Главная страница

Вера и разум с Средневековой философии. Вера и разум в философии Средневековья. Вера и разум в философии Средневековья Ансельм Кентерберийский (10331109)


Скачать 21.91 Kb.
НазваниеВера и разум в философии Средневековья Ансельм Кентерберийский (10331109)
АнкорВера и разум с Средневековой философии
Дата28.11.2021
Размер21.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВера и разум в философии Средневековья.docx
ТипДокументы
#284745

Вера и разум в философии Средневековья

Ансельм Кентерберийский (1033-1109)

Теолог, представитель схоластического реализма, с 1093 года - архиепископ Кентерберийский (Англия).
Ансельм Кентерберийский продолжал скорее платоновскую, чем аристотелевскую традицию в философии. Поэтому его учение не являлось схоластическим в полной мере. Проблема соотношения веры и разума решалась Ансельмом в духе августинианства: вера предшествует разуму, "верю, чтобы понимать". Однако по Ансельму Кентерберийскому, разум с помощью искусства диалектики должен прояснять истину, которая содержится в положениях веры. Ансельм полагал, что рациональному доказательству доступны все истины и откровения. Диалектика оказывается, таким образом, своеобразным орудием веры. Христианское вероучение, с одной стороны, обуславливает исходные посылки диалектического рассуждения, а с другой - предопределяет его конечные выводы.
Ансельм выдвинул так называемое онтологическое доказательство существования Бога. Он постулировал необходимость существования такого объекта, выше которого ничто помыслить нельзя. Из понятия Бога как максимального совершенства Ансельм выводил реальность его бытия. Отождествляя по существу мысли с бытием и выводя антологию из логики, Ансельм утверждал, что если Бог мыслится как совокупность всех совершенств - он вечен, всеведущ, всеблаг, бесконечен и так далее, - то он должен обладать и предикатом существования, иначе все совершенства оказываются мнимыми. Ансельму удалось сформулировать в логически чистом виде важную проблему - можно ли осуществить умозаключение от мышления к бытию и переходить от чистой мысли к фактическому существованию.

Средневековая философия представляет собой знаменательную эпоху формирования основ философского учения, является неотъемлемой частью процесса интеграции в мировую культуру. Она охватывает значительный временной промежуток: с V по XV века, знаменовавшийся возникновением и расцветом мировых религий. Средневековая философия является базисом развития философии Нового времени и последующих философских концепций, а также дает представления о ментальности жителей Западной Европы.

Вера и разум средневековой философии

В Средневековье при абсолютном идеологическом господстве церкви и понимании человека как раба Божьего европейская метафизика находится в лоне теологии. При этом ключевой особенностью средневекового мировоззрения является теоцентризм - философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. Господствующим типом средневековой теологической философии являлась схоластика (от латинского "schola" - "школа"), отличающаяся отрывом от реальной действительности, замкнутостью, консерватизмом, крайним догматизмом, полным и беспрекословным подчинением религиозным идеям, схематичностью и назидательностью.

Познание в теоцентризме подчинено задачам спасения человеческой души, укрепления веры. Согласно принципам средневековой философии, весь мир и любая его часть указывают на Создателя; при этом, чем глубже человек познает мир, тем тверже убеждается в истинности вероучения. Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являются Август Блаженный, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Тертуллиан Карфагенский.

Теоцентризм в средневековой философии органически тесно связан с теизмом. Концепция теизма заключается в вере в Единого, всемогущего, всеведущего Бога (принцип монотеизма). Бог - есть некая личность (принцип персонализма), пребывающая вне мира, вне пространства и времени (принцип трансцендентности). Он сотворил мир из ничего в акте свободной воли (принцип креационизма) и распоряжается им всецело, открывая человеку свою волю через Писание.

Для философии Средневековья характерны определенные признаки:

  • 1. символизм: любое природное явление - есть знак, символ, сообщение;

  • 2. Писание и природа имеют единого Создателя;

  • 3. познание мира и, в том числе, природы возможно через познание Бога посредством беспрекословной веры;

  • 4. универсализм - тяга к всеобъемлющему, завершенному, вечному знанию;

  • 5. энциклопедизм и дидактизм: подчиненность науки задачам образования, нацеленность не столько на открытие нового, сколько на систематизацию знаний, разъяснение и понимание вечных божественных истин;

  • 6. традиционализм: подражание предшествующим поколениям, слабая выраженность авторского начала; неготовность к критическому переосмыслению основ вероучения, церковных и научных авторитетов;

  • 7. тесная связь с антропоцентризмом, человек занимает центральное место в природе (стоит над природой) и объявляется творением Бога, что подчеркивает божественную сущность человека;

  • 8. провозглашается принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

  • 9. сглаживаются противоречия между материализмом и идеализмом;

  • 10. провиденциализм: история рассматривается как осуществление промысла Бога, плана по спасению человечества;

  • 11. господство догматов - истин, не требующих доказательств (основные положения веры);

  • 12. превалирование, в итоге, рационалистической тенденции, что обусловлено необходимостью подготовки церковных кадров, способных вести проповедническую деятельность, управлять передовым монастырским хозяйством и активно участвовать в жизни общества.

Особенно остро в средневековой философии стояла проблема соотношения веры и разума. Главной задачей средневековой гносеологии является познание Бога. Философия Средних веков ставит перед собой важнейшие вопросы: "Возможно ли познание Создателя с помощью человеческого разума?", "Достижимо ли познание с помощью веры?"

Вера и разум в Средневековье могут определяться несколькими типами взаимоотношения:

ь разум отрицается верой;

ь разум освящается верой;

ь разум обосновывает веру;

ь разум и вера растворены в мистическом опыте.

В целом, средневековая философия придерживается следующих положений в вопросе соотношения веры и разума:

  • 1. вера, в целом, ставится выше разума;

  • 2. Бог не познаваем средствами разума;

  • 3. вера, сама по себе, не нуждается в знании, так как она - есть откровение;

  • 4. характерно единство веры и знания (особенно в раннем Средневековье);

  • 5. начиная с XIII века, существует убеждение о возможности одновременного сосуществования знания и веры, поскольку у них разные источники: знание замыкается на разум, вера - на откровение;

  • 6. познание Бога и мира, как творения Создателя, возможно только посредством веры;

  • 7. вера - отправная точка философии, разум же только растолковывает откровения веры (Аквинский).

  • В Средневековье с изменением онтологических начал изменились смысл и значение веры. Способы человеческого существования отныне предполагали исповедь, молитву, наставления (условия веры), которые являлись путем к обретению вечной и неизменной истины.

  • Можно выделить три периода, в течение которых смещались углы зрения на проблему соотношения разума и веры. Первый – до 10 в., когда разум и вера мыслились в опоре на авторитет. Второй – 10–12 вв., когда дисциплинарно расходящиеся теология и философия ставят вопрос об оправдании авторитетного суждения разумом. Третий – 13–14 вв., когда речь идет о двух истинах: истинах веры, которые принимаются без доказательства и обосновываются ссылками на Священное Писание, и истинах разума, которые требуют доказательств. Однако для всех трех периодов характерны общие черты. Христианское представление о сотворении мира троичным Богом – Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Святым Духом, т.е. Всемогуществом, Словом-Логосом и Благостью, основывалось на откровении Священного Писания. Признание высшей силы, разумом и доброю волею созидающей мир, дало основания для востребования веры, которая в силу непостижимости этого акта творения не могла рассматриваться исключительно в познавательном контексте. Признание ограниченности человеческого разума сравнительно с Божественной Премудростью означало, что ум участвует в богопознании совместно с другими, не менее важными способностями: человек считался сосредоточенным только тогда, когда его интеллект был сведен в сердце, т.е. когда ум становился усердным, а сердце вещим. Человек представал отныне не в двух измерениях – души и тела, как в Античности, а в трех – тела, души и духа, где дух осуществлял причащение человека Богу через благость, придавая тем самым вере онтологический статус. Философия, направленная к началам бытия, отныне не могла игнорировать веру и непременно должна была включиться в поиск соответствий разума и веры. Уже во 2 в. в противовес гностицизму, проповедовавшему невозможность единства разума и веры, представители Александрийской катехетической школы и прежде всего Климент Александрийскийпровозглашали их гармонию, полагая, что согласие веры и знания способно сделать человека сознательным христианином. Вера в благое и разумное основание мира есть начало философии. Правильно направленный разум способствует укреплению веры.

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ВЕРЫ И РАЗУМА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ (cyberleninka.ru)

Список литературы - Соотношение веры и разума в средневековой философии (studwood.ru)

Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание истины — Тростников В.Н. - Художественная литература (azbyka.ru) Беседа 12.

<4D6963726F736F667420576F7264202D20D1F0E5E4EDE5E2E5EAEEE2E0FF20F4E8EBEEF1EEF4E8FF> (window.edu.ru)

http://www.youtube.com/watch?v=JAZtYxVt2eg

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5733158672221923522&text=%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B0+%D0%B8+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC+%D0%B2+%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8+%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F+%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5


написать администратору сайта