доклад. Философская антропология. Проблема происхождения человека.
Скачать 20.96 Kb.
|
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Белокалитвинский гуманитарно-индустриальный техникум» Специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (ДОКЛАД) Тема: «Философская антропология. Проблема происхождения человека.» Выполнила студентка Кафтанова Д.Р. Группы ПСО-29 Проверил преподаватель Васильева О.А. Оценка_________ Белая Калитва 2022 Философская антропология Философская антропология - учение о человеке и фундаментальных основах его бытия. Представления о человеке возникли в мифологии и религии задолго до появления философии. Опираясь на мифологические и религиозные образы человека и переосмысливая их, философия стремилась осознать место человека в мире. В философских системах Древнего Востока и античной философии сложилось представление о человеке как "микрокосме", как неотъемлемой части природы ("макрокосма"). В средневековой философии господствовал теоцентристский подход: происхождение, сущность человека, его земная судьба трактовались через отношение к Богу. Для философов эпохи Возрождения человек являлся прежде всего творцом, созидающим новый мир и самого себя. В философии Нового времени многообразие способностей человека было редуцировано к разуму. В философских учениях ХVII-ХVIII вв. подчеркивалось естественное происхождение человека, его социальная обособленность и активность. Философский взгляд на человека в эпоху Просвещения исходил из признания человека природным существом, отличающимся склонностью к добру и стремлением к счастью. Могущество человека в трактовке философов-просветителей опирается на научное знание и опыт. Немецкая классическая философия подчеркнула творческую природу человека, одновременно включенного в мир природной необходимости и в мир нравственной свободы и абсолютных ценностей (И. Кант). Для человека как природного существа, в понимании Л. Фейербаха, характерно психофизическое единство души и тела. С середины ХIХ в. в западноевропейской философии утверждается социоцентризм, акцентировавший социальную сущность человека. Так, философия марксизма рассматривала человека как деятельное историческое существо, которое в процессе преобразования природы создает условия существования социума, преобразуя его и самого себя. Классической в философии считается триадичная модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. Идея тела характеризует природные основания человеческого бытия. На уровне тела осуществляется первичная, жизненно необходимая связь человека и природы, фиксируются его особенности как биологического вида. Тело человека не является исключительно природным элементом, оно выступает как продукт социокультурной эволюции, устанавливающей определенные границы и каноны "естественности". На существующие в философии и культуре образы тела переносятся сложившиеся представления о природе и органической жизни в целом, в результате чего философская интерпретация тела как микрокосма конкретизирует общую концепцию природы как макрокосма. Исторически первое значение слова "душа" отсылает к феномену поддерживающего жизнь дыхания. Душа - это особая жизненная энергия тела, которая, будучи сама бессмертна, очерчивает сроки земного существования человека. Отвечая за процессы жизни и смерти, душа определяет судьбу, волю и характер человека. Именно душа в философских и религиозных системах является субъектом свободы воли, тем началом, которое индивидуализирует человека. Понятие духа описывает общее и всеобщее в человеке. С духовными качествами соотносятся такие сущностные родовые особенности человека, как разум и социальность. Понятия тела, души и духа конкретизируют философскую идею человека относительно таких основных координат его бытия, как природа, Бог и общество (человек как микрокосм, микротеос и микросоциум). Для развития постклассической философии в ХХ в. характерен так называемый "антропологический поворот". Осмысление проблем человеческого бытия происходило в рамках трех основных подходов: ·экзистенциально-феноменологический подход (экзистенциализм, феноменология, персонализм) сосредоточил внимание на уникальности человеческого бытия, приобретающего подлинность и личностный смысл в состоянии экзистенциальной свободы; ·социологизаторский подход (марксизм, структурализм) ориентировал на рассмотрение человека в контексте социальных связей, продуктом которых он является (выявил различные варианты детерминированности поведения, обучения, мышления, деятельности человека); ·натуралистический подход (фрейдизм, неофрейдизм) к проблеме человека акцентировал внимание на высокой степени его интегрированности в окружающую природу, подчеркивал биологическую неполноценность человека, компенсаторный характер его деятельности. Конец ХХ в. характеризуется своеобразным кризисом философских антропологических исследований. На современном этапе активно развиваются прикладные исследования человека, однако этот процесс не сопровождается адекватным философским синтезом. Философия постмодерна отрицает сам факт существования целостного человека, растворяет его в витальных, технических, семантических и др. процессах. Комплексные исследования человека осуществляются естественными, социальными и гуманитарными дисциплинами. Основные варианты решения проблемы антропогенеза (греч. anthropos человек, genes - происхождение, становление): ·креационистский подход предполагает акт творения человека Богом, базируется на вере в чудесное творение; ·уфологическая версия о внеземном происхождении человека развивается в основном в научно-фантастической и литературной форме; ·естественно-эволюционный подход раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции. Становление научного подхода относится ко 2-й половине ХIХ в. На основании своей эволюционной теории Ч. Дарвин выдвинул идею естественного происхождения человека, считал человека животным, усовершенствованным в процессе отбора. В ХIХ в., опираясь на идеи Ч.Дарвина, Ф. Энгельс выдвинул идею антропосоциогенеза - совместного возникновения человека и общества. Согласно современным представлениям, процесс возникновения человека (антропогенез) и общества (социогенез) - это системный процесс, который начался около 3,5 млн. лет назад. В философской литературе часто употребляются близкие по содержанию понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность». На человека можно взглянуть с трех точек зрения: биологической, психологической, социальной. Принято считать, что понятие индивида обозначает принадлежность к человеческому роду. Оно не применимо к животным, так как ни одно животное не является индивидом. Отсюда следует, что понятие индивида есть социальное понятие. Его можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее к биологическому миру и подчиняющееся его законам. Биологический взгляд на человека выражается в понятии «индивид». Индивид - конкретный представитель человеческого рода, носитель психофизиологических качеств. В понятии «индивид» собственные индивидуальные качества человека не принимаются во внимание, речь идет только об общих с другими людьми свойствах: как представитель вида человек один из многих. Человек рождается с не до конца сформированными анатомоморфологическими системами, которые продолжают свое развитие в условиях социума. В отличие от других видов животных, он плохо укоренен в природе. Животное от рождения имеет богатый спектр инстинктивных форм поведения, наделено всеми свойствами, необходимыми для выживания. Человек же, если рассматривать его как биологическое тело, существо недостаточное. В качестве животного он был обречен на гибель в природном царстве. Однако в процессе антропогенеза человек выработал гибкую систему надинстинктивных ориентиров, превратив свое биологическое несовершенство в благодатное свойство. С момента рождения индивид является носителем специфической биологии, сформированной предшествующим развитием человеческого рода. Он обнаруживает биологическую готовность усваивать культурно-исторические достижения общества. Именно поэтому, как писал М. Шелер, «человек всегда может быть лишь чем-то большим или меньшим, чем животное, но животным - никогда». индивид человек личность происхождение В отличие от животного, способного жить в очень ограниченных условиях, к которым оно инстинктивно приспособлено, человек не просто адаптируется к реальности, но и преобразует ее в соответствии со своими нуждами. Адаптация к реальности происходит благодаря средствам, предоставленными культурой. Культура, мир символов стоит между человеком и природой, с одной стороны, лишая его непосредственности инстинктивных биологических реакций, а с другой - открывая возможности свободного целеполагания и действия. Понятие человека тоже социальное понятие, хотя человек есть биосоциальное существо. Он - часть природы, и его формирование проходит сложный и длительный процесс. Проблема человека, грубо говоря, имеет два аспекта: практический и теоретический. Под практическим аспектом подразумевается создание человеку необходимых условий для проявления его сущностных сил, т.е. интеллектуальных и физических способностей. История свидетельствует, что человеку постоянно приходится бороться за свою жизнь, за улучшение своих жизненных условий. Он вынужден протестовать, восставать, требовать к себе человеческого отношения, бунтовать и сопротивляться. А бунтующий человек - это не созерцательный, а действующий человек. Б. Паскаль писал, что величие человека заключается в его способности мыслить. Это верно, но отчасти, ибо величие человека заключается также в том, чтобы творить, создавать материальные и духовные ценности, обогащать свой субъективный мир. Теоретический аспект предполагает выяснение исходной категории изучения человека. Некоторые философы рассматривали его в отрыве от социальной действительности (Гоббс, Гольбах, Гельвеций и др.). Подчеркивалось неразрывное единство природы и человека, но человек оставался только частью природы и рассматривался как «чувственный предмет», как пассивное существо, способное только на созерцание. Маркс же определил, что человек, будучи частью природы, становится человеком только в обществе и что поэтому сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, а «есть совокупность всех общественных отношений». Таким образом, не человек выступает в качестве исходной категории, а общественные отношения, в которых он находится, т.е. общественные отношения - есть ключ к изучению человека. Но отсюда вовсе не следует, что все люди одинаковы в одних и тех же социальных условиях. Каждый человек индивидуален, имеет определенные природные задатки или склонности, которые проявляются уже в социальной среде. Без общества нет человека и, следовательно, не человек, а общество выступает в качестве исходной теоретической категории социально-философского изучения человека. Если человек - биосоциальное существо, то личность есть только социальное существо. Человек становится личностью только в обществе. Всякая личность - человек, но не всякий человек есть личность. Психически больной человек не есть личность. Чтобы стать личностью надо, обладать определенными чертами. Прежде всего, у личности должен быть разум. Личностью является конкретный человек как носитель разума, сознания. Чем полнее у человека развито сознание и его высшая форма - самосознание, тем ярче и полнее выглядит личность. Другая черта личности - ориентация в обществе. Она непосредственно связана с разумом. Разумный человек не только ориентируется в обществе, но и приносит определенную пользу ему. Следующей чертой личности является личное достоинство. Настоящая личность уважает достоинство других и требует уважения к себе. Беспринципный человек, постоянно приспосабливающийся к изменившимся социальным условиям и не имеющий собственного мнения, а повторяющий чужие мысли, собственно говоря, не есть подлинная личность. Настоящая личность имеет свое лицо, свои убеждения, принципы и готова их отстаивать в любой ситуации. Еще одна черта личности - способность нести ответственность за свои поступки и действия. Личность означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии, рассматривающее себя как то же самое в различных местах и в разное время. Личность есть целостность, познаваемая изнутри. Индивид становится личностью в процессе социализации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества. Процесс социализации основывается на способности человека к уподоблению. Ребенок не в состоянии самостоятельно осознать ценность и смысл происходящего вокруг, другие люди выступают для него способом бытия общечеловеческих ценностей и смыслов. Личностные свойства производны от социальной, психологической и биологической сторон природы человека, и даже при частичной деформации одного из начал полноценная личность не формируется. Единство личности фиксируется в понятии «Я», переживание самотождественности и целостности субъективной реальности также неразрывно связано с чувством «Я». Рефлексирующее «Я» - центр личностного универсума, выражение осознанной индивидуальности, однако это не вся личность. Существуют разные представления о структуре личностного универсума. Французский философ Э. Мунье предлагает другую модель. В структуре личностного универсума он выделяет воплощенное существование, коммуникацию, интимное обращение, противостояние, наличие свободы и достоинства, вовлеченность в деятельность. Российский культуролог и философ П. Гуревич рассматривает личность как единство телесных характеристик, возрастных особенностей, половой принадлежности, национально-этнических черт и т.п. |