Главная страница
Навигация по странице:

  • Какие античные философы и как использовали категорию бытия

  • Как можно охарактеризовать бытие через категории духа и материи

  • Что можно отнести к материальному уровню бытия, а что — к идеальному

  • Как формулируется основной вопрос философии В чем заключается трудность его решения

  • Кто такие материалисты и идеалисты

  • Из чего/как формируются категории пространства и времени Какие свойства имеют пространство и время

  • вопросы бытия. Вопросы на семинар 4. Онтология. Бытие как философская категория


    Скачать 61 Kb.
    НазваниеОнтология. Бытие как философская категория
    Анкорвопросы бытия
    Дата01.12.2021
    Размер61 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы на семинар 4.doc
    ТипДокументы
    #288131

    Онтология. БЫТИЕ как философская категория.

    1. В чем мыслители увидели проблему бытия? Какова суть этой проблемы? Чем так значима проблема бытия, что к ней обращались в той или иной форме все мыслители?

    Проблема бытия - вечная проблема философии. По словам Хайдеггера, «бытие есть подлинная и единственная тема философии.» Бытие - особенное, уникальное понятие: оно имплицитно заключает в себе всю философскую проблематику. Какой бы вопрос пи рассматривался в философии, он всегда так или иначе выводит к проблеме бытия.

    Проблема бытия связана со всеми предельными философскими вопросами: о начале и конце всего, о жизни и смерти, о Боге. В известном смысле приоткрытое тайны бытия и есть цель человеческого существования. Поэтому бытие представляется одной из фундаментальнейших философских и общемировоззренческих проблем.

    Бытие — одна из главных категорий философского мышления, предмет онтологии (по Аристотелю, «первой философии», или метафизики), составляющей со времен Античности центральное ядро всех философских учений. Вопрос о бытии, или сущем (esse, ens), был ключевым и определяющим на протяжении истории философии. В известном смысле вся история философии может быть представлена как история вопроса о бытии. Как писал Аристотель в «Метафизике», «и вопрос, который издревле ставился, и ныне и постоянно ставится и доставляет затруднения, - вопрос о том, что такое сущее».

    Проблема бытия оказалась центральной философско-теологической проблемой зрелой схоластики. С помощью понятия бытия мыслители схоластики пытались осмыслить важнейшую для христианского сознания идею божественного творения. Схоластическое различение сущности и существования (esse et essentia) было обусловлено в первую очередь чисто теологическими причинами и связано прежде всего с разделение бытия на esse creatum и esse noncreatum. Именно в понятии бытия средневековые теологи увидели единственную возможность соорудить «мост» от бытия, сотворенного к бытию несотворенному.
    Мыслители Средневековья делают акцент на понятии бытия как единственном и самом доступном способе мыслить Бога. Именно поэтому бытие занимает центральное место в доктринах христианских теологов, а «средневековая теология и философия оказываются не чем иным, как учением о бытии в буквальном смысле этого слова».



    1. Какие античные философы и как использовали категорию бытия?

    Категория "бытие" обретает свою адекватность только в IV в. до н.э. в философии Гераклита и Парменида, но, следует заметить, что становление ее начинается намного раньше - еще с милетской школы.

    Греческая философия, разрушившая связь личности с традицией и преданиями, совершила, можно сказать, всемирно-исторический переворот, открыв гражданина мира и предложив другие, не совсем традиционные, предельные основания стабильности единства мира. Такие основания объединили сознания всех людей на основе всеобщего космического, а не основных родовых мифологических традиций.

    Ещё в VI в. до н.э. философы милетской школы Анаксимен и Анаксимандр самыми первыми стали критиковать мифологическую картину мира и предложили взамен богам Олимпа стихии и светила как основания мира и космоса, возникшие из правещества, которое само по себе определялось как высшее и абсолютное "божество".

    Еще один представитель милетской школы - Фалес также нанес сокрушительный удар по национально-охранительным мировоззрениям греков, объявив это тем, что главным основанием всего существующего на земле является вода, которая никак не связана с родом и традицией, поскольку речь идет не о конкретной воде, а о воде в общем, которая не может быть как "своей", так и "чужой".

    Разрушив все существующие культурные традиции, первые философы устремлялись в поиски единого безличного начала всего того, что есть в на земле и в мире, отвернувшись при этом от существующих мировоззрений на те первоначала, которые связаны с богами Олимпа. На протяжении этих поисков шло полное разрушение мифов, которые являлись основными мировоззрениями греков. Гегель, оценив вклад Фалеса в становление философии, отметил, что в положении, утверждающем, что вода есть первопричина всего, "успокоена дикая, бесконечно пестрая гомеровская фантазия, положен конец взаимной несвязности бесчисленного множества первоначал", что характерно для мифа.

    "Вода" по Фалесу, выступающая как всеобщая сущность, есть нечто бесформенное, совсем не похожее на те конкретные ощущения, которые получает человек, видя настоящую воду. Фалес определил "воду" как начало начал, как нечто "чисто общее", но в тоже время особенное.

    Первые философы рассматривали гарантом существования каждой вещи в мире как момент единства, в основе которого могли выступать и воздух, и огонь, и вода, и т.д. Природа единства была не существенной: главное заключалось в том, что это единство было вполне устойчивым и находилось за пределами компетенции олимпийских богов. Этот бунт против воли богов Олимпа был вызван пониманием ее непредсказуемости. А такая непредсказуемость, как мы можем предположить, опасна, так как не дает гарантий устойчивого и прочного существования мира.

    Боги Олимпа вели себя как люди на земле: в их действиях присутствовала и месть, и ссора, соблазн, лесть, они использовали коварные методы для достижения своих целей. Предсказывать их действия всегда было очень трудно, так как их гнев и любовь были очень капризны. Вода, земля, апейрон, воздух, атомы, являясь безликими, возрождали мир вещей и процессов по необходимости, исключающей случай, произвол и непредсказуемость.

    Античные философы устремлялись в поиски единого, но такого, которое дано только уму (мысли). Больше всех в этом направлении продвинулся философ Парменид, который был основоположником элейской школы (IV-V вв. до н.э.), который объявил предельным основанием космоса и мира мысль как таковую, абсолютную мысль. В дальнейшем философы будут называть ее "чистой", подразумевая то содержание мыслей, не связанное с чувственным и эмпирическим опытом людей. Парменид вроде бы сообщил человеку о новейшем его открытии, силы Абсолютной мысли, которая ограждает мир от превращения в хаос и небытие, обеспечивая миру надежность и стабильность, дает людям уверенность в том, что все должны будут подчиняться тому порядку, который был установлен в ином мире. Необходимость философ Парменид определил Божеством и Правдой, судьбой и провидением, неуничтожимым и вечным, тем, что в действительности имеется. "Все по необходимости" означало одно, что созданный ранее в мироздании ход вещей не мог внезапно, по воле случая, измениться: день всегда будет приходить на смену ночи, солнце никогда не погаснет, люди не умрут все сразу и т.д. В общем, Парменид постулировал присутствие за вещами предметно-чувственного мира совершенно иного мира, который выполнял гаранта стабильности и устойчивости всего того, что есть на небе и земле. А это означало только то, что у человека нет причины для отчаяния, вызванного крушением устойчивого старого традиционного мира.



    1. Как можно охарактеризовать бытие через категории духа и материи?

    По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний, или материальный, природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека. Оба эти мира - мир сознания и мир природы - могут характеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны.

    Дух (от лат. spiritus - «дуновение, дыхание, запах»). В широком смысле - идеальное сознание как высшая форма психической деятельности, однако можно сказать, что суть этого понятия шире.

    Материя (от лат. material - «вещество») - философская категория для обозначения некой пространственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она оформилась как материализм, а в сфере науки – как естествознание.



    1. Что можно отнести к материальному уровню бытия, а что — к идеальному?

    Основными видами бытия являются материальное и идеальное бытие. К материальному бытию относят физический, природный мир, мир вещей. К идеальному бытию относят духовный мир, мир сознания, мир идей. Монизм может быть идеалистическим, если в качестве субстанции выбирается идеальное бытие (именно такой позиции придерживался, напри-мер, Гегель), и материалистическим, если субстанцией считается материальное бытие (такое понимание представлено в философии Маркса). Позиция дуализма была выражена в философии Декарта.

    Содержание категорий «материальное бытие» и «идеальное бытие» конкретизируется в категориях «материя» и «сознание».

    Материя - это философская категория, означающая первооснову материального бытия.

    Сознание - это философская категория, означающая первооснову идеального бытия.

    Категории материи и сознания образуют такую пару категорий, на противопоставлении которых основывается расхождение между материализмом и идеализмом. В истории философии синонимами категории «материя» являлись понятия «первовещество», «материал, из которого сделаны все тела», «мельчайшая частица реальности», «неодушевленное вещество» и др.



    1. Как формулируется основной вопрос философии? В чем заключается трудность его решения?

    Основной вопрос философии, вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. Составляет исходный пункт философского исследования, в силу чего-то или иное решение этого вопроса (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое) образует основу каждого философского учения. «Философы, — пишет Ф. Энгельс, — разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы..., — составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» Многие домарксистские и немарксистские философы не считают вопрос об отношении духовного к материальному О. в. ф. Для Ф. Бэкона, например, О. в. ф. — это проблема овладения стихийными силами природы. Французские философ 20 в. А. Камю полагал, что О. в. ф. есть вопрос о том, стоит ли жить. Лишь немногие из философов, в первую очередь Гегель и Л. Фейербах, близко подошли к правильной формулировке О. в. ф. Вычленение же О. в. ф. и выяснение его роли в построении философских учений принадлежит Энгельсу. Энгельс рассматривал О. в. ф. как теоретический итог интеллектуальной истории человечества. Уже в религиозных верованиях первобытных людей содержится определенное представление об отношении психического к физическому, души к телу. Однако теоретическое рассмотрение этого отношения стало возможным лишь благодаря развитию абстрагирующего мышления, самонаблюдения, анализа. Исторически эта ступень интеллектуального развития совпадает с образованием противоположности между умственным и физическим трудом. В средние века, когда религия стала господствующей формой общественного сознания, О. в. ф., по словам Энгельса, «... принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века». Но лишь благодаря ликвидации духовной диктатуры клерикализма в ходе буржуазных революций О. в. ф. «... мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение...» .
    При формулировании О. в. ф. марксизм-ленинизм исходит из того, что понятия духовного и материального, субъективного и объективного (и соответственно субъективной реальности и объективной реальности) образуют дихотомию, охватывающую всё существующее, всё возможное, всё мыслимое; любое явление всегда можно отнести к духовному или материальному, субъективному или объективному. О. в. ф. заключает в себе, помимо вопроса об объективно существующем отношении психического и физического, духовного и материального вообще, также вопрос о познавательном отношении человеческого сознания к миру: «... Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?». Отрицательный ответ на этот вопрос характерен для представителей скептицизма, агностицизма. Положительное решение этой проблемы принципиально различно в материализме и идеализме. Материалисты видят в познании отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом или допущений. Историческая ограниченность домарксовского материализма (метафизичность, механицизм, идеалистическое понимание истории) сказывалась и в решении им О. в. ф. Эта ограниченность была преодолена лишь философией марксизма, которая понимает духовное как специфический продукт развития материи, распространяет диалектико-материалистическое решение О. в. ф. на познание общественной жизни. «Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия». Это положение составляет отправной пункт материалистического понимания истории. В решении О. в. ф. выявляются два главных философского направления — материализм и идеализм, борьба которых составляет содержание историко-философского процесса.



    1. Кто такие материалисты и идеалисты?

    «Материалистом» назовут того, кто полагает, что материя раньше духа и определяет его существование, «идеалистом» же наоборот того, кто утверждает, что дух (идеальное) первичней, а материальное от него производно.

    «Идеалистом» мы можем назвать Платона (так как он считает, что идеи – это вечные умопостигаемые сущности), мы можем назвать «идеалистами» христианских философов, а так же Гегеля, согласно которому мир есть порождение Абсолютного духа. В случае с Аристотелем нам не удастся однозначно отнести его к материалистам или идеалистам, ибо форма и материя, согласно Аристотелю неразрывно связаны.

    На материалистов и идеалистов можно достаточно успешно поделить философов Нового времени и Просвещения, поскольку они опираются на декартовскую философию, определяющую материю и дух как субстанции.

    Фактически любой материалист признает, что дух человека, его деятельность так или иначе влияет на мир материальных вещей (точнее, на мир, в котором он живет). Существовали в истории философии «вульгарные материалисты» (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт), которые утверждали, что то, что человека делает, однозначно определено его физиологией (я – то, что я ем), но с этой точкой зрения мало кто согласится.

    Проблемы с тем, куда определить философа, могут возникнуть даже в случае Маркса, ибо он определяет человека, как существо общественное. Маркс пишет, что «общественное бытие определяет сознание», то есть он рассматривает человека, как составляющий элемент социума. Но сам этот социум – творение человека, а не природы! Он столь же «духовен», как и «материален»!

    Делить философов на «материалистов» и «идеалистов» - прием, в общем-то, грубый, «учебничный». В ряде случаев он уместен, а в ряде случаев лишь затмевает суть дела.



    1. Из чего/как формируются категории пространства и времени? Какие свойства имеют пространство и время?

    Пространство – неограниченная территория, где могут существовать любые объекты. Что означает время как философская категория. Второй фундаментальный элемент философии бытия – время. Оно характеризует движение, процесс, изменение, развитие. С помощью времени формируются такие категории, как прошлое, настоящее, будущее.

    Всеобщие свойства пространства и времени: объективность и независимость от человеческого сознания; универсальность – проявляется на всех структурных уровнях материи; неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей; бесконечность – нет места, где пространство и время отсутствовали бы

    Учебники: В библиоклубе - Митина Н.Г. Основы философии, 2018, с. 18-20, 110-129, Константинов Д.В. Основы философии, 2011, с. 42-62.





    написать администратору сайта