01_Философия_как_феномен_культуры. Определение философского знания. Структура и функции философии. Философия в структуре мировоззрения
Скачать 185.5 Kb.
|
4. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. Термин «генезис» образован от греческого genesisи обозначает происхождение и развитие, то есть здесь пойдет речь о становлении философского знания. Философские проблемы – это постоянный поиск того, что собой представляет социокультурная эпоха, чем характеризуется отношение человека к миру и какими переживаниями и заботами живет его мысль. Таким образом, в процессе становления и развития философии круг ее проблем менялся. Эволюция философского знания –предмет философии изменялся со временем в силу того, что философское знание имеет рефлексивный характер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятиях и переживаниях, которые составляют центр духовной культуры общества в ту или иную историческую эпоху, к которым обращён пристальный интерес людей в определённый период их исторического развития, которые заполняют как сознание отдельных людей, так и общества в целом. Этапы исторического развития философии. 1. Философия Древнего мира – индийская, китайская, античная (первое тысячелетие до н.э.) Для этого этапа характерным является космоцентризм (греч. kosmos – вселенная) – стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия становится антропоцентричной (греч. anthropos – человек). Ценностями являются истина, добро и красота. Так, в Aнтичную эпоху, с 6 века до нашей эры по 4 век нашей эры предметом осмысления была природа, поскольку люди в то время ещё не отделяли себя от природы, не противопоставляли себя ей и более того – уподобляли себя природе, полагая, что человек есть микрокосм, то есть маленькое подобие большого космоса. Природные силы и стихии, устройство земли и неба, события и явления в окружающей ойкумену – обжитой и освоенный людьми мир - естественной среде: вот что занимает умы древних мыслителей. В натуралистическом мировоззрении Античности человек вписан в состав космоса как один из его элементов и понимание космического порядка имеет первостепенное значение. В силу этого обстоятельства философия античной эпохи может быть охарактеризована как космоцентризм. Основные формы: 1а) философия Древнего Востока (буддизм, конфуцианство) – тесная связь с религией; 2а) философия Античности (Сократ, Платон, Аристотеть) – возникновение классической философии. 2. Философия Средневековья – Августин Блаженный, Фома Аквинский (4-15 вв.) Для религиозно-христианской философии Средних веков характерна теоцентричность (греч. theos – Бог) – природа и человек рассматриваются как творения Бога. Незыблемой основой ценностей является Бог, а главной ценностью – спасение души. В период Средневековья с распространением и утверждением христианства в странах Западной Европы меняются представления о назначении философии. Она утверждается как «служанка богословия». Культура носит символический характер, где каждый религиозный образ предстает как многозначный символ священной и человеческой истории. В Средние века ориентация философии меняется радикальным образом, поскольку центральное место в духовной культуре общества занимает религия и философия рефлексирует над содержанием религиозных мировоззренческих доктрин. Теперь её занимают проблемы сотворения мира, божественного откровения, гармонии веры и разума, цели существования и конца света. Видное место занимает проблема теодицеи – оправдания Бога и поиска источника зла. Понятно, что центральной фигурой религиозного мировоззрения является сам Творец, сущность которого стремятся постигнуть как силой ума, так и путём сверхчувственной интуиции, когда обладающему глубокой и искренней верой человеку божественное Провидение приоткроет завесу тайны бытия. В связи с ориентацией на постижение Бога и Его сакральной воли средневековая философия предстаёт перед нами как теоцентризм(от греческого theos – Бог). 3. Философия Возрождения – Николай Кузанский, Николай Коперник (15-16 вв.) В эпоху Возрождения (15-16 вв.) философия взаимодействует с искусством и закладывает основы современного понимания антропоцентризма и гуманизма. Человек становится центром мировоззрения эпохи. Возрождение выдвигает на ведущую роль в общественной жизни другую форму духовной культуры, а именно: искусство. Эпоха Возрождения стала временем гениального творчества великих мастеров живописи и музыки, поэзии и прозы, ваяния и зодчества. По всем странам Европы прошло движение гуманистов (от латинского humanum – человек), внушая всеми средствами искусства уважение к достоинству человека, провозглашая самоценность человеческой жизни. Человек-художник, человек-мастер, человек-творец – он чуть ли не равняется с самим господом Богом и уж во всяком случае как образ и подобие Божие на земле человек обладает свободой воли и поэтому сам является хозяином своей судьбы и несёт ответственность за свои прошлые деяния и грядущие последствия. Такое направление мировоззренческой мысли называется антропоцентризм(от греческого anthropos – человек). В античном и средневековом обществе не было достаточных стимулов для развития науки. В Европе в 16-17 вв. формируется наука как самостоятельный социальный институт. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира. 4. Философия Нового времени (17-19 вв.) В период Нового времени осознание человеком себя в окружающем мире осуществляется на основе научного антропоцентристского подхода. Новоевропейский рационализм разделил мир на познающего активного субъекта и остальной мир. В этот период утверждается представление безграничного господства человеческого разума и науки, что дало негативные практические последствия в 20 в. Философия Нового времени подвергла резкой критике религиозные догматы, ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир. (Стремление людей Средневековья спасти свои души имело и оборотную сторону: презрение к материальным ценностям, своему здоровью, продолжению рода, труду и познанию.) Философская критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей. Потребностью Нового времени, эпохи развития капиталистического способа производства и социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, открывающих законы природы, увеличивающих возможности человека в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того времени – человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания. Главной задачей философии считается создание метода естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания. Основные формы: 4а) Просвещение – Джон Локк, Вольтер (18 в.) 18 в. в европейских странах принято называть эпохой Просвещения. Просвещением называют течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Представители философии Просвещения полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Эпоха Просвещения охватывает 17-18 века и характерна бурным развитием науки, которая после философских манифестов Френсиса Бэкона приобретает опытный, экспериментальный характер и превращается из умозрительной и спекулятивной схоластики, университетского школярства, в науку в современном понимании этого слова, то есть в профессиональную познавательную деятельность. Академические учёные сообщества, книгопечатание и появление массовой прессы, распространение грамотности от светских салонов до городских и даже сельских низов – вот приметы времени. Выдающиеся учёные, фундаментальные теории в естествознании, поразительные открытия в исследовании живой и неживой природы – вот достижения эпохи. Само слово “просвещение” означает борьбу света разума против тьмы невежества, света науки против религиозного мракобесия. Рефлексия над наукой приводит философию к тому, что она выступает как гносеоцентризм (от греческого gnosis – знание). 4б) Немецкая классическая философия – Иммануил Кант, Георг Гегель (19 в). Немецкая классическая философия дает обоснование научного статуса философии. Происходит создание целостных универсальных философских систем. Г.Гегель характеризует философию как «объективную науку об истине», содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. По Гегелю, философия есть познание Вселенной как единой органической целостности. Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии (в рамках идеалистической философии) способствовала превращению философии в методологию. В 19 веке наступает эпоха классицизма. Классические, то есть образцовые, служащие примером и предметом изучения и подражания, законченные и совершенные творения – это идеал позапрошлого века. В этот период создаются классические теории в науке, появляются классические литература, живопись, музыка. В России, к примеру, это Лобачевский и Менделеев, поэты и прозаики пушкинской словесности, художники-передвижники, “могучая кучка” композиторов. Век девятнадцатый – это время наполеоновских войн, бурных и кровавых революций от декабристов до Парижской Коммуны, глубоких социальных реформ. Исторический процесс стал не просто заметным – он обрёл характер бурной публичной жизни и состояние общества, юридические и социальные проблемы выводят на первые роли в науке, публицистике и даже искусстве обществоведение на смену естествознанию. Философия отображает новый фокус общественного внимания и выступает как социоцентризм(от греческого socium – общество). 5. Философия Новейшего времени – неклассическая философия (к. 19 – 21 вв.) В конце 19 и особенно в первой трети 20 века происходит кризис рационализма и возникновение иррационалистической тенденции в философии. Вместо разума в центр философского осмысления выдвигаются иные основания существования мира: вера в религиозной философии, воля в философии жизни, существование в экзистенциализме, бессознательное в психоанализе, интуиция в интуитивизме. В связи с этим возникает большое количество разных философских школ и направлений. Постклассическая европейская философия представлена двумя направлениями: рациональным и иррациональным. К рациональным можно отнести: марксизм, позитивизм, структурализм и др.; к иррациональным можно отнести: экзистенциализм, психоанализ, русскую религиозную философию и др. Современная западно-европейская философия (20-21в.) представлена направлениями, которые доминировали в философии начала 20 столетия, получив дальнейшее развитие: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и т.д. Философская мысль выдвигает целый ряд новых идей, в частности идею изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Можно утверждать, что западноевропейская философия в значительной степени стала антропологией. Современная эпоха – это время крупнейших социальных революций, имевших мировое значение; время мировых войн, вовлекших в трагедию самоистребления большую часть человечества; время всемирных организаций, таких как Лига Наций и ООН; время создания крупнейших региональных союзов наднационального характера в Европе, Северной Америке, Азиатско-тихоокеанском регионе. Это век глобализации общественной жизни, когда многие процессы от сфер экологии и демографии до областей экономики и политики приобретают общепланетный масштаб. Оружие массового уничтожения, спутниковые системы связи, транснациональные корпорации, информационная сеть Internet составили первые несущие конструкции единого человечества. В этих условиях исключительную роль начинает играть политика, управленческие технологии, формирование общественного мнения, культивирование массовой психологии и идеологии. Философия реагирует на духовные новации эпохи выделением из своего предмета специальной дисциплины – политологии, обострённым вниманием к социальной проблематике, и в силу этого сама выступает на этом этапе развития своего предмета как политоцентризм(от греческого polis – город, гоударство). Какой будет философия в 21 веке? Обратится ли она вновь к идеям гуманизма? Скатится ли к мистицизму или религиозному обскурантизму? Уйдёт ли в сухой и педантичный сциентизм? Вновь заразится скепсисом и иррационализмом? Ответ на эти вопросы даст время, а направление эволюции философского знания определит вектор развития духовной культуры общества, потому что философия есть лишь зеркало этой культуры и эхо её основного мотива. Итак, становление и развитие представлений о сущности, предмете и функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления человеком знаний о мире. Емко и кратко этот процесс характеризовал Гегель: «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли». Само собой разумеется, что знание о мире, человеке и его отношение к миру изменяются от одной исторической эпохи к другой. Таким образом, философия приближается к содержательному раскрытию фундаментальных принципов бытия и познавательной деятельности человека. Вследствие этого философия призвана осмыслить и прогнозировать важнейшие проблемы, встающие перед человечеством в 21 в. Это сущность и перспективы научно-технического прогресса, организация социальной жизни и международное сотрудничество, экологические, демографические и иные глобальные проблемы современности. 1. ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ Определение философского знания. Структура и функции философии. Философия в структуре мировоззрения. Эволюция философского знания. 1. Слово «философия» в буквальном переводе означает «любовь к мудрости». Слово «философ» впервые употребил Пифагор, Платон. Философия зародилась в I тыс. до н.э. в странах Древнего мира. Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире. Объект исследования философии – весь мир в целом и место человека в нём. Предмет исследования – выявление всеобщих универсальных закономерностей. Специфические вопросы, так называемые «вечные вопросы бытия»: Что представляет собой окружающий мир и каково место в этом мире человека? Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное начало? Может ли человек познать окружающий мир? В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность? Философия – это полипарадигмальное знание об универсальных принципах и законах существования мира и человека в нём. 2. Структура философского знания. 1. Онтология – учение о бытии (подраздел философия природы). 2. Гносеология– учение о познании, (подраздел философия науки). 3. Философская антропология – философское учение о человеке. 4. Социальная философия – наука об обществе (подраздел философия истории). 5. Логика – наука о законах мышления. 6. Этика– учение о нравственности, морали (подраздел аксиология). 7. Эстетика – учение о законах прекрасного. 8. История философии изучает развитие философской мысли. Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, интегративная, критическая, аксиологическая, социальная, прогностическая. 3. Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир. Главными компонентами мировоззрения являются: знания, ценности, программы действия. Типы мировоззрения: 1. Мифологическое: а) синкретизм, б) пантеизм, в) иррационализм. 2. Религиозное: а) трансцендентализм; б) иррационализм; в) догматизм. 3. Философское: а) рационализм; б )системность; в) универсализм; г) полипарадигмальность. 4. Научное: а) рационализм; б) системность; в) фрагментарность. Философия – теоретическая основая мировоззрения. 4. Этапы исторического развития философии. 1. Древнего мира – индийская, китайская, античная (первое тыс. до н.э.) – космоцентризм 1а) философия Древнего Востока (буддизм, конфуцианство) – тесная связь с религией; 2а) философия Античности (Сократ, Платон, Аристотеть) – классическая философия. 2. Средневековья – Августин Блаженный, Фома Аквинский (4-15 вв.) – теоцентричность. 3. Возрождения – Николай Кузанский, Николай Коперник (15-16 вв.) – антропоцентризм. 4. Нового времени (17-19 вв.) – рационализм. 4а) Просвещение – Джон Локк, Вольтер (18 в.) 4б) Немецкая классическая философия – Иммануил Кант, Георг Гегель (19 в). 5. Философия Новейшего времени – неклассическая философия (к. 19 – 21 вв.) |