Главная страница
Навигация по странице:

  • Причины возникновения философии

  • Основной вопрос философии

  • Дуализм

  • Эмпиризм

  • Философия

  • 4.Ф. и наука. Ф. и медицина.

  • Мировоззрение это целостная совокупность взглядов на мир и место в нем человека. Философия выступает как теоретическая основа мировоззрения.


    Скачать 1.72 Mb.
    НазваниеМировоззрение это целостная совокупность взглядов на мир и место в нем человека. Философия выступает как теоретическая основа мировоззрения.
    Анкорotvety_k_ekzamenu_po_filosofii.doc
    Дата17.09.2017
    Размер1.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_k_ekzamenu_po_filosofii.doc
    ТипДокументы
    #8573
    страница1 из 27
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

    1.Ф. и мировоззрение

    Всякая философия является мировоззрением. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» значительно шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе.

    Мировоззрениеэто целостная совокупность взглядов на мир и место в нем человека. Философия выступает как теоретическая основа мировоззрения. Ее роль состоит в рационально-теоретическом обосновании мировоззрения человека, в его структурировании, систематизации и интеграции. Выделяют несколько типов мировоззрения:

    • мифологическое мировоззрение – это особая, архаичная форма общественного сознания, отличающаяся образно-эмоциональным восприятием и пониманием мира как арены борьбы сверхъестественных сил;

    • религиозное мировоззрение – это форма мировоззрения, основанная на вере людей в наличие сверхъестественных сил, которые решающим образом влияют на жизнь человека и окружающий мир;

    • обыденное мировоззрение – это субъективно-эмоциональная и эклектичная форма мировоззрения, присущая всем людям в их повседневной жизни;

    • научное мировоззрение – это рациональное, систематизированное и достоверное представление о мире. Этот тип мировоззрения ориентирован на объективность, логическую упорядоченность знания и на его экспериментальную проверку;

    • философское мировоззрение – это рационально-ценностное, предельно обобщенное теоретико-понятийное видение и осмысление мира.

    Философия отличается и от религиозного, и от научного способов постижения мира. От религиозного она отличается своей рациональностью, логичностью построения и опорой на науку, а также использованием обобщенно-понятийного типа мышления. Эти же самые факторы сближают ее с наукой. С религией философию сближает: ценностно-нормативный характер; поиск смысла и ориентация не только на изучение, но и осмысление мира, и выработку самосознания человека. От научного мировоззрения философия отличается своим ценностным характером и предельным уровнем обобщения, ориентацией на изучения мира в целом и отношения человека к миру.

    Следовательно, философия выступает одним из типов мировоззрения. Философское мировоззрение – это рационально-теоретический взгляд на мир с позиций активного мыслящего существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также рационально мотивировать свои поступки.

    2. Возникновение ф. Основной вопрос ф.

    Возникновение философии – это крутой поворот в духовном развитии человечества, переход его на качественно новый уровень – от мифологического, наивно-образного мировосприятия к рационально-теоретическому мышлению.

    Философия как дисциплина начинается с отделения себя от божественной мудрости. Она – лишь скромное стремление к ней, любовь к ней, исследование мудрости вещей и мироздания в целом. Если в мифе мудрость и разум не выделяются в качестве особого объекта, то философия делает их предметом специального размышления и анализа. Именно поэтому в философии сразу же на первый план выдвигаются исследования методов познания. Следовательно, мифология и философия противостоят друг другу в своем отношении к разуму и мудрости. Философия – это формирование и развитие разума самого человека. К тому же разума самокритичного. Поэтому одним из первых сугубо философских вопросов стал вопрос о мудрости, ее природе и истоках. Это – во-первых.

    Во-вторых, становление философского мировоззрения означало также переход от характерного для мифологии образно-эмоционального, красочно-художественного восприятия мира к мышлению рациональному, понятийному. В любом мифе окружающий человека мир художественно описывается, а философия ориентирована на знание мира. Знание должно быть объективным, поэтому философское знание опосредуется рядом логичных рассуждений и выражается в обобщенной понятийной форме.

    Субъективным мотивом перехода к философскому типу мировосприятия выступает человеческое любопытство и удивление перед миром, его разнообразием и сложностью.

    Причины возникновения философии:

    • общественное разделение труда;

    • потребность в систематизации и обобщении возникающих конкретных знаний;

    • кризис мифологического мировоззрения: формирование представлений об относительности мифа, о его слабых объяснительных возможностях, а также о различии между действительностью и мнением о ней;

    • потребность в разработке и теоретическом обосновании нового, более рационального мировоззрения эпохи рыночных отношений и государственности.

    Вопрос II. Философия как форма духовного освоения мира, ее предмет и специфика, структура и функции. Основной вопрос философии.

    Во втором вопросе необходимо раскрыть специфику философии, ее предмет, а также дать характеристику основных направлений и подходов философской мысли.

    Сложность состоит в том, что в истории человечества отсутствует единый универсальный шаблон философствования. Множество философских школ и направлений дают различные трактовки предмета философии. Несколько упрощая, все многообразие воззрений можно свести к двум альтернативным позициям – сциентистской (science – наука) и антисциентистской. Они расходятся по вопросу о соотношении философии и науки. Сциентистский подход включает философию в систему наук, утверждает научный, рационально-критический характер философского познания. Альтернативный, антисциентистский подход подчеркивает кардинальное отличие философии от научного познания. Философию интересует не устройство окружающего мира, как науку, а смыслы человеческого бытия в нем, фундаментальные ценности нашего существования. Согласно этому подходу, философия не носит столь прагматичный характер, как наука, ориентированная на обустройство окружающего мира в соответствии с интересами и потребностями человека.

    Вряд ли можно признать однозначную правоту какой-либо из этих двух позиций. Сциентисты и антисцциентисты абсолютизируют и противопоставляют друг другу два разных способа мышления о мире и месте в нем человека. Существуют два различных способа познания и интерпретации мира – рефлективное познание действительности и ее ценностное (валюативное) осмысление. Рефлективное философское познание отличает систематизированность суждений, использование категорий, принципов и процедур понятийного мышления, ориентация на доказательность и рациональность. Ценностное осмысление мира выходит за пределы эмпирической проверяемости (верифицируемости), ищет ответы на вопросы не «что?» и «как?», а «зачем?». Именно такое понимание мира может воспринять и раскрыть целостность мира, его противоречивое единство с человеком. Таким образом, философия рассматривает мир в двух взаимосвязанных аспектах – его субстанциональной всеобщности и интегративной целостности. Исходя из признания этих двух различных, но взаимодополняющих способов мышления о мире и человеке, попробуем определить предметное поле философии. Предметом философского исследования выступают всеобщие связи в окружающем мире, и, прежде всего связи в системе отношений между человеком и миром. По существу философия – это рационально-теоретическое осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует в первую очередь такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, преломлено через призму его представлений о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждении.

    Основной вопрос философии

    Философия как сложившаяся система знаний имеет ряд вопросов, которые она призвана решать. Каждая философская система имеет свой стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее содержание и сущность. Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления как такового. Прежде всего, следует назвать вопрос об отношении между миром и человеком. Этот вопрос вытекает из самого предмета философии, поэтому его принято именовать «Основным вопросом философии». Поскольку материя и сознание (дух) являются двумя неразрывно связанными, но в то же время противоположными характеристиками бытия, то основной вопрос философии имеет две стороны, два аспекта – онтологический и гносеологический:

    1. что первично, дух или материя, идеальное или материальное?

    2. познаваем ли мир? Что первично в процессе познания?

    От решения этого вопроса зависит общее понимание бытия и познания, а также построение всей системы знания об окружающем мире и месте человека в нем. В зависимости от решения первого аспекта Основного вопроса выделяются крупные философские направления – идеализм и материализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

    Деление на идеализм и материализм существовало издавна. Немецкий философ XVII – XVIII вв. Г.В. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые сформулировал видный немецкий философ Ф. Шлегель. Свою формулировку предложил и Ф. Энгельс.

    Достоинства материализма – опора на науку, на общечеловеческий здравый смысл, а также логическая и практическая, опытно-экспериментальная доказуемость многих положений. Слабая сторона материализма – недостаточное и малоубедительное объяснение сущности и происхождения сознания, а также многих других явлений, которые современная наука не в силах объяснить. Сильной стороной идеализма является анализ многих механизмов и форм сознания и мышления. Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь, т.е. механизма возникновения и взаимодействия материи и идеи.

    С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос об организации бытия и, соответственно, о подходах к его изучению. Здесь выделяются три основных позиции.

    • Монизм – это философская концепция, согласно которой мир имеет только одно начало. Таким началом может выступать либо материальная, либо духовная субстанция.

    • Дуализм – это философское учение, утверждающее полное равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического (Р. Декарт).

    • Плюрализм – это философское учение, утверждающее множественность оснований и начал бытия (теория четырех стихий – огня, воды, земли и воздуха).

    В гносеологическом плане (вторая сторона Основной вопрос философии) философы выделяют гносеологический оптимизм и агностицизм. Представители гносеологического оптимизма (как правило, материалисты) считают, что мир познаваем, и возможности познания неограниченны. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (И. Кант, Протагор), которые считали, что мир в принципе непознаваем, а возможности познания сущностно ограничены возможностями человеческого разума.

    В методологическом плане вторая сторона Основного вопроса философии предполагает деление мыслителей на эмпириков и рационалистов. Эмпиризм (Ф. Бэкон, Д. Локк) исходит из того, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. Рационализм (Пифагор, Демокрит, Декарт) считает, что достоверное знание может быть выведено непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

    Таким образом, основной вопрос философии определяет общие принципы мировосприятия, процесса познания мира, а также принципы деятельности человека по отношению к объективной реальности.

    3.Структура и функции ф. знания.

    Философию можно предварительно определить как учение об общих принципах бытия, познания и мышления. В противоположность мифологии и религии философия выступает как рациональное мировоззрение. Эта рациональность означает:

    • философия выступает как мышление в обобщающих понятиях, а не в образах;

    • философия ищет разумный порядок в мире;

    • философское мышление отличается логичностью и упорядоченностью;

    • свои взгляды и положения философы логически доказывают и обосновывают;

    • философское мышление критично и самокритично.

    Несмотря на высокий уровень рациональности, философия существенно отличается от науки, научного познания. Во-первых, философия вводит в свой предмет постижения мира не «фактические данные», как другие науки, а уже полученные и обработанные сведения о предметах и процессах мира. Она представляет собой всеобщую интеллектуально-гуманитарную дисциплину, стремящуюся системно осмыслить полученные знания и на этой основе всеобъемлюще, обобщенно и целостно объяснить бытие.

    Во-вторых, философ полагается не только на факты и логику, как ученый, но и на интуицию. Каждый философ вдохновляется первоначально какой-то озарившей его большой идеей, одним глубоким нравственным переживанием, которое подсказывает не только его уму, но и сердцу, где, на каком пути искать истину. Разум лишь раскрывал, выводил следствия, которые проистекали из принятой системы отношений и ценностей.

    В-третьих, ценностно-ориентирующий, духовно-практический, т.е. по существу мировоззренческий тип философского сознания. Научное познание само по себе безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание – это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно и императивно, т.е. обязывает к определенному образу жизни и действия. Философская истина объективна, но переживается она каждым человеком по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни.

    В-четвертых, направленность философии на человека. Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в нее человека. Отношение человека к миру – вечный предмет философии. И если наука разрабатывает средства и методы человеческой деятельности, то философия формулирует цели этой деятельности. Именно функция целеполагания и ценностно-смысловой оценки самым кардинальным образом отличает философию от науки.

    И, наконец, в-пятых, наличие саморефлексии, т.е. обращенность философской мысли на саму себя, стремление критически осмыслить истоки и природу философствования. Только философия в качестве одной из основных проблем своего анализа может поставить вопрос «Что такое философия?».

    Теперь, на основе проделанного краткого анализа стало возможно сформулировать специфику философского знания. Специфика философии состоит в том, что она:

    • является предельно абстрактным, обобщенным знанием;

    • изучает свои объекты в целом (проблема человека, бытия и т.п.);

    • выступает как теоретическое мировоззрение со своим особым понятийно-категориальным аппаратом;

    • ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление;

    • выступает методологической основой всех других наук;

    • является совокупностью объективированного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени;

    • имеет функцию целеполагания и поиска смысла жизни;

    • изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

    • самокритичность и рефлексивность;

    • неисчерпаема по своей сути, имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (сущность и происхождение бытия, происхождение жизни, наличие бога).

    Философия – это специфическая мировоззренческая наука о наиболее общих связях и отношениях в мире, прежде всего, между миром и человеком.

    Структура философского знания:

    1. онтология – учение о бытии;

    2. гносеология – учение о познании;

    3. диалектика – учение о развитии;

    4. антропология – учение о человеке;

    5. социальная философия – учение об обществе;

    6. аксиология – учение о ценностях

    7. этика – учение о должном;

    8. логика – учение о законах правильного мышления;

    Философские дисциплины – не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь более подходит другой образ: драгоценный кристалл и его грани. С каждым поворотом кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.

    Принято выделять следующие основные функции философии: познавательная (гносеологическая); объяснительная; мировоззренческая; рефлексивная; интегративная (синтетическая); функция целеполагания; методологическая; эвристическая; социальная; оценочная; воспитательная; прогностическая.

    Философия не может избавить общество от войн, конфликтов, голода, деспотизма власти и других негативных явлений. Но она и может и должна оградить систему этических ценностей общества, систему принципов и норм социальной жизни и поведения от проникновения в нее ложного и еще непроверенного, этически порочного и авантюрного, примитивного и экстремистского.

    4.Ф. и наука. Ф. и медицина.

    Философия, будучи уникальным интеллектуальным и гуманитарным явлением, занимает одно из ведущих мест в духовной культуре общества. Философия органично взаимодействует со всеми другими формами общественного сознания – наукой, искусством, политикой, правом, религией. Она устанавливает взаимосвязи между ними и анализирует их фундаментальные проблемы. Поистине философия, по справедливому замечанию Г. Гегеля, является квинтэссенцией, т.е. самым главным в духовной жизни человека.

    Философия и наука.

    При рассмотрении этого вопроса можно выделить два его основных аспекта:

      1. является ли философия наукой;

      2. взаимодействие философии и конкретных частных наук;

    Первый аспект. Невозможно отрицать научного характера философии, несмотря на бесспорные отличия философии от науки. Философия выступает одним из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если рассматривать с позиции истории, то можно обнаружить преемственность и взаимосвязь в развитии философского знания и науки. Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являлись и виднейшими представителями философии: Пифагор, Аристотель, Д. Бруно, Н. Коперник, Р. Декарт, К. Маркс, З. Фрейд и многие другие. Более того, философские прозрения нередко опережали открытия и выводы науки. Идеи атомистики, например, были высказаны древними философами за несколько веков до нашей эры, тогда как в естествознании дискуссии о реальности атомов продолжались даже в XIX веке. И многие другие фундаментальные идеи были выдвинуты в философии значительно раньше, чем получили признание и подтверждение в естествознании: законы сохранения, принцип отражения и др.

    Философия обладает очень многими признаками и свойствами науки:

    • рационально-обобщенное понимание действительности;

    • понятийный тип мышления;

    • ориентация на доказательства и аргументы;

    • опора на знание, на данные и достижения наук;

    • системность и внутреннее единство, логичность построения;

    • наличие особого понятийно-категориального аппарата.

    Следовательно, философия является наукой, но наукой специфической, мировоззренческой, занимающей в ряду наук особое место.

    Второй аспект – взаимодействие философии и частных конкретных наук. Современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные частные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знаний. Философия же делает предметом своего анализа обобщение частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня – выявление более общих закономерностей и тенденций. В результате философия выступает как теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук. Крупнейшие открытия в частных науках способствовали и интенсивному развитию философии, и наоборот.

    Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие. Разумеется, философия не призвана делать какие-либо открытия естественнонаучного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое воздействует на методологические позиции и установки ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания.

    Таким образом, философия выступает как наука, но особая, с предельным уровнем обобщения. Студентам следует разъяснить, что философия имеет свой предмет и методы исследования, свой понятийно-категориальный аппарат, однако не является научным знанием в чистом виде благодаря наличию ценностного, этико-интуитивного и духовно-практического компонентов. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает и интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание и не стоит над ним. Философия занимает особое место в ряду наук, место науки методологического и ценностно-ориентационного плана.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта