01_Философия_как_феномен_культуры. Определение философского знания. Структура и функции философии. Философия в структуре мировоззрения
Скачать 185.5 Kb.
|
3. ФИЛОСОФИЯ В СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Всякая философия является мировоззрением. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», поэтому «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир, основанные на этих взглядах убеждения и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Таким образом, мировоззрение – образование интегральное, то есть в нем принципиально важна связь его компонентов. Главными компонентами мировоззрения являются: знания (и основанные на этих знаниях взгляды и убеждения); ценности (нормы и идеалы); программы действия. Взгляды как определенная система знаний, выраженная в представлениях и понятиях, составляют основу мировоззрения. Но не все знания, которыми располагает человек, а лишь наиболее общие принципы. Компонентами мировоззрения знания становятся тогда, когда превращаются в убеждения, в твердую уверенность в их истинности, в готовность действовать в соответствии с ними. Убеждения выступают как качественная характеристика знаний. Чем солиднее запас знаний, тем более серьезную опору может получить мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям. Важным компонентом мировоззрения являются идеалы, в которых содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру; красоте, справедливости. Идеал служит духовным ориентиром во всей человеческой деятельности, придает ей осмысленность и целеустремленность. Система ценностных ориентации играет очень важную роль в индивидуальном и общественном мировоззрении. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические идеалы. Главными понятиями выступают понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотношение с нормой, идеалом идет оценка происходящего. Вместе с тем в обществе формируются общечеловеческие ценности – единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Эти общие черты дают основание говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе его исторического развития. Мировоззрение каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, культуры и др. Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. 1. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, явления, а не сущности. 2. Следующие по глубине уровни отражения – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства еще преобладают над разумом. 3. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, которое способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение –это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Философию можно определить как высший уровень мировоззрения или теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Следует отметить, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства. Философия – это самый поздний в историческом плане тип мировоззрения, возникший после мифа и религии. В качестве основных выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое; религиозное; философское; научное. 1. Мифологическое мировоззрение (греч. mythos – повествование, сказание) – исторически первый тип, формировался на ранних стадиях развития общества и представлял собой первую попытку человека обрести осмысленность своего существования, объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Мифология – универсальная, образно-символическая форма постижения и объяснения мира. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный. На явления природы проецировались человеческие свойства. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа – боги, духи, герои – наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выразилось представление древних людей о целостности мира, слитности и нераздельности человека и природы. Для понимания мифологического и философского мировоззрения определим их соотношение. Соотношение мифологического и философского мировоззрения: 1) в мифологии разум не выделяется в качестве особого объекта; философия сделала его предметом размышления и анализа; 2) в мифологии мышление не понятийное, а эмоционально-образное и может быть выражено в художественной форме; для философии знание опосредовано рядом логических рассуждений и выражено в обобщенной понятийной форме; 3) в мифологии основой мудрости выступает авторитет богов и легендарных героев; в философии уже в античное время считалось, что путем размышления индивид самостоятельно способен приблизиться к истине и понять ее. Основные черты мифологического мировоззрения: а) синкретизм – представление древних людей о целостности мира, слитности и нераздельности человека и природы; б) пантеизм – обожествление всех явлений мира; в) иррационализм – преобладание веры над разумом. 2. Религиозное мировоззрение (лат. religio – благочестие, набожность, святыня) сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, попыткой рационализации непостижимого, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование надприродных сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Следует отметить, что и религия, и философия удовлетворяют запросы людей в понимании, осмыслении как окружающего мира, так и собственной жизни. Вследствие этого они в определенной мере близки друг другу, но между ними прослеживаются и существенные различия. Соотношение философии и религии: 1) философия опирается на рационально-теоретическое знание; религия опирается на веру; вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения; 2) философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никаким авторитетом и может все подвергнуть сомнению; религия нуждается в авторитете и признает истины на веру, не требуя доказательств; 3) философия пытается дать целостное представление о мире; религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный (трансцендентный). Основные черты религиозного мировоззрения: а) трансцендентализм – разделение мира на земной и божественный; б) иррационализм – преобладание веры над разумом; в) догматизм – непререкаемый авторитет религиозного знания – догмы. 3. Философское мировоззрение является качественно новым типом. От мифологии и религии оно отличается прежде всего ориентацией на рациональное объяснение мира. На смену образу и символу приходит логос – разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа, в которых философия отражает нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о, происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат эмоционально-художественные, ритуальные элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы. Основные черты философского мировоззрения: а) рационализм – преобладание разума над верой; б) системность – логически упорядоченная система знаний; в) универсализм – целостное представление о мире и всех его чвлениях. г) полипарадигмальность – отсутствие единой точки зрения, возможность различных подходов. 4. Научное мировоззрение формируется на основе разумного познания законов развития природы и общества. В то же время и в философии мировоззрение выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. Этот момент существенно сближает философию и науку. Немецкий философ Л.Фейербах отмечает, что начало философии составляет начало науки вообще. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения. Еще раз следует подчеркнуть, что мировоззрение не является механическим набором знаний. Это целостная система взглядов на мир, это своего рода призма, через которую воспринимается все происходящее в мире. Обобщая вышесказанное, можем дать более полное определение философии. Основные черты научного мировоззрения: а) рационализм – преобладание разума над верой; б) системность – логически упорядоченная система знаний; в) фрагментарность – каждая наука исследует свою часть реальности. Философия – является специально разрабатываемым учением о мире и месте человека в нем, теоретической основой мировоззрения, способом познания мира, логикой теоретического мышления, методологией научного знания и практической деятельности, формой общественного сознания, феноменом духовной культуры. Философия возникает в ту эпоху, когда родовое сознание уже не в состоянии выразить духовное содержание культуры бурно развивающегося цивилизованного общества. Причём философия занимает особенное место в мировоззренческих построениях: её нельзя вывести непосредственно из мифов или представить как обобщённый и выраженный в абстрактной форме опыт практической деятельности людей. Так же как к науке, особняком стоит она и по отношению к религии, поскольку стремится дать рациональное, то есть разумное объяснение действительности, не опираясь на слепую веру и тем более на нелепые суеверия. Специфика философского знания заключается в том, что это знание имеет рефлексивныйхарактер, от латинского reflectia – отражение, то есть это такое знание, в котором главным предметом осмысления является сам человек. Когда человек размышляет обо всём сущем не отстранённо, а с позиций своего субъективного отношения к природе, обществу и даже Богу; когда человек прежде всего обращает внимание на свои собственные действия с точки зрения именно своих интересов и сквозь призму именно своих человеческих оценок; когда человек стремится представить себе не мир вообще, не мир как таковой, а как моймир, он вступает на поле философии. Религия и наука находятся в оппозиции друг к другу: это альтернативные и непримиримые формы мировоззрения, и по мере развития человеческого общества в ходе эволюции его духовной культуры пропасть между религией и наукой расширяется и углубляется. Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел высказал идею о том, что философия как раз и призвана служить мостом между религией и наукой, она должна осваивать ничейную землю между ними, выстраивать свои теоретические конструкции между областями пылкого воображения и сухого факта, которые дают каждая сама по себе одностороннюю и, следовательно, неполную и недостаточную картину действительности. Философия, таким образом, является центром, системообразующим ядром мировоззрения, обеспечивающим его целостность и полноту. В философской картине мира с необходимостью должны быть представлены четыре основных элемента, четыре предметаосмысления действительности. Это Природа, Бог, Общество и Человек. Они различаются между собой специфическим для каждого из них способом существования, особенностью их представленности в бытии мира. Так, природа – это всё то, что существует само по себе, спонтанно, стихийным образом. Это та часть реальности, которая никем не сотворена, которой никто не управляет и в которую никто не вмешивается. Прекрасно выразил сущность природы древнегреческий философ Гераклит из Эфеса: «Мир, единый из всего, не создан никем из богов и людей, а был, есть и вечно пребудет живым огнём, мерами возгорающимся и мерами затухающим». Природе присущ естественныйспособ существования в том смысле, что она просто есть, и это обстоятельство мы вынуждены признавать – нравится нам это или нет – как непреложный факт. Бог в таком случае – это понятие, за которым стоит представление о потустороннем мире, о волшебных существах: ангелах и архангелах, серафимах и херувимах, чертях и дьяволах, духах и призраках. Сюда относят всё, имеющее чудесныйхарактер: колдовство, превращения, перемещения в “мгновенье” ока. Сам Бог есть существо вечное, вездесущее, всемогущее, всеведущее, всеблагое, то есть полный предел существования, и способ его существования – сверхъестественный,то есть противоположный природному. Общество, социальная система состоит из таких элементов, как люди, вещи, знаки, институты или учреждения, которые в “дикой” природе не встречаются и не могут возникнуть спонтанно, сами собой. Все они созданы в процессе деятельности людей, сотворены ими. Однако это сотворение не есть чудо, в котором явно нарушаются законы природы. Продукты человеческой деятельности своим существованием не противоречат законам природы, не нарушают их, но и не вытекают из действия этих законов. Явления социальной действительности имеют искусственный способ существования. Это значит, что сама природа такие объекты создать не может. Наконец человек занимает особое место в составе действительного мира. Его нельзя отнести к природе, хотя в нём есть природное начало: как всякое живое существо он рождается и умирает, дышит, питается, болеет и старится в полном соответствии с законами биологии. Вместе с тем в человеке есть такие качества, которые не заложены в его генотипе, не передаются по наследству, а формируются только и исключительно в социальной среде. Это способность к труду, к общению, владение речью, целенаправленный характер деятельности, смысловая память, воображение и фантазия, предвидение следствий своих действий, то есть всё то, что делает его представителем вида homo sapiens – “человек разумный”. В человеке есть также и божественные качества, а именно: способность к творчеству, к созданию нового, оригинального, то есть такого, чего не было до него, не может возникнуть без него и что не может без постоянной опеки человека существовать. Иначе говоря человек есть созидатель и демиург, управитель части, а потенциально и всей реальности и в том толковании, что он есть образ и подобие Божие на Земле, и в том, что образ Бога есть идеальное выражение человеческой сущности или предел, асимптота человеческого существования как горизонт, к которому человек стремится в своём нынешнем и особенно будущем бытии. Выдающийся философ 20 века, создатель философской антропологии (anthropos – человек, logos – учение) Макс Шелер определил человека как “эксцентрическое существо” в том смысле, что человека нельзя однозначно отнести к какому-то центру – природному, социальному или божественному. Поэтому способ существования человека – синтетический, комбинированный. Человек универсален, он есть пересечение, фокус и смысловой центр существования. Поняв человека, мы постигнем тем самым всю глубину бытия, вот только может статься, что глубина эта бездонна. |