного налогообложения как авторских, так и смежных прав.

    Среди региональных соглашений о международно-правовой охране авторских прав следует отметить Межамериканскую конвенцию по охране авторских прав 1946 г., регламенты и директивы ЕС (директива Совета ЕС о правовой охране компьютерных программ 1991 г.), Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права 1993 г.

    Выделение из авторского права смежных (аналогичных, родственных, других соседствующих) прав и установление их самостоятельной защиты связано с распространением «интеллектуального пиратства» (вторичное использование произведения без согласия автора и исполнителя, незаконное копирование и реализация фонограмм). Субъектами «смежных» прав являются артисты-исполнители, производители фонограмм, вещательные организации. Основные формы охраны смежных прав – право их субъектов разрешать или запрещать вторичное воспроизведение результатов их творческой деятельности.

    Международно-правовая унификация в области смежных прав – Международная (Римская) конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (основана на принципе национального режима, который предоставляется по законодательству страны, где испрашивается охрана). Римская конвенция установила минимальный уровень охраны смежных прав. Конвенция не имеет обратной силы. Минимальный срок охраны составляет 20 лет (государства вправе устанавливать более длительные сроки охраны). Все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм должны иметь международный знак охраны смежных прав.

    Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. существенно обновила и дополнила Римскую конвенцию путем предоставления производителям фонограмм особого режима охраны в рамках антимонопольного законодательства и уголовно-правовой защиты. Государства – участники Женевской конвенции отказались от предоставления иностранцам национального режима. Критерий выбора применимого права – законодательство государства гражданства производителя фонограмм. Все правовые формы охраны отнесены к компетенции государств-участников.

    Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (открыт для подписания только членам ВОИС) не влияет на обязательства государств по другим конвенциям об охране смежных прав, не затрагивает права авторов и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм. Срок охраны смежных прав составляет 50 лет. Значительно расширен круг их исключительных прав. Договор основан на принципе национального режима охраны: каждое государство-участник предоставляет гражданам других государств такой же режим, какой они предоставляют своим собственным гражданам в отношении перечисленных в Договоре исключительных прав исполнителей и производителей фонограмм.

    Помимо частых явлений нарушений в области авторского права по отношению к произведениям искусства в виде картин, аудио и видеозаписей, полнометражных фильмов и сериалов существует и проблема нарушений в области дизайна, как объекта авторского права, так и в качестве промышленного образца.

    Для правовой защиты исключительных прав на произведение дизайна характерным является то, что не обязательна регистрация его в качестве промышленного образца, так как любой объект творческой деятельности, в том числе и дизайн, охраняется авторским правом. Как известно, произведение авторского права не требует государственной регистрации, оно возникает в силу создания произведения.

    Истцу необходимо только обосновать в суде, что дизайн, например, упаковки товара, является художественным произведением, т.е. объектом авторского права, результатом творческой деятельности, как и иное художественное, музыкальное, литературное произведение.

    В обосновании своей позиции правообладатель может представить доказательства, того что дизайн (упаковки, продукта, сайта, программы и т.д.) создает узнаваемый среди потребителей образ, выделяет этот продукт или саму компанию на рынке аналогичных товаров/услуг. Либо также указывается на то, что дизайн отличается сложностью исполнения, оригинальностью, неповторимостью и уникальностью.

    При этом, как поясняет Верховный суд РФ, результат «априори» признается как произведение, созданное творческим трудом, до того момента, пока нет доказательств иному. А это значит, что даже если истцу не удалось обосновать в судебном процессе, что его дизайн является новым, уникальным и оригинальным, ответчик все равно не может утверждать, что результат труда дизайнера не является творчеством, а значит не подлежат охране авторским правом.

    И самый главный вывод, который следует из всего вышесказанного: тот факт, что дизайн продукта/упаковки не имеет государственную регистрацию как промышленный образец, не означает, что авторское право на произведение дизайна лишено правовой охраны.

    В качестве доказательств для подтверждения своего авторского права договором авторского заказа на выполнение дизайнерского решения или изготовления рисунка;

    актом приема-передачи к договору авторского заказа;

    свидетельством о депонировании, если таковое было получено на произведение.

    Что правообладатель дизайнерского решения вправе требовать от нарушителя

    Если вы обнаружили, что другое лицо использует дизайн вашей упаковки, самого продукта или сопутствующих элементов в своей коммерческой деятельности, вы вправе сначала направить нарушителю претензионное требование с настоятельной рекомендацией прекратить использование дизайнерского решения. В случае игнорирования претензии правообладатель может обратиться в суд с иском:
    о пресечении дальнейшего использования дизайнерского решения в коммерческой деятельности ответчика;

    о возмещении понесенных убытков, если бездоговорное использование дизайна причинило ущерб правообладателю;

    либо вместо возмещения убытков, истец может требовать взыскания денежной компенсации в размере до 5 млн. руб.

    об изъятии носителя дизайнерского решения, например, пресс-формы, упаковки с нанесением дизайна и т.д.

    Важно отметить, что в случае неоднократного нарушения одним юридическим лицом права на использование дизайнерского решения, перед судом также может быть поставлен вопрос о принудительной ликвидации компании-нарушителя по прокурорскому требованию.

    Однако, если вы желаете обезопасить от неправомерных посягательств ваше произведение дизайна, то все же рекомендуется зарегистрировать его в качестве промышленного образца, так полученный патент избавит от необходимости доказывать факт создания его Вами и какими признаками он обладает.

    В международном частном праве в отношении авторских действует принцип независимости и исключительности таких прав. И только Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», наделяет авторов «исключительными правами» на использование объектов, т.е. «комплексом» исключительных прав (право на воспроизведение, право на распространение, право на передачу в эфир и т.п.).

    Такой подход для авторского права в целом характерен для большинства государств мира, выражен он в общепринятом в странах Романо-германской правовой традиции принципе независимости авторских прав. В странах Англо-саксонской правовой семьи, где существует система copyright, тяготеющая к признанию авторского права правом собственности, ситуация аналогична: автор обладает комплексом имущественных прав на использование произведение. Указанный подход находит закрепление в основополагающем международно-правовом акте в области охраны авторских прав - Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 года.

    Следует отметить, что такая исторически сложившаяся ситуация имела положительное значение для авторского права, поскольку признание за автором комплекса имущественных прав, допускало их частичное отчуждение. Автор мог передать часть своих прав другим лицам, часть оставить за собой, при этом и автор, и правоприобретатель становились обладателями исключительных прав. Понятно, что «расщепить» единое исключительное право на части, закрепив их за разными правообладателями, не было бы никакой возможности. Признание за автором не единого исключительного права на использование произведения, а комплекса исключительных прав, делает возможным допустить их уступку (каждого по отдельности). Полная уступка авторских прав по нормам Закона «Об авторском праве и смежных правах» запрещалась: п. 2 ст. 31 Закона запрещает передавать авторские права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора. Такой подход законодателя имеет поддержку в науке и трактуется как дополнительная гарантия защиты имущественных интересов авторов, поскольку авторы в начале творческого пути часто продают права на свои произведения практически за бесценок. А со временем произведение завоевывает общественное признание, и автор приобретает известность, но выгоду от этого получают только обладатели имущественных прав. Таким образом, до принятия раздела ГК РФ об интеллектуальных правах в законодательстве сложились две диаметрально противоположные тенденции: признание за правообладателем единого исключительного права на использование объекта (в большинстве институтов исключительных прав) и признание за правообладателем комплекса исключительных прав на использование объекта (в авторском праве).

    В связи с поставленной на современном этапе перед правовой наукой и законодателем задачей проведения кодификации правовых норм об интеллектуальных правах, с выработкой и консолидацией общих положений права интеллектуальной собственности, отмеченная ситуация, не могла способствовать достижению поставленной задачи, поскольку создала бы невозможность закрепления некоторых общих, единых для всего права интеллектуальной собственности, правовых положений.

    Допущение существования в авторском праве комплекса исключительных прав, в отличие от патентного права и других институтов права интеллектуальной собственности, делает невозможным выработку единых положений о лицензионных договорах и договорах уступки исключительных прав.

    В заключение, хотелось бы обозначить значение охраны авторского права и самого авторского права в международных частных отношениях. Человеческий ум, сознание, труд и изобретательность людей и то на, что они способны, всегда были и остаются объектом пристального изучения, ведь даже сам человек, на данный момент, не в состоянии постичь до конца всю природу своих возможностей. Знаменитые художники и скульпторы, в особенности Эпохи Возрождения, вошли в историю благодаря своим картинам и скульптурам, которые являются олицетворением вершины человеческого творения, а также являются национальным достоянием и культурным наследием не только конкретной страны, но и всего мира. Выдающиеся композиторы и музыканты создали великолепные музыкальные композиции, которые и по сей день будоражат воображение и являются предметом восхищения среди людей. Количество писателей и ученых, даже среди известных и великих авторов не подается счету, а их книги пользуются огромной популярностью, они цитируются, переиздаются, по ним создают новые труды, ставят спектакли в театре, и экранизируют фильмы и сериалы. В свою очередь с развитием кинематографа в начале XX века началось развитие этого направления искусства, а сам кинематограф, как явление прославил и стал олицетворением таких стран как США, СССР (а затем Россия), Италия, Индия и Великобритания. Искусство является одним из двигателей прогресса наравне с наукой и техникой, и поскольку его значение невероятно велико, а сохранность весьма проблематична, особенно в XXI веке, законодательство в области авторского права, как на внутригосударственном, так и на международном уровне играет важную роль и является едва ли не единственным способом, что позволяет сохранить принадлежность тех или иных авторских произведений за их создателями. И поэтому дальнейшее развитие охраны и защиты авторского права должно быть незыблемым и не терять своей актуальности.

    Список литературы:

    Нормативно-правовые акты


    1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г.

    3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г.

    4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от 01.07.1996 г. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.


    Учебная литература



    1. Международное частное право (Международная охрана авторских прав и смежных прав, Гетьман-Павлова И.В., 2005);

    2. Интеллектуальная собственность (Под ред. И.М. Коршунова. Юрайт., 2006);

    3. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав // Закон. 2007. №10. .Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учебник / под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011. .

    4. Богданова Е.Е. Формы и способы защиты гражданских прав и интересов// Журнал российского права. №6. 2003.

    5. Гражданское право: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. Том I. М.: Волтерс Клувер, 2004. .Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. В

    6. Содержание и осуществление исключительных прав (диссертация Аникин А.С. 2008);

    7. Осуществление и защита гражданских прав. (М.: Статут, 2001. 15.Гришаев С.П.).


    написать администратору сайта