Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине «Культурология»На тему «Культура Византийской Империи»

  • Второй проходит между неживой и живой природой. Здесь ещё одна загадка бытия: как из неживого появилось живое

  • Культурология. Культура Византийской Империи


    Скачать 31.84 Kb.
    НазваниеКультура Византийской Империи
    Дата05.04.2022
    Размер31.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурология.docx
    ТипКонтрольная работа
    #444880


    ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

    Алтайский институт экономики

    Кафедра теоретических основ управления и права

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По дисциплине «Культурология»
    На тему «Культура Византийской Империи»


    Выполнила студентка: Бережная О.А

    _________" "__________

    (подпись)

    1 курс группа ЗАб-М10-20-01

    Руководитель: Прядуха Н.А

    Преподаватель культурологии,

    кандидат искусствоведческих наук

    __________" "___________

    (подпись)

    БАРНАУЛ -2021


    Содержание




    1

    Введение 2

    1 Понятие бытия в философии 4

    2 Бытие как философская проблема 6

    3 Материальное и идеальное. Формирование научно-философского понятия материи 8

    Заключение 11

    Список использованных источников 13


    Введение


    Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде.

    Актуальность данной проблемы заключается в том, что философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.

    Философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире.

    В современной философской литературе указывается два значения слова «бытие». В узком смысле слова – это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком – это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «материя».

    Цель работы – раскрыть сущность форм бытия, материального и идеального.

    Для этого необходимо решить следующие задачи:

    • выяснить, что понимается под термином «бытие»;

    • проанализировать бытие как проблему философии;

    • изучить формы бытия.

    Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического основания действительности.

    В обыденной речи слово «бытие» означает жизнь, существование. В философии понятию бытия придаётся максимально обобщённый и универсальный характер.

    Философа интересует вся совокупность существующего. Это и вещи с их свойствами и отношениями, и многочисленные явления сознания, разума, духа. При этом все общие и не общие свойства и характеристики конкретных явлений материальной и духовной реальности как бы выносятся за скобки их рассмотрения. О любой вещи, о любом процессе, о любом свойстве и отношении, о любой мысли и переживании можно сказать, что оно (он, она) существует.

    На уровне предельно абстрактного понятия бытия противоположность материального и духовного не выделяется, так как мысль, дух, идеальное берутся в единстве с материальными вещами на том основании, что то и другое имеется в наличии, существуют. И в этом отношении сознание, идеи не менее реальны, чем вещи.

    Итак, бытие – это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые государством. Бытие имеет свое противоположное понятие – небытие. И если бытие – это все, что существует, то небытие – это все, чего нет.

    1 Понятие бытия в философии


    Понятие бытия - самое абстрактное и поэтому самое бедное по содержанию, но по объёму - самое богатое, так как под него подпадает всё, что существует во Вселенной, в том числе и сама Вселенная как отдельно взятое сущее.

    Бытие является не каждой из имеющихся вещей, а только тем, что в каждой вещи универсально и поэтому выступает лишь одной стороной любой вещи. Используя понятие бытия, человек как бы фиксирует наличие того, что есть в его целокупности. Хотя такого рода фиксация и констатация необходимы, они сами по себе не являются конечной целью познания. Устанавливая достоверность какого-либо явления, мы делаем его для себя известным. Однако «то, что известно, - писал Гегель, - ещё не есть, поэтому познанное». Когда - то человек не знал, что в состав бытия надо включать электромагнитное поле, «чёрные дыры» (коллапсары), кварки и т.д. Когда факт их наличия был установлен, приступили к главному - изучению их природы. В этой связи философский анализ бытия не может быть сведён лишь к обобщённому описанию разных типов наличной реальности - будь - то неживая природа от микромира до мегамира, живая природа от живой клетки до биосферы, общество в системе всех его составных элементов, человек и ноосфера, человеческое познание во всех его формах проявления [1, с. 17].

    К тому же задача описания разных видов реальности и признания их в качестве определённого наличного бытия может быть решена лишь в рамках отдельно взятых наук и возникающей в результате обобщения их суммарных данных научной картины мира. В центре же философского анализа бытия находится раскрытие его внутренней природы и универсальных связей всех его элементов. И первым вопросом выступает вопрос о самом понятии бытия как одной из всеобщих абстракций человеческого разума. С первых шагов зарождавшейся философской мысли идея бытия служила логическим средствам представления мира как целостного образования. С её помощью первые философы древности абстрагировались в своём разуме от всего бесконечного многообразия вещей и процессов по средствам мысленной фиксации того их сходства, что всем им присущ статус существующего, реальности. Тем самым признавалось, что мир един, поскольку все его элементы тождественны по признаку существования, наличной данности [1, с. 32].

    Быть - это всеобщая характеристика мира, присущая всему, что входит в его состав. Что бы ни происходило в мире, он был, есть и будет существовать независимо от воли и сознания людей. Анализ философского понятия бытия предполагает, прежде всего, не выявление разных видов действительного бытия, в основе которого лежит переход мысли от всеобщего к частному, а раскрытие разных аспектов содержания этого понятия. Таких аспектов два: предметный и динамический; они легко обнаруживаются уже в смысловых оттенках слова «есть». Когда говорят «роза есть растение», то под этим понимают, с одной стороны, тот факт, что роза является растением, т.е. представляет собой некую предметную реальность, а с другой-то, что роза существует, т.е. длится во времени. Первый смысловой оттенок слова «есть» выражает предметный аспект бытия, второй - динамический. В предметном аспекте понятия бытия отражается наличная данность качественной определённости всего, что существует динамический аспект бытия заключается в том, что всякое бытие - это не только какой-то налично данный предмет, но и существование этого предмета как процесс смены его состояний и его реализация [2, с. 18].

    2 Бытие как философская проблема


    Бытие — одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в её наиболее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Философская категория «бытие» могла появиться только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала её анализировать. Философия имеет своим предметом мир как целое, исследует соотношение материального и идеального, место человека в обществе и мире. Именно поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания [2, с. 67].

    Слово «бытие» имеет два значения. В узком смысле слова — это объективный мир, объективная реальность — материя, существующий независимо от человеческого сознания мир. В широком смысле слова — это всё существующее. Не только вещество, но и сознание, чувства, а также фантазии людей.

    Вопрос о том, что такое бытие, постоянно находился и находится в центре внимания философов. В ходе исторического развития философского познания в рамках классической Философии были выделены и по-разному истолкованы такие формы бытия:

    1 объективно-реальные (природа, общество, человек);

    2 сверхъестественные (мир идей, Бог, абсолютная идея).

    Выделяют различные формы, виды и уровни бытия.

    Формы бытия:

    1 бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведённых человеком;

    2 бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

    3 бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (вне-индивидуальное) духовное, например, искусство, мораль, религия и т.п.;

    4 бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества [3, с. 88].

    В конце XIX — начале XX в. появляются учения, отрицающие значение общефилософских фундаментальных понятий, таких как бытие, дух, материя. Особенно ярко это проявилось в позитивизме. В значительной мере как реакция на позитивизм в философии, теперь уже неклассической. формируются новые концепции бытия.

    Особый интерес вызывает критическая, или новая, онтология немецкого мыслителя Н. Гартмана. Исходным пунктом философии Н. Гартмана является утверждение о том, что всё существующее охватывается понятием «реальность». И нет реальности высшей и низшей (реальность идей не хуже и не лучше и не менее реальна, нежели реальность природы). Гартман вводит понятие «разрез бытия» для обозначения некой незримой границы, разделяющей различные его области. Таких разрезов три [4, с. 56].

    Первый проходит между физическим и психическим (живой природой и духовным миром). Он даёт нам одну из загадок бытия: проходя через человека, он не «разрезает» его.


    Второй проходит между неживой и живой природой. Здесь ещё одна загадка бытия: как из неживого появилось живое?

    Третий проходит внутри сферы духовного, разделяя психическое и собственно духовное [3, с. 17].

    Таким образом, по Н. Гартману, всю реальность можно представить в виде четырёхслойной структуры: неживая природа, живая природа, психическое, духовное.

    3 Материальное и идеальное. Формирование научно-философского понятия материи



    Понятия «материальное» и «идеальное» являются в философии наиболее фундаментальными. Понятие «материальное» отражает вещественность, зримость реальных объектов. Эта категория в истории философии прошла длительный путь своего осмысления. Противоположностью категории «материальное» выступает категория «идеальное», обозначающая невещественную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «умопостигаемые сущности» [3, с. 89].

    Сознание не является некой субстанцией, оно есть функция определенным образом организованной материи. Однако сознание принадлежит к области как субъективной, так и объективной реальности. Сам факт существования сознания как способности высокоорганизованной материи отражать и активно воздействовать на окружающий мир, безусловно, является объективной реальностью. Наши конкретные мысли, образы, желания и настроения, конечно же, субъективны и зависят от специфических свойств нашего сознания. Но сам факт наличия у нас сознания объективен и независим от нас. Мы можем мыслить, как нам хочется, но мы не в состоянии не мыслить вообще [4 с. 17].

    К. Маркс дает следующее определение идеального: «Идеальное - это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Сознание есть акт соединения знания о предмете с самим предметом и соотнесения одного знания с другим. Сознание - синтез материального и идеального, объективного и субъективного. Идеальное же, как считает замечательный философ современности Э.В. Ильенков, рождается и существует не в голове, а с помощью головы в реальной предметной деятельности человека. Вследствие этого, сознание есть форма деятельности, идеальная форма, которая опредмечивается в материальном содержании деятельности. Через ощущения мы получаем всю информацию о внешнем мире. Эта информация, отражаясь в нашем сознании, рождает мысль - идеальный образ внешнего мира. Образ становится словом, переходя из расплывчатого, неявного отображения действительности, из мысли-эйдоса в конкретный символ, принимающий форму всеобщности, в слово-Логос, которое, возвращаясь в материальный мир, творит дело - создает новую объективную реальность, не существующую в предыдущем цикле деятельности [5, с. 101].
    Сознание есть свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активно-возвратном отражении объективного мира. Именно активно-возвратный характер отличает сознание от механического отражения в неживой природе. Способность сознания как отражения активно воздействовать и целенаправленно преображать окружающий мир отличает его от простого отражения в зеркале. Сознание есть активно-возвратное отражение и только тогда, когда ваше отражение в зеркале пожмет вам руку или заговорит с вами, мы можем сказать, что у зеркала появилось сознание.

    Сознание не есть субстанция, но оно является той необходимой частью мироздания, с проявлением которой субстанция может считаться завершенной. Материя, обладая таким важнейшим свойством, как отражаемость, обретает свою конкретную определенность только с появлением своей противоположности - сознания, которое возникает на базе способности все той же материи отражать саму себя. В этом выражается двойственность (противоречивость) единого Бытия, которое является основой его развития. Противоречие и взаимодействие материального и идеального, объективного и субъективного в полном цикле взаимодействия системы мироздания и образует, собственно, само Бытие. Именно поэтому философское определение материи возможно только через соотнесение ее с сознанием [5, с. 32].

    Таким образом, материя как философская категория существует только в нашем сознании и в то же время независимо от нашего сознания, а материя как физическая реальность для целостности своего существования необходимо нуждается в своем отражении при помощи своей противоположности - сознания, возникающего на базе эволюции все той же материи. Единая субстанция мироздания, объединяющая в себе всю объективную реальность для своей самозавершенности, нуждается в собственной противоположности, представленной таким феноменом Бытия, как сознание, являющимся синтезом объективного и субъективного в едином, целостном Бытии [6].

    Заключение


    «Бытие» как философское понятие возникло в период самоопределения философии, когда важно было решить, в состоянии ли теоретическое мышление достичь истинных результатов независимо от опоры на опыт.

    Цель и задачи, поставленные перед написанием контрольной работы, достигнуты, а именно:

    • выяснили, что понимается под термином «бытие»;

    • проанализировали бытие как проблему философии;

    • изучили формы бытия.

    Мысль о бытии как таковом греческие философы расценили как искомую точку совпадения мышления и бытия, обеспечивающую автономию философии. Возможности для становления категории бытия предоставил язык: с одной стороны, связка "есть" является формальным элементом языка и вступает в необходимые отношения с понятийностью, с другой – ее функции не обусловлены содержанием связуемых понятий. Оперируя понятием "бытие", философы открывали особый аспект реальности, не совпадающий ни с миром человеческих ценностей, ни с природой. Это была реальность, данная в мышлении, но, тем не менее, имеющая доказуемое объективное значение.

    Бытие отдельного человека и человечества в целом специфично, уникально. Однако в этом бытии есть стороны существования, общие и для человека, и для любой преходящей вещи природы.

    В общефилософском учении о бытии важно, прежде всего, ответить на вопрос, как именно человек существует. А он ведь непосредственно существует как живой, конкретный индивид, причем первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела.

    Наверное, нет, и не будет ни одной проблемы, которую бы философия решила однозначно раз и навсегда. Ветры новых времен по-новому «поворачивают» устоявшиеся представления и, казалось бы, давным-давно исчерпавшие себя проблемы. Вот почему философия не сводится ни к одной из своих разновидностей, сколь бы разработанной и всесторонней она ни была. Философия - это история философии, это ее наследие за много веков, и к этому наследию человечество обращается вновь и вновь в поисках ответов на вечные вопросы бытия.

    Таким образом, весьма простое положение о том, что небытия нет, а бытие есть, приводит, с одной стороны, к новому, элейскому образу универсума и, с другой – к появлению нового способа мышления, считающего себя независимым в своих основаниях от эмпирической действительности: возникает специфичность философского знания.

    Список использованных источников


    1 Алексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва : Проспект, 2017. - 588 с.

    2 Годжиев, К .С. Основы политической философии: учебник для академического бакалавриата / К. С. Гаджиев. – Москва : Юрайт, 2018. – 391с.

    3 Нижиков, С.А. Философия: учебник: по дисциплине "Философия" для студентов-бакалавров всех специальностей и направлений / С. А. Нижников. - Москва : Инфра-М, 2017. – 459с.

    4 Тюгашев, Е. А. Основы философии: учебник / Е. А. Тюгашев. – Москва: Юрайт, 2018. – 250 с.

    5 Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / [В. В. Миронов и др.]. - Москва : Норма, Инфра-М, 2016. - 911 с.

    6 Шишков, И. З. История и философия науки: [учебное пособие] / И. З. Шишков. – Изд. 2-е, переработанное и расширенное. – Москва: URSS, Ленанд, 2018. – 660 с.







    написать администратору сайта