Главная страница

Она взяла по имени основоположника пророка Заратушты. Древние греки знали его как мудреца астролога и стали называть его Зороастра (в переводе с греческого астрон звезда), а его учение зороастризм


Скачать 1.02 Mb.
НазваниеОна взяла по имени основоположника пророка Заратушты. Древние греки знали его как мудреца астролога и стали называть его Зороастра (в переводе с греческого астрон звезда), а его учение зороастризм
Дата19.12.2021
Размер1.02 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла9-12.docx
ТипДокументы
#309673

9.Зороастризм и его сущность

Зороастризм одна из древнейших религий, даже большинство из последователей не помнят, где и когда она возникла. Свое название она взяла по имени основоположника пророка Заратушты. Древние греки знали его как мудреца — астролога и стали называть его Зороастра (в переводе с греческого » астрон» — «звезда»), а его учение зороастризм.

Согласно одной из опубликованных версий, время его жизни была последняя четверть 2 тысячелетия до нашей эры. До полного установления родины пророка, между многими азиатскими и ираноязычными шли споры о точном месте рождения. По мнению исследователя, из Англии, который изучал содержание и язык творений пророка, родиной Заратустры следует считать степи к востоку от Волги.

Основные идеи вероучения

В зороастризме, как и в любой религии существуют свои принципы, они включают в себя следующее:

  • Самое важное — это сражение со злом и сохранение жизни.

  • В питание не существует запретов, главное условие — пища должна приносить пользу.

  • По достижению ребенком 7-10 лет, проводиться обряд подготовки его к работе.

  • Употребления опьяняющего напитка «хаома» и произношение молитв возле жертвенного огня, за некоторое время до жертвоприношения.

  • Возведение храмов, в которых постоянно поддерживался огонь. В течении 5 раз в день необходимо было подходить, подкладывать дрова и произносить молитвы.

Огонь в зороастризме

В Древнем Иране, который по одной из версий считается родиной мудреца, огонь считается посредником между Богом и людьми во время жертвоприношения и как очищающая сила. У последователей учения Зороастра, пламя считается главной составляющей всех религиозных обрядов. В верование огонь считается наглядным воплощением Бога и является предметом уважения всех верующих.

Существуют древние храмы, в которых огонь не затухает на протяжение нескольких сотен лет, а в некоторых и тысячи лет. В весеннем празднике Новруз, который осуществляет наступление следующего года, огонь играет одну из существенных ролей.

В праздник в каждом доме размещаются факелы по количеству проживающих в доме. По старинной традиции к празднику делается традиционное угощенье: халва, куличи, плов. За праздничным столом зороастрийцы поминают своих предков и просят их о милости к потомкам.

Священная книга

Основная книга приверженцев учения — Авеста, которая написана на древнеиранском языке. Основная идея книги в том, что человек не игрушка в более сильных руках, а лицо, обладающее свободой выбора и способное влиять на мир. Книга делиться на несколько частей, самая старая — это свод молитв «Гати».

Этические принципы зороастризма

  1. Быть праведным.

  2. Совершать добрые поступки.

  3. Соблюдать договора.

  4. Не обманывать.

Одеяния последователей пророка

Главным символом является белая рубашка, сшитая из целого куска ткани и имеющая ровно 9 швов. Поверх рубашки талия три раза оборачивается белым поясом, сплетенным из 72 ниток шерсти белой овцы. Пояс завязывается на четыре узла и перед принятием какого-либо важного решения, зороастриец совершает омовение и заново перевязывает пояс. Белая длинная рубашка символизирует о защите души от соблазна и зла. Пояс — связь с Богом и всеми его творениями.

Основные идеи учения

С точки зрения сторонников зороастризма, весь мир является полем битвы двух божеств — Ашу (божества добра) и Дружда (бога зла и разрухи). Согласно учению, люди также находятся по разным сторонам битвы.

Согласно нормам вероисповедания, праведный человек должен стремиться уменьшить количество зла, находящегося в мире. Для победы над тьмой в себе, необходимо держать чистыми не только тело, но и душу. Верующему необходимо быть достойным семьянином, не подвергаться греху и скверне и совершать благие поступки.

Погребальный обряд

Поклонники религии считают благом не только огонь, все четыре стихии (огонь, воздух, вода и земля) неприкосновенны. Считается, что мертвое тело может осквернить природные стихии и поэтом для умерших строили специальные Башни Молчания. После смерти человека к нему пять раз подводили собаку, после первого посещение в помещение заносили огонь, который горел в течение нескольких суток. Затем умершего относили на Башню Молчания, обязательно в светлое время суток.

Грифы за несколько часов обгладывали тело. Затем кости складывали в специальную яму в центре башни или помещались в специальный сосуд-оссусуарий. В современное время тела захоранивают и в бетонных склепах, главным условием является отсутствие контакта с землей или водой.

В современное время зороастризм стал больше путем для самосовершенствования, чем религией. Настоящий приверженец учения, всегда будет следовать светлым мыслям, словам и делам, помогая сделать мир чище и добрее.

10. Иудаизм и его основное содержание.


Иудаизм


Иудаизм — древнейшая монотеистическая религия, названная по имени исповедывающего ее еврейского народа (иудеи). Оно восходит к имени сына Иакова — Иуды (Йехуда), чьи потомки образовали Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. После рассеяния остальных племен в ходе иноземных завоеваний и вавилонского плена народ Иуды стал основным носителем еврейской культуры. Иудаизм на протяжении веков являлся базисным элементом еврейской цивилизации.

Культурный базис иудаизма состоит из разнородных элементов многих древних культур Ближнего Востока, но наделенных в еврейской традиции своим особым смыслом. Праздник весенней жатвы получил у евреев название Песах, а его символы урожая стали образными напоминаниями об избавлении из египетского плена: горькая трава — в память о горечи рабства; пресная пышка — маца — глина, из которой пришлось строить пирамиды; яйцо — рождение нового народа.



Обычай обрезания, изначально бытовавший у многих восточных народов как обряд инициации, трансформировался в акт, совершаемый при рождении мальчика и символизирующий вступление ребенка в отношения с Богом.

Святыни иудаизма


Священными книгами для евреев являются Танах и Талмуд. Танах состоит из Торы (Пятикнижия Моисеева), Невиим (Книг пророков) и Кетувим (Писания). Танах практически совпадает по объему и содержанию с книгами Ветхого Завета христианства. Законодательный материал — Галаха, т. е. «руководство в пути». Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом.

Святые места иудаизма имеют большое значение в религиозном культе особенно в связи с тем, что на протяжении веков у адептов были трудности с их посещением. Святыми городами считаются:

  • Иерусалим, в котором находился Храм;

  • Хеврон, в котором похоронены библейские праотцы;

  • Цфат, в котором развилось мистическое учение Каббалы;

  • Бейт-Лехем — город, в котором похоронена праматерь Рахиль;

  • Шхем, где похоронен Иосиф.

Храмовая гора и Стена плача в иудаизме считаются наиболее святыми местами. Внешними символами иудаизма являются менора-семисвечник, который стоял в Храме Соломона в Иерусалиме, и с XIX века шестиконечная Звезда Давида. Символическое значение в иудаизме имеют также молитва Шма Исраэль и соблюдение субботы.

Принципы веры в иудаизме


Основные черты этой религии содержатся в следующих принципах веры. Иудаизм подразумевает веру в единого Бога, от обстоятельств реализации этой веры зависит судьба народа и отдельных его представителей. Нравственного добродетельного поведения недостаточно, нужна еще вера в Бога. Иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму, но содержит представление об особой миссии еврейского народа: донести истину до человечества и помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим, и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности. Адепты считают необходимым для себя соблюдать 613 заповедей, тогда как для всех остальных считают достаточным соблюдение семи законов Ноевых сынов.



Человек рассматривается как излюбленное дитя Бога, сотворенное по его образу и подобию. Бог Иеговы — единственный истинный Бог, творец вселенной, источник высшей воли и справедливости. Учение об абсолютной ценности Человека как подобия Бога, как бессмертного духовного существа. Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, всем людям даются средства к постижению истины и своего предначертания — свободная воля и божественная помощь. К принципам веры относятся также учение о приходе Мессии и учение о воскресении из мертвых в конце дней.

История иудаизма


В религиоведении история иудаизма (развитие религии) делится на три исторических периода: храмовый (в период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический (с VI века по настоящее время).

Первый храм


В примитивной форме еврейская религия существовала в период патриархов (около 2000-1600 до н.э.), в эпоху, для которой характерны обожествление сил природы, вера во власть демонов и духов, табу, различение чистых и нечистых животных, почитание умерших. В древнейшей части Библии Бог называется «елогим», дословно «боги», что свидетельствует о создании этих преданий племенами, исповедующими политеизм. Но в других столь же древних пластах книги говорится о боге Яхве, последователем которого и стал Авраам. Зачатки некоторых важных этических идей, которые впоследствии развивали Моисей и пророки, существовали уже в самый ранний период. Согласно Библии, Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. При Моисее, который воспитывался в условиях высокоразвитой египетской культуры, иудаизм принял более сложные и утонченные формы. Почитание единственного Бога сопровождалось установлением ритуальных и социальных законов. Но культ и ритуал для Моисея были лишь дополнительным средством, помогающим народу сохранить преданность Богу. Основной упор делался на соблюдение духовного и морального закона, сформулированного в десяти заповедях, которые решительно запрещали поклонение идолам, изображавшим богов. Допускалось лишь почитание шатра и скинии Завета, в которых он хранился.

После завоевания страны Ханаан сыны Израилевы попали под влияние местных религиозных обычаев (в частности, культ божеств плодородия, служение которым требовало жертв) и разработали культ, включавший жертвоприношения, праздники и местные святилища с организованным жречеством. Тогда появились пророки — люди разного социального происхождения, которые боролись против элементов идолопоклонничества, против обрядов, проводимых где-либо кроме Храма, проповедовали чистый монотеизм и социальную справедливость. Они не отвергали жертвоприношения, проводимые в Иерусалимском Храме, но считали их роль второстепенной по отношению к прямому общению с Богом.

С падением Иудейского царства и разрушением Храма в 586 до нашей эры в среде живших в Вавилонии евреев-изгнанников иудаизм приобрел новые формы. Совершались только те обряды, которые не были связаны с храмовым богослужением: это было соблюдение субботы и обрезание. Новшеством стало молитвенное богослужение в домах-собраниях (синагогах). Отпадала нужда в зданиях, предметах культа, сословии жрецов; требовалось лишь желание труппы или отдельного человека.

Второй Храм


После возвращения в Иерусалим молитвенное богослужение стало частью храмовой службы. Если Храм снова был местом жертвоприношений, то синагога предоставила всем возможность для изучения Торы (Закона). Это деление стало основой двух оппонирующих друг другу фарисеев и саддукеев (со II в. до н. э.)

Саддукеи (жрецы Храма) исходили из буквы Закона, фарисеи — из его духа. В отличие от саддукеев, фарисеи наряду с Писаной Торой признавали Устную Тору, разработанную книжниками и рабби (раввинами, законоучителями), считая ее предписания обязательными для исполнения. Саддукеи в условиях греческого господства приспосабливались к новым эллинистическим обычаям, которые были несовместимы с еврейской традицией. Например, запрет на наготу нарушался молодыми евреями, обучавшимися в греческих школах, ведь для занятия гимнастикой нужно было раздеться. Фарисеи критиковали официальное жречество и призывали к благочестию.

Традицию фарисеев продолжили таннаи («учителя»), амораи («толкователи») и савораи («разъясняющие»), коллективный труд которых увенчался созданием Талмуда, огромного собрания документов, включающего Устный Закон, правовые и моральные предписания, а также исторические хроники.

Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев. Завершенность монотеистическая система получила в обосновании Филона Александрийского (I в. до н. э.)



Но не все евреи признали право «учителей» и «толкователей» интерпретировать Тору. В VIII в. возникла секта караимов, отвергавших Талмуд. Их лидер Анан Бен-Давид призывал к неукоснительному соблюдению буквы Закона, как он сформулирован в Библии. Его оппоненты, ортодоксальные евреи, задавали вопрос, чем же мы будем отличаться от мусульман, признающих священной ту же книгу, если не будем придерживаться вековой традиции, закрепленной в Устной Торе. Действительно, благодаря признанию авторитета как Писаного, так и Устного Закона жизнь еврейского народа не утратила своих традиционных черт и после падения Иудейского государства и разрушения Храма. После вторичного разрушения Храма (70 г. н.э.) молитвенное богослужение вновь вытеснило жертвоприношения. Синагога заменила Храм.

Раввинистический период


В средневековой Испании возникла Каббала как учение о божественных эманациях и откровениях, учение о «сфирот» (иерархических ступенях духов и ангелов), а также о «гилгуле» («переселении душ»). Кабала стремилась описать способы постижения Божьего промысла через гематрию — науку о тайных мистических символах букв, цифр, имен и прочего.

Наряду с этой мистической теорией развивалась и практическая каббала. Она выстроила систему демонологии и магии, поощряла аскетизм, но в центре ее внимания были мессианство и спасение Израиля. Эта мистическая тенденция нашла новое выражение в хасидизме XVIII-XIX вв., возникшем в Польше. В большей мере это движение являлось протестом против равви-низма и взгляда, что изучение Талмуда — единственный путь для достижения праведной жизни. Хасиды отказывались от аскетизма, считали, что веселье — главный путь общения с добрым Богом. Интуиция также была важнее учености, считали они.

Примерно в то же время под влиянием естественных процессов вовлечения евреев в жизнь стран, в которых они проживали, возникло движение Хаскалы — еврейского возрождения, идеологом которого стал Моисей Мендельсон (1729-1786), В начале XIX в. в Германии возник реформистский иудаизм. Движение стимулировалось желанием евреев, включившихся в процесс политической и культурной эмансипации, приспособить иудаизм к современным условиям. В конце XX в. реформистский иудаизм пересмотрел свою антинационалистическую и антиобрядовую позицию. Сейчас в реформистских общинах распространены идеи сионизма, восстанавливаются первоначальные обрядовые формы, вводятся модифицированная, или новая, ритуальная практика. В богослужении стал широко использоваться иврит.

Ныне иудаизм состоит из нескольких направлений: ортодоксального (литовского, хасидизма), реформаторского, караимов. Существует различие между ашкеназской и сефардской традициями, складывавшимися в христианском и в мусульманском окружении соответственно.

11. Конфуцианство и даосизм.

Даосизм и конфуцианство - философские истоки


Даосизм и конфуцианство — восточные религиозные учения, которые стоит изучить каждому, кто ищет Бога. При этом не имеет значения, к какой религии вы себя относите: информация пригодится в любом случае.

Поиски небесного Пути


Буддизм, даосизм и конфуцианство — три основные восточные религии, которые исповедуются в Китае и большинстве азиатских стран. В настоящее время невозможно точно сказать, какое количество людей живет по канонам этих философских и религиозных учений. Но они в любом случае оказывают большое влияние на культуру и повседневную жизнь населения Азии.

Разные философские школы высказывали различные мнения относительно законодательства, образования, экономики и культуры. Но их объединяет одно: цель этих религии — всеобщее благополучие.

Понятие дао


В основе даосизма и конфуцианства лежит самое главное понятие — дао. Поняв его суть, можно прочувствовать весь смысл древних религиозных учений.

Основные моменты, которые помогут разобраться в определении дао:

  1. Самым важным считается гармония и порядок во Вселенной — это и есть проявление чистого дао. Это и божественные законы, по которым все части Вселенной взаимодействуют между собой, и двигатель абсолютно любых процессов.

  2. Дао — это и жизненный путь человека, наиболее естественный и правильный, по которому он должен двигаться, чтобы обрести гармонию и счастье. Сторонники даосизма считают: каждому человеку отведены свои роль и место в жизни. Поэтому так важно найти свое предназначение и исполнить его.

  3. Если человек живет в соответствии с его дао, он счастлив и приносит пользу людям, успешен, изобилен, получает от жизни все, что ему необходимо. Если же он идет вразрез с его предназначением, его неизбежно настигают трудности, беды и неудачи. В жизни начинается полнейший хаос.

  4. Конфуцианство отстаивает идею некой пассивности. Считается, что человек должен положиться на волю Вселенной, жить спокойно и смиренно принимать все сюрпризы, даже неприятные, которые преподносит ему судьба.

  5. В основе конфуцианства лежит следующая мысль: если человек будет бездействовать и повинуется естественному ходу жизни, все будет хорошо. Если же он всеми силами станет сопротивляться обстоятельствам, не принимая их, — плохо.

  6. Очень много внимания уделяется в этих учениях соблюдению социальных ролей и обязанностей. Каждый человек должен в полной мере исполнять их: роль отца или правителя, сына или подчиненного.

Все эти моменты — результат многовековых поисков Бога и просветления. Знания приносили людям монахи и «просветленные», получая их от высших сил.

Философские истоки даосизма


Даосизм и конфуцианство — это не просто религия, но и две крупнейшие философские системы. Поэтому их понятия можно рассматривать не только с религиозной точки зрения.

Важные моменты:

  1. В начале формирования учения конфуцианство и даосизм были, скорее, философией, нежели религией. В те времена основатель, Лао-Цзы, искал способы уничтожить беспорядок и падение нравственных ценностей в обществе.

  2. По преданию, основатель этих философских направлений родился с седыми волосами, поэтому его прозвали седым младенцем. В течение своей жизни он написал книгу, состоящую из двух частей.

  3. Последователи учения мечтали о вечной молодости. Они считали, что, если человек живет в гармонии со своим дао, выполняет свое предназначение, стремится к согласию с природой, он будет здоров и молод всегда.

  4. В даосизме и конфуцианстве есть множество духовных практик. Это и различные медитации, и пищевые аскезы, и дыхательные упражнения. Считается, что все эти методики способны замедлить процессы старения, отсрочить смерть, а особо просветленных привести даже к бессмертию.

  5. Большое внимание уделялось изучению алхимии. Даосцы искали материалы, отражающие мужское и женское начала, чтобы соединить их и получить эликсир вечной молодости и бессмертия.

  6. Также в этих учениях важную роль играет развитие сексуальности. Именно сексуальная энергия, если правильно ей управлять, может помочь человеку получить все, что он хочет от жизни.

Посмотрите видео по теме:

Идеи Конфуция


Самая известная и яркая личность, знакомая всем, кто изучает конфуцианство, это основатель данного философско-религиозного учения — Конфуций. Он был учителем и наставником, оказывал большое влияние на умы людей.

Его задачи и мысли:

  1. Его целью было обучить человека правилам поведения в соответствии с нравственными и моральными нормами. Он считал, что это необходимо, чтобы прекратить хаос и предотвратить разруху, обеспечить людям счастливую жизнь.

  2. Он изучал правила, по которым происходит все в окружающим мире. Как нужно общаться с супругом, родственниками, как управлять государством и исполнять другие социальные роли.

  3. Он считал, что поиск добра внутри себя очень важно для человека. Именно это позволяет личности совершенствоваться, становиться лучше и влиять на окружающее пространство.

  4. Четкое следование правилам — залог успешного исхода любой, даже самой проблемной жизненной ситуации. Если человек живет в соответствии с нормами конфуцианства, он будет счастлив, здоров, успешен.

  5. Семейные узы и родственные связи — самое важное, что есть в жизни человека. Поэтому все население Востока уделяет такое большое внимание семье.

  6. Конфуций утверждал, что божественная сила управляет судьбами людей, устанавливает нормы морали и является мощным источником добра. Поэтому каждый человек должен найти эту высшую силу внутри себя, заручиться ее помощью и поддержкой.

О восточной созерцательности и отношении к миру до сих пор слагают легенды. Каждый из нас может найти что-то в этих восточных учениях для себя.

12. Национальные религии : индуизм и синтоизм

Индуизм является синкретической религией, которая формировалась в течение тысячелетий и включает в себя как неолитические анимистические верования древних людей, так и религиозные компоненты религий древних ариев, индской цивилизации, верования дравидов, и также элементы философских учений, буддистов и джайнов. Учитывая большую массу всевозможных традиций индуизма, объединяет последователей данной веры в авторитет Вед.

Считают, что в основе толкования самого название индийской религии звучит арийское слово синдху (река). Явный намек на обожествления рек доарийским населением Индии, сначала реки Сарасвати, а позже Ганга. Вера в священный характер рек, была так сильна, что арийские пришельцы должны были тоже призвать особый статус рек. Со своей стороны, арийцы привнесли в индуизм уникальный статус коровы, как священного животного, за убийство которого в былые времена в Индии карали строже, чем за убийство человека.

С 8-9 веков, мусульмане стали именовать, немасульманских жителей Индии – индусами. Впоследствии британцы перенесли название индусы на всех жителей Индостана, которые не являлись приверженцами мировых религий и не исповедовали сикхизм, или джайнизм. Лишь в 1816 году появился сам термин индуизм.

Основные положения религии


Все индуисты независимо от течений признают авторитет Вед, которые именуются словом шрути (услышанное). Всего существует четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. На основе четырех вед, был написан вторая часть священного канона индуистов, которая носит название смрити. К смрити относят: Дхармашастры, Ихтихасы (среди которых две важнейшие Махабхарата и Рамаяна), Пураны, Веданга и Агамы. Разные течения индуизма, считают не все тексты смрити священными.

Однако подавляющее большинство индуистов верит, что все живые существа, или, по крайней мере, человек наделен духовной сущностью (дживой) душой, которая связана с богом-создателем (большинство индуистов считают, что богом творцом был Вишну). После смерти человека, душа может переселиться в тело иного человека, или в тело животного, или даже в неживую материю. Таким образом, круговорот переселения душ из одного в тела в другое индуисты именуют сансарой.

Освободить душу из кольца сансары возможно вследствие духовного перерождения, просветления, которая носит разные названия (чаще всего мокша, или нирвана). Добиться благоприятного перевоплощения, или нирваны, возможно через очищения кармы. Карма – это совокупность всех действий человека: умственных, физических и вербальных.

Также большинство индуистов объединяет, приверженность к варно-кастовой системе, хоть на 21 век это система начала активно исчезать в Индии и различным йогическим традициям.

Стоит отметить, что индуизм считается религией с самым большим количеством богов, минимум существует три тысячи богов. Три тысячи лет назад главнейшими богами в Индии считались Индра и Брахма, но с начала Средневековья, статус ведущих богов индуизма захватили Вишну и Шива.

Основные ответвления индуизма


Главнейшее направление индуизма это – вишнуизм. Вишнуиты верят, что верховным богом являться Вишну, который появляется на земле через своих аватар (земных воплощений): Кришна, Рама, Будда и другие. Вишнуизм исповедуют до 68-70% всех индусов.

Второе по численности направление индуизма носит название шиваизм. Сторонники данного течения примерно 26% от общего числа индуистов, поклоняются Шиве, по некоторым данным Шива был верховным богом хараппской цивилизации 3300-1500 гг. до. н. э. Если информация достоверная, шиваизм можно считать древнейшим течением индуизма.

Третьей веткой индийской религии является шактизм (численность около 3%), суть которого является поклонение великой богини матери, которая носит разные названия: Шакти, Дурга, Сарасвати, Кали, Лакшми.

Также в Индии является популярным смартизм, несколько модифицированный брахманизм, который подразумевает поклонение ряду богов, или одному избранному. Наиболее популярные боги смартизма: Вишну, Ганеш, Шива, Сурья, Сканда, Индра.

Индийская религия в современном мире


На 2010 года в мире проживало около одного миллиарда индуистов. Со второй половины двадцатого века, начал активно развиваться реформированный неоиндуизм, который отрицает кастовую систему и считает, что в индуизм могут переходить люди разных национальностей.

Сторонники классического индуизма верят, что настоящим индуистом можно только родиться и обязательно в рамках варно-кастовой системы. Неоиндуизм активно набирает популярность в Северной Америки, Европе и также России.

Синтоизм – это древняя историческая религия Японии, которая основана на вере в существование множества богов и духов, проживающих локально в определенных святынях или во всем мире, например, богине Солнца Аматерасу. Синтоизм имеет анимистические аспекты, то есть убеждение, что духи пребывают в естественных неодушевленных предметах, фактически, во всех вещах. Для синтоизма первоочередная задача заключается в том, что человек живет в гармонии с природой. Этимологически, синтоизм или «синто» можно перевести как – Путь Богов.

Синтоизм суть религии – кратко.


Простыми словами, синтоизм – это не совсем религия в классическом понимании этого термина, а скорее философия, идея и культура основанная на религиозных верованиях. В синтоизме не существует определенных канонических священных текстов, нет формальных молитв и обязательных ритуалов. Вместо этого, варианты поклонения очень сильно различаются в зависимости от святыни и божества. Очень часто в синтоизме принято поклонятся духам предков, которые согласно верованиям, постоянно окружают нас. Из вышесказанного можно сделать вывод, что синтоизм — это очень либеральная религия, нацеленная на создание всеобщего блага и гармонии с природой.

Происхождение религии. Где возник Синтоизм.


В отличие от многих других религий, Синтоизм не имеет основателя и определенной точки зарождения во времени. Народы древней Японии долго практиковали анимистические верования, поклонялись божественным предкам и общались с духовным миром через шаманов. Многие из этих практик перекочевали в так называемую первую признанную религию – Синто (Синтоизм). Это случилось в период культуры Яёй примерно с 300-го года до нашей эры по 300-й год нашей эры. Именно в этот период некоторым природным явлениям и географическим особенностям были дани имена различных божеств.

В синтоистских верованиях, сверхъестественные силы и сущности известны как – Ками. Они управляют природой во всех ее формах и обитают в местах особой природной красоты. Помимо условно благосклонных духов «Ками», в синтоизме присутствуют злые сущности – демоны или «Они» которые в основном невидимы и могут обитать в разных местах. Некоторые из них представлены как гиганты с рогами и тремя глазами. Власть «Они», обычно носит временный характер, и они не представляют собой неотъемлемую силу зла. Как правило, для того чтобы их успокоить, требуется выполнить определенный ритуал.

Основные понятия и принципы в синтоизме.


  • Чистота. Физическая чистота, духовная чистота и избегание разрушений;

  • Физическое благополучие;

  • Гармония должна присутствовать во всех вещах. Она должна поддерживаться для предотвращения дисбаланса;

  • Продовольствие и плодородие;

  • Семейная и родовая солидарность;

  • Подчинение личности группе;

  • Почтение природы;

  • Все в мире имеет потенциал как для хорошего, так и для плохого;

  • Душа (Тама) мертвых может влиять на жизнь, прежде чем она присоединяется к коллективному Ками своих предков.


Синтоизм боги.


Как и во многих других древних религиях, божества «синто» представляют важные астрологические, географические и метеорологические явления, которые когда-либо случались и считались влияющими на повседневную жизнь.

Богами создателями считаются: Богиня творения и смерти — Идзанами и ее муж Идзанаги. Именно их принято считать создателями островов Японии. Дальше по иерархии, верховными божествами принято считать богиню солнца – Аматерасу и ее брата Сусаноо –бога моря и бури.

К другим значимым божествам в синтоизме можно причислить бога-богиню Инари, которая считается покровительницей риса, плодородия, торговли и ремесленничества. Посланник Инари — лиса, популярная фигура в храмовом искусстве.

Также в синтоизме особым почтением пользуются так называемые – «Семь богов счастья»:


  • Эбису – бог удачи и трудолюбия, который считается покровителем рыбаков и торговцев;

  • Дайкоку – бог богатства и покровитель всех крестьян;

  • Бисямонтэн – бог воин-защитник, бог богатства и процветания. Очень почитаем среди военных, врачей и служителей закона;

  • Бэндзайтэн – богиня морской удачи, любви, знаний, мудрости и искусства;

  • Фукурокудзю – бог долголетия и мудрости в поступках;

  • Хотэй – бог доброты, сострадания и добродушия;

  • Дзюродзин – бог долголетия и здоровья.

Вообще пантеон синтоистских богов очень велик и в него входят различные божества, отвечающие практически за все аспекты человеческой жизни.

Святыни и алтари в Синтоизме.


В Синтоизме священное место может принадлежать сразу же нескольким «Ками» и несмотря на это, в Японии насчитывается более 80 тысяч разнообразных святилищ. Некоторые природные объекты и горы также могут считаться святынями. Ранние святыни были просто горными алтарями, на которые выкладывали подношения. Затем, вокруг таких алтарей возводились украшенные здания. Святыни легко идентифицируются наличием священных ворот. Самые простые — это всего лишь два вертикальных столба с двумя более длинными поперечинами, что символически отделяют священное пространство святыни от внешнего мира. Подобными святилищами обычно управляет и опекается главный жрец или старейшина, а местное сообщество финансирует эту работу.  Помимо общественных святилищ, у многих японцев в домах существуют маленькие алтари, посвященные предкам.

Самая важная святыня Синтоизма — это Великая святыня Исе (Храм Исэ), посвященная Аматерасу со вторичной святыней богине урожая Тоёукэ.

Синтоизм и Буддизм.


Буддизм прибыл в Японию в VI веке до нашей эры в рамках процесса китайской колонизации. Эти системы убеждений практически небыли в оппозиции. Как Буддизм, так и Синтоизм нашли взаимное пространство, чтобы процветать бок о бок на протяжении многих веков в древней Японии. В период 794-1185 годов нашей эры некоторые синтоистские «ками» и буддистские бодхисаттвы были формально объединены, чтобы создать единственное божество, создав таким образом Рёбу Синто или «Двойной синто». В результате изображения буддийских фигур были включены в синтоистские святыни, а некоторые синтоистские святыни управлялись буддийскими монахами. Официальное разделение религий произошло аж в 19 веке.


написать администратору сайта