Социальная философия. Философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социальная философия
Скачать 15.3 Kb.
|
Социальная философия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Предмет социальной философии – это процессы, их появление и изменение, а также агенты, вовлечённые в них, то есть человеческие взаимодействия. Объект – это все формы общества как целостные системы, то есть социальная действительность. Проблемы социальной философии – это происхождение жизни, понятие «природа», кто есть человек и его роль в обществе, материальное производство и его роль в социуме, экологическая проблема: общество и природа. Современное видение ввёл Исидор Огюст Конт- автор социологии как отдельной науки.Он ставил своей целью на основании объективного метода компилировать знания частных наук, а затем создать позитивную философско-религиозную концепцию. Структура социальной философии Структура социальной философии состоит из следующих дисциплин: Социальная гносеология – проблемы верного понимания социальных процессов; Социальная аксиология – обосновывает ценности социума относительно исторических периодов и общественных убеждений; Социальная онтология – исследует роль «природы» в общественной жизни и универсальные закономерности последней; Социальная праксиология – занимается практическими проблемами организации «здоровой» общественной жизни. Кроме того, социальная философия неразрывно связана с философской антропологией. Невозможно изучать общество, не изучая человека, невозможно понять человека, не изучив общество. Аристотель считал социальность родовым свойством человека: «Человек своей природой предназначен жизни сообща». К. Маркс определил человека как «совокупность общественных отношений». Первое теоретически продуманное представление об обществе и истории дала античная философия. В работах Платона (ок. 429–347 до н. э.) и Аристотеля (384–322 до н. э.), ставших вершиной развития древнегреческой мысли, впервые был разработан социально-философский подход к пониманию социума. В теоретических системах мыслителей воззрения на общество органично увязаны со всем кругом философских проблем (бытием, познанием, логикой, диалектикой человеческой души, этикой и т. д.), что свидетельствует об универсалистском характере их учений. Платон и Аристотель, рассуждая об обществе, затрагивают широчайший круг вопросов. Это вопросы возникновения общества, разделения труда, рабства, сословий, вопросы воспитания людей, определенные размышления об основах экономики обмена. В этом разнообразии тем выделяются узловые пункты, вокруг которых строится разговор об обществе. Эпоха Возрождения принесла с собой принципиальные изменения в мировоззрение людей и вместе с ними новые взгляды на общество, его устроение и перспективы развития. Одним из мыслителей, чье творчество знаменовало разрыв со средневековой религиозной традицией, был Никколо Макиавелли (1469–1527) – один из наиболее крупных и оригинальных социально-политических мыслителей эпохи Возрождения. Без него трудно понять и оценить специфику и характер духовной атмосферы Ренессанса. С Макиавелли начинается новая эпоха политического мышления. В его лице политическая мысль начала отделяться от других областей знания, быть автономной, превращаться в самостоятельную науку. Макиавелли главной концепцией своего учения выдвигает концепцию добродетели государя и жесткого реализма в политике. |