Главная страница

Авдеенко (ФИ81в). Опричнина, ее суть и последствия


Скачать 45.36 Kb.
НазваниеОпричнина, ее суть и последствия
Дата06.12.2018
Размер45.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАвдеенко (ФИ81в).docx
ТипРеферат
#59112

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ»

Кафедра истории и политологии

Учебная дисциплина: История

Реферат на тему:

«Опричнина, ее суть и последствия»

Выполнил: Авдеенко Павел Сергеевич

Номер группы: ФИ81В

Проверил: Сергей Шарапов

Дата регистрации на кафедре: «___» ________ 2018г.

СОДЕРЖАНИЕ



Введение 3

1. Формирование личности Ивана IV и предпосылки к возникновению опричнины 4

1.1 Начало царствования Ивана IV 4

1.2 Причины введения опричнины 7

1.3 Установление опричнины 9

2. Суть опричнины и её последствия 11

2.1 Сущность опричнины 11

2.2 Итоги опричнины и её оценка 16

Заключение 19

Список используемой литературы 20




Введение


Составляющая половина XVI столетия является одной из важнейших эпох в русской истории. XVI век в истории России – это век правления Иоанна Грозного (1530-1584). В этот период произошло становление Русского государства: расширение русских земель, подвластных Москве, изменение внутренней жизни общества и введение опричнины.

Слово "опричнина" имеет несколько значений. Первое, опричнина - система чрезвычайных мер, введенная русским царем Иваном IV в 1565 - 1572 гг. для борьбы с бояро-княжеской оппозицией и укрепления Русского централизованного государства. Второе, опричнина - это часть земель, которые находились в непосредственном подчинении Ивана Грозного. Третье значение - слово "опричнина" происходит от древнерусского слова "опричь", что значит "кроме"- это были земли, выделявшиеся вдовам князей.

Тема "Опричнина: причины, сущность, последствия" по-прежнему актуальна, так как вызывает споры среди историков. Опричнина является наиболее противоречивым периодом в правлении Ивана IV. До сих пор нет точного мнения о смысле опричнины, её социальной и политической значимости, сроках и последствиях. Поэтому в выбранной мной реферативной работе я поставила перед собой цель - выяснить, каким образом опричнина привела к великой смуте, а так же её последствия.

Задача этой работы заключается в том, чтобы рассмотреть причины опричнины, выявить суть этого исторического явления и проанализировать последствия.

В соответствии с целью работа будет разделена на две части: в первой, мы рассмотрим период правления Ивана Грозного "до опричнины" и причины её введения; во второй части, разберем сам период опричнины, наиболее полно раскроем её суть и последствия.

1. Формирование личности Ивана IV и предпосылки к возникновению опричнины

1.1 Начало царствования Ивана IV


Чтобы понять суть опричнины, необходимо определить предпосылки, которые послужили ее зарождению. Определить какую роль в формировании личности царя повлияла борьба между боярской знатью за государственную власть на отношение царя к Боярской Думе и самодержавию.

Со смертью великого князя Московского и всея Руси Василия III, управление страной было назначено регентскому совету, состоявшего из бояр, но реально правит Елена Глинская. После смерти матери Иван IV, которому тогда исполнилось восемь лет, остался круглым сиротой. Детство, проведенное среди чужих людей, осталось в памяти маленького царя периодом обид и унижений. Он рос нервным, робким, тревожным и подозрительным.

Начинается период боярского правления: за реальную власть борются несколько боярских родов таких, как Шуйские, Бельские, Глинские. Например, в 1542 г. на глаза Ивана IV произошел заговор бояр против Ивана Вельского из-за его большого влияния на великого князя. 3 января бояре произвели переворот, схватили Вельского и сослали его на Белоозеро. После этого в 1543 г. подросший князь проявляет свой характер, восстав против бояр, отдает на растерзание псарям Андрея Шуйского за то, что тот захватил власть после смерти его матери. В конечном итоге, после долгих кровавых распрей верх одержал род Глинских. "Дядя юного великого князя Михаил Глинский и его бабка княгиня Анна сумели подготовить политический акт большой государственной важности" 16 января 1547 - Иван IV венчается на царстве и становится первым русским царем. 3 февраля венчался с Анастасией Романовой однако это событие не положило конца боярскому правлению, а наоборот привело к усилению политического влияния Глинских. Правление царя будто и не начиналось, женитьба и венчание на царство мало изменили Грозного. Как утверждает Платонов, "он продолжал вести разгульную, беспорядочную жизнь."

После венчания царя на царстве Глинские получили неограниченную власть: первым делом они начали грабить государственную казну, повышать налоги, которые крестьяне попросту не могли потянуть.

Вскоре последовало антибоярское восстание в 1547 году. Сначала восстание вспыхнуло в столице, затем и в провинциях. Событие поддержали в таких городах, как Псков,

Великий Устюг, Гороховце и др. Это потрясло юного царя. И тогда, все стало понятно, что высокий титул "самодержца" ничего не значит, не имея реальной силы и опоры. Поскольку царя в это время не было в столице, он потерял контроль над московским восстанием против Глинских. Через несколько лет Иван Грозный обвинит в этом бояр, что "именно они "наустили" народ на него и его родственников Глинских" .

Исторические источники не уточняют политические обстоятельства, при которых правление Боярской Думы в конце 40-х. сменилось укреплением самодержавия и создания "Избранной Рады". Но после июньского восстания царь освободился от опеки боярского правительства и в его окружение выдвинулись новые люди.

Как известно, огромную роль в формирование новой правящей группы сыграл митрополит Макарий. Эта историческая фигура находилась в окружение царя до и после событий 1547 г. Макарий был приверженцем самодержавия. Благодаря митрополиту приближенными царя в первую очередь стали А.Адашев и протопоп Сильвестр. Многие последующие реформы были связаны с именем Адашевым. Например, в 40-х годах, когда к власти пришел Адашев, он провел политику компромиссов, преобразовал российскую армию, приступил к созданию стрелецкого войска, выработал Судебник 1550 г., ограничил местничество и т.д. Реформы, которые он провел, были устойчивы и отвечали пожеланиям дворян и бояр.

Круг людей, что выдвинулся после антибоярского восстания, для беспомощного царя стал опорой и поддержкой. Под присмотром Сильвестера и Адашева формировалась характер царя. В глазах народа он стал выглядеть, как благочестивый царь.

1553-1563 гг. - деятельность "Избранной Рады" - так впервые называет князь Курбский советников при царе, куда входил и он сам. Это орган, что осуществлял исполнительную власть. За время своего существования Избранная Рада фактически исполняла функции правительства. Главной идеей было ограничение царской власти и поддержание посадских и служилых людей. Реформы Избранной Рады имели путь "укрепления сословно-представительной монархии" . Не имя авторитета Иван IV во всем поддерживал этот орган. В делах государственных с его мнением не всегда считались. Поэтому нет точных официальных сведений, где отличались бы результаты деятельности самодержца от деятельности советников. В последующие годы, царь нередко будет пытаться всячески очернить проведенные реформы и деятелей Избранной Рады. В конечном итоге, Иван Грозный клеймит Избранную Раду в узурпации государевой власти. Но главным было то, что Иван IV признал правление политиков таких, как Адашев, Курбский, Сильвестр и др. и подвергся их влиянию.


1.2 Причины введения опричнины


Приступая к изучению опричнины, необходимо рассмотреть её предпосылки и причины. Я выделил несколько предпосылок к введению опричнины.

Во-первых, падение Избранной Рады. Боярская рада вела политику именно княжескую, и приближенные царя старались овладеть московской политикой и направить её в выгодное для них русло, поэтому рано или поздно она бы пришла в противоречие с государевой.

До 1553 г. ничем не нарушались отношения государя со своими советниками.

Противоречия между царем и его советниками накапливались постепенно. Иван IV желал, чтобы бояре слепо следовали его воле, при этом он понимал, что зависит от влияния Сильвестра и, что страной реально правит А. Адашев. Но разрыв произошел не из-за личного отношения царя к советникам, а, скорее всего, из-за принципиальных разногласий в ведении политики государства.

Например, когда Грозный тяжело заболел в 1553 г. после Казанского похода, и все предполагали о скорой кончине царя. Иван IV захотел, чтобы бояре и духовенство присягнули его пятимесячному сыну Дмитрию. В Избранной Раде возникли разногласия: некоторые присягнули Дмитрию, но часть членов кружка бояр желали видеть на престоле двоюродного брата Ивана - князя Владимира Андреевича Старицкого. За него выступали Сильвестр, старший Адашев, боярин Федор Григорьевич, утверждая свое решение тем, что царевич еще мал. Узнав, что против его сына высказывались приближенные советники, царь насильно заставил целовать крест Дмитрию. И все же, это событие закончилось выздоровлением Ивана Грозного, "а его сын Дмитрий вскоре же скончался, утонув нечаянно в р. Шексне во время путешествия Ивана IV по монастырям."

Вторым примером может стать, разногласия государя с радой по поводу проведения Ливонской войны. Царь ждал решительных действий от своих воевод, но многие бояре сомневались в его знании военной политики и не признавали его авторитет, поэтому выступали против проведения войны.

Произошел прямой разрыв между царем и Избранной Радой. Избранная рада не по своей воле стала распадаться.

Во-вторых, в 1560 г. скончалась царица Анастасия. Этим воспользовались ненавистники избранной Рады. Они оклеветали Адашева и Сильвсетра в том, что это именно они довели царицу. После чего был произведен суд над Адашевым и Сильвестром. "Сильвестр был сослан в Соловецкий монастырь, а Адашева заключили в Дерпте, где он месяца через два и умер от горячки." Попытки их вернуть привели к репрессии.

В-третьих, в 1564 г. отъезжает Андрей Курбский в Литву, бросая западную армию, участвует в польско-литовском походе на Великие Луки. Предательство Курбского поразило Ивана Грозного, так как он считал его не только ближайшим советником, но и другом.

В-четвертых, неудачи во внешней политике: провалы в Ливонской войне и удачные набеги татар.

Итак, после падения Избранной Рады возле Ивана IV появляются новые люди. Государь старался удержать всю власть в своих руках, но новые бояре стали сильной оппозицией. Поэтому Иван Грозный всерьез задумался об усиление самодержавия, об непрекословном повиновении бояр и аристократии, об неограниченности государевой власти. Царь посчитал, что следует уничтожить привилегии аристократии, и при этом усилить позиции служилого дворянства. По мнению Ивана Грозного, возвышение служилого человека, позволит ему привязать к себе верного и преданного слугу. "Обязанные своим возвышением власти монарха опричники тем самым оказывались заинтересованы в сохранении и укреплении государевой власти"

1.3 Установление опричнины


В декабре 1564 г. государь покинул столицу вместе со своей семьей, казной и драгоценностями, вместе с ним выехали также избранные бояре. "По свидетельству Таубэ и Крузе, с царем выехали бояре А.Д. Басманов, И.Я. Чеботов, будущий оружничий А.И. Вяземский и М. Салтыков." Они остановились в Александровской слободе.

В январе этого года Иван Грозный отправил два послания: одно к боярам, что остались в Москве, другое к посадским людям. В одном, обращенном к духовенству и служилым людям, описал беззакония боярского правления в свое малолетство, царь обвинял в измене князей и бояр и из-за этого он отказывается от престола. В другом послании, адресованном посадским людям, он повторил тоже самое, но добавил, что на посадских людей у него гнева нет. "В предстоящих реформах Грозный явно старался заручиться поддержкой посадских людей" . Иван Васильевич учел, что после успешного взятия Казани и Астрахани, а также проведенных им реформ, народ будет всецело доверять ему.

Если на народ Иван IV мог влиять и направлять его в нужное русло, то как бороться с оппозицией? Иван Грозный боялся, что оставшиеся в Москве бояре смогут и сами справиться с государством. Страх сказался на состоянии царя. За пару месяцев, проведенных в Александровской слободе, царь постарел на несколько лет. Но он все же смог выиграть эту "игру".

В слободу отправилась делегация, состоящая из бояр, духовенства, окольничих детей и посадских людей, во главе с епископом Пименом. Они просили сменить гнев царя на милость. 3 января произошли переговоры с делегацией. В конечном результате, Иван IV согласился править царством, но с рядом условий: власть его будет неограниченной, он сам будет карать изменников по своему усмотрению, казнить бояр без суда и следствия.

Уже в Москве государь предложил создать опричнину для расправы над изменниками. "Это был особый двор, какой образовал себе царь, с особыми боярами, с особыми дворецкими, казначеями и прочими управителями, дьяками, всякими приказными и дворовыми людьми, с целым придворным штатом." Царь разделил русские земли на опричнину и земщину. Земщиной ведала боярская дума, а во главе опричнины стоял сам царь, но он также руководил и над земскими боярами. За собой царь оставил внешнюю политику и суд.

Прочитанный на заседании государственного совета в Москве "Указ об опричнине" до нас не дошел. "Из указа об опричнине видно, что недоверие царя и опасение за свою безопасность вызывали не одни дворяне в собственном смысле слова, то есть чиновные верхи старого Государева двора, но и весь двор в целом, в том виде, в каком он сложился исторически"

Царь спешил, и, видимо, указ был заранее приготовлен в Александровской слободе. На следующий день, после выхода указа, Иван Грозный пользуясь своими полномочиями совершил первую расправу над изменниками. Начал он с ближайших сторонников Курбского. Так, первой жертвой стал князь А.Б. Горбатый-Шуйский и его сын. Некоторых бояр постригли в монахи, у других были отняты имена. С той поры террор стал неотъемлемой частью политики.


2. Суть опричнины и её последствия



2.1 Сущность опричнины


Суть опричнины состояла в том, что Грозный применил политику по отношению к московским землям, где были вотчины бояр и князей, такую, что обычно применяют к захваченным государствам. Получилось, что государство было разделено на земщину и опричнину.

В опричный удел государь включил богатые земли и города, уезды по литовской границе. "Север опричнины занимала полоса земли, расширявшаяся к Белому морю, начиная к востоку от Александровой слободы и включая Суздальский уезд, Плесскую волость, Буйгород, Городец и Юрьевец на Волге, Галич, Вологду, Великий Устюг, Каргополь и Холмогоры, т. е. бассейн Северной Двины, Онеги, небольшую часть бассейна Волги." Сама Москва была разделена: в опричнину взяты некоторые улицы Чертольская, Арбат, Сивцев Вяжек и часть Никольской; прежнее жители были переселены. Также в опричнину была включена торговая часть Новгорода. В опричнину царь отделил часть бояр, князей и служилых людей. Опричники составляли особый двор и войско, на содержание которого земство платило контрибуцию. "У царя в опричнине была своя дума, "свои бояре"; опричной областью управляли особые приказы, однородные со старыми земскими" . Изначально в опричнину входило около тысячи человек. Первой столицей была Александровская слобода. "Северной резиденцией царя и как бы второй столицей должна была стать Вологда, где с 1565 г. под руководством выдающегося инженера Размысла начали создавать новый опричный кремль. Сюда свозились "всякие запасы" на царский обиход." . Политический смысл - утверждение идеала неограниченного самодержавия.

Все остальные земли составляли часть земщины. Бояре и князья, что владели в землями до введения опричнины либо получали новые поместья в земщине, либо становились участниками опричного войска. Земщиной управляла боярская дума, во главе которой стоял И.В. Бельский и И.Ф. Мстиславский

"Таким образом - сделал вывод Б.Н. Флоря - главной отличительной чертой опричнины можно считать то, что раздел территории государства на две части сопровождался и четким разделением на две части всего дворянского сословия."

Назначение опричнины - охрана безопасности Ивана Грозного. Опричнина стала высшей полицией по делам государственной измены. Во главе полиции стоял Малюта, т.е. Григорий Яковлевич Скуратов-Бельский. По приказу царя "они привязывали к седлам собачьи головы и метлы: это было знаком того, что они должны, как псы, грызть царских лихоедов и выметать крамолу из Русской земли." "Курбский пишет, что царь со всей Русской земли собрал себе "человеков скверных и всякими злостьми исполненных" и обязал их страшными клятвами не знаться не только с друзьями и братьями, но и с родителями, а служить единственно ему и на этом заставлял их целовать крест". Также Иван Васильевич брал с опричников клятву, что те не будут иметь ничего общего с земщиной, не разрешал заключать брак между членами опричнины и земщины. На проступки опричников царь закрывал глаза, а в стычках с земщиной всегда выходили правыми опричники. В скором времени опричники стали предметом ненависти как простого народа, так и земских участников.

Александровская слобода сделалась укрепленным городом, и жизнь там протекала на подобие монастыря: царь назвал себя игуменом, Вяземского - келарем, Малюту - параклисиархом. Иоанн ходил звонить на колокольню, посещал службы и молитвы, также со своею братию пировал, развлекал себя пытками и казнями, иногда делал наезды на Москву.

Подавляя сопротивление, царь казнил представителей знатных фамилий вместе с родственниками. Так пострадали ростовские, ярославские, стародубские князья. Нужно отметить, что царь не пожалел и своего двоюродного брата Владимира Старицкого. Это можно объяснить тем, во-первых, что царь видел в нем угрозу для великокняжеского престола; во-вторых, значительное количество земель в Московском и Стародубском уездах были близко расположены к Новгороду и западным границам; в-третьих, у Старицких сложились тесные отношения со своими слугами, и как царь не старался заменить их своими служилыми людьми, они оставались верными князю Владимиру. Не довольствуясь этим, князь заставил его принять яд.

Опалы сопровождались массовыми конфискациями и перераспределением земель. В итоге исчезли старые княжеские и боярские вотчины.

Следует обратить внимание на позицию церкви и митрополита Филиппа к опричной политике. "Когда казни стали все более частыми и жестокими, против них поднял свой голос митрополит Филипп".

В декабре 1567 г. царь потребовал от митрополита благословения на свои деяния.

Филипп отказал царю, так как посчитал, что тот находится в тяжелом помрачнении. Иван по идеи должен был прислушаться к советам Церкви, но почти всегда нарушал их. Даже не получив благословения, Иван Грозный все же провел реформы в аппарате опричнины.

Первое открытое столкновение между царем и митрополитом состоялось в Успенском соборе. Видя, как некоторые опричники вошли в собор с обнаженным оружием, митрополит удостоил царя проповеди. Как и прежде, царь не внял словам митрополита, тогда и наступило противостояние Филиппа и Ивана Васильевича.

Уже весной 1568 г. в Успенском соборе, митрополит вновь отказал государю в благословении. В этот раз смысл слов Филиппа был совершенно иной:" ...Если не велишь, государь, перестать лить кровь и наносить обиды взыщет с рук твоих Господь... Ведь все это происходит от твоего царственного разделения! ..." Царь покидает церковь, убедившись в том, что митрополит серьезно настроен против политики опричнины. Иван всерьез задумывается о лишении Филиппа церковного сана.

Иван Васильевич пытался очернить всеми любимого митрополита. 28 июля 1568 г. в Новодевичьем монастыре царю выпала возможность лишить Филиппа сана. Митрополит увидел, что царские слуги вошли в обитель с покрытой головой, и он обратился к государю с укором, но, когда царь осмотрел своих опричников, те уже успели снять головные уборы.

Осенью митрополита судит боярская комиссия вместе с Иваном Грозным. "Никто не сомневался в том, что царь сможет навязать Церкви решение суда" Его обвинили в "порочной жизни". В ноябре в Успенский собор ворвались опричники во главе с А.Д. Басмановым и совершили суд над митрополитом, сорвав с него одежды и посадив на воз, и вскоре отвезли на митрополичий двор. И все же царь был не доволен, так как Филипп оставался тверд и не приклонен, Ивану не удалось сломить дух церковного богослужителя.

Тогда к митрополиту пришел Малюта Скуратов и просил его дать благословение для похода на Новгород. Но вместо этого Филипп стал читать молитву. "Услышав слова молитвы, Малюта "заял праведного уста подглавием", то есть задушил его подушкой. Убийство совершилось 23 декабря 1569 года".

Теперь ни в ком не видел царь противодействия.

1569-1570 гг. государь совершил поход на Новгород по доносу об измене. Царь подозревал, что Новгород готовится перейти на сторону Речи Посполитой.

"Опричная дума приняла окончательное решение о походе на Псков и Новгород в декабре 1569 г. Царь созвал в Александровской слободе все опричное воинство и объявил ему весть о "великой измене" новгородцев." По пути опричники жгли города, грабили, убивали жителей.

Войдя в город, опричники стали убивать и грабить горожан, были разграблены церкви и отобрано имущество у людей. Первым делом царь обрушил свой гнев на духовенство и бояр, затем и на посадских людей: людей забивали до смерти и бросали в Волхов. Осада Новгорода продолжалась сорок дней. "Поведение и самого царя, и опричников в Новгороде показывает, что царь и его советники были убеждены в существовании масштабного заговора, в котором участвовали все слои населения Новгорода."

По подсчетам Р.Г. Скрынникова вывел число жертв примерно 2180 человек. Однако мы не можем об этом судить точно, многие из жертв могли и не быть упомянуты в "Синдоке" Ивана Грозного. В.Б. Кобрин считают эту цифру крайне заниженной из-за того, что Скуратов был единственным учредителем убийств. По его мнению число жертв превосходит 10 тысяч.

После этого события Иван Васильевич отправился на Псков. Псковичи отделались лишь несколькими казнями и грабежом.

Затем Иоанн вернулся в Москву и опалился на тех, кто внушил ему злобу на Новгород. Снова начались казни: царь стремился выявить сообщников новгородцев. Казням подверглись фактически глава опричнины Басманов, Вяземский, Висковатый, а вместе с ними еще 200 человек. Преследованию подверглись и семьи опальных; их земли отбирались. Казни часто возобновлялись, так погибли П. Серебряный, Очий-Плещеев, И. Воронцов и другие. Царь старался искоренить неправду изнутри опричнины. "Грозный убедился, что измена проникла в его ближайшее опричное окружение. Воображение рисовало ему картину грандиозного заговора, объединившего против него всех руководителей земщины и опричнины."

Недовольство опричниной в стране нарастало; росло оно и в самой опричнине, так как казни “изменщиков” начались в ней самой. Опричная политика все больше ослабляла страну изнутри. Ухудшалось положение России в шедшей тогда Ливонской войне. "В русском обществе складывалось представление об опричнине как о политике открытого грабежа и насилия."

В 1571 году последовал удар Крымского ханства. Хан Давлет-Гирей вторгся в Россию. Крымское войско разгромило опричный отряд Волынского. "Опричные полки были слишком малочисленными, чтобы вступить в бой с главными силами хана" Хан без труда ворвался в столицу и сжег её. Показав свою неспособность отразить набеги татар, опричное войско 1572 г. практически прекратило свое существование. Иван Грозный отменил опричнину и под страхом смерти запретил даже упоминать это слово.

Хоть государь и упразднил опричнину, он не раз возвращался к подобной политике. Например, в 1575 г. он отрекся от престола и посадил править татарина Симеона Бекбулатовича, а себе выделил удел и там снова ввел опричнину на годы. И в 1582 г. умер царевич Иван. Царь был потрясен, каялся и собирался в монастырь, но боярская дума упросила его остаться на престоле. Само слово "опричнина" вышло из обихода, оно стало означать "двор", а опричник - слово "дворовой".

2.2 Итоги опричнины и её оценка


Я выделил несколько последствий опричнины.

1. Ослабление княжеской и боярской аристократии, усиление дворянства.

Верхушка была расколота на бояр и дворян

2. Централизация Москвы, не осталось прежней феодальной раздробленности.

Путь по которому Иван Грозный повел страну для централизации Москвы был гибельным и разорительным.

3. Были ликвидированы экономически независимые от власти собственники, которые могли стать основой формирования гражданского общества.

Как отмечает Кобрин, "писцовые книги, составленные в первые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие" . Экономические и демографические результаты опричнины резюмировал псковский летописец, записавший: "Царь учиниша опричнину… И от того бысть запустение велие Русской земли". Примерно до 90 % земель были опустошенны, особенно пострадали новгородские земли.

4.Усиление государственной власти, самодержавия; ослабление позиций общества.

"Не имея цельной политической программы, опричнина и "двор" тем не менее неизменно направляли свои усилия к укреплению личной власти царя" Наиболее долгим последствием было укрепление самодержавия.

5. В стране царила разруха, люди бежали на границу государства.

Крестьяне не могли нормально работать из-за наездов опричников, и все это сопровождалось голодом и мором. Многие из них бежали на границу государства. Помещики оставляли свои земли и крестьян. Потом это приведет к введению "Урочных лет" и "Заповедных лет"

6. Ослабление внешнеполитических позиций и военной мощи государства.

В плане военной политики опричнина показала всю свою неэффективность. Иоанн убедился в этом на примере разгрома и сожжение Москвы.

7. Смута - прямое следствие опричнины.

Как известно Россия осталась без наследника, так как династия Рюриковичей пресекалась.

Опричнина, её направленность и смысл вызывают споры. Исторические оценки опричнины кардинально разняться. Никто с точностью не может сказать, какова была сущность опричнины и её итоги, и сущность. Некоторые видели в опричной политики акцию борьбы с "изменой", другие же считали политику совершенно бессмысленной. Известно четыре совершенно не похожих друг на друга оценки значения опричнины.

Первая, опричнина - целенаправленная политика, направленная против пережитков прошлого и борьбы с аристократией, на усиление государственной власти. Соловьев, осуждая террор, видел в опричнине форму борьбы государственного строя с боярским. С.Ф. Платонов связал опричнину с процессами централизации. В итоге - разгром удельной аристократии и упрочнение самодержавия. По Платонову, Иван Грозный отстаивал не право на личный произвол, а принцип единовластия как основание государственной силы и порядка.

Вторая оценка. Иван психически не здоровый человек. В опричнине нет ничего рационального, это всего лишь проявление болезненного помешательства царя. Этой теории придерживается Ключевский, Карамзин, Костомаров. "Вопрос о государственном порядке превратился для него в вопрос о личной безопасности, и он, как не в меру испугавшийся человек, закрыв глаза, начал бить направо и налево, не разбирая друзей и врагов." Ключевский считает, что в опричнине виноват характер царя.

Третья теория. В этот период Россия вела Ливонскую войну и Ивану Васильевичу нужны были ресурсы. В последствии это значило попросту отбор ресурсов для внешней политической борьбы. Виппер Р.Ю. считал, что "учреждение опричнины было в первую очередь крупнейшей военно-административной реформой, вызванной нарастающими трудностями великой войны за доступ к Балтийскому морю, за открытие сношений с Западной Европой", и видел в нём опыт создания дисциплинированной, боеспособной и преданной царю армии.

Четвертая оценка - опричнина представляла собой духовный орден, братию, подобие монастыря. Можно предположить, что Иван Грозный ожидал Конца Света: опричники выступали в роле авангарда. Царь сам начал страшный суд. Исследователь Юрганов сделал вывод, что опричнина представляет собою попытку царя подготовиться к Страшному Суду. Царь полагал, что, прибегая к наказанию "нечестивых", облегчает загробную участь их душ, спасает для вечной жизни.

Итак, как небольшой вывод, можно сказать, опричнина все же была направлена на усиление государевой власти, ликвидации удельной системы и подчинение аристократии и церкви. Хоть многие исследователи расходятся во мнение о целях опричнины, ясно одно, что опричнину нельзя назвать прогрессивным явлением, ибо следующим фактом в истории остается период Смутного времени и экономической кризис.

Заключение


С малолетства в руках Иоанна Грозного была сосредоточена огромная власть. Он знал, как управлять ею и строил грандиозные и обширные планы. Быстро добивался успеха и побед в той или иной области. Не умея себя ограничивать, с каждым разом его требования и желания возрастали. И все же, Иван IV непростой политический деятель: Грозный отличался жестоким нравом, всегда старался найти в своих неудачах виноватого. Опричниной он старался компенсировать свои слабости.

Своей жестокостью царь пытался воспитать покорность в людях. И что мы видим? Первые лица государства, приближенные бояре превратились в "холопов" государя. А чем больше людей положили головы ни за что, тем сильнее царская власть.

Опричнину нельзя назвать прогрессивной политикой. Опричнина - реформа, но неудачная реформа московского правителя. Об этом свидетельствует результат опричной политики: кругом разруха, голод, людские потери и экономический кризис.

По-моему мнению, опричнина является хорошим уроком для всех российских правителей. Она показала, что усиление одной ветви власти ведет к краху остальных ветвей, подрывает экономический, социальные и политический строй страны. Каждый из нас должен понимать, что такого хаоса больше случиться не должно. Я считаю, что царь Иван Васильевич допустил огромную ошибку, применив насилие, как средство укрепления власти. Это сказалось на развитии всей России и остановило ее в развитии на долгое время.

Террор оставил глубокий след в жизни русского общества. Но опричнина не изменила общей политической структуры монархии, не уничтожила значения боярской думы

Список используемой литературы



1. Альшиц, Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного – Л.: Наука, 1988.

2. Веселовский, С.Б. Исследования по истории опричнины / С.Б. Веселовский. – М.: АН СССР, 1963.

3. Володихин, Д.М. Митрополит Филипп / Д.М. Володихин. – М.: Молодая гвардия, 2009.

4. Веселовский С. Б. Указ об опричнине // Исследования по истории опричнины.

5. Зимин, А.А. Опричнина Ивана Грозного / А.А. Зимин. – М.: Мысль, 1964.

6. Зимин, А.А. Россия времени Ивана Грозного / А.А. Зимин, А.Л. Хорошкевич. – М.: Наука, 1984

7. Кобрин В.Б., Иван Грозный./ В.Б. Кобрин М.: Московский рабочий, 1989.

8. Ключевский В.О. Курс русской истории

9. Платонов С.Ф. Лекций по русской истории, 1993.

10. Скрынников, Р.Г. Иван Грозный / Р.Г. Скрынников. – М.: Наука, 1980.

11. Скрынникова Р.Г. Россия накануне "смутного времени"/ Р.Г. Скрынников М.:МЫСЛЬ, 1993.

12. Флоря, Б.Н. Иван Грозный / Б.Н. Флоря. – М.: Молодая гвардия, 1999.

Новосибирск 2018


написать администратору сайта