Главная страница

Сфу. Документ. Развитие представлений о бытии в истории философии Содержание Онтология Парменида и онтология Демокрита. Онтология Гераклита Эфесского. Онтология Платона. Онтология Аристотеля. Онтология Фомы Аквинского


Скачать 14.21 Kb.
НазваниеРазвитие представлений о бытии в истории философии Содержание Онтология Парменида и онтология Демокрита. Онтология Гераклита Эфесского. Онтология Платона. Онтология Аристотеля. Онтология Фомы Аквинского
Дата27.01.2023
Размер14.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент.docx
ТипДокументы
#907938

Развитие представлений о бытии в истории философии Содержание 1. Онтология Парменида и онтология Демокрита . Онтология Гераклита Эфесского . Онтология Платона . Онтология Аристотеля . Онтология Фомы Аквинского . Онтология Г.В.Ф. Гегеля . Онтология диалектического материализма . Онтология Николая Гартмана . Поэтическая онтология М. Хайдеггера 1. Онтология Парменида и онтология Демокрита Один из создателей философии и, можно сказать, основоположник онтологии – Парменид Элейский (540-470 гг. до н. э.) утверждал, что истинное знание дает человеку только разум, а чувства способны послужить основой только недостоверных и противоречивых мнений, и пытался нарисовать картину умопостигаемого мира. Он исходил при этом из основной для него мысли, согласно которой «только сущее есть, не-сущего же нет, и оно немыслимо». В соответствии с этим тезисом, сущее не может ни возникнуть, ни исчезнуть, так как оно не может ни возникнуть из не-сущего, ни превратиться в не-сущее. Соответственно, сущее никогда не было (в прошлом) и никогда не будет (в будущем). Оно всегда есть (в настоящем). Оно абсолютно неподвижно, неизменно и неделимо. Поскольку такая картина единого и неизменного бытия, хотя и удовлетворяла требованиям разума, явно противоречила повседневному опыту, открывающему человеку многокрасочный, множественный и изменчивый мир, постольку мыслители, жившие после Парменида, вынуждены были вносить серьезные коррективы в развитое их великим предшественником понимание бытия. Один из основоположников атомизма Демокрит (460-370 гг. до н. э.), например, хотя и был убежден в том, что все чувственно воспринимаемое (сладкое и горькое, теплое и холодное, цветное и т.п.) существует лишь «во мнении людей» («условно», «по уговору людей»), не сомневался в множественности и изменчивости мира. Поэтому он пришел к идее, в соответствии с которой поистине существует множество атомов, движущихся в пустоте. К этой идее его привело согласие с Парменидом в том, что возникновение сущего из не-сущего и переход в не-сущее в абсолютном смысле этого слова невозможны. Но, поскольку он, в отличие от Парменида, не хотел отрицать множественность бытия, а также возникновение и уничтожение вещей, их движение (последнее же, как следует из рассуждений Парменида, немыслимо без признания не-сущего), Демокриту пришлось ввести в свою картину мира и сущее (множество вечных атомов), и не-сущее (пустоту). Атомы Демокрита представляют собой, по сути, «истинно сущее» Парменида. Только у Демокрита это «истинно сущее» разбито на бесчисленное количество осколков и помещено в пустое пространство. Действительно, они не возникают и не исчезают, различаются только по фигуре и величине и способны лишь на перемещение в пространстве. Соединяясь друг с другом, эти атомы образуют вещи (это и есть их возникновение). Всякое исчезновение (вещи) есть распад ее на атомы. Все процессы в мире, таким образом, сводимы к перемещениям, соединениям атомов. Из атомов образуются не только отдельные вещи, но и миры. И души людей, по Демокриту, также состоят из атомов (гладких и круглых)… 2. Онтология Гераклита Эфесского Если Парменид указал на стабильность, неизменность бытия, то его современник Гераклит из Эфеса (около 544 – около 483 гг. до н.э.), напротив, подчеркнул текучесть и изменчивость всего существующего. «Все течет», и «в одну и ту же реку нельзя войти дважды» - гласят знаменитые фрагменты из его сочинения «О природе». Правда, по Гераклиту, все изменяется не хаотично, не как угодно, а вполне определенным, можно сказать, закономерным образом. Субстанциональным и генетическим началом всего сущего («архе»), утверждал он, является огонь. Другой известный фрагмент из названной книги Г ераклита говорит именно об этом: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий». Несомненно, что это очень содержательный и показательный фрагмент. Прежде всего, мы видим здесь утверждение вечности мира: «о


написать администратору сайта