Главная страница
Навигация по странице:

  • Каковы же, по его мнению, свойства идей

  • Какой опыт свидетельствует о существовании идей Каковы основные свойства идей Что такое материальные вещи и материя по Платону

  • Какие реальности входят в картину мира Платона

  • В чем главное отличие идеализма Аристотеля от идеализма Платона Какова иерархия космоса по Аристотелю Какие стадии развития вещи выделяет Аристотель

  • Основные идеи телеологии Аристотеля

  • Что означает понятие «трансцендентальный» Что такое априорные формы, и каковы их виды по Канту Что такое идеи как априорные формы

  • Каковы основные идеи, согласно И. Канту В чем различие идеи и идеала Каковы функции идей, согласно Канту

  • Что такое панлогизм и всемогущество Разума Каков замысел системы Гегеля Каковы части системы Гегеля

  • 1. Можно ли считать числа идеальными сущностями

  • 3. Теоретическая наука широко использует идеализации. Можно считать это аргументом в пользу идеализма

  • Эйдология Платона


    Скачать 28.65 Kb.
    Название Эйдология Платона
    Дата25.02.2023
    Размер28.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла__________________.docx
    ТипДокументы
    #953868

    РАЗДЕЛ 4. ОНТОЛОГИЯ ИДЕАЛЬНОГО МИРА

    Тема № 7. Эйдология Платона

    Опыт

    Ряд философов считает, что наряду с материальной реальностью есть также реальность идеальная, и именно она является истинной реальностью. Такая позиция есть объективный идеализм. Поскольку она трудна для понимания, попробуем разобраться на примерах.

    Сравним, например, кирпичный дом и груду кирпичей. Материально, по составу, они тождественны. В чем же их различие? Очевидно, в доме кирпичи соединены упорядоченной, осмысленной связью. Но является ли эта связь – структура или схема дома - чем-то материальным? Видимо нет. Это то, что идеалисты называют идеей. Далее, все дома имеют между собой что-то общее – «домовость», из-за чего их и причисляют к одному классу домов. И, наконец, все дома, класс домов отличаются от не-домов, классов других вещей и существ (столов, стульев, собак, кошек, людей и т.п.). По мнению идеалистов, все это говорит о том, что в мире присутствует идеальное начало, идеи. Идея (эйдос), дословно, – «вид», прообраз какой-либо вещи. Впервые об идеях (эйдосах) поведал великий греческий философ Платон (428 – 348 гг. до н. э.)

    Свойства идей


    Каковы же, по его мнению, свойства идей?

    Прежде всего, надо хорошо понять, что речь идет не о наших, человеческих мыслях, а о космических, мировых идеях, идеях Мирового Разума. Эти идеи объективны – существуют вне и независимо от человеческого сознания.

    Любая идея есть единое во многом, нечто общее для данного класса вещей. Например, кошка вообще, добро вообще, человек вообще и т.д. Платно использовал такие слова: «кошачесть», «человечность», «лошадность».

    Идеи – это совершенные образцы вещей, предельно, максимально лучшее в своем роде. Это, например, - идеальный человек, идеальная любовь, идеальный стол и т. п.

    Идеи нематериальны, невещественны. Их нельзя постигать при помощи обычных органов чувств. Они сверхчувственны и постижимы только разумом. Как-то киник Диоген Синопский возражал Платону: «Лошадь я вижу, а лошадности не вижу». На что Платно ответил: «Надо смотреть разумным глазом». Именно разум постигает идеи.

    Поскольку идеи совершенны, они неизменны. Они вечно пребывают за пределами пространства и времени в особом идеальном мире.

    Идеи вносят в мир целостность и осмысленную упорядоченность. Благодаря им все вещи и существа разделяются на виды и роды. У каждого класса предметов есть своя идей(эйдос) как образец.

    Материя(меон) и материальное

    Что же такое материальные предметы? Это всего лишь ограниченные временем и пространством несовершенные подобия, отражения или тени идей. Несовершенство всего материального объясняется тем, что оно состоит из материи. Материя, по Платону, - это меон (почти ничто). Это чистая, неопределенная, хаотическая возможность существования. Все зло, по мнению идеалистов, происходит от материи. Любая вещь причастна совершенной идее, отпечатавшейся в несовершенной материи. Идея – как бы отец, материя – мать, а их дети – вещи и существа окружающего нас мира.

    Души

    В материальном мире присутствуют и вечные нематериальные души. Когда-то они были в идеальном мире и хранят в себе память об идеях. Поэтому всякое познание, по Платону, это - анамнесис (припоминание). Задача души - в течение жизни отрешиться от материального мира, устремляться к идеальному миру. Тогда у души вырастают крылья. Она становится легкой и после смерти тела поднимается в идеальный мир. Если же душа жила только материальными интересами, то она становится тяжелой. Крылья ее ломаются и она снова вселяется в какое-нибудь тело. Перевоплощение душ бесконечно.

    Абсолют как Единое Сверхсущее

    Как возможно взаимодействие материи и идеи, ведь они диаметрально противоположны по своим качествам? Это возможно потому, что над всеми реальностями парит высшее начало, объединяющее собой все. Это – абсолют – Сверхсущее Единое, которое выше всех противоположений. Платон называет его Благом или Добром с большой буквы, так как все существует только благодаря ему.

    Таким образом в картине мира Платона присутствуют такие реальности: материя и материальный мир, души, идеи и абсолют.

    Литература

    Платон Собрание сочинений в четырех томах. - М.,1993-1994. - Т.1-4.

    Борхес Х.Л. История вечности// Борхес Х. Л. Коллекция: Рассказы; Эссе; Стихотворения. - СПб.,1992. - С.76- 93.

    Трубецкой С.Н. Основания идеализма// Трубецкой С.Н. Сочинения. - М., 1994. - С.594-717.

    Контрольные вопросы


    Какой опыт свидетельствует о существовании идей?


    Каковы основные свойства идей?


    Что такое материальные вещи и материя по Платону?


    Какие реальности входят в картину мира Платона?

    Тема № 8. Философия Аристотеля. Телеология.

    Отличие взглядов Аристотеля и Платона

    Ученик Платона Аристотель (384 – 324 гг. до н. э.) создал свою версию объективного идеализма. Главной проблемой для идеалистов является проблема связи идеального и реального (чувственного). Аристотель, как приверженец принципа золотой середины, считал, что не следует чрезмерно противопоставлять идеальное и материальное. Поэтому идеи должны существовать не в особом мире, а в самих материальных вещах. Все в материальном мире есть соединение материи и формы (идеи).

    Иерархия космоса

    Мир (космос) является иерархической структурой. Самой низшей реальностью является первоматерия как чистая возможность. Выше всего находится мировой Ум (Разум) который соединяет в себе все чистые идеи. Между ними располагаются промежуточные ступени реальности. Низшая ступень является материей для высшей. Так, например, 4 элемента будут матерей для мрамора. Мрамор – материей для статуи и т. д. Такой взгляд называется гилеморфизмом (гиле - материя, морфе – форма).

    Активность форм

    Идеи, находясь в вещах, проявляют активность и способствуют движению и развитию. Развитие проходит три стадии. Сначала идея присутствует в виде потенции (возможности). Затем идея активно, как программа, начинает управлять формированием вещи. Происходит материализация, воплощение идеи в материи. Эта стадия называется энергией. Полное, насколько позволяют условия, воплощение идеи называется энтелехией. Энтелехия – завершенность. Так, куриное яйцо – цыпленок в возможности. Три недели пребывания в инкубаторе – формирование или энергия. Наконец, вылупившийся цыпленок – энтелехия.

    Телеология

    Много внимания Аристотель уделяет изучению движения. Он полагает, что мировое движение вечно. Значит должно существовать вечное движущее начало. Этот Перводвигатель – мировой Ум. Мировой Ум вечно мыслит о самом прекрасном, т.е. о самом себе и, поэтому блаженствует. Каким способом нематериальный Ум может двигать материальным миром? Дело в том, что любая вещь стремится реализовать свою идею, и, тем самым, приблизиться к Богу или Уму (ведь все идеи присутствуют в Уме). Мир тянется к Богу, также как любящий тянется к любимому, поэтому в мире происходит вечное движение. Мировой Ум – это цель всего мира.

    Таким образом, Аристотель является основателем телеологии. Телеология – учение о том, что все процессы и в жизни человека, и в природе управляются целями. Так, например, падение камня на землю объясняется тем, что он стремится вернуться в свое естественное место. У него есть цель туда попасть. Если мы рассмотрим деятельность человека, то она всегда подчинена какой-то цели. Цель – это нематериальный образ будущего результата деятельности. Целевые причины называют еще конечными причинами – в них конец, будущее предшествует началу действия, настоящему. В живой природе мы тоже говорим о целесообразности устройства и поведения живых организмов. Дискуссионным является вопрос о том, насколько понятие цели применимо к неживой природе.

    Философия Платона и Аристотеля в средние века

    В средние века идеи Платона и Аристотеля были ассимилированы христианской философией. Причем на Западе, католические мыслители больше склонялись к линии Аристотеля. Так, знаменитый представитель католической философии Фома Аквинский (1225 – 1274) широко использовал идеи Аристотеля, в частности его понятия материи и формы. В ХХ веке появился неотомизм как продолжение дела Фомы Аквинского. Неотомизм является официальной философией католической церкви. Многие русские религиозные философы православной ориентации питали большее доверие к Платону.

    Литература

    Аристотель Метафизика// Аристотель Сочинения в четырех томах. - М., 1976.- Т.1. - С.79-81, 86-92, 162-164, 197- 202, 220-223, 234-249,306-320, 327-330.

    Контрольные вопросы


    В чем главное отличие идеализма Аристотеля от идеализма Платона?


    Какова иерархия космоса по Аристотелю?


    Какие стадии развития вещи выделяет Аристотель?


    Основные идеи телеологии Аристотеля?

    Тема № 9. Трансцендентальный идеализм И. Канта

    Недостатки античного идеализма

    Античный объективный идеализм обладал, правда, существенным недостатком и был логически незавершенным. Дело в том, что, наряду с идеями, он признавал самостоятельное существование вечной материи. Завершить объективный идеализм выпало на долю немецкого идеализма XVIII – Х1Х вв.

    Немецкий идеализм

    Великий немецкий философ Иммануил Кант (1724 – 1804) является основателем немецкой классической философии, к которой относятся также такие мыслители как: Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814), Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 – 1831).

    Трансцендентальный идеализм об априорных формах

    Кант создал трансцендентальный идеализм. Слово «трансцендентальный» можно перевести как « касающийся условий происхождения опыта». Кант установил, что опыт, который дает нам осмысленную картину окружающей реальности, соединяет в себе чувственную информацию, получаемую посредством органов чувств (апостериорный элемент), а также априорный (врожденный сознанию) элемент. Без априорных форм чувственное содержание было бы неосмысленным и хаотичным.

    Эти априорные формы – как бы матрицы, «формочки, которые «сидят» в сознании. С их помощью сознание мгновенно перерабатывает информацию, идущую от органов чувств, и создает осмысленный, упорядоченный образ реальности.

    Согласно И. Канту в сознании человека есть три вида априорных форм, благодаря которым возможна наука.

    А) Априорные формы чувственного созерцания – пространство и время.

    Б) Априорные формы рассудка – категории.

    В) Априорные формы разума – идеи чистого разума, которые изучаются философией. Чистый разум – значит, очищенный от всего чувственного, апостериорного элемента. Это – чистое мышление.

    Идеи чистого разума

    Идеи чистого разума являются представлениями о совершенстве, например, совершенная мудрость, красота, государство и т. д. Эти идеи мы находим в сознании, однако, неизвестно существуют ли они в объективной реальности. По крайней мере, в чувственном опыте мы не встречаем ничего совершенного.

    Главные идеи, по Канту, - это идея мира в целом, идея души как особой субстанции, идея Бога как совершенного существа.

    Идея и идеал

    Кроме идей мы можем в своем сознании обнаружить идеалы. Идеал, по Канту, - это идея, представленная в виде индивидуума. Например, идея – мудрость, а идеал – мудрец. Идеалы недостижимы, возможно, они не обладают объективной реальностью, однако, к ним можно и нужно бесконечно приближаться.

    Функции идей

    Хотя реальное существование идей и идеалов оказывается у Канта под вопросом, тем не менее, без них невозможна полноценная человеческая жизнь. Идеи обладают регулятивной функцией – они помогают объединить все знание человечества в единое систематическое целое. Идеалы нужны, чтобы человек к ним тянулся, совершенствовал свою природу. Знания об идеях и идеалах воплощены в творениях культуры. Без усвоения культурного наследия человек не может считаться человеком в полном смысле слова. Поэтому, хотя мы и сомневаемся в существовании идеального, надо жить так, как будто бы оно существует.

    Литература

    Кант И. Критика чистого разума. – СПб., 1993. - С. 180-192, 216-470.

    Контрольные вопросы


    Что означает понятие «трансцендентальный»?


    Что такое априорные формы, и каковы их виды по Канту?


    Что такое идеи как априорные формы?


    Каковы основные идеи, согласно И. Канту?


    В чем различие идеи и идеала?


    Каковы функции идей, согласно Канту?

    Тема № 10. Абсолютный идеализм Гегеля

    Всемогущество Разума (панлогизм)

    Против колеблющейся позиции И. Канта выступил велики немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 – 1831)., создавший абсолютный идеализм, объективный идеализм, достигший своего максимального развития. По его мнению, идея, разум не просто существуют, но только они и есть подлинная реальность. Знаменитое изречение Гегеля гласит: все действительное разумно, все разумное действительно. Разум всемогущ и господствует в мире. Этот разум не есть обычный человеческий разум, он есть вечная божественная мысль, занимающаяся самопознанием. С точки зрения Гегеля все в мире разумно, логично – это называется панлогизмом. Даже в безумии, есть своя логика. Гегель пишет: «Тот, кто на мир смотрит разумно, на того и мир смотрит разумно».

    Идея развития

    При познании Разумом самого себя получается чередование процессов раздвоения и соединения в единое целое, причем постоянно происходит обогащение содержания. Самопознающий Разум оказывается развивающимся.

    Замысел Гегеля состоял в том, чтобы завершить идеализм. Идеальное должно в таком случае породить материальное и победить, преодолеть его.

    Поэтому Разум или Бог, развиваясь, проходит три стадии, которые описываются в системе Гегеля.

    Система Гегеля: Наука Логики

    Первая часть системы – Наука логики – описывает чистое божественное мышление до создания мира. Развитие этого мышления начинается с самого простого и абстрактного понятия – с понятия бытия вообще, а заканчивается самым конкретным и сложным понятием – абсолютной идеей.

    Система Гегеля: Философия природы

    Вторая часть системы – Философия природы изображает идею в чуждой ей стихии. Абсолютная идея отчуждает себя в природу. Природа есть инобытие и отчуждение абсолютной идеи. Она материальна – значит, неразумна, множественна, хаотична - антиидеальна. Природа сама по себе мертва и не может развиваться. Развивается внутри материальной оболочки идея. Идея должна побороть материальную природу, победить ее. Пройдя три стадии – механизм, химизм, организм – идея превращается в дух. Для механизм характерна внешняя связь его частей, для организма же характерно то, что его части подчинены целому.

    Система Гегеля: Философия духа

    Третья часть системы – Философия духа. Дух – это идея, преодолевшая природу. Жизнь духа – его самососвобождение от материальных ограничений.

    В своем развитии дух проходит три стадии. Сначала он предстает в виде субъективного духа – души отдельного человеческого индивидуума.

    Затем он становится объективным, надындивидуальным духом. Сюда относится нравственность, право, государство, дух мировой истории. В самом деле, нравственные нормы нельзя считать чьим-то личным достоянием. Они существуют тысячи лет, общеобязательны для всех людей. Люди рождались и умирали, а эти нормы продолжали существовать. Аналогично и государство.

    Наконец, высшая стадия – это абсолютный дух. Это совершенное познание Разумом самого себя. Внутри абсолютного духа тоже три ступени. Это – искусство, религия и философия. Философия, по мысли Гегеля, есть чистейший дух, высшая духовность, свободная от всего материального, чувственного. А самой лучшей философией является, конечно, философия самого Гегеля. Здесь нет никакого самомнения. Дело в том, что все люди – это порождения и орудия высшего Разума. Он мыслит через людей. И мы, наш разум – всего лишь средство, для того, чтобы высший Разум через нас познавал бы самого себя.

    Конец истории

    Поэтому рано или поздно Разум должен познать себя до конца и его развитие прекратится. Поэтому и мировая история должна закончиться. В конце ХХ века американский мыслитель Френсис Фукуяма снова выдвинул идею конца истории. По его мнению, рано или поздно все страны мира построят у себя демократический капитализм, и на этом история закончится. Ведь лучшего общественного строя, по его мнению, быть не может.

    Диалектически метод - триада

    Гегель разработал диалектический метод, который соответствует развитию предмета. Он имеет тройственный ритм, поэтому нередко его называют триадой. Он состоит из 5 шагов, трех утверждений и двух отрицаний. Первый шаг – утверждение одной противоположности – тезис. Второй шаг – первое отрицание - отрицание(уничтожение) тезиса. Третий шаг - утверждение его противоположности – антитезиса. Четвертый шаг – второе отрицание или отрицание отрицания. Это одновременно, как отрицание антитезиса, так и отрицание вражды и несовместимости тезиса и антитезиса. Наконец, пятый, самый интересны шаг - синтез или «снятие» - примирение и объединение тезиса и антитезиса в высшем единстве. Снятие по-немецки звучит как die Aufhebung. Это слово одновременно имеет три значения. Это уничтожение (вражды тезиса и антитезиса), сохранение (положительного содержания тезиса и антитезиса) и возвышение (за счет объединения тезиса и антитезиса). Так, по мысли Гегеля, идет прогрессивное развитие.

    Пример применения метода

    В качестве примера рассмотрим самое начало «Науки логики». Тезис – это бытие. Это бытие вообще, бытие как таковое, а не бытие конкретной вещи – стола, стула и т. п. Это абстрактное бытие бессодержательно, пусто и о нем ничего нельзя высказать. Но то, о чем ничего нельзя сказать есть небытие. Таким образом, бытие превращается в небытие. Антитезис – небытие. Небытие существует хотя бы в виде мысли или слова, значит, оно есть бытие. Чтобы объединить тезис и антитезис, нужен синтез. Синтез бытия и небытия – становление (возникновение и исчезновение). Возникновение – переход от небытия к бытию. Исчезновение – переход от бытия к небытию.

    Если мы возьмем в качестве тезиса и антитезиса белое и черное, то синтезом будет серое различных оттенков. Любое промежуточное, переходное состояние есть какой-то синтез противоположностей.

    Возьмем пример с конечным и бесконечным. Многие люди придерживаются тезиса: существует только конечное. Но конечное кончится или не кончится? Если не кончится, то оно бесконечно. Значит, верен антитезис: кроме конечного, есть еще бесконечное. Таким образом, мир предстает разделенным на две части.

    Литература

    Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - М.,1977. - Т. 1 - 3.

    Контрольные вопросы


    Что такое панлогизм и всемогущество Разума?


    Каков замысел системы Гегеля?


    Каковы части системы Гегеля?


    В каком смысле нужно понимать «конец истории»?


    Какие шаги мысли присутствуют в диалектическом методе Гегеля?

    Вопросы для размышления


    1. Можно ли считать числа идеальными сущностями?

    2. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них — «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей??


    3. Теоретическая наука широко использует идеализации. Можно считать это аргументом в пользу идеализма?


    4. В чем отличие в трактовке идей между Платоном и Кантом, Платоном и Гегелем?

    5. Каким должен быть синтез конечного и бесконечного, если исходить из гегелевского диалектического метода?


    написать администратору сайта