Мировоззрение это целостная совокупность взглядов на мир и место в нем человека. Философия выступает как теоретическая основа мировоззрения.
Скачать 1.72 Mb.
|
Основные принципы традиционной восточной медицины:
Возникновение болезней понималось как результат нарушения в организме данного человека баланса двух мировых начал – Ян и Инь. А лечение должно было восстановить этот баланс. Но сделать это надо не путем внешнего вмешательства, которое трактовалось как искусственное, а потому – вредное. Врач должен был стимулировать внутренние силы самого организма пациента. С этих позиций и был разработан универсальный метод лечения иглоукалыванием: чжень-цзю-терапия. Сущность этого метода сводилась к введению иглы на определенную глубину с целью удаления излишней энергии Инь или внесения недостающей энергии Ян. Введение игл осуществлялось в известных точках на теле человека, функционально связанных с теми или иными внутренними органами и системами. Всего таких точек насчитывалось 694. В них, в зависимости от вида болезни и стадии ее развития, а также от общего состояния организма пациента и от определенных особенностей внешней среды производилось иглоукалывание. 14.Теоцентризм средневековой философии СРЕДНЕВЕКОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ - ведущее философское направление в Европе с 1 по 15-16 вв. н.э. Признавала Бога в качестве высшего начала, а мир – его творением. Зарождение этой философии относится к первым векам новой эры и связано с появлением библейского Нового Завета. Библия ознаменовала собой новую ступень гуманизма, духовную революцию, суть которой - в открытии и создании личностного горизонта человечества Он определяется новой монотеистической формой религиозного мировоззрения. Согласно Библии, Бог через Христа дал людям дар любви, не требующий возврата. Бог – это любовь, человек способен к любви только посредством радикальной внутренней перемены, уподобляясь Богу в поступках. Такая любовь беспредельна и бесконечна. Главное в ней смирение, основная добродетель, открывающая путь в Царство Небесное. Христианин должен отречься от себя и принять на себя все беды мира, Человек без Бога ничего не может, он отмечен печатью первородного греха и должен его искупить. Жизнь Христа, посланного Отцом, Богом, и Его смерть показали человечеству путь к спасению от греха – участие в его страданиях. Вера во Христа – это путь к спасению. Верить в Христа – значит жить по Его заповедям. Через любовь человек может быть причастен к Богу, открыт божественному Слову, мудрости, которая наполнит его новой силой. Эту силу нельзя получить через познание, а только посредством веры. Вера отлична от разума, это принадлежность духовного человека. Награда за веру – бессмертие души и воскресение из мертвых в день Страшного Суда. Кратко суть нового мировоззрения, сформировавшегося в средние века на основе Библии (боговдохновенной книги) можно выразить в следующих принципах. 1. Монотеизм и теоцентризм:Существует только один Бог, и он — основа бытия мира. 2. Креационизм:Бог создал мир из ничего, свободно, дал начало всему актом своей воли, желая блага. Бог по своей сути бытие, суверенное, вещи получают бытие от Бога. 3. Антропоцентризм:Человек создан по образу и подобию бога, он повелитель всего, что создано. 4. Закон жизни как повеление Бога:Добродетель человека – повиновение заповедям Бога, высшая цель жизни – любовь к Нему, желание Бога в душе. Этим обретается благая воля, чистое сердце. 5. Личностное провидение:Безопасность человеческой жизни – в подчинении Богу, который все предвидит в будущем и ведет к спасению. 6. Ревеляционизм (принцип Откровения):Бог свидетельствует о Себе различными способами. Например, через исполнение пророчеств или совершение чудес. Принципы христианского монотеистического мировоззрения получили обоснование в средневековой теологической философии. В ее истории выделяют два периода: 1) патристика, 1-5 вв. н.э., 2) схоластика, 6- 15-16 вв. н.э. Представители патристики занимались философской разработкой христианства. Философское толкование Библии этого периода связано со следующими этапами понимания: 1) трактовка мужей апостольских 1 века н.э. 2) апологеты 2 века н.э. 3) собственно патристика, начиная с 3 века н.э. Главные теологические проблемы этого этапа, нуждавшиеся в философском обосновании – это проблема троичности, проблема Воплощения и Богочеловечества Христа, отношение свободы и благодати, отношение веры и разума. Ключом к решению этих проблем стали положения Библии: 1) В начале было слово (Логос) и слово было Бог; 2) закон дан через Моисея, благодать и истина произошли через Иисуса Христа. Общая характеристика и периодизация В 395 г. после Р.Х. прежде формально единая Римская империя окончательно разделилась на Западную и Восточную. И прежде соответствующие части Римской империи довольно сильно различались, как по языку – в Западной части говорили и писали в основном на латинском, а в Восточной – греческом языке, так и по образу жизни и мысли. В 325 г. после Р.Х. римский император Константин объявил христианство официальной религией империи. Однако уже за два века до этого христианство стало популярным не только среди простого народа, и среди интеллектуальной элиты. Христианские идеи в этот период часто выражались на языке знакомой образованным людям философии неоплатонизма и получили более и менее органичное выражение в понятиях этой философской традиции. Сначала христианство было одним из нескольких конкурирующих мировоззрений. Однако постепенно оно стало единственным. Исторический период развития Западной Европы, называемый Средними веками, характеризуется, прежде всего, огромным влиянием христианства на все сферы жизни, в т.ч. и на философию. На философию средневекового латинского Запада повлияли три основные фактора: христианская религия, философское наследие античности, прежде всего, неоплатонизм и Аристотель, латинский язык и противостояние с арабской культурой. В истории средневекой латинской мысли можно выделить на пять периодов: 1. С II по VI вв. после Р.Х. в латинском христианстве появляются мыслители, которых объединяет бескомпромиссное стремление к истине и попытка создать целостное мировозрение на основе синтеза христианства с философскими идеями поздней античности. Среди них, прежде всего, следует назвать Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана (155/165 – 220/240), св. Аврелия Августина (354-430), Аниция Манлия Торквата Северина Боэция (ок. 480-524). 2. В конце VIII в. начинается так называемое Каролинское возрождение. Объединивший под своим началом племена франков Карл Великий, провоглашается императором Римской империи. Он и его наследники призывают ученых из всех концов Европы для создания при дворе школы. В философском смысле среди них особенно следует отметить Иоанна Скота Эриугену (810-870). В XI-XII вв. в Западной Европе начинается активное усвоение сочинений Аристотеля, на основе которых возникает новая религиозно-философская культура – схоластика. Схоластическую философию можно назвать отличительным знаком средневековой философии латинского Запада. Для схоластики были характерны попытки осмылить религиозные истины в терминах аристотелевской философии и упорядочить христианское богословие по образцу аристотелевской науки. В XII в. в Западной Европе окончательно победили богословы, выступавшие за допустимость и полезность использования логики и независимых рациональных аргументов для подкрепления авторитета Священного Писания. Можно сказать, что логика стала главным инструментом мыслителя, заменив собой в этом качестве риторику. Наиболее известными представителями схоластики этого периода являются Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1079-1142). 3. XIII в. принято считать расцветом схоластики. Альберт Великий (1206-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Бонавентура (1221-1274), Иоанн Дунс Скотт (1265-1308) – наиболее значимые богословы и философы этого времени. В это время в Западной Европе окончательно утверждается университетская система образования. Университеты, среди которых в этот период наиболее значимым являлся Парижский, представляли собой админстиративно независимые корпорации, состоявшие из четырех факультетов: подготовительного, на котором преподавали философию, медицинского, юридического и богословского. На подготовительном факультете кроме философии преподавались т.н. семь свободных искусств, делившихся на тривиум (грамматика, логика и риторика) и квадривиум (арифметика, геометрия, музыка и астрономия). Изучение философии было общеобязательным для продолжения учебы на любом из трех остальных факультетов. Философские и теологические учения излагались, как правило, в форме т.н. сумм, учебников, в которых материал излагался в виде отдельных вопросов. В каждом вопросе рассматривалась определенная тема. Например, обладает ли человек свободной волей? При этом сначала излагались аргументы против защищаемого тезиса. Потом давался правильный по мнению автора ответ на рассматриваемый вопрос и излагались аргументы в его пользу. Самыми известными были Сумма теологии и Сумма против язычников, написанные Фомой Аквинским. 4. В XIV в. в аристотелевскую логику и метафизику стали вводится некоторые новшества, которые получили название нового пути (лат. via moderna). Особенно ярко это выразилось в сочинениях Уильяма Оккама (ок. 1285-1342) и его учеников. Значение изменений, произошедших в XIV в. оцениваются по-разному. Некоторые историки полагают, что они стали основой для возникновения философских идей Нового времени и естественной науки современного типа. Другие считают, что не следует преувеличивать новизны нового пути. 5. В XV-XVI вв. схоластическая философия оттесняется на второй план более модным тогда движением гуманизма. Однако несмотря на это она продолжает играть важную роль на философских факультетах большинства европейских университетов. В испанских и португальских университетах возникает т.н. вторая схоластика. Она отличалась большей степенью самостоятельности по отношению к текстам Аристотеля и систематичностью богословской и философской аргументации. Наиболее значительными представителями второй схоластики можно считать Луиса де Молина (1535-1600), Франсиско Суареса (1548-1617). Ф. Суарес написал первый систематический независимый от Аристотеля трактат по метафизике – Метафизические рассуждения (1597), который использовался в качестве учебника по философии во многих университетах Европы и оказал большое влияние на многих мыслителей XVII в., в т.ч. Р. Декарта и Г.В. Лейбница. В заключении следует отметить роль католической церкви и монашества в становлении и развитии богословского и философского образования на средневековом латинском Западе. В этом процессе можно выделить три основные периода, связанные с возникновением новых форм посвященной жизни: 1. В VI-XII вв. основными ячейками культуры и образования в Западной Европе были бенедиктинские аббатства и епископальные школы. В монастырях сохранялись и переписывались рукописи античных авторов. Большинство мыслителей этого периода вели монашеский образ жизни. Наиболее яркими примерами могут служить Августин и Ансельм Кентерберийский. 2. В XIII-XV вв. возникают новые движения “нищенствующих” орденов – доминиканцев и францисканцев. Их представители составляли основную массу преподавателей в крупнейших университетах Западной Европы. Например, к ордену св. Доминика принадлежали Альберт Великий и Фома Аквинский, а к ордену св. Франциска – Бонавентура, Дунс Скотт и Уильям Оккам. 3. В XVI в. Игнатий Лойола основывает новый орден – Общество Иисуса (орден иезуитов). С XVI по XVIII вв. его представители по просьбе властей создают образовательные учреждения во многих уголках Европы. И соответственно начинают преподавать в основанных ими коллегиях и университетах. Среди выдающихся философов того времени иезуитами были Луис де Молина и Франсиско Суарес 15. Патристика ЛАТИНСКАЯ ПАТРИСТИКА и апологетика – Тертуллиан, Григорий Великий, Августин. Тертуллиан противопоставляет христианство философии. Вера в Христа и человеческая мудрость –несовместимы. Чтобы придти к Богу, надо быть простодушным, а не мудрым. Вершиной патристики является Аврелий Августин (354-430 гг.) Его самые известные работы - «О граде Божьем», «Бессмертие души», «О порядке», « Исповедь» и т.д.Эти труды – выражение зрелой христианской философии, философствования в вере, опирающиеся на идеи Платона. Вера – это страстное влечение души к Богу, достижение внутреннего света. Но без мысли не может быть веры, они взаимно дополняют друг друга. Понимание вознаграждается верой. Проблема всех проблем - не космос, а человек, его внутренний мир, его способность противостоять воле Бога. Эта способность, внутренний человек, «Я», есть образ и подобие Бога и Троицы. Душу человека и Бога соединяет Истина. Условие истины – пламенная вера. Истина возникает, если к ощущениям душа добавляет неизменное и совершенное – идеи, т.е. фундаментальные формы вещей, постоянное и неизменное в вещах. Идеи даны Богом, и душа прозревает их. Будучи бытием Бог творит, будучи Истиной, Он все освещает будучи Любовью, Он все притягивает и умиротворяет. Это сущностные атрибуты бога. Его существование доказывается совершенством мира, всеобщее согласие людей относительно бога, наличие различных степеней блага. Единая сущность Бога наличествует в трех субстанциях –Троице. Человеческий Ум – образ Троицы. Мир сотворен по идеям Бога, в мир вложены все возможные семена будущего. Вместе с миром Бог сотворил пространство и время До этого была вечность. Время существует лишь в духовном мире человека, это протяженность души. Зло в мире связано с иррациональным выбором свободной воли человека. Это прежде всего – грех высокомерия, впадение в рабство телу. Это не свобода, истинная свобода – служение Христу. Зло – это любовь к себе, надменность и спесь, презрение к Богу – отличительные черты града земного. Желание и любовь к Богу, истинному благу, - самозабвение, углубление в себя – качества людей, принадлежащих граду божьему. Оба града имеют своих посланников на небе – восставших ангелов (демонов) и ангелов, верных богу. Ход истории, жизнь общества – борьба двух противоположных царств – земного и божественного. Церковь – единственная сила, способная объединить мир. История человека – это история любящего индивида. 16. Схоластика СХОЛАСТИКАполучила свое название от латинского слова «schola», т.е. школа. Характерным признаком схоластики является осмысление истин божественного Откровения в понятиях аристотелевской философии. Схоластика прошла в своем развитии четыре фазы: 1) 6 – 9 вв. н.э. Предсхослатика – Боэций, Эриугена. 2) 9-12 вв. - Ранняя схоластика – Ансельм Кентерберийский, Абеляр. 3) Высокая схоластика – Фома Аквинский, Бонавентура, Дунс Скот. 4) Поздняя схоластика – Уильям Оккам. Схоластика своей разработкой в значительной мере обязана университетам, появившимся в 13 веке в Париже, Болонье. Основные проблемы схоластики -соотношение между верой и разумом, проблема существования Бога, проблема универсалий. Эриугена считал неправильным разделение философии и религии - истинная философия ничто иное как религия и наоборот. Ансельм Кентерберийский выдвинул четыре доказательства бытия бога. Но откровение не может опираться только на авторитет. Надо пролить свет разума на то, что есть в вере. Пьер Абеляр (1079-1142) утверждал, что сомнение и научный поиск укрепляет веру. Между Логосом и разумом человека есть место для критического разума. Цель разума – стать подобным Логосу. Вера включает в себя разум. Между миром мысли и миром бытия находятся универсалии - всеобщие понятия – подлинное существование. Эта точка зрения реализма - одного из важных направлений в средневековой философии. Крупнейшим схоластом является Фома Аквинский (1221 – 1274). Он прославил себя такими работами как «Сумма теологии», «Сумма против язычников» и др. Он обосновал положение, что существование Бога можно обосновать с помощью разума. Это доказательство опирается на философию Аристотеля, из которой почерпнута идея невозможности бесконечного продолжения причинного ряда, восхождения от следствия к причине. В этом случае необходимо предположить наличие причины, существование которой более ничем не обосновано и которая не является следствием. Рассуждая аналогичным образом, можно строить не ряд действующих причин, а целевой ряд, предположив наличие конечной цели, цели в себе. Согласно Фоме, мировая сущность – это Бог, эссенция, Фома разделяет сущность и существование (экзистенция). В Боге бытие совпадает с сущностью. Вещи возникают в акте, реализующем сущность, обещанное бытие в Боге. Вещи открываются навстречу сущностям, давая им возможность воплотиться. Это их конечная цель. Вещь, воплощающая сущность, переходит из логического бытия в реальное. В метафизике Фомы акцент с умопостигаемого мира (сущность) переносится на бытие – что оно есть, почему оно больше , чем ничто. Бытие – это действие, акт, в котором сущность есть фактически. Бытие нераздельно с единым, истинным и благим. Без единства бытие рассыплется. Все сущее постижимо разумом, истинно как результат мышления Бога. Но разные вещи по-разному участвуя в боге, по-разному истинны. Все сущее благословенно, все сущее стремится к совершенству, благое – объект желания, цель. Вещи принадлежат Богу с разной степенью интенсивности, и это различие свидетельствует о существовании Бога. Фома выдвинул |