ТЕМА 3 технология окраски поверхностей водными составами. Окраска внутренних поверхносте
Скачать 70.54 Kb.
|
ОКРАСКА ВНУТРЕННИХ ПОВЕРХНОСТЕ Требования к готовности здания для производства малярных работ. От технической готовности строящегося здания к производству малярных работ зависят продолжительность, трудоемкость, себестоимость и качество малярных работ. Техническая готовность здания к производству малярных работ определяется состоянием всех предыдущих строительно-монтажных работ и качеством их выполнения, а также качеством и степенью заводской готовности деталей и конструкций, использованных при возведении здания. До начала малярных работ должны быть окончены все строительные, монтажные и отделочные работы, штукатурные и облицовочные, при выполнении которых возможно повреждение малярной отделки, а также остеклены окна; полностью закончена и опробована система отопления зданий; заделаны раствором и герметиком места примыканий блоков и панелей друг к другу, а также места соединений панелей перекрытий и места с большими неровностями на поверхности железобетонных изделий; оштукатурены отверстия в местах прохождения стояков, трубопроводов и других разводок, а также монтажные отверстия и поврежденные места; законопачены и заделаны раствором оконные, балконные и дверные блоки; выполнены стяжки и выравнивающие слои под полы; установлены ограждения лестниц и встроенные шкафы; загерметизированы швы между блоками или панелями; выполнены все кровельные и гидроизоляционные работы; установлены конструкции и каркасы для крепления подвесных потолков, облицовки из природного камня и подвески светильников; просушены все сырые помещения и отдельные места конструкций. Особое значение имеет своевременное и качественное выполнение санитарно-технических и электромонтажных работ. Опоздание прокладки скрытых трубопроводов вызывает необходимость заделки и просушки мест их расположения, перекраски поверхностей. Опрессовка систем отопления и водопровода, промывка канализации в процессе окраски помещений или после ее завершения приводит к трудноустранимым дефектам и переделке уже выполненных работ. В зимнее время в помещениях, где выполняют малярные работы, температура воздуха должна быть не ниже 10°С и относительная влажность воздуха — не более 70%. Малярные работы зимой. Внутренние малярные работы производятся в утепленных и отапливаемых помещениях; температура воздуха в помещениях, а также температура поверхностей не должна быть ниже +8°. Окраску наружных поверхностей известковыми составами допускается производить, если температура наружного воздуха не падает в течение суток ниже +5°. Окраску наружных поверхностей перхлорвиниловыми красками допускается производить при наружной температуре до —20°.
Окрашенные поверхности не должны подвергаться резким колебаниям температуры, омываться теплым воздухом из вентиляционных труб, открытых форточек и др. В нетиповых зданиях устраивают временные входные двери и заделывают все проемы и отверстия в неотапливаемую часть здания. Подлежащие отделке бетонные и железобетонные изделия (перегородки, акустические плиты и т. д.), штукатурка и гипсобетонные панели должны быть влажностью не более 8, а деревянные изделия — не более 12%. Поверхности, подлежащие окраске, предварительно просушивают и очищают от брызг и потеков раствора, жировых пятен, высолов и коррозии. Перед сдачей фасада под окраску вдоль него расчищают и планируют площадку шириной не менее 3 м для установки лесов (если это предусмотрено проектом производства работ). К началу отделочных работ должна быть спланирована строительная площадка, устроены дороги и подъезды и т. д. Срок начала отделочных работ должен соответствовать утвержденному для данного объекта графику. Чтобы приступить к отделочным работам, необходимо иметь акты на скрытые работы и на приемку объекта под отделку. В актах на скрытые работы указывают данные о выполненных работах, которые могут в дальнейшем повлиять на качество отделки (например, о прочности стяжки под выравнивающим слоем). В акте на приемку объекта под отделку отмечают соответствие качества и степени заводской отделки железобетонных, гипсобетонных, столярных, металлических и других изделий требованиям ГОСТов и ТУ; качество сдаваемых под отделку конструкций и плоскостей — вертикальность, горизонтальность, ровность, прочность, жесткость, плотность заделки зазоров и т. п. Отделочные работы, как правило, выполняют в определенной технологической последовательности: стекольные, штукатурные, облицовочные, малярные и обойные. В зависимости от типа пол устраивают или до малярных и обойных работ или после. 32.2. Окраска водными составами Число и последовательность операций по окраске водными составами зависят от вида поверхности, окрасочного состава и требований, предъявляемых к качеству окрашенной поверхности. Технологические операции, выполняемые при подготовке и окраске водными составами поверхностей внутри помещений, приведены в таблице.
Примечание. Знаком «+» обозначены выполняемые операции, а знак «-» показывает, что данная операция не выполняется. Окраску клеевыми составами начинают только после высыхания последнего слоя грунтовки, не позднее чем через 24 ч после ее нанесения. При этом окрасочные составы наносят дважды. При ручной окраске используют кисти-макловицы, маховые кисти и валики с чехлами из поролона или губчатой резины. Д ля окрашивания потолка применяют составы с меньшим количеством клея. Потолки обычно окрашивают в два приема. Первое окрашивание производят кистями, при этом движение кисти должно соответствовать направлению падающего из окна света (рис. 1). Когда подсохнет первый слой, поверхность покрывают вторым тонким слоем колера из краскопульта. Рисунок 1. Направление окрашивания поверхностей Окрасочный состав под давлением начинает поступать в нагнетательный рукав, а затем в удочку к форсунке. При нажатии на рычаг крана удочки окрасочный состав с силой вылетает из форсунки и распыляется по поверхности в форме факела. При окрашивании поверхности ручным краскопультом (рис. 2) работу ведут два маляра: один непосредственно производит окраску, а второй нагнетает окрашивающий состав в баллон краскопульта. Баллон вмещает 3 л окрасочного состава. К баллону краскопульта подсоединяют два рукава - напорный и всасывающий, а также удочку с форсункой. Перед началом работы необходимо проверить герметичность соединений. Всасывающий рукав опускают в емкость с окрасочным составом. В самом баллоне находится плунжерный насос и два шаровых клапана. При подъеме ручки насоса создается разница давлений в баллоне и емкости с краской, что позволяет открыться всасывающему клапану. Окрасочный состав через фильтр и всасывающий рукав поступает в баллон. Когда ручку насоса опускают, всасывающий клапан закрывается и открывается нагнетательный. Р исунок 2. Ручной краскопульт СО-20Б: 1 - баллон; 2 - удочка; 3 - форсунка; 4 - ручка плунжерного насоса; 5 - нагнетательный рукав; 6 - рычаг крана; 7 - фильтр с всасывающим рукавом При работе с удочкой необходимо соблюдать правильное расстояние между форсункой и окрашиваемой поверхностью (рис. 3). При чрезмерном удалении форсунки краска будет стекать по поверхности, а при чрезмерном приближении - отскакивать от поверхности, что приведет к перерасходу окрасочного состава. Стены окрашивают кистями и валиками в два приема, но сначала у потолка шнуркой отбивают верхнюю границу окрашивания цветным колером. Р исунок 3. Положение форсунки относительно окрашиваемой поверхности: а - правильное положение удочки; б - положение, вызывающее потеки краски; в - положение, вызывающее отскок краски П ри работе маховыми кистями поверхность окрашивают в два приема: окраска - горизонтальными движениями; растушевка - вертикальными движениями. Окраска макловицами не требует поперечной растушевки, и окрасочный состав наносят вертикальными движениями вверх-вниз. При этом высокие помещения окрашивают методом «кисть в кисть» (рис. 4), чтобы стыки окрашенных участков не успевали подсыхать и были незаметны на поверхности. Рисунок 4. Окраска поверхностей кистью-макловицей методом «кисть в кисть» Окраска известковыми составами получится прочной, если известь успеет карбонизироваться, т. е. гидрат оксида кальция, входящий в состав известковой краски, превратится в кристаллический углекислый кальций. Для этого необходима влажная среда. Поэтому известковыми составами лучше окрашивать влажные поверхности, не подверженные действию солнечных лучей и сухого ветра. Наносят известковую краску краскопультом или маховыми кистями. При этом приемы работ при окраске стен и потолков такие же, как и при окраске клеевыми составами. Окраску силикатными составами производят валиком или кистью через 10... 12 ч после нанесения грунтовки. Краску при однотонном покрытии наносят в один-два слоя. Второй слой наносят через 10... 12 ч. Если необходимо нанести рисунок, то применяют резиновый валик. При этом краску наносят через 1...2 ч после первого окрашивания. Приемы работ кистью и валиком такие же, как и при окраске клеевыми составами. Окраска водоэмульсионными составами ведется по чистым, сухим, хорошо подготовленным, огрунтованным поверхностям. Для нанесения водоэмульсионных красок используют кисти и валики. Кистями краску на поверхность стены наносят вертикальными мазками на расстоянии 5... 7 см друг от друга. Растушевывают краску по поверхности горизонтальными и вертикальными движениями. Перед окраской всей поверхности валиком окрашивают кистью-ручником углы и другие труднодоступные места (у плинтусов, на границе окраски). При окраске валик перемещают вертикальными движениями сверху вниз, перекрывая захватки окраски на 2...3 см. Водоэмульсионные краски высокой вязкости наносят в один слой, а менее вязкие - в два слоя. Второй слой наносят только после полного высыхания первого. 32.3 Технология окрашивания стен и потолков Технология окрашивания подразделяется на ручной и механизированный способы окрашивания поверхностей. Вручную стены и потолки окрашивают с помощью ручных валиков или кистями, нанося полосу за полосой сплошным слоем. При окрашивании механизированным способом в 1 л краски добавляют 125—180г скипидара. Когда колер приготовляют из сухих пигментов, эмульсионного разбавителя берут 70% и олифы 30%, смешивают их, постепенно всыпают туда при тщательном перемешивании пигмент. Техника окрашивания маховыми кистями, кистями – макловицами и валиками Маховые кисти широко применяют для окрашивания всевозможных больших поверхностей. Для получения ровной, чистой окраски надо знать не только технику работы, но и правильно набирать кистью окрасочный состав, который необходимо систематически выбалтывать той же кистью, поворачивая ее в руках два-три раза. От этого состав получается однородным как по густоте, так и по цвету, а на дне посуды не образуется осадка. Желательно через каждые 5—б мин состав перемешивать веселкой или палкой. Это нужно для того, чтобы не было осадка в недоступных для кисти местах. Кисть опускают в окрасочный состав только неподвязанной частью волоса, излишки ее отжимают о края посуды. Кистью надо работать так, чтобы были равномерные взмахи и краска ложилась ровными, тонкими слоями. Кисть необходимо периодически вращать в руках, чтобы она срабатывалась равномерно со всех сторон и приобретала форму факела, а не лопаты. Если нажимать на кисть во время работы слабо, то краска ложится узкими полосами (штрихами или ласа ми), часто толстым слоем. При сильном нажиме на кисть краска стекает, образуя потеки, но ложится тонким слоем. Поэтому надо сначала на кисть делать не большой нажим, а по мере расходования краски нажим увеличивать. Работая кистью, надо добиваться того, чтобы, скользя по поверхности, она оставляла длинные тонкие штрихи краски, которые по ходу работы растушевывают. Во время окрашивания кисть следует держать перпендикулярно или с небольшим наклоном к окрашиваемой поверхности, держат кисть, а более правильно штырек, двумя руками и водят ею во весь размах или же левой рукой крепко держат штырек, а правой водят его. В этом случае правая рука скользит по штырьку, то приближаясь к левой руке, то удаляясь от нее. При окрашивании маховой кистью краску можно наносить как горизонтальными штрихами, так и вертикальными, хорошо их растушевывая. Лучше всего работу вести так. Окрашивая стены, краску наносят сперва горизонтальными штрихами, а затем вертикальными ее дополнительно растушевывают. В этом случае лучше всего работать вдвоем: один наносит краску горизонтальными штрихами, второй идет за ним и тут же растушевывает ее вертикальными. Конечно, можно работать и одному: сначала наносить горизонтальные штрихи на какую-то часть стены (захватку) и тут же растушевывать вертикальными. Или же полностью покрывать всю стену краской в одном на правлении, затем в другом, но тут, возможно, придется добавлять краску. При двойной растушевке пропусков неокрашенных мест не бывает. Краску, нанесенную кистями, можно выравнивать, как бы припудривая тонким слоем краски с помощью краскопульта. Назначение флейцевых кистей и кистей — флейцевать или торцевать окрашенные кистями поверхности. Однако ими пользуются и для окрашивания. Работать можно как короткой ручкой, так и длинной, на которую крепят инструменты, действуют флейцами и макловицами точно так же, как и маховой кистью, но только не вращают их. Можно работать и кистями с короткой ручкой одному или двум работникам. Если человек работает один, то он сначала со стола, табурета или стремянки окрашивает только верх стены полностью или частями, а затем низ, тщательно растушевывая краску. При работе вдвоем один окрашивает верх стены, второй идет за ним и красит низ, тщательно растушевывая краску в местах стыкования. Техника окрашивания валиком заключается в том, что для работы необходимы валик, ванночка или ведро с установленными в них отжимными сетками для снятия излишков краски, набираемой валиком. Валики производительнее кистей. Ими можно грунтовать и окрашивать различные поверхности клеевыми, известковыми и масляными красками. Когда применяют кусок стали с набитыми отверстиями, то его укладывают в противень или ванночку острыми конца: вниз, а по гладкой поверхности прокатывают валиком. Вместо стали можно использовать фанеру, доску, пластмассу. Отверстия следует сверлить диаметром 12—15 мм, располагая их в шахматном порядке через 25 мм друг от друга. Валиком невозможно окрасить стены в углах, около наличников, плинтусов и т. д. Поэтому такие места следует предварительно прокрасить любой кистью и хорошо растушевать краску. Работа валиками производится так. Валик опускают в краску и прокатывают им по сетке. Отжав излишки краски, его приставляют к поверхности стены или потолка и ведут в нужном направлении: на стенах—сверху вниз, на потолках по направлению световых лучей. Окрашивая стены сверху вниз, затем снизу вверх, накладывают полосы, или ласы, краски валиком одна на другую так, чтобы они перекрывались на 4—5 см. Вначале валик наносит более толстые слои краски, и тогда по одному и тому же месту надо прокатать им два или более раз. По мере расходования краски силу нажима на валик увеличивают. Окрасить стены можно за один прием вертикальными ласами или за два, когда сначала наносят горизонтальные ласы, затем вертикальные. В любом случае краску необходимо тщательно растушевывать. Если обнаруживаются дефекты, то выполняют повторную окраску. Иногда краску наносят на поверхность кистями, хорошо растушевывая, а затем прокатывают валиками, разравнивая ее, получая при этом ровную окраску. Валиком не только окрашивают, но и грунтуют поверхности. Грунтовку желательно применять подкрашенную, т. е. такого же цвета, как и краска. Пользоваться валиком более производительно, чем кистями. За один рабочий день можно окрасить до 300 м2 поверхности стен. Срок службы валиков весьма большой. Валик из высококачественного меха способен окрасить более 3 тыс. м различных поверхностей. Окончив работу, валики обязательно промывают в теплой воде с мылом, удаляя всю краску. От известковых составов валики быстро приходят в негодность. Техника окрашивания поверхности краскопультом Механизированная окраска стен и потолков клеевыми составами выполняется с помощью удочки. Маляр работает в защитных очках и респираторе. При окраске потолкамаляр направляет струю перпендикулярно к поверхности потолка и вращает удлиненную трубку удочки по спиральным окружностям диаметром 0,8… .0,9 м в горизонтальной плоскости, следя за равномерным насыщением поверхности. Окраска ведется вдоль стены параллельными полосками, перекрываемыми на 5… 10 см. Окрасив полосу, маляр сдвигает удочку на 0,9м и, перемещаясь в обратном направлении, окрашивает следующую полосу. При окраске стенодной рукой он держит рукоятку удочки и регулирующего клапана, упирая ее на себя, другой — удлиненную трубку, становясь вполоборота к стене. Затем подносит форсунку к верхней части становясь, нажимает ручку клапана, направляя конусообразную струю распыленной краски перпендикулярно к поверхности, и передвигается вдоль нее, делая плавные круговые движения без пропусков и двойных проходов. Форсунка находится примерно на расстоянии 0,75… 1 м от стены. При большем расстоянии состав теряет скорость и оседает на пол, а при меньшем — отскакивает от поверхности. Состав наносят сверху вниз и снизу вверх, передвигаясь вдоль стен комнаты, дефекты подправляют кистями. 23.4. Контроль качества Качество отделки зависит от тщательности подготовки малярных составов и соблюдения технологии выполнения работ. Все малярные составы должны иметь заданную вязкость. Их надо процедить или очистить другим способом от посторонних включений и использовать в сроки, соответствующие их годности. Окрашенные поверхности должны быть однотонными, без пятен, полос, брызг, волосков от кисти. Фактура поверхности, окрашенной масляными или эмалевыми красками, должна быть глянцевой или матовой, без неровностей вследствие плохой шлифовки. Недопустимы местные искривления линий и закраски в сопряжениях. |