Главная страница

Контрольная работа. Философия. Контрольная работа по дисциплине Философия Выполнил(а) студент Сазина Е. П.(Перегудова) Шифр 920033 Обучающийся по направлению подготовки


Скачать 40.65 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Философия Выполнил(а) студент Сазина Е. П.(Перегудова) Шифр 920033 Обучающийся по направлению подготовки
АнкорКонтрольная работа
Дата18.11.2022
Размер40.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия.docx
ТипКонтрольная работа
#796318

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Приморская государственная сельскохозяйственная академия

Институт лесного и лесопаркового хозяйства

Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

Контрольная работа по дисциплине

«Философия»

Выполнил(а) студент

Сазина Е.П.(Перегудова) Шифр 920033

Обучающийся по направлению подготовки

21.03.02 Землеустройство и кадастры

Уссурийск 2022


Содержание




Миф как первоначальный тип мировоззрения 3

Основные черты древнегреческой цивилизации и становление античной философской мысли. Этапы развития древнегреческой философии. Натурфилософские ориентации досократической философии 5

Бытие как единство субъективной и объективной реальности 7

Содержание познания. Диалектика процесса познания 8

Элементы логической структуры науки, ее уровни и формы 10

Теоретические модели исследования общества 11

Образ человека в классической и неклассической философии 12

Перечень основной и дополнительной учебной литературы 14


Миф как первоначальный тип мировоззрения


Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие — «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.

Основные черты древнегреческой цивилизации и становление античной философской мысли. Этапы развития древнегреческой философии. Натурфилософские ориентации досократической философии


Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII -- VI вв. до н. э. Социальными предпосылками, обусловившими специфику философии Древней Греции, были:  высокая степень социального динамизма по сравнению с традиционными обществами Востока; демократическая форма государственного правления и торгово-ремесленные отношения, которые способствовали переходу древнегреческого общества к товарно-денежным экономическим отношениям. 

В отличие от традиционалистской философии Древнего Востока в философии Древней Греции происходил процесс демифологизации. Античная философия сформировала особый стиль мышления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности.

     Отличительными чертами философской мысли Древней Греции являлись прежде всего онтологизм и космологизм. Онтологизм (греч. ontos-- сущее, loqos -- учение) состоял в устойчивой ориентации философского мышления на постижение сущности и устройства бытия как такового, а также (в противоположность мифологической традиции) в формировании системы категорий как логических средств познания бытия: "субстанция", "единое-многое", "бытие-небытие" и др. Космологизм (kosmos -- организованный мир,  loqos -- учение), выражавший устойчивую тенденцию к демифологизации мира, состоял в создании ряда альтернативных моделей Космоса как структурно-организованного и упорядоченного целого. На ранних этапах развития античной философии преобладал интерес к происхождению Космоса, его генезису. Для классического периода характерна разработка моделей космического процесса, в которых акцентированы проблемы его сущности и устройства.

      В развитии древнегреческой философии могут быть выделены три  основных этапа -- натурфилософский (досократический), гносеологический (сократический) и эллинистический.

      Для досократической философии (VII-- 1-я пол. IV вв. до н.э.), представленной философами милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), школойПифагора, элеатами  (Парменид, Зенон), атомистами  (Левкипп, Демокрит), был свойственен преобладающий интерес к разработке натурфилософских  космологических моделей, к проблеме единства и множественности мира, поиску единой основы мироздания (архэ).    

     В рамках сократической философии в V -- IV вв. до н. э. в трудах  Платона и Аристотеля создаются классические образцы философских концепций, на многие столетия определившие основные проблемные поля и  особенности стиля мышления европейской философии. Платоном, в частности, было положено начало идеалистической традиции в европейской классике. Неоплатонизм, восходящий к философии Платона, явился одним из истоков христианского вероучения.

     Завершающий этап в истории античной философии проходит под влиянием неоплатонизма (Плотин, Прокл), ставшего переходным  звеном на пути к средневековой философии. Неоплатонизм вывел философские искания за пределы греческого рационализма и послужил основой теоцентризма средневековой философии.

     Таким образом, в рамках античной философии были заложены основы онтологии и метафизики, гносеологии и логики, антропологии и психологии, философии истории и эстетики, моральной и политической философии.

Бытие как единство субъективной и объективной реальности


Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию — «действительность» («реальность»). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

Объективная реальность — объективное существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека.

Имеется, кроме того, действительность (реальность) и другого типа: так, ученый или инженер могут ясно представлять себе будущую установку, ее составные части, последовательность ее работы, а учитель, планируя урок, намечает что и как объяснять, кого опросить и т. п. Такой, пока лишь придуманный урок или агрегат, тем не менее, существует, имеет место быть в сознании их создавших. Эти явления существуют, но не в объективной, а в субъективной реальности.

Субъективная реальность понимается как сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят.

Хотя с помощью «чистой» мысли или воображаемого образа нельзя забить гвоздь или приготовить обед, но мысли, образы, чувства и желания могут заставить человека все это сделать, могут изменить всю его жизнь и жизнь других людей, т. е. могут оказаться не менее значимыми, чем материальные явления, например, землетрясения.

Следовательно, существующая вне человеческого сознания объектная реальность, а также субъективная реальность, являющая продуктом сознания, несмотря на их значительные отличия, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующим звеном между ними является человек как существо, принадлежащее и объективному (в силу своей телесности) и субъективному (как обладатель сознания) миру.

Бытие является единством субъективной и объективной реальности.

Человек и его мир в этой схеме — это точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек — центр бытия, а его судьба — ядро философской проблемы бытия в целом.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Содержание познания. Диалектика процесса познания


Предметом теории познания как философской дисцип­лины являются: природа познания как целого, его возмож­ности и границы, отношения знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, форма и уровни познания, соотношение различных форм знания.

Теория познания - не изолированная научная дисцип­лина. Она тесно связана с такими философскими науками, как онтология - учение о бытии как таковом, диалектика -учение о всеобщих закона бытия и познания, а также с ло­гикой в ее различных модификациях и методологиях.

Поскольку субъектом познания является человек как общественное существо, то теория познания широко ис­пользует данные философии антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке.

Познавательная деятельность имеет свои источники и движущие силы, механизм, направленность, социальную и иную обусловленность, взаимодействие объекта и субъекта. Изучение данных процессов составило диалектику процесса познания.

Диалектика процесса познания по отношению к взаимо­действию объекта и субъекта идет от чувственного отраже­ния действительности к логическому отражению и от него к практике. Чувственное отражение - слух, вкус, и т.д. Ос­новные его формы: ощущение, восприятие, представление.

Логическое отражение - способ познания действитель­ности при помощи абстрактного мышления. Основные формы: понятие, суждение, умозаключение.

Практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию ма­териальных систем. На практике осуществляется проверка результатов познания, теоретических обобщений и выводов, а также полученных новых фактических данных, переход к новому циклу познания.

Диалектика процесса познания по отношению к объекту уточняет, как идет движение мысли вглубь объекта, к егооткрытым свойствам и отношениям. Мысль человека бесконечно углубляется от познания формы - к познанию содержания, от случайного - к необ­ходимому, от явления - к сущности, от сущности первого порядка - к сущности второго порядка и т.д., бесконечно, к самой глубокой сущности - закону. Каждая из постигнутых сущностей выступает основой для познания сущности дру­гих предметов и явлений. Сущность выражает самые глубо­кие, внутренние, наиболее устойчивые и закономерные сто­роны бытия, она определяет основные черты, главное со­держание и тенденции развития предмета. Явление характе­ризует внешнее, непосредственное обнаружение сущностей, способ ее проявления.

Явление дается человеку в ощущениях, восприятиях,представлениях. Любой новый предмет предстает перед на­ми как совокупность явлений - внешних признаков (цвет, запах и т.д.). Сущность постигается посредством абстракт­ного мышления с использованием логических форм и мето­дов. Углубление в сущность, движение к абсолютной исти­не не может завершиться окончательно, поскольку неисчер­паем любой объект познания, познавательные способности человека ограничены характеристиками его чувствования и

интеллекта.

Диалектика процесса познания по отношению к субъек­ту раскрывает смену форм познания. Соотношение кон­кретного и абстрактного развития знаний: познание от конкретного в действительности и ее чувственных образов идет к абстрактным понятиям и определениям и далее - от от­дельных абстракций через их синтез восходит к конкретно­му в мысли. К теории, а затем снова - к практике. Это озна­чает, что для более глубокого проникновения в объект не­обходимо временно уходить от него в область абстрактных образов.

Таким образом, познание является сложным диалекти­ческим процессом, осуществляемым в чувственных и логи­ческих формах на основе практики. Целью познания являет­ся обоснование истины. Познание осуществляется не только в формах чувственного и абстрактно - логических этапов, но также в формах иррационального постижения.

Элементы логической структуры науки, ее уровни и формы


Логическую структуру конкретной самостоятельной науки можно выявить путем анализа современных зрелых отраслей научного знания, в которых структура наиболее четко выражена и уже осмыслена.

В результате такого рода исследований удалось установить, что элементами логической структуры науки являются: основания; законы и закономерности; основные понятия; теории; идеи.

Основания. По мнению П.В. Копнина, «основанием всякой науки и всего знания в целом является материальная действительность и практическая деятельность человека». Но ни сама материальная действительность, ни практическая деятельность человека не входят в систему научного знания. Они включаются в эту систему уже отраженными в сознании человека: во-первых, в виде теорий, принципов, аксиом, законов науки, раскрывающих закономерности и свойства объективной реальности; во-вторых, в виде определенного логического способа построения и доказательства научных теорий, закрепляющего практическую деятельность человека в форме логических структур.

Основания науки, входящие в ее систему, составляют прежде всего те теоретические положения, которые выражают общие закономерности предмета данной науки, раскрываемые в какой-то мере с определенной стороны во всех ее теориях. Эти положения принимаются за основу при логическом построении данной науки. Например, в геометрии этими положениями выступают ее аксиомы, раскрываемые в виде определений, постулатов и общих понятий. Положения, служащие основаниями науки, связывают ее с действительностью либо непосредственно, либо через положения, входящие в систему других наук, носящих более общий характер.

В.С. Степин предложил в качестве важнейших компонентов, образующих основания науки, выделять: научную картину мира; идеалы и нормы научного познания; философские основания науки. Перечисленные компоненты выражают общие представления о специфике предмета научного исследования, об особенностях познавательной деятельности, осваивающей тот или иной тип объектов, и о характере связей науки с культурой соответствующей исторической эпохи.

Теоретические модели исследования общества


Теоретическая модель предмета исследования (ТМПИ) — совокупность абстрактных объектов, описывающих проблемное поле, которое попало в сферу нашего теоретического интереса и которое внутри себя представляет единое логическое целое.

Теоретическая модель связывает в единое целое:

  • а) одни понятия с другими;

  • б) одни факты с другими фактами, наконец;

  • в) факты и понятия между собой.

Прежде всего ТМПИ включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков. Таким образом, ТМПИ представляет собой совокупность логически взаимосвязанных абстрактных понятий, описывающих предметную область исследования.

В основе ТМПИ может лежать теоретический граф, который представляет собой логическую схему всех мыслимых или теоретически прогнозируемых связей, существующих между выделенными нами абстрактными объектами и выраженных визуально. Чаще всего ТМПИ не может охватить все реально имеющееся множество абстрактных объектов, которые описывают конкретную проблемную ситуацию. Как правило, ТМПИ включает их часть, или некую выборку сингулярных теоретических образований, которые попали в поле зрения социолога, были признаны им в качестве научно значимых для решения конкретной задачи. Для решения другой задачи создаются другие ТМПИ.

Технология построения ТМПИ включает логические способы выведения частного знания из общего, приемы концептуализации и процедуры операционализации знания, построение гипотез, логические связи между абстрактными конструктами.

Рассмотрим логику построения ТМПИ на примере инвестиционной деятельности. В основе ее лежит схема социального действия. Если мы определяем социологию как науку о поведении больших социальных групп людей, то вполне уместно строить ТМПИ именно таким образом, т.е. выделив пять ключевых элементов социального действия:



Нас интересует то, кто (какие категории населения), куда, сколько, почему и с каким результатом будет инвестировать свои деньги. При построении ТМПИ социолог должен выделить не только субъект социального (или экономического) действия, но также мотивы, средства и объект.

Образ человека в классической и неклассической философии


Первоначальные представления о человеке складываются еще до зарождения религии и возникновения философии. Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек и боги в ней едины. В мифологических формах познания мира человек вовсе не рассматривается как самостоятельная сущность. Человек неотторжим от Вселенной, он – ее неотъемлемая частица. Вопрос о происхождении мира в мифе неразрывен с вопросом о происхождении человека и его месте во Вселенной. По образному выражению А. Ф. Лосева, космос у древних греков – это первообраз: «то, что имеется в космосе, имеется и в человеке, а специфически человеческое есть и в космосе. Не существует никакого раскола, никакой бездны между космосом и человеком.»

Для философии античности и Древнего Востока человек в первую очередь есть фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом (Атманом, логосом, идеей и т.д.), а его жизненный путь определен законами судьбы. Вместе с тем уже на этапе древней философии можно зафиксировать некоторые существенные отличия в понимании человека восточной и западной традициями. Восток не знал такого резкого противопоставления души и тела, которое оформилось в западной философии и культуре. В восточной традиции человек является всегда органичным, но достаточно кратковременным соединением космических элементов, где душа и тело не просто взаимосвязаны, но и взаимно определяют друг друга в природном «колесе сансары», и где возможный путь спасения и соединения с Атманом или Дао предполагает специальные упражнения души и тела в целом.
В философии и культуре Нового времени в соответствии с декартовой идеей cogito происходит акцентировка самосознания и связанных с ним процессов индивидуализации личности. Образ человека теряет ренессансный универсализм и гармоничность, многообразие его способностей сводится к разуму, в то время как тело «механизируется» и ввоспринимается как подчиняющееся всеобщим естественным законам. По мнению философов Нового времени человеческое тело представляет собой машину, в которую бог вложил душу. Разумность, способность рационального суждения рассматривается как существенная особенность человека, его исключительное качество; человеческий разум здесь не только основа познания, но и причина добродетельного поведения. Познание закона необходимости очерчивает границы человеческой свободы, однако, несмотря на особые полномочия разума, человек этого времени задан преимущественно как пассивное начало, отдельный атом в определяющих его поведение природном и социальном механизмах.

Обоснование творческого статуса человека в истории философии связано преимущественно с немецкой классикой. Немецкая классическая философия во многом опровергла традиционную интерпретацию человека. Так, Кант показал невозможность создания объективной модели человека: все знание о человеке у Канта носит субъективный характер. Человеческое «Я» является «вещью в себе», как и весь остальной мир. Шеллинг и Фихте в своих учениях акцентировали внимание на приоритете человеческой свободы, с помощью которой человек творит себя и действительность. Гегель показал, что существование вечных законов невозможно, индивид всего лишь марионетка в руках истории (не существует заданной природы человека, есть лишь облики, типы человека, которые должны быть соотнесены с историческим этапом). Для Фейербаха человеческая сущность не заключена в отдельной индивидуальности. Сущность силы человека – воля, мышление, чувственность, что является его родовыми, т.е. общественными, деятельными способностями. Фейербах приближается к пониманию человека как существа, определяемого социальными связями: «отдельный человек как нечто обособленное не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между Я и Ты».

Перечень основной и дополнительной учебной литературы


Основная литература

1.Философия : учебник / под. ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 561 с. МО РФ

2.Липский, Б.И. Философия : учебник / Б.И. Липский. – М.: Юрайт, 2011. – 495 с. УМО РФ

3.Спиркин, А.Г. Философия : учебник/ А.Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. – 828 с. МОИН РФ

4. Ан, С.А. Философия [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С.А. Анна, В.В. Маркин, В.Е. Фомин. - Электрон. текст. дан. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 400с. – Режим доступа : www. e. Lanbook.com

5. Алексеев, П.Ф. Философия [Электронный ресурс]: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - Электрон. текст. дан - М.: Проспект, 2015. – 592с. – Режим доступа: www.e.lanbook.com.

6. Балашов Л.Е. Философия[Электронный ресурс]: учебник / Л.Е. Балашов. – Электрон. текст. дан. - М. : «Дашков и К0», 2015. – 612 с. – Режим доступа: www. e. Lanbook.com

7. Горелов, А.А. Философия: конспект лекций [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.А. Горелов. – Электрон. текст. дан. - М. : КНОРУС, 2013. - 176с. - Режим доступа: www.e.lanbook.com.

8.Философия [Электронный ресурс] : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – Электрон. текст. дан. - М. : Проспект, 2015. – 672 с.


написать администратору сайта