Главная страница
Навигация по странице:

  • Субстанция

  • Основные положения философской онтологии

  • Структура

  • Мировоззрение это целостная совокупность взглядов на мир и место в нем человека. Философия выступает как теоретическая основа мировоззрения.


    Скачать 1.72 Mb.
    НазваниеМировоззрение это целостная совокупность взглядов на мир и место в нем человека. Философия выступает как теоретическая основа мировоззрения.
    Анкорotvety_k_ekzamenu_po_filosofii.doc
    Дата17.09.2017
    Размер1.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_k_ekzamenu_po_filosofii.doc
    ТипДокументы
    #8573
    страница9 из 27
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   27

    Отличительные особенности русской философии (до ХХ в.):

    • Основные темы – нравственные искания и философия истории (особый путь России);

    • Слабое внимание вопросам онтологии и гносеологии, рациональному пониманию мира;

    • Отсутствие внимания к разработке методологических проблем, к логике;

    • Господство ценностно-эмоционального стиля, морализаторства;

    • Тесная связь с литературой, высокий уровень беллетризации.

    Первый период русской философии – средневековая философия:

    ИЛЛАРИОН – автор первого религиозно-философского сочинения (XI в.). Противопоставление Закона и Благодати как Ветхого и Нового Заветов. Мораль выше права. Равноправие народов, историческая роль Руси.

    ИСИХАЗМ – это средневековая идеология православного аскетизма и мистицизма, открытого противостояния рациональным ориентациям (Ф. Печерский, Н. Сорский, В. Патрикеев). Полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей) – выражение идеологической борьбы в церкви вокруг вопроса о секуляризации духовной культуры и самого общества, общественных богатств. Поддержка великим московским князем иосифлян символизировала заключение стратегического союза церкви и государства, который постепенно привел к огосударствлению церкви.

    36.Русское возрождение

    Второй период русской философии – Возрождение:

    М.В. ЛОМОНОСОВ – сторонник деизма и теории двойственной истины: мир веры и мир знаний имеют собственные сферы, но не противоречат и не мешают друг другу. С Ломоносова началась секуляризация российской науки. Ломоносов предложил свое определение материи: «материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». При этом ему удалось избежать отождествления материи и вещества, однако механицизма избежать не удалось. Кроме того, Ломоносов известен своим атомистически-корпускулярным подходом, гелиоцентрической картиной мира и законом сохранения энергии.

    А.Н. РАДИЩЕВ – антимонархизм и приоритет прав народа над правами монархов. Радищев противопоставлял Закон и власть, предлагает свою программу преобразования российской государственности на республиканских началах. Он сформулировал положение о повторимости революции, о вечности радикализма. Именно Радищев создал русскую философскую антропологию – в своем трактате «О человеке, его смертности и бессмертии». Довольно последовательно применяя материалистическую методологию к анализу психики, человеческой духовности, Радищев не нашел способа материалистически же решить вопрос о форме существования души. Душа у него обречена на вечное существование и реинкарнацию (ср. Платон). Отсюда сомнения Радищева в собственной теории, духовный кризис и самоубийство.

    Третий этап – русское Просвещение:

    П.Я. ЧААДАЕВ первый русский профессиональный философ, выдвинул концепцию «русского пути». Отказав России в самобытности социальной и экономической (причина – византийское православие), Чаадаев, тем не менее, глубоко верил в ее духовный мессианизм, высокое назначение в будущем. Призвание России – осуществить окончательный религиозный синтез.

    А.И. ГЕРЦЕН пытался принципиально дистанцироваться как от материализма (упрекал за отрицание объективности разума, сведение мышления к отдельной, частной способности одного типического человека), так и от идеализма. В философии он предпочитал среднюю линию – рационалистического реализма, который принимал установку философского реализма на объективацию разума, но делал это в интересах антропологизации и гуманизации природы. По существу это предтеча русского космизма. При этом Герцен пытался соединить диалектику с элементами материализма. Примечательно его философия истории. Общий закон развития вполне допускает и даже предполагает бесконечное число (непредвиденных) вариаций, возможностей. Одномерность и предзаданность развития существует лишь в воображении. Он разделял (с оговорками) теорию пути к социализму на основе крестьянской общины.

    Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ считал возможным для России, минуя капитализм, перейти непосредственно к социализму. Общинное владение – единственное разумное и полное средство соединить частную выгоду земледельца с улучшением земли , а его методы производства с добросовестным исполнением работы. А это и есть социализм. Таким образом его социалистическая теория оказалась в плену консервативного идеала.
    37. Русская философия 1 пол 19 в.
    38. Русский космизм

    Философия космизма.

    Н.Ф. ФЕДОРОВ – предложил концепцию супраморализма: долг человека – осуществить синтез теоретического и практического разума, с тем, чтобы стать Разумом Вселенной. Путем знаний и действий человек должен превратить все силы природы в орудия и органы человечества. Достигнув управления природой, человечество сможет преодолеть и главное зло - смерть. Более того, оно сможет поставить и решить задачу воскрешения всех умерших предков. Причем речь идет именно о воскрешении в теле, а не души. Путь к воскрешению – познание связи между атомами и молекулами, управление на этой основе процессом жизни.

    К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ – при рассмотрении материи выдвигал три принципа: время, пространство и сила. Монизм материи приводил к глубокой онтологизации психического. Материя Циолковского одухотворена, действует одновременно по законам и физического, и психического мира. Роль человеческого разума - в пресечении зла в космосе, которое порождено регрессивными тенденциями (энтропией). Для этого понадобится новое мировоззрение и этика, должно быть усовершенствовано само человечество. Во имя будущего необходимо осуществить подбор к человечеству: все уклоняющиеся ко злу люди оставляются без потомства. Даже атомы будут соединяться только в существах разумных и сознательных, либо в усовершенствованных разумом телах.

    39.Толстой и Достоевский

    Русская философия второй половины Х1Х века:

    Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ глубочайший духовно-психологический аналитик, разработал и обосновал в художественной форме религиозно-этическое почвенничество. Становление личности предполагает путь страданий и морального катарсиса на основе внутренней веры. Достоевский не приемлет свободы без веры, предпочитая не переделку мира, а обновление самого человека. Смысл жизни – в обретении человеком самого себя, а на этой основе - в приобщении ко всему человечеству. Более всего к этому способен русский человек в силу широты и многосторонности его натуры и православной веры.

    Л.Н. ТОЛСТОЙ – попытка создания «новой религии» на основе раннего христианства, но очищенного от ненужной обрядовости и таинственности мистики. Ее основной принцип – непротивление злу насилием, а общий подход – этический индивидуализм. В результате Толстой приходит к этическому отрицанию государственности вообще и политической активности, выдвигает лозунг самоизоляции всех частных людей от общества и государства в некие ненасильственные сообщества, основанные на любви к ближнему.

    40.XIX-начало XX

    Русская религиозная философия рубежа Х1Х – ХХ вв.:

    В.С. СОЛОВЬЕВ выступал за «универсальный синтез науки, философии и религии», за философию всеединства. В основе его взглядов – пантеизм. Отсюда онтологическая трактовка проблемы зла: бог сам служит источником и причиной всякого зла в мире. Для творческой самореализации необходима свобода, а свобода чревата злом. Воплощение в мире божьей премудрости (Софии) достигается путем осуществления

    • свободной теософии – знание о боге и о его отношении к миру;

    • свободной теократии – установления правильного общественного и государственного порядка, предполагающего единение государств и церквей (под духовной эгидой католицизма);

    • свободной теургии – создания и распространения особого мистического искусства, творящего новую жизнь и новую нравственность согласно правде божьей. При этом источник возрождения мира – богочеловек, а София - это одновременно вечная женственность, душа мира и церковь.

    Н.А. БЕРДЯЕВ – предложил оправдание человека в творчестве и через творчество. У него творчество не оправдывается и не допускается религией, а само является религией. Его цель – поиск смысла, трансцендентного по своей сущности. Смысл есть ценность, отсюда – аксиологический подход к творчеству. При этом Бердяев абсолютизирует свободу, отделяя ее и от бога, и от человека. Другая сквозная тема Бердяева – русская идея. Он открыто конструировал историософию России, совершенно не связывая себя ни логикой, ни доказательствами, ни фактами. В основе его концепции – интуитивный тезис о глубинной саморазорванности и противоречивости русской души. Русская идея в понимании Бердяева – это целостное, тоталитарное миросозерцание, принципиально свободное в путях познания и реализации.

    41.русские естествоиспытатели)))

    Философские идеи русских естествоиспытателей:

    И.М. СЕЧЕНОВ – один из основоположников естественнонаучного материализма в России. Жизнь на всех этапах развития есть приспособление организмов к условиям существования. Принцип единства и родства психических и соматических процессов. Однако содержание психической деятельности, умственное развитие человека определяется, прежде всего, воспитанием и условиями его социального бытия. Следовательно, необходимо определять сущность человека на основе культурно-исторических критериев.

    И.И. МЕЧНИКОВ – на основе открытого им явления фагоцитоза (способность организма к внутриклеточному перевариванию инородных частиц) выдвинул теорию ортобиоза – рациональной жизни, основанной на природе самого человека, измененной сообразно идеалу человеческого счастья. Основная проблема – преодоление страха смерти. Именно страх смерти является сущностью и главной причиной религии.
    42.Категория бытия)))))))
    В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Оно является исходным в философском осмыслении мира. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего мира и самого человека вместе с его сознанием. Все отдельные вещи, процессы и явления возникают и исчезают, а мир в целом существует. Поэтому констатация бытия является исходной предпосылкой любых дальнейших рассуждений о мире.

    Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. С другой стороны, термин «бытие» обозначает не просто существование, но также и того, что гарантирует существование. Именно в этом смысле данное понятие впервые ввел античный мыслитель Парменид. Поэтому понятие «бытие» получило в философии особый смысл и особый статус. Бытие – одно из фундаментальных понятий, которое задает широчайший спектр смыслов от обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости бытия. Именно через это понятие человек пытается осмыслить свое место в мире. Традиционно бытие мыслится в двух основных значениях:

    1. это все когда-либо существовавшее, ныне существующее и все, имеющий внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь бытие обозначает мир в целом;

    2. бытие как исходное начало и основание нашего мира, его сущность и метафизическая определенность. Это – абсолютное бытие, или Бог, Единое и т.п.

    Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная и любая другая философия в первую очередь интересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширяла свой предмет и включала в себя гносеологию, логику, иные философские проблемы.

    Под бытием в широком смысле слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытиеэто философская категория, обозначающая реальность как целое. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия – это синонимы. Бытие есть все то, что есть, что существует. Это и материальные вещи, и человек, и фантазии, и теории, и все процессы, и их свойства, связи и отношения. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их общей черты – их существования, что и задает миру целостность.

    Первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивости единства бытия природы, как целого бытия вещей, состояний природы и человеческих существ. Второй аспект связан с пониманием целостного единства бесконечного мира. Третий связан с идеей действительности, имеющей внутреннюю логику развития и предшествующей сознанию, действий отдельных личностей и человечества в целом.

    Из философского осмысления бытия вытекает представление о мире, как всеобщем единстве, которое включает в себя множество вещей, процессов, состояний. Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: имеется ли нечто объединяющее сами эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира. Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего сущего, для обозначения которой в философии выработана категория субстанции. Субстанцияэто некая всеобщая первичная основа всех вещей, которая является их последней сущностью. Эта категория фиксирует внутреннее единство вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые они существуют.

    Современная философия подошла к системному осознанию эволюции и пытается по-новому осмыслить идею субстанции. В ее основе лежит идея целостности всего материально-духовного процесса. Потенции субстанции реализуются не одновременно, а последовательно. Она рассматривается как система, содержащая в себе множество миров, получающих свою актуализацию в процессе саморазвития мира. Следовательно, практика дробления человеческого познания на узкие и изолированные сферы безнадежно устарела. Современность требует глобальной интеграции познания. Здесь возникает проблема того, что именно объединяет все процессы познания и что лежит в основе любого изучаемого предмета или явления. Материя выступает основой бытия.

    Основные положения философской онтологии:

    • окружающий мир, предметы, явления реально существуют;

    • окружающий мир развивается, источник его движения в нем самом;

    • материя и дух – взаимосвязанные, но одновременно противоположные сущности;

    • и материя и дух реально существуют, они есть.

    Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

    Структура (основные формы) бытия:

    1. материальное бытие – мир объективно существующих тел, в том числе:

    1. бытие вещей,

    2. бытие полевых структур,

    3. бытие человека,

    4. бытие общества,

    5. бытие процессов и отношений;

    1. идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной субстанции в виде:

    1. индивидуальное духовное бытие,

    2. объективизированное духовное бытие.

    Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. В философском смысле небытие – это состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.
    Бытие – категория, занимающая центральное место в категориальном аппарате большинства философских систем. «Бытие»традиционно мыслится, по крайней мере, в двух значениях: во-первых, это все когда-либо существовавшее, ныне существующее (определяемое как «наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал, к реализации в будущем. Здесь «бытие» синоним таких понятий как «мир в целом» или «универсум». Во-вторых, под «бытием» понимается исходное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы «бытие – в таком понимании обычно называют «абсолютным бытием» – или просто абсолютом, Единым и проч. В развитых религиях это Бытие определяется как Бог.

    Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. В произведениях древнеиндийских философов содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют естественные начала. В философии Древнего Китая большое внимание уделялось бытию человека и общественному бытию, и значительно меньшее первоосновам природы.

    Античные философы также были озабочены истоками сущего. Первым из философов, выделившим бытие как категорию и сделавшим ее предметом специального философского анализа, был Парменид. Он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия, т.е. Бытия во втором значении. Бытие, сущее – это нечто реальное, оно «Есть», ему противостоит небытие, не-сущее, «не есть». Бытие едино, непрерывно, неподвижно, совершенно, оно не возникло и неподвержено гибели, так как помимо него ничего нет и не может быть. Мыслить можно только бытие, т.е. то, что существует, никаким образом нельзя помыслить то, чего нет, чего не существует.

    Для ученых древностиестественные начала нашего мира выступают в форме неких абстрактно-образных рациональных конструкций, или стихии, названных «земля», «вода», «огонь», «воздух». В Китае помимо первых трех упоминаются еще «дерево» и «металл», причем одна их стихий могла – особенно в науке Древней Греции – приниматься за исходную, фундаментальную. Стихии, в свою очередь, пронизываются, связываются и наполняются особым энергетическим началом: « греки называли его «пневмой», индийцы – «праной», китайцы – «ци».

    Диалектический подход к пониманию бытия впервые появился у Гераклита (554-483 гг. до н.э.), который рассматривал весь мир как находящийся в постоянном становлении и изменении. Платон (427-347 гг. до н.э.) впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Он выделял «истинное бытие» - «мир объективно существующих идей», которое противопоставлял «чувственному бытию». Платон также указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании.

    В средневековой христианской философии выделяется несотворенное бытие, Бог, и сотворенное Богом бытиемир. Философы-материалисты 17 -18 вв. нередко связывали понимание бытия с физической реальностью, отчего происходила «натурализация» бытия. Новое время и эпоха классической немецкой философии привнесли более глубокое содержание в понимании проблемы бытия, выделив такие философские категории как «субстанция», «свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», «объективно развивающаяся идея» и т.д.

    20 век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком. Такая философская школа, как неопозитивизм, вообще истолковала проблему бытия в философии как псевдопроблему, полагая, что прежняя наука о бытии – есть предмет частных наук, но не философии.

    Рассмотрением вопросов, касающихся проблем бытия и небытия, существования и несуществования, а также выявлением сущности всего того, что обладает этим качеством – качеством быть, существовать, занимается особая наука – онтология. Это отдельная область философских знаний. Термин «онтология» означает «учение о сущем». В философии он употребляется с 17 века. У рационалистов 17-18 вв. онтология есть не что иное, как метафизика бытия и вещей, являющаяся основой для решения более специальных вопросов метафизики, например, проблемы существования Бога, души, мира, свободной воли т.п.. И.Кант считал онтологию бессодержательной метафизикой и заменил ее своей трансцендентальной философией. У Г. Гегеля онтология является только учением об абстрактных определениях сущности.

    В 20 векев процессе отхода от неокантианства и поворота к метафизике онтология вновь возрождается, у Г. Якоби и Н. Гартмана – как строго предметная философия бытия, а у М. Хайдеггера и К. Ясперса – в смысле фундаментальной онтологии. Различие между старой и современной формами онтологии заключается в том, что первая рассматривала весь мир в его отношении к человеку, т. е. все формы и связи реального мира с его богатством переходов как приспособленные к человеку. Человек, благодаря этому, становится конечной целью мирового порядка, даже единственно истинным бытием. Новая онтология выработала чрезвычайно широкое понятие реальности, сообщив полную реальность духу и пытаясь с этой позиции определить автономное бытие духа и его активность в отношении к активному бытию остального мира. Большое место в новой онтологии занимает категориальный анализ.

    Все другие разделы философского знания, имеющие важное философское содержание, имеют своим основанием онтологию, которая в свою очередь составляет основу любого философского мировоззрения, и тем самым во многом предопределяет понимание и интерпретацию других, не входящих в онтологию философских и мировоззренческих проблем, менталитет и судьбы той или иной цивилизации. М. Хайдеггер, посвятивший более 40 лет проблеме бытия, утверждает, что вопрос о бытии, как он был поставлен в античности Парменидом и Гераклитом, предрешил судьбу Западного мира. В чем смысл этого утверждения? Запад воспринял представление о наличии за пределами вещей видимого мира иного мира, где все есть: Благо, Свет, Добро, Истина и на протяжении многих столетий отрабатывал искусство постижения инобытия мыслью, тренировал ее способность работать в пространстве, где нет чувственных образов и представлений. Европейская культура, как никакая иная, в совершенстве овладела способностью мыслить в пространстве чистой мысли. В дальнейшем эта способность с успехом использовалась в науке учеными при построении научных теорий. Далее, если сослаться, что существует истинное бытие, тогда следует признать земное существование не подлинным, а нуждающимся в совершенствовании, переделке в соответствии с идеалами подлинного мира. Отсюда тяга Запада к новациям, различного рода социальным утопиям, к социальному активизму.

    Парменидовское учение о бытии открыло возможность метафизики – той особой европейской философии, которая пыталась найти первые начала, первые причины и принципы всякого бытия в идеальной духовной сфере, существующей объективно, т.е. вне и независимо от человека и человечества. В дальнейшем метафизика обрела значение онтологии – особого философского учения о бытии как таковом, вне и независимо от всякого рода логико-гносеологических и методологических вопросов.

    В настоящее время различают следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытии: 1) бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие вещей процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком, 2) бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие, 3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное и объективизированное (внеиндивидуальное) духовное, 4) бытие социальное, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

    Предельно общим признаком категории «бытия» является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то ни было, влечет за собой новые вопросы, важнейшие из которых касаются первопричин бытия, наличия или отсутствия единой, общей первоосновы всего сущего. В истории философии для обозначения такой первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория «субстанция» (в переводе с латинского - сущность, то, что лежит в основе). Субстанция предстает и как естественное, «физическое» основание бытия, и как его сверхприродное, «метафизическое» начало. Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, их которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, огню, воздуху, или идеальным конструкциям, первопричинам – апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания – постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д. К теоретическим характеристикам субстанции относятся: самодетерминация (определяет самое себя, несотворима и неуничтожима), универсальность (обозначает устойчивую, постоянную и абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову), казуальность (включает в себя всеобщую причинную обусловленность всех явлений), монистичность (предполагает единую первооснову), целостность (указывает на единство сущности и существования).
    43. Картины мира

    Центральной проблемой философии является отношение человек - мир. Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в космической и природной иерархии. Кто мы? Каково наше предназначение и есть ли оно? Какие силы и для чего создали сознающее «Я» в комке смертной плоти? Являемся ли мы и ответственными представителями вселенского разума или мы - не более чем побочный результат слепой звездной эволюции? Ответы на эти вопросы связаны с исторически изменяющимися представлениями о мире как целом. В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира. Картина мира означает как бы зримый портрет мирозданья, образно - понятийную концепцию, образ, модель Вселенной и место человека в ней.

    С понятием «картина мира», претендующим на объективность видения, сопряжено понятие «мировоззрение». Мировоззрение указывает не на мир сам по себе, а на наше отношение к нему. В реальной жизни объективное и субъективное тесно связаны, потому что картина мира органично переходит в мировоззренческие представления и непосредственно сопряжена с ними. Картина мира всегда мировоззренчески окрашена и непременно включает в себя ценностные суждения.

    Что такое «мир»? Под миром чаще всего понимается действительность, взятая как целое, схваченная в некотором ее качественном единстве. Исторически существующие картины мира могут формироваться либо стихийно в процессе повседневной жизни, либо являются итогом сознательной деятельности мыслителей, философов, ученых.

    Они могут быть монистическими, если исходят из единого основания, дуалистическими, если в рамках универсума полагается два начала: материя и дух. Если же онтологических начал много, то можно говорить о плюралистической точке зрения. Очень важным моментом, который делает картины мира принципиально разными, является то, вокруг чего именно они строятся, т.е. у каждой картины есть ее смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной.

    В центре обыденной картины мира стоит человек, субъект действия, социального поведения. Повседневность – это мир, где человек – главная фигура. Поскольку повседневность – мир человеческий и практический, постольку его пространство и время антропоцентричны. Пространство повседневности равно пространству культуры и меряется его рамками. Время повседневности – это время природных циклов, с которыми связан труд человека в аграрных обществах, время трудовых ритмов, задаваемых техникой, в современной цивилизации. Это психологическое время человеческих переживаний. Высшие цели и ценности, существующие в рамках повседневной картины мира, диктуются конкретным обществом и конкретной культурой.

    Научная картина мира строится вокруг объектов, понимаемых как независимые от человеческой субъективности, существующих, функционирующих и развивающихся на основе объективных законов. Наука претендует на роль бесстрастного и точного зеркала, отражающего мир в строгих понятиях и стройных математических вычислениях. Однако развитие самой науки убедительно свидетельствует о том, что «чисто объективное» описание в действительности невозможно, ибо сознание человека изначально включено в само наше восприятие действительности. «Антропный принцип» означает: мир таков, каков есть, потому что это мы глядим на них, и всякое изменение в нас меняет картину мира.

    Религиозная картина мира главным предметом своего внимания делает соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Мир дольний и мир горний, земное и небесное, сфера человеческого и сфера божественного – вот что является сердцем религиозных размышлений. Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный, тварный характер. Она – результат или проекция другой – настоящей, истинной реальности – Бога или богов. Религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы обладают совсем иными качествами, чем те, что непосредственно знакомы нам по обыденной жизни. Они могучи, таинственны, чудодейственны с точки зрения эмпирического человека. Их власть над земным бытием если неабсолютна, то огромна. Мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в ценностном строе. Современные религии не отрицают достижений естествознания, теорий, связанных со строением материи и, тем более, практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки – изучать только физический мир, только сферу посюстороннего. Дальше простирается область религии, и, быть может, философии. Главное, чтобы, увлекшись земными делами и заботами, человечество не забывало, что оно не автономно, что над ним существуют высшие вечные инстанции, их неусыпный надзор и их суд.

    Главная тема философии – соотношение человека и мира, взятое во всех аспектах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяет между собой интеллектуальность рассмотрения, и вечное сомнение в собственных утверждениях, всегдашняя критичность и неуспокоенность мысли. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой. Философские картины мира могут быть материалистическими и идеалистическими. Они могут быть как объективистскими (признавая мир объективным) или субъективистскими. Огромное «пространство» между двумя крайними полюсами и составляет поле философского поиска. Картины мира могут быть также космоцентрическими, антропоцентрическими, изотерическими.

    44.Материя

    Предельно общим признаком категории «бытия» является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то ни было, влечет за собой новые вопросы, важнейшие из которых касаются первопричин бытия, наличия или отсутствия единой, общей первоосновы всего сущего. В истории философии для обозначения такой первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория «субстанция» (в переводе с латинского - сущность, то, что лежит в основе). Субстанция предстает и как естественное, «физическое» основание бытия, и как его сверхприродное, «метафизическое» начало. Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, их которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, огню, воздуху, или идеальным конструкциям, первопричинам – апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания – постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д. К теоретическим характеристикам субстанции относятся: самодетерминация (определяет самое себя, несотворима и неуничтожима), универсальность (обозначает устойчивую, постоянную и абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову), казуальность (включает в себя всеобщую причинную обусловленность всех явлений), монистичность (предполагает единую первооснову), целостность (указывает на единство сущности и существования).

    Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те их них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции, и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира, в многообразии его вещей и явлений, получили название «философский монизм». Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом, если более двух – плюрализмом.

    С точки зрения современных научных представлений о происхождении сущности мира, а также борьбы различных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы следует выделить два наиболее распространенных подхода к пониманию природы субстанции - материалистический и идеалистический.

    Первый подход, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим, он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладает субстанциональной природой и выводится из материального как его свойства и проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде характерны для представителей материализма европейского Просвещения 18 в., К.Маркса и его последователей.

    Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом выделяются объективно-идеалистический монизм (например, у Платона первоосновой бытия являются вечные идеи, в средневековой философии – Бог, у Гегеля – несотворенная и саморазвивающаяся «абсолютная идея») и субъективно-идеалистический монизм (философское учение Д.Беркли).

    Понятие «материя» является одной из наиболее фундаментальных философских категорий. Оно впервые встречается философии Платона. Термин «материя» имеет немало определений. Аристотель трактовал как чистую возможность, вместилище форм. Р. Декарт главным ее атрибутом и неотъемлемым свойством считал протяженность. Г.В. Лейбниц доказывал, что протяженность есть только второстепенный признак материи, вытекающий из главного - силы. Механическое мировоззрение устранило все атрибуты материи, кроме массы. Оно выводило все явления из движения и полагало, что движение не может совершаться без двигающегося, а последнее и есть материя. Наконец, энергетическое мировоззрение объясняет все явления из понятия «энергия», совершенно обходясь без понятия вещества. В новейшей физике «материя» – обозначение некоторой особой точки поля. В материалистической философии «материя» является краеугольным понятием, в разных школах материализма она принимает различные значения.

    Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. У всех предметов и процессов природы есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания человека, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. По этому признаку их объединяют в понятии «материи». Таким образом, в определении материи решается основной вопрос философии: четко утверждается приоритет материи: она первична по отношению к сознанию.

    Материяэто объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, которые копируются, отображаются нашими ощущениями и существуют независимо от них. Можно и короче: материя – это познаваемая объективная реальность.

    Современная научная философия признает субстанциональность материи, но только в определенном смысле – в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел.

    В философии существует несколько основных подходов к пониманию материи:

    • материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество, – являются порождением материи. По утверждению материалистов, материя первична;

    • объективно-идеалистический подход: материя объективно существует как порождение независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

    • субъективно-идеалистический подход: материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (кажущееся явление, галлюцинация) субъективного, существующего только в виде сознания человека духа;

    • позитивистский подход: понятие «материи» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

    Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

    Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины и качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 различных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается более 100. Предпринимаются попытки найти глубокую внутреннюю связь между элементарными частицами и создать для них нечто вроде Периодической таблицы Д.И. Менделеева. Наряду с этим существуют еще частицы, не обладающие массой покоя (фотоны). От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей – гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать.

    Под структурностью материи понимается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Понятие структуры при этом применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена ее единой структурной организацией.

    Выделяют следующие виды материи: вещество; поле (полевые структуры); плазма; вакуум. Сегодня нам известны пока лишь два типа материи: неорганическая материя и органическая материя. Особым подтипом органической материи выступает общество (социум), включающее в себя несколько уровней.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   27


    написать администратору сайта