|
тсис. Характеристики периода (основные черты общества)
Период
| Характеристики периода (основные черты общества)
| Представители (те, кто интересовался человеком и его смысл)- 3-5 фамилий
| Идеал личности
| Первобытное об-во
| Общинная собственность на землю и орудие труда; коллективный труд; низкое развитие производительных сил; сильная зависимость от окружающей среды; уравнительный характер распределения продуктов природы и труда.
| Ч. Дарвином особенности, отличающие человека от других приматов, образовались в результате отбора женскими особями индивидуумов выделявшихся определенными преимуществами. подчеркивал, что ни один вид современных антропоморфных обезьян не может рассматриваться в качестве предковой формы для человека. Ф. Энгельсом. Согласно теории Энгельса важнейшим фактором очеловечивания (сапиентации) был социальный, т.е. приспособление к окружающей среде через трудовую деятельность.
| Женщина воспитывала потомство и могла передать им наследство (орудия труда), мужчина становился отцом детей, добытчиком еды и защитником общины.
| Древний Восток
-Шумеры
-Китай
| 1. Размытость границ между философским и религиозным дискурсами. 2. Ярко выраженный иррационализм. 3. Приоритет онтологической проблематики над гносеологической. 4. Интровертность мышления. 5. Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.
| Древнее учение джайнизм также говорило о стремлении к нирване. Его основателем считается Джина Махавира.
Даосизм.
Основателем является философ Лао-цзы (около V-III вв. до н. э.) который развивает учение о правильном пути и добродетели. Основной категорией даосизма является дао.
Конфуцианство восходит к учению Конфуция (551-479 гг. до н. э.), который видел свою задачу в сохранении традиций. Конфуций не писал трактатов. Его идеи были позднее собраны его учениками в книге «Беседы и суждения».Мэн-Цзы. Философ, учения которого стали основой для неоконфуцианства. Мудрец утверждал, что человек рождается изначально добрым, а под влиянием его окружения становится таким, каким является в итоге Представителем Школы имен Китая был философ Гунсунь Лун. Именно ему принадлежит цитата «белая лошадь — не лошадь».
| Идеалу соответствовал человек тихий — скромный, кроткий, смиренный, покорный установленному богами порядку вещей.
На первом месте у шумеров стояли боги. Человек создан из глины для того, чтобы жертвоприношениями служить богам
| Др. Египет
| Благоприятные условия для земледелия; Развитие ирригации; Развитие скотоводства и садоводства; Развитие ремесел и торговли; Сословная структура: Господствующий слой; Члены земледельческих общин; Рабы. Политический строй: Восточная деспотия; Власть принадлежит обожествляемому фараону, опиравшемуся на чиновничий аппарат и армию
| Фараон Тутанхамон (XIV век до н.э.)
Фараон Хеопс (XXVI век до н.э.)
Фараон Рамзес II (XIII век до н.э.)
| Идеалом древнего египтянина был «человек тихий», который всегда терпелив, сдержан и скромен, владеет своими эмоциями.
| Др. Греция
-Спарта
-Афины
| - Агональность (соревновательность) - Калокогатия (красота = истина) - Демократичность - Каноничность (следование образцу)Можно выделить четыре главные черты афинского государства: полный отказ от порабощения местного населения, участие всех граждан в политической и правовой жизни полиса; отсутствие промежуточных категорий между гражданами и негражданами и относительно высокий уровень развития в Афинах судебно-правовой системы.
| Представители теории - В. Дилл, Т. Хилтон, А. Голднер и др. - обосновывают зависимость лидерства от определенных социальных условий
| это человек калонагатийный (от "калон" - прекрасный и "агатон" - добрый, благородный), прекрасный во всем: и телом и делами, и мыслями и их выражением, и чувствами и поведением.Идеал развития личности в Спарте сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека.всестороннее формирование личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела.
| Др.Рим
| Основными чертами римской гражданской общины были сочетание коллективного и частного землевладения при наличии верховной собственности общины, связь понятий «гражданин», «воин» и «земледелец», равенство политических и юридических прав граждан, власть народного собрания во всех важнейших вопросах, касавшихся как коллектива граждан, так и отдельного гражданина, соблюдение принципа «геометрического равенства» — труд каждого на общую пользу, понимаемую и как польза каждого гражданина.
| Теологическая теория. Фома Аквинский. Теория сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. Государство вечно, как и сам бог. Еще одной теорией, применимой к происхождению Рима, является теория насилия. Ее представителями являлись К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг.
| В Риме сложилось представление об идеальном гражданине: хороший семьянин, строгий, но справедливый хозяин, доблестный политик, отважный воин. Он мужественен, благочестив, законопослушен.
Интересы республики он ставит выше собственных. Им движет чувство долга. Римлянин говорил: «Я должен - значит, я могу».
| Средние века
| Аграрное сообщество с элементами ремесла и торговли • Феодальные отношения • Религиозное сознание
• В Европе - формирование цивилизации на основе варварских культур, латинизированного христианства; римского права, античной системы образования - синтезный путь развития цивилизации;
| Томас де Акино
«Вера - это божественная благодать, которую Бог дает людям, которых он избирает, и причина также исходит от Бога; Все люди правы, но не у всех есть вера », - сказал он, заканчивая идею двойного разума.. Святой Августин
«Бог не посылает невозможных вещей, но, посылая какие команды, предлагает вам делать то, что вы можете, спрашивать, что вы не можете, и помогать вам, чтобы вы могли», - была одна из его самых запоминающихся фраз. Уильям де Оккэм
Он выдвинул ряд идей, которые мотивировали западные конституции и либеральные демократии своими формулировками об ограниченной ответственности власти.
| В Средневековье был только один идеал человека — святой, а святым может стать только человек, уже ушедший из жизни.
| Эпоха Возрождения
| Антропоцентризм - напряженный интерес к конкретному человеку, его деятельности, месту в мире, предназначению, внутреннему и внешнему облику, нуждам и чаяниям. Человек, а не Бог в центре исследования Гуманизм — возвышение человека
Секуляризация — освобождение от церковного влияния
Пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии Высокий интерес к социальным проблемам, проблемам обществу и государству и развитие идей социального равенства
| Даниэль Дефо Джонатан Свифт; Жан-Жак Руссо; Дени Дидро;
| Идеалом гуманистов была свободная, всесторонне развитая и нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой.
| Эпоха Просвещения
| 1). Время возникновения Просвещения 2). Родина Просвещения - XVII век Англия 3). Центр Просвещения - Франция 4). Причины возникновения Просвещения. 5). Особенности эстетики эпохи Просвещения: 1) абсолютизация знаний и опыта; 2) преклонение перед природой, концепция «естественного человека» ; 3) особый интерес к воспитанию личности; 4) взаимодействие различных художественных направлений (просветительского классицизма, сентиментализма, просветительского реализма, стиля рококо).
| Франсуа Мари Вольтер
Философию Вольтер понимал как великое орудие разума в борьбе против неразумного, отживающего свой век общества.
Монтескьё Шарль Луи де Секонда Он считал ложными все религии, но при этом признавал существование Бога, поскольку придерживался деизма.
Гольбах Поль Анри Его основное сочинение «Система природы» является систематизацией материалистических и атеистических идей эпохи Просвещения.
| Идеал свободной личности, интенсивно разрабатывавшийся во времена Возрождения, обрел признание в эпоху Просвещения. Каждый должен думать не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе.
| Новое время
| Возникновение предпринимателей (капиталистов) и наемных рабочих. • Рост и развитие специального и общего образования, науки, культуры, качества жизни, инфраструктуры. • Переход к машинному производству. • Перемещение населения в города — урбанизация. • Неравномерность роста экономики и развития - стабильный рост чередуется со спадами и кризисами. • Общественно-исторический прогресс. • Эксплуатация природных ресурсов, зачастую во вред экологии. • Основа экономики — конкурентные рынки и частная собственность. • Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены. • Важнейшими ценностями в индустриальном обществе признаны предприимчивость, трудолюбие, честность и порядочность, образование, здоровье, способность и готовность к новациям.
| Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
Познание есть ничто иное, как изображение внешнего мира в сознании человека.
Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677)учил, что сущность лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя.
Блез Паскаль (1623-1662), "Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем".
| это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь
| Новейшее время
| 1) Изменение структуры производства и потребления, преимущественно за счет возрастания роли услуг. 2) Рост уровня образования, прежде всего за счет возрастания роли услуг. 3) Рост уровня образования. 4) Новое отношение к труду. 5) Повышение внимания к окружающей среде. 6) Гуманизация экономики. 7) Информатизация общества. 8) Глобализация хозяйственной деятельности.
|
Позитивизма, сводящего философию к анализу или синтезу конкретно-научного знания, т. е. отводящего ей роль “служанки науки” (О. Конт)
Марксизма, ставящего философию на службу революционному преобразованию мира и построению коммунистического общества (К. Маркс)
Иррационализма как “метафизики воли” и “философии жизни”, (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше)
| Идеал того времени – человек разумный, устроенный по законам логики и способный изменять окружающий мир в соответствии с доводами разума.
С развитием капитализма идеальным становится человек труда, а подлинными ценностями – трудовая дисциплина, исполнительность, профессионализм и относительно здоровая конкуренция.
| |
|
|