Главная страница
Навигация по странице:

  • Пространство

  • Мировоззрение это целостная совокупность взглядов на мир и место в нем человека. Философия выступает как теоретическая основа мировоззрения.


    Скачать 1.72 Mb.
    НазваниеМировоззрение это целостная совокупность взглядов на мир и место в нем человека. Философия выступает как теоретическая основа мировоззрения.
    Анкорotvety_k_ekzamenu_po_filosofii.doc
    Дата17.09.2017
    Размер1.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_k_ekzamenu_po_filosofii.doc
    ТипДокументы
    #8573
    страница11 из 27
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   27
    субстанционального подхода (Демокрит, Эпикур) считали время и пространство отдельной реальностью, самостоятельной субстанцией – наряду с материей. Соответственно, отношения между материей и пространством и временем рассматривались ими как межсубстанциональные. Сторонники второго, реляционного подхода (Аристотель, Г.В. Лейбниц, Г. Гегель) воспринимали пространство и время как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. В настоящее время, исходя из достижений науки, более достоверной и обоснованной выглядит реляционная теория.

    Времяэто форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, смены состояний данных объектов в процессе их развития.

    Пространствоэто форма бытия материи, которая характеризует протяженность, структуру и взаимодействие элементов как внутри материальных объектов, так и между собой.

    Время характеризует, прежде всего, наличие или отсутствие бытия тех или иных объектов. Другая сторона бытия – это одновременное существование разных объектов, а также их одновременное несуществование. Время фиксирует также относительные сроки бытия, так что для каких-то объектов оно может быть большим (более длительным), а для других – меньшим (менее длительным). Кроме того, время позволяет фиксировать периоды в развитии того или иного объекта. Время входит составной частью в характеристику всех процессов существования, изменения, движения материальных объектов, но при этом не сводится ни к одной из этих характеристик. Именно это обстоятельство и затрудняет понимание времени как всеобщей формы бытия.

    Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Пространство и время – всеобщие формы существования материи. Пространство – это форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Время – это форма координации сменяющихся объектов и их состояний.

    В современной науке (согласно теории относительности) пространство уже не трехмерно, а время нелинейно. И то, и другое не являются самостоятельными сущностями. Они тесно переплетены и образуют пространственно-временной континуум. Иначе говоря, пространство и время выступают как единое четырехмерное целое: три координаты, характеризующие пространство, и одна координата, характеризующая время, не могут быть отделены друг от друга. А в целом свойства пространства и времени определяются совокупными воздействиями одних событий и материальных объектов на другие. Поток времени не является равномерным и однородным, он зависит от наблюдателя и его скорости относительно наблюдаемого события. Кроме того, согласно общей теории относительности пространство и время находятся в тесной связи с массой тел. Возле гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время – замедляться.

    В основе представлений о единстве физических законов, действующих во Вселенной, лежит философский принцип материального единства мира. Он ориентирует на поиск таких фундаментальных связей, посредством которых можно было бы вывести наблюдаемое в опыте многообразие физических явлений и процессов. Вскоре после создания общей теории относительности А. Эйнштейн поставил перед собой задачу объединения электромагнитных явлений и гравитации на некоторой единой основе. Задача оказалась настолько трудной, что Эйнштейну просто не хватило для ее решения всей оставшейся жизни. Проблема осложнилась еще и тем, что в ходе исследований микромира выявились новые, прежде неизвестные взаимосвязи и взаимодействия. Так что современной физике еще предстоит решить задачу объединения четырех видов взаимодействий:

    • сильного, за счет которого нуклоны стягиваются в атомное ядро;

    • электромагнитного, отталкивающего одноименные заряды и притягивающего разноименные;

    • слабого, регистрируемого в процессах радиоактивности,

    • гравитационного, определяющего взаимодействие тяготеющих масс.

    В научной картине мира конца ХХ в. исчезает жесткое различие между материей и пустым пространством, т.к. развитие субатомной физики разрушило былое представление о твердой материи. И когда мы выходим за пределы «зоны средних измерений» и углубляемся на другие уровни существования материи, то обнаруживаем, что элементарные частицы, из которых состоят атомы – невещественны. В квантовой физике один и тот же феномен может выступать и как частица, и как волна. Частицы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно энергетическое состояние. Это сплошная динамика, которая не позволяет говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя. Элементарные частицы представляют собой сгустки поля.

    Работы Нобелевского лауреата И. Пригожина, посвященные т.н. диссипативным структурам в химических реакциях, положили начало новому принципу осмысления действительности: порядок через флуктуации. Этот принцип признает за Вселенной первичную динамическую неопределенность. На этой основе оказалось возможным выработать новое понимание эволюции. Второй закон термодинамики не всесилен, ибо все существующие системы имеют прирожденную способность мутировать в направлении большей сложности. Одна и та же энергия, одни и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях: от физико-химических процессов до человеческого сознания и социокультурной информации. Вселенная оказывается единой во всех своих пластах, живой, развивающейся, восходящей на новые ступени бытия.

    Современная научная картина мира динамична, противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Но поискам познающего разума нет границ.

    К общим свойствам пространства и времени относятся:

    • объективность, независимость от сознания человека;

    • абсолютность (как атрибутов материи);

    • несотворимость и неуничтожимость;

    • количественная и качественная бесконечность;

    • неразрывная связь друг с другом и с движением материи;

    • зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах;

    • прерывность и непрерывность;

    К специфическим свойствам пространства относятся:

    • протяженность;

    • трехмерность;

    • изотропность – равноправие всех возможных направлений;

    • связность и непрерывность,

    • относительная прерывность;

    • симметрия и асимметрия.

    К специфическим свойствам времени относятся:

    • длительность;

    • одномерность;

    • время однонаправлено (из прошлого через настоящее к будущему);

    • необратимость – невозможность возврата в прошлое;

    • асимметричность;

    • однородность – равноправие всех его моментов и направлений.

    Необходимо объяснить студентам различные типы организации отношений времени в материальных системах. Принято выделять:

    • биологическое время – темпы процессов жизнедеятельности живых организмов;

    • биологическое пространство – это освоенное живыми организмами пространство;

    • социальное пространство – это совокупность статусов людей в обществе;

    • социальное время – это темп социальных процессов, их способность ускоряться и замедляться, повторяться или поворачивать назад в зависимости от тех или иных условий и расстановки социальных и политических сил.

    47. 48.49.антропология

    Вторая половина 20 и начало 21 века характеризуются нарастающей критикой науки, и, в особенности, естественнонаучного подхода к изучению человеческого мира, осознанием его ограниченности, что приводит философию к переориентации с науки на культуру в целом. Происходящий в настоящее время переход от индустриальной цивилизации к информационному обществу, резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала человека в развитии всех сфер общества, обостряет интерес к проблеме человека. Еще Кант говорил, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить: что я могу знать, на что я могу надеяться, что я должен делать? И покрываются они, писал он в своей «Логике» одним вопросом: что такое человек? Проблема человека содержит много тайн и загадок для самого человека. Человек есть тайна в том смысле, что к нему могут быть вполне применимы рожденные в недрах рационализма формулы: «понять предмет – значит построить» (Спиноза), «понять предмет – значит выразить его в понятиях» (Гегель), «Человек не может быть понятием» (Бахтин).

    Логико-понятийная дискуссия носит вещный характер, она способна до конца исчерпать в знании вещь, объект, но не субъект. Главное в субъекте не то, что выражает его общность с другими субъектами, а то, что отличает его от них. Поэтому, по словам М.Бахтина, это область открытий, откровений, сообщений, здесь важна и тайна, нельзя переносить на них категории вещного познания. Есть еще один смысл слова «тайна», применительно к человеку. Он связан с понятием индивидуального и конкретного. Будучи не схватываемо во всеобщих формах познания, индивидуальное не только воспринимается как тайна, но и составляет действительную тайну для этих познавательных форм, индивидуальное никогда не совпадет с самим собой, и поэтому неисчерпаемо в своем смысле и значении. Категория точности здесь мало применима.

    Термином «человек» обозначается высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторического развития деятельности и культуры. Человек является предметом изучения различных областей знания, таких как социология, философия, психология и многих других.

    В истории философии невозможно найти ни одного философа, ни одной философской школы или направления, которые не обращались бы к человеку, к прямому или косвенному анализу различных сторон его материального и духовного бытия. В философии нет предмета более сложного противоречивого, чем человек, в оценке которого обнаруживаются всевозможные позиции – отрадужных и оптимистических до наивных и исполненных пессимизма.

    В различные эпохи мыслители по-разному определяли человека. Наиболее употребительным является определение «человек разумный» (хомо сапиенс). В зоологической классификации К. Линнея фигурирует «рациональное животное», у Б. Франклина человек – это «животное, производящее орудия», у немецкого философа- идеалиста Э. Кассирера – «символическое животное».Согласно датскому философу С. Кьеркегору, человек есть существо, делающее выбор, у Б. Паскаля человек – это «мыслящий тростник», согласно Ж.-Ж.Руссо – «размышляющий человек – просто испорченное животное». Иногда человек определяется как безграничный микрокосм, т.е. уникальное и вполне совершенное существо, наделенное всеми добродетелями, и как ошибку природы, обреченную на гибель по причине несовершенства и порочности человеческой натуры. «Человек – не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее». (П. Тейяр де Шарден). Противоположную точку зрения высказывал А. Шопенгауэр, утверждавший, что человек есть существо ущербное, «халтура природы». Человек также определялся как «политическое животное», «венец природы», «тупик жизни», «ложный шаг жизни», «существо, обладающее самосознанием», «существо моральное и свободное».

    М. Шелер полагает, что при слове «человек» в сознании образованного европейца сталкиваются 3 круга идей: 1) круг представлений иудейско-христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и греховности, 2) греко-античный круг представлений, в котором самосознание человека впервые в мире возвысилось до понятия о его особом положении, и человек является человеком благодаря тому, что у него есть ум, речь, разумность, 3) круг представлений современного естествознания, согласно которому человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей по сравнению с человеческой природой.

    Все названные и им подобные определения воссоздают собирательный образ человека, и, тем не менее, человек во все времена и у всех народностей не перестает быть великой тайной мироздания. Тайна природы человека принадлежит к числу тех вечных проблем, к которым философия возвращалась и будет возвращаться в силу характера и специфики своего предмета.

    Проблема человека всегда являлась одной из центральных проблем философии. В современной литературе признается ограниченность как биологического подхода, акцентирующего эволюционно-биологические предпосылки норм человеческого общения, так и социологизаторского подхода, объясняющего природу человека в первую очередь социально значимыми причинам и приводящего к господству образа человека как социального функционера, винтика государственной машины. Современная философия и наука исходят из понимания человека как целостного социально-биологического существа, причем именно социальность, общественность составляет субстанцию жизни человека.

    В античной философии определяющей концепцией в понимании человека был космоцентризм, когда человек воспринимался, прежде всего, как часть космоса, «малый мир», микрокосм, неразрывно связанный с макрокосмом, нередко представляемым живым организмом. Познание человека считалось возможным через познание Вселенной и существующего в ней порядка. В 5 веке ей на смену приходит христианская концепция теоцентризма, в соответствии с которой все определяет Бог, создавший мир и человека сразу и окончательно. Сущность человека постигается с помощью откровений, сформулированных в Священном писании, познать которые возможно лишь с помощью веры в библейские догматы, недоступные разуму. Однако разум, озаренный верой, помогает уяснить лишь детали, но не самого человека, который выступает как образ и подобие Бога и потому есть столь же непостижимая тайна, как и сам Бог.

    В эпоху Возрождения теоцентризм оттесняется антропоцентризмом, рассматривающим человека как творца своей судьбы, обладающего безграничными творческими возможностями и стремящегося к автономии и господству над природой и природоцентризмом, утверждающим бесконечность космоса, лишенного центра, и безликость Бога, уже не являющегося творцом мира.

    И. Кант рассматривал человека как уникальное существо и такой же самодовлеющий объект природы, как и другие ее живые и неживые объекты. После Канта человек рассматривался в классической немецкой философии по большей части как субъект духовной деятельности, создающий мир культуры, как носитель всеобщего идеального начала – духа, разума. Против такого подхода выступил Л. Фейербах, выдвинувший на первый план природно-биологическое начало в человеке, рассматривавший человека как биологическое, чувственно-телесное существо, часть природы, организм. С Фейербаха берет начало антропологизм – философская концепция, представители которой усматривают в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают, что, исходя из нее, можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.

    В философии марксизма природное и социальное начала в человеке получили объяснения с точки зрения диалектико-материалистического монизма. Человек стал рассматриваться одновременно и как биологическое существо, явившееся результатом эволюционного развития неживой и живой природы, и как существо социальное, сущность которого определяется общественными отношениями. Начиная с 19 века усилиями таких философов, как Шеллинг, Штирнер, Кьеркегор, Ницше европейское мышление поворачивается в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования. Понятие жизни, чувства, воли, иррационального становятся предметом специального философского анализа и получают затем наиболее полное развитие в философии экзистенциализма. В начале 20 века возникает антропософия – развиваемое Р. Штейнером оккультно-мистическое учение о человеке как носителе тайных духовных сил.

    В 20-е годы 20 столетия сформировалась новая самостоятельная область философского знания – философская антропология (учение о человеке), значительный вклад в становление которой внесли М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер. В дальнейшем она стала составной частью более общего комплекса знаний о человеке – общей антропологии, в которой, помимо философского, выделяются биологическое, теологическое, (религиозное), социологическое, психологическое, культурное (этнографическое), структуралистское, педагогическое направления.

    Понятие человеческой личности выражают различные термины: человек, индивид, индивидуальность, личность, персона, организм. Понятие «человек» указывает лишь на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми. «Индивид» - это человек как единичный представитель какого-то целого – биологического рода, социальной общности, группы. Термин «индивидуальность», наоборот, означает то особенное, специфическое, что отличает такого человека от всех других, включая природные и социальных телесные, соматические и психические, унаследованные и благоприобретенные свойства.

    Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Термин «личность» обозначает, во-первых, человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности, во-вторых, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

    На ранних этапах становления и развития общества характерной чертой общественного сознания был
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   27


    написать администратору сайта