реферат 7 История. Глобальные проблемы современности и их пути решения
Скачать 55.12 Kb.
|
1 2 Частное учреждение образовательная организация высшего образования “Омская гуманитарная академия» Кафедра специальное ( дефектологическое образование) РЕФЕРАТ на тему: «Глобальные проблемы современности и их пути решения» по учебной дисциплине : История( история России , всеобщая истрия) Выполнила(а): Шенжанова Б.А Направление подготовки: педагогическое образование Фома обучения: заочная Оценка: __________________________________ __________________________________ Подпись Фамилия И.О. “ 30” 10 20 22г. Омск, 2022_ Содержание: Введение Понятие глобальных проблем Истоки современных глобальных проблем Анализ глобальных проблем современности Пути решения глобальных проблем Заключение Список литературы Введение Одна из характерных особенностей современного мира - обострение глобальных проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества. Сaм термин "глобальные проблемы" вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского "глобус", - то есть Земля. По своему характеру глобальные проблемы современности различны: от угрозы ядерной войны до экологической кaтастрофы, от растущего раскола мира на "богатые" и "бедные" страны и народы до перспективы истощения традиционных и необходимости поиска новых источников энергии. В современном научном творчестве оформилось особое направление исследования общечеловеческих проблем - глобалистика. В мире, например, ежегодно публикуется 15-18 тыс. работ, посвященных анализу только экологической проблемы. Глобальные проблемы привлекали и привлекают все большее внимание ученых. От того насколько плодотворными будут научный анализ системы глобальных противоречий и эффективность практических мероприятий по их разрешению, зависят перспективы общественного прогресса на пороге третьего тысячелетия. С целью полного aнализа темы прежде всего рассмотрим содержание понятия "глобальные проблемы". По различным подсчетам сейчас выделяют до трех десятков глобальные проблем различных типов. Поэтому речь должна идти не о каком-то одном признаке или критерии глобальности, а системе таких критериев, по крайней мере о нескольких интегральных факторах, объединяющих столь разнородные проблемы под понятием "глобальные". Среди некоторых отечественных и зарубежных исследователей в 70-е годы было распространено мнение, что необходимое и достаточное условие признания проблемы "глобальной" состоит в порождаемой ею угрозе для человека и человечества в целом. Другие в качестве главного критерия глобальности принимали географические масштабы распространения проблемы. Узость данного подхода была преодолена в монографических изданиях, увидевших свет на протяжении 80-х годов двадцатого столетия. В них определено, что глобальными являются проблемы, которые: -по своей сути, затрагивают интересы всего человечества; -приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы Земли; -создают реальную угрозу для будущего человечества; -требуют для своего решения международного сотрудничества в самом широком мaсштабе Решающим критерием глобальности стоящих перед человечеством проблем является их смешанная социоприродная сущность. Именно этот признак позволяет отделить глобальные проблемы от многих социальных, экономических или политических кардинальных проблем, которые хотя и имеют пространственное планетарное выражение, соответствующую остроту и другие признаки проблемности, но не могут претендовать на статус глобальных проблем современности. Исходя из этих признаков, к глобальным стали относить следующие проблемы мирового хозяйства: преодоления бедности и отсталости; мира, разоружения, предотвращения мировой ядерной войны (проблемы мира и демилитаризации); продовольственную; экологическую; демографическую. Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности возникновения глобальных проблем современности и пути их решения. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: -Рассмотреть понятие и сущность глобальных проблем; -Рaскрыть основные предпосылки и причины возникновения глобальных проблем; -Дать характеристику современной типологии возникших глобальных проблем. 2. Понятие глобальных проблем. Термин "глобальный" имеет три значения: -повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов; -значительный, масштабный; -общий, всеобъемлющий. Одним из критериев глобальности может служить пространственное измерение. Из этого следует, что глобальной будет считаться любая проблема, допускающая картографирование во всемирном масштабе. Видимо, данный критерий необходим, но далеко не достаточен. Требуются другие более важные критерии глобальности, которые бы позволили из множества проблем общественной жизни, вычленить более узкий круг собственно глобальных проблем. Согласно второму значению термина "глобальный", это должны быть крупные, масштабные по своему качественному, а не только количественному значению проблемы, актуальные для всего мирного сообщества. То есть, глобальность тех или иных проблем, встающих перед человечеством определяется не только их пространственным измерением, сколько признаками содержательного плана. Последние же обусловлены единством человеческого рода, общностью его происхождения и обитания - единством земной цивилизации, неразделимостью судеб человечества и еще одним очень важным обстоятельством - неотделимостью судьбы человечества от судьбы планеты . Наконец, признак всеобщности глобальных проблем реализуется в синтетическом взаимодействии ранее указанных признаков, но главное в таком новом критерии как смешанная социоприродная сущность глобальных проблем, объединяющих в единый комплекс как общественные, так и естественные по своему происхождению процессы. Смешанная социоприродная сущность глобальных проблем служит решающим критерием глобальности. Именно этот признак позволяет отделить глобальные проблемы от многих социальных, экономических или политических кардинальных проблем, которые хотя и имеют пространственное планетарное выражение, соответствующую остроту и другие признаки проблемности, но не могут претендовать на статус глобальных проблем современности. Лишь наличие биосоциальных или социоприродных аспектов в содержании этих проблем дает право рассмотреть их как глобальные. Итак, система критериев глобальности означает, что глобальность - это единство пространственного географического размаха, общечеловеческой значимости, всемирноисторической актуальности, общепланетарной остроты и опасности, социоприродной и биосоциальной унивесальности и совместимости. То есть глобальные проблемы представляют собой причудливое переплетение на общепланетарном, общемировом и общечеловеческом уровне социально-экономических, политико-идеологических, культурных, биосоциальных и социоприродных противоречий в современном мире. Этот тезис станет более понятным при рассмотрении причин возникновения глобальных проблем современности. 3. Истоки современных глобальных проблем. Было бы неверно полагать, что только во второй половине ХХ века человечество столкнулось с феноменом глобальных проблем. В свое время предельно актуальными для населения Земли были эпидемии инфекционных болезней, нашествия, войны. Вечной является проблема взаимоотношения человека с окружающей средой, освоения природы и овладения ее стихийными силами, проблема установления прочного мира между народами, гарантий социально-экономического, политического и культурного прогресса. Многие глобальные проблемы возникли изначально, другие наметились и назревали давно, но проявились более явно и на глобальном уровне лишь с утверждением капитализма т.е. в ХУП - ХУШ вв Растущая по мере развития капитализма интернационализация всех общественных отношений, вела к созданию единого взаимосвязанного мира. Причины возникновения глобальных проблем следует искать в историческом процессе развития человечества. История человечества представляет собой сопряженное развитие двух типов отношений определяющих всю жизнедеятельность людей. Первый из них - отношения человека и окружающей его среды (система "человек - природа"): вторая отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения. "Историю можно рассматривать с двух сторон - писали в работе "Немецкая идеология" к. Маркс и Ф. Энгельс - ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга" .Обе эти линии развития органически связаны, и разделить их можно лишь в абстракции. Тем не менее в научном исследовании их необходимо разделить, ибо без этого не возможно понять предпосылок и причин возникновения глобальных проблем. Именно в рамках системы "человек - природа" осуществляется процесс производства. Развивая производство, то есть осваивая природу, добиваясь своего господства над ней человек постепенно все больше нарушал естественное развитие компонентов. Сам человек, оставаясь частью природы, стал одновременно явлением принципиально нового типа - воплощением совокупности общественных отношений, которые сложились в ходе человеческого общения на базе производственной деятельности, то есть на основе принципиально новых отношений, сложившихся между человеком и остальной природой. Гармония между человеком и природой на ранних этапах развития человечества оставалась незыблемой. Это было с одной стороны результатом неразвитости самого человека, его средств труда, с другой - следствием достигнутого к тому времени невысокого уровня развития общественных отношений. В условия собирательного способа производства не могло существовать сколько -нибудь острых конфликтов человека с окружающей его природой. Социальная однородность тогдашнего общества не порождала условий для нерационального использования природных богатств в ущерб самой природе и обитающему в ее среде человеку. Таким образом, на первом этапе взаимодействия общества с природой, когда его экономика была еще присваивающей, когда с социальной точки зрения оно было однородным, сохранялись как согласованность в самих общественных отношениях, так и гармония в отношениях человека и природной среды. И речь здесь идет не о случайном совпадении этих двух компонентов, а об их закономерном сочетании. В результате развития самого человека общество получило возможность добывать основные средства жизни за счет преобразовательной деятельности, материального производства. Произошел переход от "предпроизводства" (собирательство и охота) к производству в собственном смысле слова и переработке посредством труда предметов природы для нужд потребления. Материальное производство стало основным источником жизнеобеспечения людей. Уровень развития производственных сил в конечном итоге определяет характер производственных отношений, а последние в свою очередь оказывают направляющее воздействие на тип отношений общества к окружающей его природной среде. Возникшая, таким образом, взаимосвязь отношений между человеком и природой, обществом и природой и отношениями внутри общества полностью подтвердилась на всех последующих этапах общественного развития. Переход человечества от собирательного способа производства к земледельческому, а затем и к промышленному, привел к значительному усложнению производительных сил, к их коренному изменению по существу и по форме. Место естественных производительных сил заняли общественные производительные силы, которые по мере развития принимали все более антагонистическую форму. Рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественноэкономическим формациям соответствовали адекватные их сущности формы социально-экономических и политических отношений между людьми и, естественно, формы и типы отношений между обществом и природой, человеком и природой. Важно отметить, что в данном аспекте мы ставим на первый план уже не отношения человека и природы, а социальные отношения. Объясняется это тем, что с завершением антропосоциогенеза человеческая история определяется в первую очередь общественными законами, существом и характером социальных отношений, хотя взаимосвязь природных и социальных процессов, взаимная обусловленность истории природы и истории людей сохраняет свое значение в жизни человечества. Однако характер этой взаимообусловленности существенно меняется. О гармонии между человеком и природой с момента утверждения первой антагонистической формации уже не могло быть и речи [5;c.43]. Напротив, с течением времени развивались и углублялись конфликты, перерастающие в антагонизмы. Антропогенная деятельность в рамках частной собственности, настолько нарушала присущие природе состояния, что приводила к острокризисным ситуациям. Конкретные причины этих кризисных ситуаций могли быть различными, но во всех случаях в их основе лежали два фактора: развитие производства и социальная почва, на которой оно развивалось. Таким образом, поднимаясь с одной ступени общественного развития на другую человечество, с одной стороны двигалось вперед под воздействием потребностей растущих производственных сил, а с другой - тем самым стимулировало их дальнейший прогресс. Он означал, что человек постепенно все более овладевал искусством борьбы со стихийными силами природы, подчинял ее себе, добивался таких изменений, которые необходимы ему для жизни. Однако этот процесс имеет и обратную негативную сторону. Подчиняя себе природу, как уже отмечалось ранее, человек вступал с ней в многочисленные конфликты, вызывал к жизни противоречия грозящие весьма неприятными, а подчас трудно предвидимыми последствиями. Эти противоречия в конечном счете и вызывали к жизни глобальные проблемы. Однако противоречия в системе "человек - природа" - не единственный источник возникновения глобальных проблем. Как уже отмечалось ранее, другим таким источником является система социальных отношений. Иными словами, отношения человека с природой тесно связаны с отношением людей друг с другом. Одни как бы перерастают в другие. Возникнув в процессе взаимодействия человека с природой, общественные отношения навсегда остаются в рамках этого взаимодействия. При этом, если характер процесса производства в конечном счете определяет и характер отношений между людьми, то социальные отношения не могут не оказывать значительного влияния на взаимодействия человека и природы. Иными словами, возможности совершенствования взаимосвязей человека с природой зависят не только от развития материальной базы и условий производства, но в огромной степени определяются характером общественных отношений между людьми. Каждая ступень развития антагонистических отношений означала новый качественный этап во взаимоотношениях человека, общества и природы. Вывод, что развитие человеческой цивилизации и материальной ее культуры объективно порождает конфликты общества с остальной природой в целом правомерен. Однако никакой фатальности в развитии этого конфликта не существует. Он может быть успешно разрешен в том случае, когда человек, овладев закономерностями развития природы, приводит свою деятельность в соответствии с этими закономерностями, учитывает их, предвидит последствия своих действий. Однако сама история человечества говорит о том, что одних только научно-технических предпосылок для решения конфликтных ситуаций в отношениях человека и природы еще недостаточно. Для этого нужны и определенные социальные условия, которые делают возможным оптимальное использование данных предпосылок. Таких условий господство классических частнособственнических отношений не создало. Утверждение частнособственнических общественных отношений означало прежде всего ликвидацию социального единства общества, его раскол на антагонистические классы. Главной социальной целью эксплуататорского способа стало присвоение прибавочного продукта. 4. Анализ глобальных проблем современности. Критериями выделения глобальных проблем является следующее: - повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом; -неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество; - разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона. Анализ глобальных проблем немыслим без их научной, логически стройной типологии. В литературе существует несколько подходов к типологии глобальных проблем современного этапа общественного развития. Одним из вариантов является подразделение их на три группы. Первая группа глобальных проблем вырастает из отношений между основными социальными общностями современного человечества (общественно-экономическими системами и составляющими их государствами, классами, нациями), то есть система «общество-общество». Эти проблемы связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. Их можно выделить под названием «общемировые глобальные проблемы» или «интерсоциальные проблемы». Эта группа включает в себя такие проблемы как: - Проблема предотвращения мировой войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете. Она предполагает спектр дочерних проблем: обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон, мер доверия и т.п. - Проблема установления нового экономического международного порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества для устранения отставания слаборазвитых стран. Здесь также имеется несколько частных проблем: проблема преодоления технологической зависимости развивающихся стран от развитых государств Запада, проблема перестройки международных экономических отношений и др. -Проблема борьбы за прогрессивные формы экономической интеграции и интернационализации для углубления международного разделения труда и выравнивания уровней социально-экономического развития стран земного шара. Из составляющих ее частных проблем можно выделить вопрос о ликвидации существующих диспропорций в мировой торговле и каких-либо ограничений несправедливого характера в международном экономическом обмене. -Проблема управления развитием НТР ее гуманистической направленностью на глобальном уровне. Вторая группа глобальных проблем вырастает из отношений «человек- природа». Ее составляют проблемы оптимизации, гармонизации и гуманизации отношения общества к природе для сохранения и приумножения ресурсного потенциала человечества. Их можно определить, например, как «общепланетарные глобальные проблемы», и выделить следущие типы: - Проблема предотвращения стихийных бедствий антропогенного или смешанного происхождения (эрозия почвы, опустынивание и т.п.). - Проблема рационального и экономического использования природно-сырьевых ресурсов. - Демографическая проблема. - Продовольственная проблема. - Проблема оптимального хозяйственного основания необжитых территорий. - Проблема предупреждения энергетического кризиса. - Проблема защиты окружающей природной среды и механизмов ее самовоспроизводства. - Освоение богатств Мирового океана, освоение и использование космоса в мирных целях прогресса. Третья группа - система «человек - общество». Эта группа глобальных проблем отражает процессы гуманизации отношений общества и личности, вопросов ее освобождения и разностороннего развития, гарантий ее лучшего будущего. Эти проблемы, в частности, можно именовать «общечеловеческими» глобальными проблемами. - Проблема ликвидации антигуманных тенденций в использовании науки и техники. - Устранение преград на пути всестороннего и планомерного развертывания научно-технического прогресса в интересах человека. - Проблема искоренения эпидемических заболеваний, болезней цивилизации. - Проблема преодоления негативных тенденций урбанизации. - Проблема ликвидации неграмотности и развития образования, т.е. проблема динамичного умножения интеллектуального потенциала человеческой деятельности. - Проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, на существование в здоровой среде. Рассмотрим более подробно некоторые из названных проблем. Экологическая проблема Все происходящее на планете Земля с участием человека или без него, протекает и в природе. Под последней понимают часть материи, с которой люди прямо или косвенно взаимодействуют, воспринимают ее, т.е. видят, слышат, осязают и т.д. Она, в свою очередь, тем или иным способом также воздействует на каждого из нас, общество в целом, влияет на результаты человеческой деятельности. В этом смысле сам человек является продуктом природы. Она же присутствует и во всех творениях человеческих рук. Поэтому, как бы не было высоко развито и насколько эффективнее не становилось бы индустриальное производство, человек всегда зависит от природы. Характер же этих взаимоотношений очень сложен и противоречив, т.к. природа очень многообразна и имеет достаточно сложную структуру. В ней выделяются: 1. Геосфера - поверхность Земли, как необитаемая, так и пригодная для жизни человека. 2. Биосфера - совокупность живых организмов на поверхности, в недрах и атмосфере нашей планеты. 3. Космосфера - околоземное космическое пространство, в котором уже находятся созданные людьми космические аппараты, а также та область космоса, которая может быть заселена землянами в исторически обозримое время и являющаяся объектом интенсивных научных исследований. 4. Ноосфера («ноо» - разум) - область разумной деятельности человека, определяемая в конечном счете уровнем человеческого интеллекта и объемом перерабатываемой его мозгом информации. 5. Техносфера - («техне» - искусство, мастерство, умение). Представляет собой совокупность всех процессов и феноменов, созданных человеком. Она во многих пунктах пересекается с гео-, био-, космо- и ноосферами. И, по мнению ученых, именно в этом пересечении заключается тайна и причина глобальных процессов, протекающих в них, а также вызванных этими обстоятельствами проблем. С целью их разгадки, все сферы взаимоотношений природы и человека были условно разделены на естественную и искусственную среды обитания. В естественную оказались включенными гео-, био- и космосферы. Она обладает очень большим диаметром, и в нее концентрически вложена искусственная среда обитания, включающая в себя техносферу. В едином их центре находится сам человек, а следовательно, и ноосфера. Радиус естественной среды обитания постоянно расширяется за счет неосвоенной человеком живой природы , а также ноосферы. И, конечно, же воздействие, которому подвергается естественная среда обитания, не может не вызывать у нас опасения за жизнь на Земле, и, в первую очередь, самого человека. Ведь он является биологическим существом, а следовательно, не может жить вне природы. Переживания за будущее нашей цивилизации сделали искусственную и естественную среды обитания объектом исследований многих ученых и, в частности, выдающегося представителя русской науки В.И.Вернадского (1863-1945 гг.). Его, в первую очередь, интересовали процессы, протекающие в биосфере и ноосфере. Среди идей, высказанных им и представляющих для темы нашего обсуждения наибольший интерес, стало утверждение о том, что ноосфера не является самостоятельным образованием, а последним из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории Земли. Процесс этот как раз и происходит в настоящее время. Своеобразным продолжением мифических представлений наших древних предков о ней как о живом существе стали заявления некоторых современных ученых о необходимости восприятия биосферы как сложного организма, функционирующего разумно и по определенным законам, а поэтому способного достаточно активно влиять на многие из процессов, протекающих на нашей планете. Одна и другая точки зрения, несмотря на их оригинальность, вне всякого сомнения, несут в себе большой заряд оптимизма и веру в способность разума преодолеть глобальные проблемы современности и, в частности, экологическую. Благодаря выше рассмотренным подходам, удается совсем по иному взглянуть на взаимодействие искусственной и естественной сред обитания как на части одного целого, а не неприемлющие друг друга. Но, справедливости ради, следует отметить, что на экологическую проблему существуют и другие точки зрения. В них открыто выражается тревога по тому поводу, что развитие техносферы, какими бы оно благами не оборачивалось для человека, должно иметь пределы, за которыми гибель природы может оказаться неизбежной. Опасения подобного рода, конечно, имеют под собой достаточно прочное основание. Гений человека, его разум, стремление к самовыражению и свободе творчества позволили за сравнительно короткий исторический отрезок времени пройти нелегкий путь от младшего, и чаще бесполезного, партнера до возжелавшего стать господином над всеми. Но насколько основательны эти претензии? Ответы же на этот вопрос следуют порой самые противоречивые. Например, достаточно большая группа последователей технического сциентизма связывает загрязнение почв, воды, гибель лесов, уменьшение озонового слоя Земли не только с результатом производственной деятельности людей, но и с несовершенством самой природы, обладающей рядом принципиальных изъянов. Поэтому выход из экологического кризиса связывается ими с организацией экологического производства, призванного улучшить и усовершенствовать природу в интересах человека, то есть ими фактически предлагается вариант создания искусственной среды взамен «не оправдавшей надежд» человека естественной. Спорность такой точки зрения заключается: - в отсутствии доказательств несовершенства природы по отношению к деятельности людей, - в опасности нарушения хрупкого равновесия, еще имеющегося в природе в результате экологического производства, - в вероятности более быстрого приспособления к искусственной среде обитания организмов, опасных для жизни человека: вирусов, бактерий и др. - в отсутствии способов точного прогнозирования и оценки возможных последствий активного экологического производства. Другая точка зрения может быть оценена как более взвешенная, ибо исходит из осознания необходимости - сохранения и поддержания существующей среды обитания, -признания неизбежности научно-технического прогресса, но стремления развивать его в направлении совершенства ресурсосберегающих и безотходных технологий, максимально сохраняющих природу. К достоинствам такого подхода относится осознание современными исследователями негативных последствий развития техносферы и для самого человека, которые могут принять даже необратимый характер. Все чаще они проявляются в изменениях наследственности, мутациях, постоянных перегрузках его организма и психики. Ведь изменение жизни, которое происходит у людей в растущих городах, рост ее темпов сопровождаются: -стрессом, т.е. чрезвычайным возбуждением нервной системы человека, -депрессиями, характеризующимися снижением жизненной активности организма, доходящего до состояния полного безразличия ко всему, пессимизма, апатии. «Впадение» в такие состояния толкают, особенно горожан, на самоубийства, преступления, участие в массовых беспорядках и другие насильственные действия. Наблюдения над человеком, подвергающимся активному негативному воздействию техносферы, зафиксировали снижение у него слуха, падение работоспособности, снижение умственной активности, заболевание нервной системы и пр. Но существует ли наиболее оптимальные варианты гармонизации выработки механизма сосуществования естественной и искусственной сред обитания? По мнению В.И.Вернадского и его последователей, человечеству следует объединить свои усилия в следующих направлениях: 1.Заселения людьми всей планеты, которое продолжается с возрастающей интенсивностью. 2. Резкого преобразования средств связи и обмена информацией между разными странами, что также происходит в мире благодаря радио, телевидению. 3. Усиления политических контактов между государствами. 4. Преобладания геологического воздействия человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. И это также имеет место. Например, количество горных пород, извлекаемых из недр Земли, в 2 раза превышает средний объем лав и пепла, выносимых на ее поверхность вулканами. И если число природных материалов, образованных на нашей планете, не превышает 3,5 тысяч, то людьми ежегодно создаются десятки тысяч их синтетических видов. 5. Расширения границ биосферы за счет выхода человечества в космос, что с возрастающей интенсивностью и происходит в последние десятилетия. 6. Открытия новых источников энергии. Их число также растет за счет использования ядерной, солнечной, ветровой, термальных источников и т.д. 7. Равенства людей всех рас и религий. 8. Увеличения роли народных масс в решении вопросов внутренней и внешней политики. 9. Обеспечения свободы научной мысли и научного творчества от давления религиозных, философских и политических настроений и создания в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли, для реализации которых человечеству предстоит еще приложить немало усилий. 10Подъема благосостояния населения, создания реальных возможностей для того, чтобы не допустить недоедание, голод, нищету и ослабление влияния болезней. 11.Разумного преобразования первичной природы Земли с целью приспособления ее к удовлетворению все возрастающих материальных, эстетических и духовных потребностей численно увеличивающегося населения. 12. Исключения войн из жизни общества. Это условие В.И.Вернадский считает чрезвычайно важным для создания и обеспечения существования ноосферы. Почти все из названных условий постепенно выполняются, но с разной степенью эффективности. Синтез этих процессов, протекающих в направлении гармонизации человеческого сообщества и природы , получил название коэволюции. С нею связывается взаимное приспособление друг к другу человека и природы, а биосферы - к человеку и к техносфере. Но эти процессы протекают очень сложно, и Неоднозначно характеризуются специалистами. В частности, серьезные опасения у них вызывают проблемы, которые могут возникнуть с развитием биологических и информационных технологий. Первая из них, биологическая, связана с генной инженерией, т.е. с открытием возможности создания человеком новых комбинаций ДНК, благодаря чему он сможет «переписывать» наследственную информацию и создавать новые гены, а следовательно, и «конструировать» принципиально новые живые существа, способные отрицательно повлиять на существование живой природы. Информационная технология позволяет создавать различные и, в том числе, автономные .системы искусственного интеллекта, которые уже сейчас оказывают воздействие на формирование мировоззрения и системы культурно-духовных ценностей и ориентации у значительной части населения нашей планеты. Это отражается и в активных исследованиях в направлении разработки моделей роботов новых поколений, способных радикально изменить формулу хода эволюции, которая может выглядеть следующим образом: «живая природа - человек - роботы 3-го поколения и системы искусственного интеллекта». Таким образом, экологическая проблема является очень актуальной для всех живых существ и организмов, населяющих нашу планету. Границы ее очень широки и выходят далеко за рамки ее самой, в чем не трудно убедиться при анализе выше описанных двенадцати условий сохранения биосферы Земли, названных В.И. Вернадским. 1 2 |