Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль вокально-хоровых навыковв формировании детских голосов

  • Ключевые слова

  • Список литературы 1. Алиев Ю.Б.

  • 3. Шелестова Л.В.

  • 5. Малинина Е.М.

  • 8. Осеннева М.С.

  • 9. Попов В.С., Тихеева Л.В.

  • 12. Юцевич Ю.Е.

  • Научная статья по музыке. НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ПО МУЗЫКЕ оригинал. Омельченко Виктория Сергеевна учитель музыки Брянковская средняя школа 19


    Скачать 62 Kb.
    НазваниеОмельченко Виктория Сергеевна учитель музыки Брянковская средняя школа 19
    АнкорНаучная статья по музыке
    Дата31.05.2022
    Размер62 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНАУЧНАЯ СТАТЬЯ ПО МУЗЫКЕ оригинал.doc
    ТипСтатья
    #560188

    Омельченко Виктория Сергеевна

    учитель музыки

    «Брянковская средняя школа №19»

    omelchenckoivan@yandex.ru

    Роль вокально-хоровых навыков
    в формировании детских голосов


    Статья посвящена детскому голосу и особенностям его развития, использованию практических приёмов воспитания вокальных навыков в процессе обучения хоровому пению.

    Ключевые слова: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, дикция.

    The article is devoted to the child's voice and the peculiarities of its development, the use of practical techniques for the education of vocal skills in the process of teaching choral singing.

    Key words: singing installation, singing breathing, sound production, diction.
    Наиболее доступной, массовой формой коллективной, творческой музыкальной деятельности является хоровое пение. Именно через пение исполняется задача морального и эстетического воспитания школьников.

    Детское хоровое творчество дает условие для самоутверждения детской личности, обогащает опыт эстетических и жизненных отношений, помогает через активные личные переживания художественно-музыкальных образов совершить переход до более глубокого познания искусства.

    Воспитательное влияние будет более действенным, когда в процессе разучивания песен раскрывается содержание, художественный образ, когда дети начинают понимать способы музыкальной выразительности и владеть способами выразительного исполнения.

    Опыт показывает, что певческий голос можно воспитать практически у всех детей. Правильное певческое развитие с учётом возрастных особенностей и закономерностей развития детского голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.

    Актуальность освещаемой темы заключается в том, что хоровое пение концентрирует в себе все формы работы на уроке: исполнение песен, знакомство с музыкальной грамотой, восприятие музыки, импровизацию. Учащиеся соответственно возрастным этапам овладевают определённым минимумом умений, знаний и навыков, которые определяют уровень их исполнения.

    Поэтому целью данной работы является: формирование вокально-хоровых навыков у учащихся, развитие внутреннего слуха.

    Исходя из данной цели, существуют следующие задачи:

    – развитие музыкальных способностей, таких как слух, память, чувство ритма;

    – овладение культурной речью, выработке чёткого выразительного произношения.

    В практике хоровой работы обычно мало обращается внимания на индивидуальное развитие певческого голоса. Увлекаясь работой над качеством хорового звучания руководитель подчас не считает возможным затрачивать время на занятия с отдельными учащимися.

    Работая в хоре, руководитель несёт большую ответственность за воспитание певчески правильного здорового голоса своих певцов. Даже самый заурядный голос можно и надо развивать.

    Что же должно способствовать успешным занятиям с хором? Первое, что требуется от учителя- это знание особенностей развития голоса учащихся, потому что требования, которые он предъявляет к детям должны всегда соответствовать их возрастным возможностям. И второе – руководителю самому необходимо обладать хорошим музыкальным слухом, правильно говорить и петь. Это вовсе не значит, что ему надо иметь прекрасный голос, однако учитель должен уметь пользоваться им, потому что дети в процессе обучения непременно будут ему подражать.

    Одним из главных условий успешного певческого воспитания является развитие слухового внимания учащихся [2]. Выполнение этого условия позволит планомерно и последовательно развивать музыкально-вокальный слух школьников.

    Для воспитания слуха совсем не безразлично, в какой обстановке проходят занятия. Научить ребёнка слушать и слышать то, о чём рассказывает учитель, что он поёт и играет, можно только в тишине. Тишину на занятиях (рабочую дисциплину) нужно создать с первых же уроков, а для этого необходимо суметь заинтересовать детей. Именно интерес к занятиям вызывает у учащихся отклик на музыку, создаёт им эмоциональную настроенность, при которой обостряется их слуховое внимание, воспитывается сознательное творческое «слышание», т.е. умение представить себе и воспроизвести правильный звук. Все это имеет большое значение для воспитания голоса, всех его положительных свойств, а также художественных задатков учащихся. Слух для учителя и ученика является главным «контролем» при обучении пению.

    Для контроля над звуком учителю нужны ясные представления того, как проходит работа органов участвующих в голосообразовании, какой звук получается при правильной их работе. Обладая такими представлениями, учитель сможет верно оценивать звучания хора, сознательно и вполне объективно исправлять недостатки в пении учащихся.

    Если же учитель добивается определённого звука, руководствуясь только собственным вкусом, субъективными ощущениями, и совсем не заботится о соблюдении певческих норм, певческого режима, он может нанести голосу учащихся непоправимый вред. Часто, например, учителя занимаются воспитанием вокальных навыков раздельно. Это неверно. Какую бы задачу на данном уроке учитель себе не ставил (укрепить дыхание, усовершенствовать дикцию в разучиваемой песне, добиться большой звонкости звука и т.д.), воспитание «вокальной речи» должно неизменно совершаться в едином комплексе. Так, работая над дикцией, надо в то же время следить и за правильностью дыхания, и за качеством звука. Как известно, орган слуха, голосовые органы (гортань, глотка, мягкое нёбо, ротовая и носовая полости, где звук окрашивается) и органы дыхания (лёгкие, диафрагма, межрёберная мускулатура, мышцы трахеи и бронхов)-все это один сложный певческий механизм [3]. Вся сложная деятельность певческого механизма строго согласована и подчинена центральной нервной системе (головному мозгу). Именно там происходит контроль и регуляция этой деятельности при непосредственном участии органа слуха.

    Между центральной нервной системой и работающими органами существует постоянная связь. От звука, спетого учащимися, остаётся след в его центральной нервной системе (памяти). Если ученик пел слишком напряжённо, громко или слишком вяло, неразборчиво произнося слова, а его ошибки не были исправлены, то при дальнейшем пении звук сформируется с теми же ошибками, т.е. согласованная работа органов нарушится. Это приведёт к воспитанию неправильных навыков, а значит и к порче голоса.

    В процессе систематических, правильно организованных занятий, когда учитываются особенности деятельности голосового механизма, у плохо интонирующих детей появляется нужная координация слуха и голоса, в результате чего ребёнок начинает интонировать точнее.

    Кроме особенностей, характерных для каждого определённого возраста, существуют и общие закономерности в работе певческого механизма, свойственные всем возрастам.

    Так, при нормальном, свободном пении колебание голосовых связок гортани всегда равномерно; во время образования звука подвижность мягкого нёба очень большая, маленький язычок быстро поднимается кверху, отчего увеличиваются резонаторные возможности; вдох бывает спокойным, без перегрузки и напряжения – это позволяет поющему осуществлять плавный выдох и достигать ровного звучания.

    Учитель не видит всех этих деталей работы голосового механизма, но о её правильности он может судить по звуку. Тут ему приходит на помощь «вокальный слух». В современной научной литературе вокальный слух рассматривается как сложное чувство, куда входит множество чувств, в том числе и зрение. Слушая певческий звук, оценивая его качество, мы как бы «видим» работу голосовых органов и сознательно управляем ею.

    Какой же певческий звук должен служить при этом образцом?

    Наука на это вопрос даёт ответ: звук, нормально сформированный, всегда активный, эмоциональный, непременно свободный и лёгкий, без малейшего намёка на форсировку [6].

    В настоящее время музыкальными акустиками установлены свойства нормально развивающегося певческого звука и естественного тембра голоса. Это – звонкость, ровность, полётность (то есть при правильном звучании голоса звук легко распространяется в пространстве, как бы летит вдаль).

    От чего же зависит звонкость голоса?

    Дело в том, что каждый гласный звук певческого голоса имеет сложную структуру. Он содержит большое количество дополнительных тонов (обертонов), сливающихся в один основной тон. Эти дополнительные тоны имеют разную частоту колебаний в секунду. Высокочастотные обертоны (соответствующие примерно четвёртой октаве) придают естественно сформированному гласному звуку звонкость, яркость, обогащают тембр голоса интонационными красками [5].

    Звонкость – драгоценное качество, необходимое как низкому, так и высокому голосу. В процессе роста учащихся звонкость в их голосе увеличивается. В переходном возрасте она временно уменьшается, но потом снова продолжает развиваться.

    Многие, думают, что петь надо громко, с большой силой, тогда пение будет значительным, интересным, содержательным. Это неверно, при злоупотреблении, громкостью исчезает не только звонкость, но и другие свойства тембра. При громком пении нарушается закономерная, согласованная работа всего певческого механизма: дыхание делается напряжённым, судорожным, мягкое нёбо – пассивным. Голосовым связкам гортани трудно сопротивляться большому напору воздуха при выдохе, они теряют упругость и равномерность колебания.

    Одним из важнейших условий воспитания навыков пения является соблюдение правил певческой установки: прямое, без напряжения, положение корпуса и головы, расправленные, слегка оттянутые назад плечи, лёгкий прогиб позвоночника а области поясницы, свободно опущенные вниз (или лежащие на коленях) руки [7].

    Особое внимание уделяется артикуляции. Рот следует открывать естественно и свободно. Зажатая челюсть, скованность губ и языка, или наоборот, их вялость и пассивность-все эти недостатки сказываются на качестве певческого языка.

    Вялость артикуляции обычно является причиной плохой дикции, гласные и согласные не имеют необходимой ясности, безжизненный характер [1]. Особое значение для качества вокальных гласных имеет активность не только передней части артикуляционного аппарата, но и заднего его отдела-глотки, непосредственно связанной с гортанью (активность мягкого нёба). Однако эта активность не должна приводить к перенапряжению, форсированию работы глотки, ибо это поведёт к искажению гласных, к чрезмерному их «затемнению».

    Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни. Брать дыхание рекомендуется через нос. Типичным недостатком у необучавшихся пению школьников является поверхностное, неглубокое дыхание, с преимущественным участием верхней части грудной клетки. Внешне это выражается в поднимании плеч. Вдох должен быть умеренным, без перебора воздуха. В работе над постепенным углублением дыхания учителю помогают такие сравнения: вдохни так, чтобы воздух «дошёл до пояса», вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый цветок.

    Научить экономно расходовать выдыхаемый воздух. распределить его на всю фразу в пении – важная задача вокального воспитания [4]. Непременным условием правильного певческого дыхания является сохранение при выдохе так называемой «вдыхательной установки», без резких и больших движений грудной клетки при вдохе. Расширяться при вдохе должны лишь нижние рёбра («поясок при вдохе становится теснее») [5].

    Расход воздуха при пении больше, чем при обычном физиологическом дыхании. Ритм дыхания значительно отличается от обычного спокойного дыхания. Если в последнем вдох по времени почти равен выдоху, то в пении вдох быстрее, а выдох значительно длиннее, т.е. он должен соответствовать длительности певческой фразы [8].

    «Перебор» дыхания является причиной напряжённого форсированного звучания голоса. Кроме того, лишний воздух чрезмерно давит на связки, что влечёт за собой неточную интонацию.

    Полезным приёмом в работе над певческим дыханием является ощущение легкого зевка при вдохе, который расширяет глотку, подготавливает форму резонатора [9].

    Первым требованием при воспитании у учащихся певческого звукообразования является воспитание напевного, протяжного звучания голоса. Нередко в начале обучения пению ребята не поют, а просто декламируют текст той или иной песни. Учитель должен сразу же объяснить, что петь – это значит тянуть звук, как на скрипке, протяжно исполнять каждую гласную.

    Воспитывая певческое звучание, учитель все время заботится о том, чтобы дети пели звонко, светло, лёгким, мягким, напевным, нефорсированным звуком.

    Добиваясь протяжного исполнения гласных, учитель должен обращать внимание на короткое, собранное, чёткое произношение согласных. Если гласные звуки – основа, дающая протяжность, силу и окраску певческого звука, то согласные являются как бы контуром: одни помогают осмысленному, выразительному исполнению текста песни, более полному выявлению содержания, художественного смысла.

    Благоприятны в вокальном отношении «звучащие» согласные б, в, г, д. Тексты песен, содержащие большое количество таких согласных, являются в пении наиболее удобными.

    Важное значение в работе над дикцией имеет применение слогов, состоящих из различных сочетаний согласных и гласных [10]. Сочетание например, гласных у, о с согласным, произносящимся с участием заднего отдела артикуляционного аппарата – слоги, «ку», «гу» – даёт наибольший эффект в борьбе с «белым», «плоским», «открытым» звучанием.

    В этих целях рекомендуется использовать и слоги «му», «лу», «ло» и др.

    При выработке звонкого, светлого звука хорошо применять гласные «и», «е» в сочетании с согласным, произносящимся с участием переднего отдела артикуляционного аппарата (например, слоги «ля», «ди», «зи»).

    Очень важно соблюдать правильное соотношение ударных и безударных слогов в тексте. Типичной ошибкой в пении учащихся является резкое выделение безударных окончаний слогов.

    Несовпадение ударений в слове с сильной музыкальной долей (если это все ж встретится в какой-либо песне) следует преодолевать вокальным приёмом – смягчать звучание сольной доли, на которую приходится безударный слог и, наоборот, несколько выделить слабую музыкальную долю, на которую приходится смысловое ударение в слове или фразе. Исключение в этом смысле представляют народные песни, где несовпадение ударений определяется стилевыми особенностями.

    Воспитание у школьников вокально-хоровых навыков достигается как при работе с песенным материалом, так и с помощью вокально-хоровых упражнений, которые даются в обозначенной последовательности при постепенном усложнении заданий, для закрепления отдельных элементов звукообразования и развития комплекса певческих навыков.

    Школьники должны понимать, что вокально-хоровые упражнения – это школа вокального искусства, что к работе над ними нужно относиться так же серьёзно, как и к работе над песней [11].

    Следует подчеркнуть, что формирование вокально-хоровых навыков основывается на развитии музыкального слуха детей, связи с развитием музыкальной грамотности, активности и эмоционального отклика у детей в процессе занятий, сознательному усвоению навыков и других методических принципах музыкального воспитания.
    Список литературы

    1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. – М.: Издательство «Просвещение», 1978. – 175 с.

    2. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителя о детском голосе. – М.; Издательство «Музыка», 1972. – 32 с.

    3. Шелестова Л.В. Интегрированные уроки по предметам эстетического цикла: сборник / Сост. Л.В. Шелестова. – М.: Школьный мир, 2006. – 128 с.

    4. Кеериг О.П. Детский хор : Методика работы в условиях самодеятельности : Учеб. пособие / О. П. Кеериг; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской, Каф. теории музыки и хороведения, Каф. акад. хора. – Л.: ЛГИК, 1991. – 48 с.

    5. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей / [Предисл. В. Морозова]. – Ленинград: Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1967. – 88 с..

    7. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. / Д.Е. Огороднов – Изд. 3-е.– К.: «Музична Украйина», 1989. – 164 с.

    8. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. С. Осеннева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.

    9. Попов В.С., Тихеева Л.В. Школа хорового пения. Вып. 1, 2. – М.: Музыка, 1986. – 162 с.

    10. Соколов В.Г. Работа с детским хором: Методическое пособие. Сборник статей / Под ред. В.Г. Соколова. – М: Музыка, 1981. – 70с.

    12. Юцевич Ю.Е. Теория и методика развития певческого голоса: Учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов учебных заведений, учителей школ разного типа. К.: ИЗМН, 1998. –160 с.


    написать администратору сайта